
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
9 КЛАСС
Контрольных работ – 5 .
Практических работ – 6.
Резервное время - 2 часа.
Форма итоговой аттестации - контрольная работа, тесты.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта и Примерной программы основного общего образования по химии для 9 класса «Неорганическая химия» автора Н.Н.Гара - Сборника нормативных документов – Химия – сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев М. : Дрофа, 2006
Рабочая программа полностью отражает содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Место в базисном плане
Химия – один из основных предметов основного общего образования.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю. При этом курс химии является завершенным и самодостаточным.
В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы обшей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчётных задач.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи химии:
• Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера
• Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
• Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности: грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
• Раскрытие гуманистической направленности химии, её возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством,
• Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности. Основные идеи.
• Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
• Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
• Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ.
• Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.
Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приёмам умственной работы, что составляет важный компонент развивающего обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии ученик должен знать/ уметь:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические попятил: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
, • основные законы, химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Повторение основных вопросов курса 8 класса (3 часов)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток. Химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Расчёты по химическим уравнениям.
Тема 1. Теория электролитической диссоциации (10 часов)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью: кислот, щелочей, солей (тепловые явления при растворении). Степень электролитической диссоциации (сильные и слабые электролиты). Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Химические свойства оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации и об окислительно-восстановительных процессах. Расчеты по уравнениям химических реакций для случаев, когда одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Демонстрации:
1. Испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость.
2. Сравнение электрической проводимости концентрированных и разбавленных растворов уксусной кислоты.
Лабораторные опыты:
1. Реакции обмена между растворами электролитов.
2. Качественная реакция на хлорид-ион.
Практическое занятие: «Решение экспериментальных задач по теме «ТЭД».
Урок контроля – контрольная работа
Тема 2. Подгруппа кислорода (9 часов)
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода. Понятие аллотропии на примере кислорода и серы.
Сера. Строение молекул, физические и химические свойства, применение. Серная кислота. Строение, свойства, применение. Качественная реакция на сульфат-ион. окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Лабораторные опыты:
1. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.
2. Распознавание сульфат-иона в растворе.
Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»»
Расчётные задачи:
Вычисление по химическим уравнениям реакций массы, количества или объёма по известной массе, количеству вещества или объёму одного из вступивших или получившихся в результате реакции веществ.
Тема 4. Азот и фосфор (9 часов)
Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства азота: взаимодействие с металлами, водородом, кислородом. Аммиак, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства аммиака: взаимодействие с кислородом, кислотами, водой, оксидами металлов. Образование иона аммония. Соли аммония, состав, строение, физические и химические свойства: взаимодействие со щелочами, качественные реакции на ион аммония.
Применение аммиака. Производство аммиака.
Практическая работа «Получение и свойства аммиака» (1час)
Азотная кислота, строение молекулы, физические и химические свойства, применение. Производство азотной кислоты, круговорот азота. Фосфор и его соединения (краткая характеристика). Минеральные удобрения.
Практическая работа «Определение минеральных удобрений»
Расчётные задачи на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации:
1. Растворение аммиака в воде.
2. Получение аммиака и его обнаружение.
3. Качественные реакции на сухие соли аммония и нитраты, растворы аммиака.
Лабораторные опыты:
1. Качественная реакция на растворы солей аммония (взаимодействие их с растворами щелочей при нагревании).
2. Ознакомление с азотными, фосфорными и калийными удобрениями.
Тема 5. Углерод и кремний (7 часов)
Общая характеристика подгруппы углерода. Сравнительная характеристика углерода и кремния как химических элементов и как простых веществ. Аллотропия углерода и кремния. Явление адсорбции. Оксиды углерода (II) и (IV) и оксид кремния: строение молекул (тип связи, тип кристаллической решетки), физические и химические свойства (в сравнении). Применение оксидов. Угольная и кремниевая кислоты, их соли. Строение, свойства. Качественная реакция на карбонат-ион. Круговорот углерода в природе.
Практическая работа «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
Силикатная промышленность. Расчётные задачи на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.
Демонстрации:
1. Поглощение углем растворенных веществ и газов.
2. Получение оксида углерода (IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи.
3. Получение кремниевой кислоты.
4. Коллекция «Стекло и изделия из стекла».
Лабораторные опыты:
1. Качественная реакция на карбонат-ион.
2. Ознакомление с образцами природных силикатов.
Урок контроля – контрольная работа
Тема 6. Общие свойства металлов (12 часов)
Общая характеристика металлов. Физические и химические свойства металлов. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. Ряд напряжений металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Сплавы. Щелочные и щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Их свойства. Кальций и его соединения Жесткость воды и способы её устранения. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов.
Демонстрации:
1. Образцы металлов. Изучение их электропроводности. Модели кристаллических решеток металлов.
2. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, другими веществами.
Лабораторный опыт: рассмотрение образцов металлов.
Демонстрации:
1. Взаимодействие кальция и натрия с водой.
2. Качественная реакция на ионы кальция и бария.
3. Устранение жёсткости воды.
4. Взаимодействие алюминия с водой, кислотами, щелочью, солями.
5. Механическая прочность оксидной пленки алюминия.
Лабораторные опыты:
1. Ознакомление с важнейшими соединениями - солями натрия, калия, кальция.
2. Ознакомление с образцами алюминия и его соединения.
Железо: строение, свойства. Характеристика соединений железа (II) и (III): оксиды, гидроксиды, соли. Природные соединения железа.
Демонстрации: природные соединения железа, получение гидроксидов железа (П) и (III), их свойства.
Практическое занятие: «Металлы и их соединения» (1 час).
Урок контроля – контрольная работа.
Тема 10. Органическая химия (17 часов)
Понятие об органических веществах и органической химии. Многообразие органических веществ. Основные идеи теории строения органических соединений по А. М. Бутлерову. Понятие изомерии. Предельные углеводороды: состав, строение, свойства (горение, реакция замещения). Применение предельных углеводородов. Понятие о гомологах и гомологических рядах. Непредельные углеводороды: состав, строение, свойства (горение, реакция присоединения). Применение непредельных углеводородов. Понятие о циклических углеводородах. Природные источники углеводородов. Виды топлива. Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения). Общие понятия об аминокислотах и белках. Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение. Химия и здоровье. Лекарства.
Демонстрации:
1. Некоторые свойства непредельных углеводородов (горение, реакция присоединения).
2. Модели молекул некоторых органических веществ, схемы, таблицы.
3. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».
Урок контроля – контрольная работа.
Резервное время – 2часа.
Учебно-тематический план – химия 9 класс
№п.п | Разделы | Кол-во часов | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Повторение основных вопросов 8 класса | 3 | | |
2 | Электролитическая диссоциация | 10 | 1 | 1 |
3 | Кислород и сера | 9 | - | 1 |
4 | Азот и фосфор | 9 | - | 2 |
5 | Углерод и кремний | 7 | 1 | 1 |
6 | Общие свойства металлов | 12 | 1 | 1 |
7 | Органическая химия | 17 | 1 | - |
| Всего | 68 | 4 | 7 |
Учебно-методическое обеспечение
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман: Неорганическая химия: учебник для 9 класса – М.: Просвещение, 2008
Сборник нормативных документов – сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М. Дрофа, 2007
Н.Н.Гара: Программы общеобразовательных учреждений, - Химия: 8-11 классы, - М. Просвещение, 2008
И.Г. Хомченко: Сборник задач и упражнений по химии для средней школы,- М.: Новая волна, 1999
М.В.Зуева, Н.Н.Гара,- Контрольные и проверочные работы по химии 8-9 кл.
М.: Дрофа, 1998
О.Г.Блохина, - Я иду на урок химии: - книга для учителя «Первое сентября», 1999
В.Г.Иванова, О.Н.Гева, - Химия в формулах. Справочные материалы: М.: Дрофа 2004
Календарно-тематическое планирование
химия – 9 класс
Автор Г.Е.Рудзитис
68 часов (2часа в неделю)
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Кол. час. | ТИП УРОКА | ВВОДИМЫЕ ПОНЯТИЯ | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | ДОМАШ. ЗАДАНИЕ | ДАТА |
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА (3ч) |
1 | Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева в свете теории строения атома. | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | ПСХЭ Д.И.Менделеева. Периодический закон. Атом. | Упр. из сборника Хомченко | Повторить термины по теме | |
2 | Строение атома. Химическая связь. Кристаллические решётки. | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Химическая связь. Кристаллическая решетка и её виды. | Упр. из сборника Хомченко | Повторить термины по теме | |
3 | Химические свойства веществ различных классов неорганических соединений | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Соли. Кислоты. Оксиды. Основания. | Упр. из сборника Хомченко | Повторить определен. и свойства | |
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ (10ч) | |
4/1 | Правила техники безопасности. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в водных растворах. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятия: электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация. Ионы в растворе. | Демонстрация: электролиз хлорида натрия | П.1 упр.1-6 с.13 | |
5/2 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей | 1 | Комбинированный урок | Проведение химических реакций в растворах. Ионы в растворе. Диссоциация кислот щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. | | П.2 | |
6/3 | Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации | 1 | Комбинированный урок | | Демонстрация: электролиз слабого электролита | П.3 упр.7-8 с.13 | |
7/4 | Реакции ионного обмена и условия их протекания | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Составление уравнений химических реакций ионного обмена: молекулярных, полных ионных и сокращенных ионных. Реакции идущие до конца: с образованием осадка, выделением газа и образованием малодиссоциирующего вещества | Демонстрация: реакций ионного обмена. | П.4 | |
8/5 | Реакции ионного обмена и условия их протекания | 1 | Урок - практикум | Качественные реакции на ионы. Работа с таблицей 3 | Л.Р. Реакции обмена между растворами электролитов. | П.4 закончить лаб.работу. | |
9/6 | Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятие степени окисления и валентности | Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций | П.5 упр.6 с.23 упр. 8 | |
10/7 | Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление | 1 | Урок - практикум | Расстановка коэффициентов методом электронного баланса | Выполнение упр. стр.23 | П.5 | |
11/8 | Гидролиз солей | 1 | Комбинированный урок | Действие индикаторов на растворы солей. отношение солей к воде. Ионы в растворе. | Работа с таблицей | П.6 | |
12/9 | П.Р.№1 Решение экспериментальных задач | 1 | Практическая работа Урок комплексного применения ЗУН | Инструктаж по технике безопасности. Проведение реакций ионного обмена с указанием условий их протекания, составление ионных уравнений, указание признаков реакций. | Соблюдение техники безопасности при выполнении работы. | Оформить работу подг. к контр. работе | |
13/10 | Контрольная работа №1 по теме «Электролитическая диссоциация» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Письменная тестовая работа из заданий разного вида | | |
КИСЛОРОД И СЕРА (9ч) | |
14/1 | Анализ контрольной работы Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон - аллотропная модификация. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатное состояние; определение аллотропии и аллотропных видоизменений. Озон и кислород. Строение и свойства. | Демонстрация: горение серы в кислороде. | П.7-8 | |
15/2 | Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение. | 1 | Комбинированный урок | Сера, физические свойства, нахождение в природе. Практическое применение серы. | Л.О №1 Знакомство с образцами природных соединений содержащих серу. | П.9-10 | |
16/3 | Сероводород. Сульфиды. | 1 | Комбинированный урок | Химические свойства сероводорода. Качественная реакция на сульфиды | Л.О.№2 Распознавание ионов в растворе. Выполнение упр.с.34 | П.11 Упр.3-5 | |
17/4 | Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли. | 1 | Комбинированный урок | Химические свойства сернистой кислоты. Качественная реакция на сульфиты. | Распознавание ионов в растворе. | П.12 | |
18/5 | Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. | 1 | Комбинированный урок | Строение и свойства оксида серы, серной кислоты, области их применения, качественная реакция на сульфат- ион. | Л.О №3 Знакомство с образцами природных соединений (сульфатов). Распознавание сульфат-ионов в растворе. | П.13 упр.1 упр.2 с.38 | |
19/6 | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | 1 | Комбинированный урок | Взаимодействие конц. серной к-ты с металлами, стоящими в ряду активности до водорода и после водорода. | Выполнение упр. | П.13 упр.4 с.38 | |
20/7 | П.Р.№2: Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | 1 | Практическая работа Урок комплексного применения ЗУН | Инструктаж по тех без. Качественные реакции на различные соединения элементов подгруппы кислорода. | Соблюдение правил техники безопасности при выполнении экспериментальных задач. | Оформить работу | |
21/8 | Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Скорость химических реакций. Условия влияющие на скорость химических реакций. Катализатор. Ингибитор. Обратимые и необратимые реакции | Выполнение упр. с.42 | П.14 конспект | |
22/9 | Решение задач. Вычисление по химическим уравнениям реакций массы, количества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ | 1 | Урок решения расчетных задач | Моль, молярная масса вещества, молярный объем вещества. Составление системы уравнений применяемых при решении задач | Решение задач из сборника Хомченко | Задача 1-2 с.38 | |
АЗОТ И ФОСФОР (9ч) | |
23/1 | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот Свойства, применение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Азот. Физические и химические свойства, получение и применение. | Ответить на вопросы и выполнить упр. 2-5 с.52 | П.15-16 | |
24/2 | Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение | 1 | Комбинированный урок | Аммиак. Донорно-акцепторный механизм образования молекулы. Получение. Физические и химические свойства | Демонстрация: Получение аммиака. | П.17 | |
25/3 | Соли аммония. | 1 | Комбинированный урок | Соли аммония: Получение , физические и химические свойства. | Л.О. Распознавание катионов аммония. | П.18 конспект | |
26/4 | Практическая работа №3 Получение и свойства аммиака | 1 | Практическая работа. Урок комплексного применения ЗУН | Инструктаж по тех. без. Получение аммиака и растворение его в воде. Горение аммиака в кислороде. Взаимодействие аммиака с кислотами. Свойства водного раствора аммиака. | П.Р. Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака. | Оформить работу. | |
27/5 | Оксиды азота (II) и оксид азота (IV). | 1 | Комбинированный урок | Оксиды азота ( II) и (IV ) Определение степеней окисления азота в оксидах. | Свойства оксидов. | Конспект. | |
28/6 | Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты | 1 | Комбинированный урок | Азотная кислота. нитраты. Взаимодействие с металлами | Качественные реакции на нитрат-ион | П.19-20 упр. 4 | |
29/7 | Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. | 1 | Комбинированный урок | Фосфор. Аллотропные модификации фосфора. | Демонстрация: коллекции соединений фосфора. | П.21 | |
30/8 | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения. | 1 | Комбинированный урок | Степень окисления фосфора в различных соединениях. Микро- и макроэлементы | Качественные реакции на фосфор. Демонстрация удобрений | П.22-23 | |
31/9 | Практическая работа № 4 Определение минеральных удобрений. | 1 | Практическая работа. Урок комплексного применения ЗУН | Инструктаж по тех. без. Определение азотных, фосфорных, калийных удобрений. Решение экспериментальных задач. | Проведение опытов по распознаванию минеральных удобрений. Качественные реакции на различные соединения неметаллов. | Оформить работу. | |
УГЛЕРОД И КРЕМНИЙ (7ч) |
32/1 | Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Углерод. Аллотропные модификации: алмаз и графит. Физические свойства. | Демонстрация: кристаллические решетки алмаза и графита | П.24 П.25 с.77-79 | |
33/2 | Химические свойства углерода. Адсорбция. | 1 | Комбинированный урок | Понятие адсорбции и десорбции. Окислительные и восстановительные свойства углерода. | Ответить на вопросы и выполнить упр.10-13 с.90 | П.25 с.81-82 | |
34/3 | Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм | 1 | Комбинированный урок | Угарный газ. Физиологическое действие угарного газа на организм. Оказание первой медицинской помощи. | Получение угарного газа | П.26 упр.10-13 с.91 | |
35/4 | Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. | 1 | Комбинированный урок | Качественные реакции на карбонат-анион. Фотосинтез и дыхание. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе. | Л.О.№ 6 Распознавание карбонат - анион | П.27-29 упр.14-20 с.91 | |
36/5 | Практическая работа №5 Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | 1 | Практическая работа. Урок комплексного применения ЗУН | Инструктаж по тех. без. Получение оксида углерода и распознавание карбонатов | Качественные реакции на карбонат - анион | Оформить работу | |
37/6 | Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Кварц. Карборунд, силициды. Силикаты. Силикатная промышленность. | Выполнение упр.с.101 | П.30-33 | |
38/7 | Контрольная работа № 2 по темам: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний». | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Контрольная письменная работа из заданий разного вида | | |
ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (12ч) | |
39/1 | Анализ к/р. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Положение металлов в ПСХЭ. Деление металлов на группы: щелочные, щелочно-земельные, амфотерные. | Л.О.№7. Работа с коллекциями металлов. | П.34 П. 36 | |
40/2 | Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов | 1 | Комбинированный урок | Ряд напряжений металлов. Общие хим. свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями | Работа с таблицами и схемой13 учебника | П.37 | |
41/3 | Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды | 1 | Урок-семинар | История становления металлургического производства Металлургия: чугун, сталь легированные сплавы. | Знакомство с основными видами металлургической продукции. | П.45 | |
42/4 | Сплавы. | 1 | Комбинированный урок | Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) | Ознакомление с основными видами чугуна. | П.38 П.46-47 | |
43/5 | Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение. | 1 | Комбинированный урок | Щелочные металлы и их соединения. Гидраты. | Качественные реакции на ионы щелочных металлов. Л.О. распознавание натрия, калия. | П.39 | |
44/6 | Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения | 1 | Комбинированный урок | Щелочно-земельные металлы. Соединения кальция: негашёная известь, гашеная известь, известковое молоко, известковая вода | Л.О.№9 Качественные реакции на ионы магния и кальция. | П.40-41 | |
45/7 | Жесткость воды и способы её устранения | 1 | Комбинированный урок | Карбонатная (временная) и некарбонатная (постоянная) жесткость. | Работа над заданиями с.125 | П.41 упр.15 с.125 | |
46/8 | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия | 1 | Комбинированный урок | Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия. | Вопросы 2-6 с.130 | П.42 с.125-128 зад.1 | |
47/9 | Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Расположение электронов по энергетическим уровням. Свойства железа: физические и химические. | Л.О. Знакомство с образцами руд железа. | П.43 упр.5 | |
48/10 | Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III) | 1 | Комбинированный урок | Железо. Оксиды и гидроксиды. Соли железа. | Л.О.Получение гидроксида железа (II), гидроксида железа (III) и взаимодействие их с кислотами. | П.44 упр.11 Подготовка к прак. раб. | |
49/11 | П.Р.№ 7 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» | 1 | Практическая работа Урок комплексного применения ЗУН | Инструктаж по тех.без. Качественное определение ионов железа со степенями окисления +2 +3 | Проведение химических реакций. | Оформить работу. | |
50/12 | Контрольная работа №3 по теме: «Общие свойства металлов» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Письменная работа из заданий разного вида | | |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ (2ч) |
51/1 | Анализ к.р. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Первоначальные сведения о строении органических соединений | Демонстрация: Модели молекул органических соединений | П.48-49 | |
52/2 | Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений | 1 | Комбинированный урок | Важнейшие признаки классификации: строение углеродного скелета; наличие в молекуле функциональных групп. | Работа со схемами 19-20. Ответить на вопрос 5 с.154 | П.50 | |
УГЛЕВОДОРОДЫ (4ч) |
53/1 | Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Предельные (насыщенные) углеводороды. Гомологический ряд. Гомологическая разность. | Вопросы 6-8 с.156 | П.51 | |
54/2 | Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. | 1 | Комбинированный урок | Непредельные (насыщенные) углеводороды Этилен. Качественные реакции на этилен. | Упр.9-10 с.163 | П. 52 стр.156-157 | |
55/3 | Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах. | 1 | Комбинированный урок | Ацетилен. Свойства. Применение. Диеновые углеводороды. Циклоалканы. Изомерия циклоалканов. | Вопросы 11-13 стр.163 | П.52-53 | |
56/4 | Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения | 1 | Урок-семинар | Доклады о природных источниках углеводородов, природном газе, нефти, защите окружающей среды от загрязнения. | Демонстрация: образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. | П.54 | |
СПИРТЫ (2ч) |
57/1 | Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Спирты (метанол, этанол), как представители кислородсодержащих органических соединений | Вопросы 1-3 с.173 Задача 1 с.173 | П.55 | |
58/2 | Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение. | 1 | Комбинированный урок | Этиленгликоль. Глицерин. | | П.55 конспект | |
КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ. ЖИРЫ (2ч) |
59/1 | Муравьиная и уксусная кислоты. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. | 1 | Комбинированный урок | Муравьиная и уксусная кислоты. Стеариновая кислота. | Выполнение упр.с.173 Изомерия карбоновых кислот. | П.56 | |
60/2 | Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. | 1 | Комбинированный урок | Жиры- продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот | | П.56 конспект | |
УГЛЕВОДЫ (2ч) |
61/1 | Глюкоза, сахароза. Нахождение в природе. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. | 1 | Комбинированный урок | Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Изомерия углеводов. | Вопросы 8-10 с.173 Задача 5 с.173 | П.57 | |
62/2 | Крахмал, целлюлоза – природные полимеры | 1 | Комбинированный урок | | | | |
БЕЛКИ. ПОЛИМЕРЫ (5ч) |
63/1 | Белки – биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биологически важные вещества. | Денатурация белка. Качественные реакции на белки. | П.58 | |
64/2 | Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение. | 1 | Комбинированный урок | Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение. | Демонстрация: изделия из полиэтилена, полипропилена. | П.59 | |
65/3 | Химия и здоровье. Лекарства. | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с лекарствами, находящихся в домашней аптечке. | | П.60 | |
66/4 | Контрольная работа по теме: Органическая химия | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Письменная работа из заданий разного вида | | |
67/5-68/6 | Резервное время | 2 | | | | |