СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 8 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику химии : 8 класс, учебник для общеобразовательных организаций, / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков,  - М. Просвещение , 2019 г. - 175 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 8 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29




Согласовано

Зам. директора по УВР

___________Грицай О.А.

Протокол педагогического совета

№ 1 от 02.09.2019 г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 29

_______ Катеринчук А.Н.

Приказ № 131-ОД от 02.09.2019 г.





Рабочая программа

по химии

в 8 «А» (общеобразовательном) классе

на 2019-2020 учебный год

количество часов в неделю - 2






Составитель: Бородина В.С.,

учитель географии, I КК







Составлена на основе авторской программы Габриелян О. С.






Учебник: Химия. 8 класс, учебник для общеобразовательных организаций / О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. – М. : Просвещение, 2019. – 175 с. : ил.








2019 год.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по химии разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. ЗЧ 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 ЗЧ 1644, от 31.12.2015 ЗЧ 1577) (далее ФГОС 000)

  2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 ЗЧ 1/15)


В основу курса положены следующие идеи:

  • материальное единство и взаимосвязь объектов и явлений природы;

  • ведущая роль теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;

  • взаимосвязь качественной и количественной сторон химических объектов материального мира;

  • развитие химической науки и производство химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, решения глобальных проблем современности;

  • генетическая связь между веществами.


Эти идеи реализуются в курсе химии основной школы путём достижения следующих целей:

  • Формирование у учащихся целостной естественно-научной картины мира.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения химической науки и её вклада в современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация,

  • сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении, свойствах и применении химических веществ.

  • Воспитание убеждённости в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве.

  • Проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения.

  • Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.


Предлагаемый курс отличается от других курсов химии основного общего образования, включённых в Федеральный перечень учебников, наличием важных методических особенностей.

  1. Содержание курса выстроено в соответствии с историко­логическим и системно-деятельностным подходами на основе иерархии учебных проблем. Все дидактические единицы учебных книг для 8—9 классов начинаются с постановки образовательной проблемы (вопрос, задание, эксперимент), которая решается в процессе изучения параграфа на основе деятельностного подхода.

  2. Теоретические положения курса химии основной школы раскрываются на основе широкого использования химического эксперимента (лабораторных опытов и практических работ), в том числе и проводимого в домашних условиях, а также демонстрационного эксперимента.

  3. Развитие информационно-коммуникативной компетентности обучающихся: обращение к различным источникам химической информации, подготовка информационного продукта и его презентация, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения и корректировать позицию на основе анализа аргументов участников дискуссии.

  4. Метапредметный характер содержания учебного материала: реализация связей с предметами не только естественно-научного цикла, но и с историей, литературой, мировой художественной культурой.

  5. Практико-ориентированная значимость отбора учебного содержания: связь изучаемого материала с жизнью, формирование экологической грамотности при обращении с химическими веществами, материалами и процессами, отвечающими требованиям правил техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории и повседневной жизни.)


Предлагаемая рабочая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

  • «Вещество» — взаимосвязь состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;

  • «Химическая реакция» — закономерности протекания и управления процессами получения и превращения веществ;

  • «Химический язык» — оперирование системой важнейших химических понятий, владение химической номенклатурой и символикой (химическими знаками, формулами и уравнениями);

  • «Химия и жизнь» — соблюдение правил химической безопасности при обращении с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и на производстве.


Курс ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и краткое знакомство с некоторыми понятиями и объектами органической химии.

В содержательной линии «Вещество» раскрывается учение о строении атома и вещества, составе и классификации химических веществ.

В содержательной линии «Химическая реакция» раскрывается учение о химических процессах: классификация химических реакций и закономерности их протекания; качественная и количественная стороны химических процессов (расчёты по химическим формулам и уравнениям химических реакций).

В содержательной линии «Химический язык» формируются умения учащихся называть вещества по формулам и составлять формулы по их названиям, записывать уравнения реакций и характеризовать их, раскрывать информацию, которую несёт химическая символика, в том числе выраженная в табличной форме (Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости веществ в воде); использовать систему химических понятий для описания химических объектов (элементов, веществ, материалов и процессов).

В содержательной линии «Химия и жизнь» раскрываются логические связи между свойствами, применением, получением веществ в лабораторных условиях и на производстве; формируется культура безопасного и экологически грамотного обращения с химическими объектами.

В курсе значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических работ и лабораторных опытов, фиксации и анализу их результатов, соблюдению норм и правил безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).

Реализация программы курса в процессе обучения позволит обучающимся понять роль и значение химии среди других наук о природе, т. е. раскрыть вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.

Курс рассчитан на обязательное изучение предмета в объёме 140 учебных часов, по 2 часа в неделю в 8—9 классах.

Предлагаемый курс носит общекультурный характер и позволяет учащимся определиться с выбором профиля обучения в старшей школе.

Предлагаемый пропедевтический курс является автономным по отношению к обязательному курсу основной школы.

Таким образом, рабочая программа может быть составлена с учётом содержания предлагаемого пропедевтического курса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

По завершению курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:

  1. Личностные результаты.

  1. осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;

  2. формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;

  3. формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;

  4. овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;

  6. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.


  1. Метапредметные результаты.

  1. определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;

  2. планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;

  3. соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;

  4. определение источников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;

  5. использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  8. генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.


  1. Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объём или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

  • получать, собирать кислород и водород;

  • распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева;

  • раскрывать смысл понятий «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

  • распознавать опытным путём газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.


Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующие последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Начальные понятия и законы химии

Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ. Материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.

Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Модели материальные и знаковые или символьные.

Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление.

Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твёрдые. Способы разделения смесей: перегонка, или дистилляция, отстаивание, фильтрование, кристаллизация или выпаривание. Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в быту.

Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на примере кислорода. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный варианты. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы, или А- и Б-группы. Относительная атомная масса.

Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут химические формулы.

Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности химического элемента по формуле вещества. Составление названий соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон постоянства состава веществ.

Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания и прекращения. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Информация, которую несёт химическое уравнение.

Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и катализ.


Демонстрации

  • Коллекция материалов и изделий из них.

  • Модели, используемые на уроках физики, биологии и географии.

  • Объёмные и шаростержневые модели некоторых химических веществ.

  • Модели кристаллических решёток.

  • Собирание прибора для получения газа и проверка его на герметичность.

  • Возгонка сухого льда, иода или нафталина.

  • Агр егатные состояния воды.

  • Разделение двух несмешивающихся жидкостей с помощью делительной воронки.

  • Дистиллятор и его работа.

  • Установка для фильтрования и её работа.

  • Установка для выпаривания и её работа.

  • Коллекция бытовых приборов для фильтрования воздуха.

  • Разделение красящего вещества фломастера с помощью бумажной хроматографии.

  • Модели аллотропных модификаций углерода и серы.

  • Получение озона.

  • Портреты Й. Я. Берцелиуса и Д. И. Менделеева.

  • Короткопериодный и длиннопериодный варианты Периодической системы Д. И. Менделеева

  • Конструирование шаростержневых моделей молекул.

  • Аппарат Киппа.

  • Разложение бихромата аммония.

  • Горение серы и магниевой ленты.

  • Портреты М. В. Ломоносова и А. Л. Лавуазье.

  • Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ.

  • Горение фосфора, растворение продукта горения в воде и исследование полученного раствора лакмусом .

  • Взаимодействие соляной кислоты с цинком.

  • Получение гидроксида меди(II) и его разложение при нагревании.


Лабораторные опыты

  1. Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды.

  2. Проверка прибора для получения газов на герметичность.

  3. Ознакомление с минералами, образующими гранит.

  4. Приготовление гетерогенной смеси порошков серы и железа и их разделение.

  5. Взаимодействие растворов хлоридов и иодидов калия с раствором нитрата серебра.

  6. Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой.

  7. Взаимодействие раствора соды с кислотой.

  8. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и кислоты.

  9. Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щёлочи и соли железа (III).

  10. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV).

  11. Замещение железом меди в медном купоросе.


Практические работы

  1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Некоторые виды работ.

  2. Анализ почвы (аналог работы «Очистка поваренной соли»).


Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные
отношения в химии.

Состав воздуха. Понятие об объёмной доле компонента природной газовой смеси — воздуха. Расчёт объёма компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.

Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Оксиды. Образование названий оксидов по их формулам. Составление формул оксидов по их названиям. Представители оксидов: вода и углекислый газ, негашёная известь.

Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Соляная и серная кислоты, их свойства и применение. Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде.

Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества.

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро».

Закон Авогадро. Молярный объём газообразных веществ. Относительная плотность одного газа по другому.

Кратные единицы измерения — миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «число Авогадро».

Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами.

Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.

Растворитель и растворённое вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворённого вещества. Расчёты, связанные с использованием понятия «массовая доля растворённого вещества».


Демонстрации

  • Определение содержания кислорода в воздухе.

  • Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода.

  • Собирание методом вытеснения воздуха и воды.

  • Распознавание кислорода.

  • Горение магния, железа, угля, серы и фосфора в кислороде.

  • Коллекция оксидов.

  • Получение, собирание и распознавание водорода.

  • Горение водорода.

  • Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

  • Коллекция минеральных кислот.

  • Правило разбавления серой кислоты.

  • Коллекция солей.

  • Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде.

  • Некоторые металлы, неметаллы и соединения количеством вещества в 1 моль.

  • Модель молярного объёма газообразных веществ.

  • Коллекция оснований.


Лабораторные опыты

  1. Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа.

  2. Получение водорода взаимодействием цинка и соляной кислоты.

  3. Распознавание кислот индикаторами.

  4. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

  5. Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки — растворами пероксида водорода, спиртовой настойки иода и нашатырного спирта.


Практические работы

  1. Получение, собирание и распознавание кислорода.

  2. Получение, собирание и распознавание водорода.

  3. Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей.


Основные классы неорганических соединений

Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов.

Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.

Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации.
Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот.

Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.


Лабораторные опыты

  1. Взаимодействие оксида кальция с водой.

  2. Помутнение известковой воды.

  3. Реакция нейтрализации.

  4. Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с кислотой.

  5. Разложение гидроксида меди(II) при нагревании.

  6. Взаимодействие кислот с металлами.

  7. Взаимодействие кислот с солями.

  8. Ознакомление с коллекцией солей.

  9. Взаимодействие сульфата меди(II) с железом.

  10. Взаимодействие солей с солями.

  11. Генетическая связь на примере соединений меди.


Практические работы

  1. Решение экспериментальных задач.


Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева и строение атома

Естественные семейства химических элементов: щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные (благородные) газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.

Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона и создание им Периодической системы химических элементов.


Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов. Понятие о завершенном электронном уровне.

Изотопы. Физический смысл символики Периодической системы. Современная формулировка Периодического закона. Изменения свойств элементов в периодах и группах, как функция строения электронных оболочек атомов.

Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.


Демонстрации

  • Различные формы таблиц периодической системы.

  • Моделирование построения Периодической системы
    Д. И. Менделеева.

  • Модели атомов химических элементов.

  • Модели атомов элементов 1—3-го периодов


Лабораторные опыты.

28. Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств.


Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции.

Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решётки и физические свойства веществ с этим типом решёток. Понятие о формульной единице вещества.

Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования ковалентной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки, свойства веществ с этим типом решёток.

Электроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений. Молекулярные и атомные кристаллические решётки, свойства веществ с этим типом решёток.

Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом решёток. Единая природа химических связей.

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчёта степеней окисления по формулам химических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.


Демонстрации

  • Видеофрагменты и слайды «Ионная химическая связь».

  • Коллекция веществ с ионной химической связью.

  • Модели ионных кристаллических решёток.

  • Видеофрагменты и слайды «Ковалентная химическая связь».

  • Коллекция веществ молекулярного и атомного строения.

  • Модели молекулярных и атомных кристаллических решёток.

  • Видеофрагменты и слайды «Металлическая химическая связь».

  • Коллекция «Металлы и сплавы».

  • Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди(II).

  • Горение магния.

  • Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.


Лабораторные опыты

  1. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


п/п

Тема урока

Практи-ческие работы

Контрольные работы

Кол-во часов

1

Начальные понятия и законы химии.

2

1

20

2

Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии.

3

1

17

3

Основные классы неорганических соединений.

1

1

11

4

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.



8

5

Химическая связь. Окислительно- восстановительные реакции.


1

12

ИТОГО:

6

4

68













































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ В 8 КЛАССЕ (2 часа в неделю)


№ п/п

Дата

Тема урока

план

факт

Начальные понятия и законы химии. (20 часов)

1



Предмет химии. Роль химии в жизни человека

2


Методы изучения химии

3



Агрегатные состояния веществ

4


Практическая работа 1 (Домашний эксперимент 1)

5



Физические явления в химии

6


Практическая работа 2 (аналог работы «Очистка поваренной соли»)

7



Атомно- молекулярное учение. Химические элементы

8


Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.

9



Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.

10


Химические формулы

11



Химические формулы

12


Валентность

13



Валентность

14


Химические реакции. Признаки и условия их протекания

15



Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

16


Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

17



Типы химических реакций

18


Типы химических реакций

19



Повторение и обобщение темы.

Подготовка к контрольной работе.

20


Контрольная работа 1 «Начальные понятия и законы химии)

Важнейшие представители неорганических веществ.

Количественные отношения в химии (17 ч)

21



Воздух и его состав

22


Кислород

23



Практическая работа 3

24


Оксиды

25



Водород

26


Практическая работа 4.

27



Кислоты

28


Соли

29



Количество вещества

30


Молярный объем газообразных веществ

31



Расчёты по химическим уравнениям

32


Расчёты по химическим уравнениям

33



Вода. Основания

34


Растворы. Массовая доля растворенного вещества.

35



Практическая работа 5 (домашний эксперимент 2)

36


Обобщение и систематизирование знаний по теме «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии.»

37



Контрольная работа по теме «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии»

Основные классы неорганических соединений. (11 часов)

38



Оксиды: классификация и свойства.

39



Основания: классификация и свойства.

40


Основания: классификация и свойства.

41



Кислоты: классификация и свойства.

42


Кислоты: классификация и свойства.

43



Соли: классификация и свойства.

44


Соли: классификация и свойства.

45



Генетическая связь между классами неорганических веществ.

46


Практическая работа 6

47



Обобщение и систематизирование знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

48


Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических соединений»

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома. (8 часов)

49



Естественные семейства химических элементов. Амфотерность.

50


Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона.

51



Основные сведения о строении атома.

52


Строение электронных уровней атомов химических элементов №1-№20 в таблице Д.И. Менделеева.

53



Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома.

54


Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе.

55



Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе.

56


Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

Химическая связь. Окислительно- восстановительные реакции. (12 часов)

57



Ионная химическая связь.

58


Ковалентная химическая связь.

59



Ковалентная полярная химическая связь.

60


Металлическая химическая связь.

61



Степень окисления.

62


Степень окисления.

63



Окислительно – восстановительные реакции.

64


Окислительно – восстановительные реакции.

65



Обобщение и систематизирование знаний по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома» и «Химическая связь. Окислительно- восстановительные реакции»

66


Контрольная работа по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома» и «Химическая связь. Окислительно- восстановительные реакции»

67



Обобщение изученного за курс 8 класса. Решение задач.

68


Обобщение изученного за курс 8 класса. Решение задач.

69



Повторение изученного в 8 классе.

70


Повторение изученного в 8 классе.


Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение програмы:


Габриелян О.С. Химия 8 класс – учебник. – М. Дрофа, 2014
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2012—2013.
2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2013—2015.
3. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2014.
4. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа (выйдет в 2015 г.).
5. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2015.




Планируемые результаты изучения химии за год:


В результате изучения химии ученик научится :

Понимать химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава;

получит возможность научиться

• называть: химические элементы, соединения;

• объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

Ученик получит возможность научится:

• определять: состав веществ по их формулам;

• составлять: формулы неорганических соединений;

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• безопасного обращения с веществами и материалами;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации








Лист корректировки рабочей программы:

№ п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующее мероприятие

Дата проведения по факту