МКУ «Комитет по образованиюАдминистрации г. Улан-Удэ»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60
социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ
«Рассмотрено» Педагогическим советом «07» сентября 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________Л.В. Цыденова «07» сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии 9 класс
на 2018 - 2019 учебный год
Составитель: Дынженова Г.Д.
учитель химии
г. Улан- Удэ
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного образования по химии (базовый уровень), по учебнику для общеобразовательных учреждений Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс», М., «Просвещение», 2016г.
Программа адресована учащимся 9 класса, находящимся на надомном обучении.
Целью данного курса является освоение основных химических понятий, законов и теорий при изучении химии элементов и их соединений, химических методов познания для развития предметных и метапредметных компетенций, обеспечивающих личностное развитие и социальную адаптацию.
В ходе ее достижения решаются задачи:
1. формирование универсальной системы знаний, умений, навыков и способов деятельности по химии.
2. развитие ключевых компетенций, учащихся для формирования умения самостоятельно, творчески и эффективно использовать систему знаний и умений и навыков по химии и способы учебной деятельности при решении учебных и иных жизненных задач.
3. формирование адекватных к требованиям современного общества эмоционально-ценностных ориентиров, учащихся для адаптации, к изменяющимся условиям среды и способности к эмоционально - ценностным отношениям к себе, к социуму, к природе, к родине и окружающему миру.
Место и роль предмета
Химия как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью химии в познании законов природы, в формировании естественно- научной картины мира, в обеспечении человека и производства материалами, в создании новых материалов с заданными свойствами, в развитии технологий, в решении глобальных проблем человечества. Велика роль химии в воспитании культуры труда, духовно-нравственных качеств, экологической культуры, здорового образа жизни обучающихся. Особенности предмета химии способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, навыков умственного и физического труда, способности к самоопределению и социализации в обществе.
Количество учебных часов, отводимые на изучение предмета: согласно базисному учебному плану и с учетом специфики школы на преподавание химии в 9 классе отводится 51 час (1,5 часа в неделю, 1 час – 35 минут). Из них предусмотрено проведение:
контрольных работ – 5
практических работ- 6
Формы контроля знаний и умений: входной, текущий контроль и итоговый. Текущий контроль осуществляется в форме: устный опрос, письменные работы с развернутым ответом, тестирование, защита проектов, взаимоконтроль и самоконтроль учебных достижений. Итоговый контроль проводится один раз в четверть в форме тематических контрольных работ (4ч) и в конце учебного года – итоговая контрольная работа (1час).
Данная программа включает национально-региональный компонент:
-производство цемента и кирпича в Бурятии при изучении темы «Кремний и его соединения»
- минеральные источники Бурятии, их качественный состав и значение при изучении темы «Подгруппа кислорода»
- экскурсии на очистные сооружения г.Улан-Удэ, в городскую аптеку при изучении темы «Подгруппа углерода»
Механизмы формирования ключевых компетенций
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в групповой работе; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях.
Формы организации учебного процесса, технологии, методы, приемы
Программа предусматривает групповую форму организации учебного процесса. Обучение химии в 9 классе ведется с применением современных технологий развивающего и личностно-ориентированого обучения, методы и приемы деятельностного обучения на основе компетентностного подхода. Формирование универсальной системы знаний, умений, навыков и способов деятельности, обучающихся по химии основан на системно-деятельностном подходе в построении и организации учебного процесса.
Спецификой данного курса является проведение практических работ в виде химического эксперимента с соблюдением правил безопасности и норм поведения в кабинете химии.
Изучении данного курса дает большие возможности для самостоятельной работы учащихся в рабочей тетради Н.И. Габрусева, Т.А. Боровских, О.С. Габриэлян, по материалам учителя, а также с использованием ресурсов интернет, медиа-ресурсов школы, ресурсов для лабораторных и практических экспериментов, оборудования Архимед, материалов для домашнего эксперимента. Данные теоретические и практические задания по химии расширяют кругозор учащихся в познании материального мира и совершенствуют умения применить их в решении учебных задач с начала с помощью учителя, самостоятельно по алгоритму, в стандартной и в нестандартной ситуации.
Требования к уровню усвоения программы
В результате изучения химии в 9 классе ученик должен знать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы основных классов неорганических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: элемент, атом, ион, молекула, электролит и неэлектролит, неорганические вещества и их свойства, способы получения, области применения, химические реакции
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
ученик должен уметь:
называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номера группы и периода, к которым он принадлежит в Периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена, ОВР
составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов Периодической системы; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю растворенного вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни:
для безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание курса
Повторение основных вопросов курса VIII класса (3 часа)
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов. Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная. Состав и характерные свойства, и способы получения оксидов, оснований, кислот и солей. Входная контрольная работа
Теория электролитической диссоциации (9 часов)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции обратимые и необратимые. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Химические свойства оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации и об окислительно-восстановительных процессах.
Практическая работа№1 Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»
Контрольная работа № 1
Подгруппа кислорода. Основные закономерности химических реакций (10,5 часов)
Положение элементов подгруппы кислорода в периодической системе химических элементов. Строение атомов элементов. Понятие аллотропии на примере кислорода и серы. Химические свойства серы: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Серная кислота. Качественная реакция на сульфат-ион. Значение серной кислоты и ее солей в народном хозяйстве. Производство Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.
Скорость химических реакций (без учета кинетического уравнения). Зависимость скорости химических реакций от природы, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры и катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Химические реакции, лежащие в основе производства серной кислоты контактным способом, закономерности их протекания и управления ими. Охрана труда и окружающей среды.
Практическая работа № 2 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Контрольная работа №2
Подгруппа азота. (7,5 часов)
Положение химических элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Азот. Физические свойства азота. Химические свойства: взаимодействие с водородом и кислородом. Аммиак, его физические и химические свойства: горение, взаимодействие с водой и кислотами. Образование иона аммония. Соли аммония: состав, взаимодействие со щелочами, качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака. Производство аммиака: колонна синтеза, выбор оптимальных условий, автоматизация производственного процесса. Азотная кислота. Применение азотной кислоты и ее солей. Краткие сведения о фосфоре. Удобрения. Понятие о кислых солях. Классификация удобрений. Важнейшие простые удобрения: азотные, фосфорные и калийные. Сложные удобрения: аммофос, нитрофоска. Условия рационального хранения и использования удобрений и проблема охраны природы. Роль химии в решении продовольственных проблем.
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Практическая работа № 3 Получение аммиака и изучение его свойств.
Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».
Контрольная работа №3
Подгруппа углерода. (4,5 часов)
Положение химических элементов подгруппы углерода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Адсорбция. Химические свойства углерода: горение, восстановление оксидов металлов. Оксид углерода (П) и оксид углерода (1У). Химические свойства оксида углерода (П): горение, восстановление металлов. Химические свойства оксида углерода (1У): взаимодействие с водой и раствором щелочи. Угольная кислота, общие свойства карбонатов. Качественная реакция на карбонат-ион. Превращение карбонатов в природе. Круговорот углерода в природе. Краткие сведения о кремнии и его соединениях. Строительные материалы: стекло, цемент, бетон, их получение в промышленности.
Практическая работа № 5 Получение оксида углерода (1У) и изучение его свойств. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода»
Галогены (1,5ч)
Положение галогенов в Периодической таблице и строение атомов. Хлор. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Контрольная работа №4
Расчетные задачи: Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Общие свойства металлов (1.5 часа) Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Металлическая связь. Характерные физические и химические свойства металлов. Электролиз и его применение. Понятие о коррозии металлов.
Металлы главных подгрупп I – III групп периодической системы
химических элементов Д.И. Менделеева. (3часа)
Общая характеристика металл ов главных подгрупп 1-II групп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Алюминий. Характеристика алюминия и его соединений. Амфотерность оксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов.
Железо – металл побочной подгруппы периодической системы
химических элементов Д.И. Менделеева. (6 часов)
Железо. Характеристика железа, оксидов, гидроксидов, солей железа (II) и(III). Природные соединения железа. Сплавы железа чугун и сталь. Применение сплавов и соединений железа.
Расчетные задачи: Решение комбинированных задач
Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Контрольная работа №5
Годовая контрольная работа
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Р у д з и т и с Г. Е. Химия: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М.: Просвещение.
2. Химия: 9 кл.: электронное приложение к учебнику.
3. Г а р а Н. Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы / Н. Н. Гара. — М.: Просвещение.
4. Г а б р у с е в а Н. И. Химия: рабочая тетрадь: 9 кл. / Н. И. Габрусева. — М.: Просвещение.
5. Г а р а Н. Н. Химия: задачник с «помощником»: 8—9 кл. / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. — М.: Просвещение.
6. Р а д е ц к и й А. М. Химия: дидактический материал: 8—9 кл. / А. М. Радецкий. — М.: Просвещение.
7. Г а р а Н. Н. Химия. Уроки в 9 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. — М.: Просвещение
8. Хомченко, И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы / И. Г. Хомченко. М.: ООО «Издательство Новая волна»
Календарно-тематическое планирование 9 класс
n/n | Темы уроков | Кол час | Дата провед |
-
| Повторение курса 8 класса | 1,5 | |
-
| Повторение курса 8 класса. Входная контрольная работа | 1,5 | |
-
| Электролиты и неэлектролиты. ТЭД | 1,5 | |
| Диссоциация кислот, щелочей и солей | 1,5 | |
-
| Сильные и слабые электролиты | 1,5 | |
-
| Реакции ионного обмена. П/ р№1 | 1,5 | |
-
| Степень окисления. ОВР. | 1,5 | |
-
| Контрольная работа №1 | 1,5 | |
-
| Гидролиз солей. | 1,5 | |
-
| Подгруппа кислорода. Сера и ее соединения | 1,5 | |
-
| Серная кислота и ее соли. | 1,5 | |
-
| Скорость химических реакций | 1,5 | |
-
| Химическое равновесие | 1,5 | |
-
| Повторение и обобщение. П/ р № 2 | 1,5 | |
-
| Контрольная работа №2 | 1,5 | |
-
| Подгруппа азота. | 1,5 | |
-
| Аммиак. Соли аммония П/ р № 3 | 1,5 | |
-
| Азотная кислота и ее соли | 1,5 | |
-
| Фосфор и его соединения. | 1,5 | |
-
| Минеральные удобрения. П/ р № 4 | 1,5 | |
-
| Подгруппа углерода. | 1,5 | |
-
| Угольная кислота и ее соли П/ р № 5 | 1,5 | |
-
| Кремний и его соединения. | 1,5 | |
-
| Галогены. | 1,5 | |
-
| Контрольная работа № 3 | 1,5 | |
-
| Металлы и их общая характеристика. Коррозия металлов | 1,5 | |
-
| Металлы главных подгрупп I , II группы. Жесткость воды | 1,5 | |
-
| Алюминий и его соединения | 1,5 | |
-
| Металлы d элементы. Железо. | 1,5 | |
-
| Производство чугуна и стали. П/ р № 6 | 1,5 | |
-
| Контрольная работа №4 | 1,5 | |
-
| Годовая контрольная работа | 1,5 | |