СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 8 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по химии для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 8 класса»



МКОУ «Бодеевская СОШ»



принято

на заседании методического

объединения учителей

гуманитарного цикла

Протокол №________

от «____»________________2017 г.


Руководитель МО________________


согласовано

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе

______________________________


«____»__________________2017 г.

утверждаю

Директор

________________________________

И. Н. Воронина


Приказ №_______

от «____»________________2017 г.
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ________________химии___________________

учебный предмет

______________2017 – 2018 уч. год______________

учебный год

____________8 класс (2 часа в неделю)_____________

класс, количество часов в неделю






Составил:

Учитель_химии

Зайчиков В.В.





с. Бодеевка- 2017










1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химиив 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального Государственного стандарта.

  • Примерной программы основного общего  образования по химии (базовый уровень)

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (общего)  образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г

  • Федерального закона об образовании № 273 от 29.12.2012 года

Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следования строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождения её от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.

Наряду с этим такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели и задачи учебного курса химии

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,

  • химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и  уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в  

  • процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного    приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде

СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ

VIII  КЛАСС (70ч, 2 ч в неделю)

Введение (6 часов)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 

1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.

2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле

        Атомы химических элементов (11 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. 

Модели атомов химических элементов.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Практическая работа

Правила ТБ при работе в химкабинете. Приемы обращения с химическим оборудованием.

Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов»

        Простые вещества (7 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Контрольная работа № 2 «Простые вещества»

Соединения химических элементов (13 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

      Расчетные задачи. 

1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.

2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Практическая работа № 2

Очистка загрязненной поваренной соли

Практическая работа № 3

Приготовление раствора с заданной массовой долей

Контрольная работа № 3 « Соединения химических элементов»

Изменения, происходящие с веществами (15 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды.

Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода;

Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами»

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Практическая работа № 4

Решение экспериментальных задач

Практическая работа № 5

Получение, собирание и распознавание кислорода

Практическая работа № 6

Получение, собирание и распознавание углекислого газа

Практическая работа № 7

Решение экспериментальных задач

Итоговая контрольная работа № 5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать

·         химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

·         важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и не электролит электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

уметь

·         называть: химические элементы, соединения изученных классов;

·         объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

·         характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

·         определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

·         составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

·        обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·        распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

·         вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        безопасного обращения с веществами и материалами;

·        экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·         оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм  

         человека;

·         критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·         приготовления растворов заданной концентрации.

        В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

 - приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ,

имеющих важное практическое значение

Тематический план курса


основные разделы

количество часов

Практические работы

Контрольная работа

1

Введение

6



2

Атомы химических элементов

10

1

1

3

Простые вещества

7

1

1

4

Соединения химических элементов

14

1

1

5

Изменения, происходящие с веществами

11


1

6

Растворение, растворы, реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

18

4

1


Резерв




Итого:

70

7

5

1 полугодие

30

1

2

2 полугодие

40

6

3


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Курс «Неорганическая химия» 8 класс (базовый уровень)


№ п/п

Дата

Тема

план

факт

1

2

3

4

1



Вводный инструктаж по ТБ.

Химия -наука о веществах и свойствах

2



Практическая работа № 1.Знакомство с лабораторным оборудованием.

3



Превращения веществ. Роль химии в жизни человека

4



Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов

5



Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

6



Массовая доля элемента в соединении

7



Основные сведения о строении атомов

8



Изотопы как разновидности атомов

9



Периодическая система химических элементов и строение атомов

10



Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов

11



Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне

12



Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой.

13



Ковалентная полярная химическая связь

14



Металлическая химическая связь

15



Обобщение и систематизация знаний по теме:  «Атомы химических элементов»

16



Контрольная работа № 1.

«Атомы химических элементов»

17



Анализ контрольной работы

18



Простые вещества – металлы и неметаллы

19



Количество вещества.

20



Молярный объем газообразных веществ

21



Решение задач по теме: «количества вещества»

22



Подготовка к контрольной работе по теме «Простые вещества»

23



Контрольная работа № 2.«Простые вещества»

24



Работа над ошибками

25



Степень окисления.

26



Оксиды. Летучие водородные соединения

27



Основания

28



Кислоты

29



Соли

30



Основные классы неорганических веществ

31



Кристаллические вещества.

32



Контр. Работа за первое полугод

33



Повтор Инстр. По ТБ. Чистые вещества и смеси Разделение смесей. Очистка веществ.

34



Практическая работа № 2 «Очистка загрязнённой поваренной соли»

35



Массовая и объемная доли компонентов в смеси.

36



Практическая работа № 3 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе

37



Контрольная работа № 3.

Соединения химических элементов

38



Физические явления в химии

39



Химические реакции

40



Химические уравнения

41



Расчеты по химическим уравнениям

42



Реакции разложения

43



Реакции соединения

44



Реакции замещения

45



Реакции обмена

46



Типы химических реакций на примере свойств воды

47



Обобщение и систематизация

знаний по теме «Классы веществ. Изменения, происходящие с веществами»

48



Контрольная работа № 4.

«Изменения, происходящие с веществами»

49



Растворение. Растворимость веществ в воде.

50



Электролитическая диссоциация

51



Основные положения теории электролитической диссоциации

52



Ионные уравнения

53-54



Кислоты, их классификация, свойства

55-56



Основания, в свете ТЭД их классификация, свойства

57



Оксиды, их

классифи

кация,

свойства

58



Соли, их

свойства

59



Генетическая связь между классами неорганических веществ

60



Практическая работа № 4.

Решение экспериментальных задач «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

61



Практическая работа № 5. Получение, собирание и распознавание кислорода

62



Практическая работа № 6.Получение, собирание и распознавание углекислого газа

63



Практическая работа № 7.

Решение экспериментальных задач «Теория электролитической диссоциации

64



Окислительно-восстановительные реакции

65



Упражнения в составлении окислительно- восстановительных реакций

66



Свойства простых веществ- металлов и неметаллов, кислот, солей

в свете ОВР

67



Контрольная работа № 5.

«Окислительно – восстановительные реакции»

68



Обобщение и систематизация знаний по классам неорганических веществ

69



Итоговая контрольная работа № 6

70



Повтор. Решение задач комбинированного типа