МБОУ «Криволесская ОШ»
Рассмотрена и принята педагогическим Советом Протокол № __ от _____ г. | | Утверждена приказом № ___ от _________ ___________/Л.П. Терехова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
предмет
ДЛЯ 8 КЛАССА
класс
Воробьева Елена Владимировна
Рабочая программа по химии для 8-го класса разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); примерной программы по химии для основной школы; планируемых результатов освоения основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Криволесская основная школа»; положения о рабочих программах МБОУ «Криволесская ОШ»; авторской программы О. С. Габриеляна. Химия. – М.: Дрофа. 2014.
.
Планируемые результаты изучения химии.
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
2. Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение в химию (7 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных вещества
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Лабораторные опыты. 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.
Практическая работа № 1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование и обращение с ним. Строение пламени.
Тема 2. Атомы химических элементов (14 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.
Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений. 5. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.
Тема 3. Простые вещества (9 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с коллекцией металлов. 7. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Тема 4. Соединения химических элементов (19ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей, дистилляция воды.
Лабораторные опыты 8. Ознакомление с коллекцией оксидов. 9. Ознакомление со свойствами аммиака. 10. Качественная реакция на углекислый газ. 11. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. 12. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. 13.Ознакомление с коллекцией солей.14. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток. 15. Ознакомление с образцом горной породы.
Практическая работа № 2 Анализ почвы и воды
Практическая работа № 3
Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей.
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (17ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Лабораторные опыты.
16. Прокаливание меди в пламени спиртовки. 17. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практическая работа № 4
Наблюдения за изменениями , происходящие с горящей свечой
Практическая работа № 5
Признаки химических реакций и их классификация.
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (26 ч)
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.
Лабораторные опыты:18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 19. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 20. Взаимодействие
кислот с основаниями. 21. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 22. Взаимодействие кислот с металлами. 23. Взаимодействие кислот с солями. 24. Взаимодействие щелочей с кислотами. 25. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.26. Взаимодействие щелочей с солями. 27. Получение и свойства нерастворимых оснований. 28. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 29. Взаимодействие основных оксидов с водой.30. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. 31. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. 32. Взаимодействие солей с кислотами. 33. Взаимодействие солей с щелочами. 34. Взаимодействие солей с солями. 35. Взаимодействие растворов солей с металлами.
Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов (4 ч)
1. Ионные реакции. 2 .Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 3.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 4. Решение экспериментальных задач.
Все практические работы оцениваются т.к. рассчитаны на 45 минут.
Тема 8. Учебные экскурсии (—/4 ч)
Экскурсии на производственные объекты (местные химические производства).
Резервное время — 3—6 ч.
промежуточная аттестация в форме тестирования.
3. Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Тема 1. Введение в химию (7 ч) |
1/1. | Вводный инструктаж по ТБ при работе в кабинете химии. Предмет химии. Вещества и их свойства. Химический элемент и формы его существования. Лабораторные опыты. 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов. | 1 |
2/2. | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Явления физические и химические. Лабораторные опыты. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги. | 1 |
3/3. | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «Правила т/б. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием. Строение пламени.» | 1 |
4/4. | Некоторые исторические сведения по химии. | |
5/5. | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. | 1 |
6/6. | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении. | 1 |
7/7. | Решение задач на расчёты атомной и молекулярной массы. Решение задач на массовую долю вещества. | 1 |
Тема 2. Атомы химических элементов (14ч) |
8/1. | Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер. | 1 |
9/2. | Изменение в строении атомов. Изотопы. Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа | 1 |
10-11/ 3-4 | Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20 в таблице Д.И. Менделеева. | 2 |
12-13/ 5-6 | Металлические и неметаллические свойства элементов и их изменение в периодической таблице. | 2 |
14/7 | Ионная химическая связь. | 1 |
15/8 | Ковалентная неполярная химическая связь. | 1 |
16-17/ 9-10 | Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность (ЭО). Лабораторные опыты. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений. | 2 |
18/11 | Металлическая связь. | 1 |
19-20/ 12-13 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Атомы химических элементов». | 2 |
21/14 | Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» | 1 |
Тема 3. Простые вещества (9 ч) |
22/1. | Простые вещества-металлы. Положение в ПС. Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с коллекцией металлов. | 1 |
23-24/ 2-3 | Простые вещества-неметаллы. Аллотропия. Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с коллекцией неметаллов. | 2 |
25-26/ 4-5 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 2 |
27/6 | Молярный объем газов. | 1 |
28/7 | Урок- упражнение. Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов» | 1 |
29/8 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» | 1 |
30/9 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 по теме «Простые вещества» | 1 |
Тема 4. Соединения химических элементов (19 ч) |
31/1 | Степень окисления. Основы номенклатуры бинарных соединений | 1 |
32-33/ 2-3 | Оксиды Лабораторные опыты. 8. Ознакомление с коллекцией оксидов. 9. Ознакомление со свойствами аммиака. 10. Качественная реакция на углекислый газ | 2 |
34-35/ 4-5 | Основания | 2 |
36-37/ 6-7 | Кислоты. Лабораторные опыты. 11. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. 12. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов | 2 |
38-39/ 8-9 | Соли как производные кислот и оснований . Лабораторные опыты. 13. Ознакомление с коллекцией солей | 2 |
40/10 | Обобщение знаний о классификации сложных веществах | 1 |
41/11 | Аморфные и кристаллические вещества . Лабораторые опыты. 14. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток. | 1 |
42/12 | Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцом горной породы. | 1 |
43/13 | Практическая работа № 4 Анализ почвы и воды. | 1 |
44-45/ 14-16 | Расчеты, связанные с понятием «доля». Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» . | 2 |
46/17 | Практическая работа № 2 Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей | 1 |
47/18 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | 1 |
48/19 | Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов» | 1 |
Изменения, происходящие с веществами (17ч) |
49/1. | Физические явления. Разделение смесей. | 1 |
50/2. | Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций. | 1 |
51/3 | Практическая работа № 3. Наблюдения за изменениями, происходящие с горящей свечой. | 1 |
52/4. | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | 1 |
53-55/ 5-7 | Расчеты по химическим уравнениям | 3 |
56/8 | Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторах. | 1 |
57/9 | Реакции соединения. Цепочки переходов. Лабораторные опыты 16. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки | 1 |
58/10 | Реакции замещения. Ряд активности металлов Лабораторные опыты. 17. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом | 1 |
59/11 | Реакции обмена. Правило Бертолле | 1 |
60/12 | Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе. | 1 |
61/13 | Практическая работа № 5 Признаки химических реакций и их классификация | 1 |
62-64/ 14-16 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами». | 3 |
65/17 | Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 |
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (26ч) |
66/1 | Растворение как физико - химический процесс. Растворимость. Типы растворов | 1 |
67/2 | Электролитическая диссоциация | 1 |
68/3 | Основные положения теории электролитической диссоциации | 1 |
69/4 | Ионные уравнения реакций. Лабораторные опыты. 18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра | 1 |
70/5 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 «Ионные уравнения». | 1 |
71/6 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7«Условия протекания реакций». | 1 |
72-74/ 7-9 | Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД . Лабораторные опыты. 19. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 20. Взаимодействие кислот с основаниями. 21. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 22. Взаимодействие кислот с металлами. 23. Взаимодействие кислот с солями. | 3 |
75-77/ 10-12 | Основания: классификация и свойства в свете ТЭД . Лабораторные опыты. 24. Взаимодействие щелочей с кислотами. 25. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 26. Взаимодействие щелочей с солями. 27. Получение и свойства нерастворимых оснований | 3 |
78-79/ 13-14 | Оксиды: классификация и свойства. Лабораторные опыты. 28. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 29. Взаимодействие основных оксидов с водой. 30. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. 31. Взаимодействие кислотных оксидов с водой | 2 |
80-81/ 15-16 | Соли: классификация и свойства в свете ТЭД. Лабораторные опыты. 32. Взаимодействие солей с кислотами. 33. Взаимодействие солей с щелочами. 34. Взаимодействие солей с солями. 35. Взаимодействие растворов солей с металлами | 2 |
82/17 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | 1 |
83/18 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» (инструкция по ТБ) | 1 |
84/19 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9 «Решение экспериментальных задач» (инструкция поТБ) | 1 |
85-86 20/21 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | 2 |
87/22 | Контрольная работа по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | 1 |
88/23 | Классификация химических реакций. Окислительно- восстановительные реакции | |
89/24 | Урок – упражнение в составлении окислительно - восстановительных уравнений. | 1 |
90/25 | Свойства изученных классов веществ в свете окислительно- восстановительных реакций | 1 |
91/26 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Окислительно - восстановительные реакции» | 1 |
Учебные экскурсии(4ч) |
92-93 | Экскурсия на местное предприятие (пилораму) | 2 |
94-95 | Экскурсия в аптеку. | 2 |
96 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 |
97 | Обобщающее повторение по курсу химии | 1 |
98-99 | Решение задач всех типов за курс химии 8 класса | 2 |
100-101 | Решение задач на превращение веществ | 2 |
102 | Повторение по строению периодической системы, строению атома. | 1 |