Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла Протокол № 1 « 27 » августа 2020г. Руководитель ШМО _______/Л.В.Воронцова/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 « 29» августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31.08.2020г. № 273 |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 « 28» августа 2020г. Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/ | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/О.В. Пантелеева/ 28.08.2020г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по химии
9 класс
(индивидуальное обучение на дому)
с. Пригорское
2020/2021 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 9 класса (индивидуальное обучение на дому) общеобразовательной школы и регламентируется на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019 г., 10.07.2019 г.);
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации (МИНПРОСВЕЩЕНИЕ России) от 08 мая 2019 г. № 233 г. Москва «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" от 30 июня 2020 г. N 16
-Уставом МБОУ Пригорской СШ
- основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Пригорской СШ;
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год;
УМК О.С.Габриелян Химия 9 кл.М.Дрофа 2015
Учебный предмет «Химия» входит в предметную область «Естественно-научные предметы»
Химия изучается в 9 классе на уровне основного общего образования за счет часов основной части 1ч ,учебного плана и 1 ч. за счет части формируемой участниками образовательных отношений МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год.
Рабочая программа по химии для 9 класса (индивидуальное обучение на дому) рассчитана на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год). Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по биологии Сонина Н.И.., и др., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Срок реализации настоящей программы один год.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА ХИМИИ 9 КЛАССА (индивидуальное обучение на дому)
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в
быту;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Раздел | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Первоначальные химические понятия | характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории; различать химические и физические явления; называть химические элементы; определять состав веществ по их формулам; определять валентность атома элемента в соединениях; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; | |
Раздел | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
| | |
Строение атома. Периодический | | осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека; описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ; развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, еѐ основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники. |
закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества. Химическая связь. | объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать химические элементы (от водорода до |
| кальция) на основе их положения в периодической системе |
| Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; |
| |
| периодической системы Д.И. Менделеева; |
| раскрывать смысл понятий: «химическая связь», |
| «электроотрицательность»; |
| |
| веществ от типа кристаллической решетки; |
| |
| соединениях; |
| изображать схемы строения молекул веществ, |
| образованных разными видами химических связей; |
| раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», |
| «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая |
| диссоциация», «окислитель», «степень окисления» |
| «восстановитель», «окисление», «восстановление»; |
| |
| соединении; |
Кислород. Водород. | | |
Раздел | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
| получать, собирать кислород и водород; распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород; раскрывать смысл закона Авогадро; | ионным уравнениям; приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ; |
| |
| воздействия различных факторов на |
| изменение скорости химической реакции; |
| |
| воздействия различных факторов на |
| смещение химического равновесия. |
| |
| ключевые компетенции при выполнении |
| проектов и учебно-исследовательских |
| задач по изучению свойств, способов |
| получения и распознавания веществ; |
Химические реакции | | |
| называть признаки и условия протекания химических реакций; выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; составлять уравнения химических реакций; вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; раскрывать смысл закона Авогадро; | ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям; прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав; составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности |
| | превращений неорганических веществ |
| | различных классов; |
| | |
| | экспериментально гипотезы о |
| | результатах воздействия различных |
Раздел | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
| | факторов на изменение скорости химической реакции; |
Вода. Растворы. | | осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека; описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; |
| формуле соединения; |
| раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», |
| «молярный объем»; |
| |
| воды; |
| |
| |
| растворе; |
| |
| растворенного вещества; |
Основные классы неорганических соединений. | составлять формулы бинарных соединений; называть соединения изученных классов неорганических веществ; | выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; |
| |
| основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, |
| оснований, солей; |
| |
| классу соединений; |
| |
| изученных классов; |
| проводить опыты, подтверждающие химические свойства |
| изученных классов неорганических веществ; |
| |
| по изменению окраски индикатора; |
Раздел | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
| | |
Металлы и их соединения. | вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; | |
| характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов; | проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; |
Неметаллы IV-VII групп и их | | |
Соединений | составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; объяснять сущность процесса электролитической | проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; |
| диссоциации и реакций ионного обмена; | |
| | |
| реакции обмена; | |
| | |
| обмена; | |
| проводить реакции, подтверждающие качественный | |
| состав различных веществ; | |
| | |
| | |
| реакций; | |
| называть факторы, влияющие на скорость химической | |
| реакции; | |
| | |
| признакам; | |
| характеризовать взаимосвязь между составом, строением | |
| и свойствами неметаллов; | |
| проводить опыты по получению, собиранию и изучению | |
Раздел | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Подготовка к ОГЭ | химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака; | |
| | | использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. |
| | характеризовать связь между неорганическими веществами |
| | |
| | |
| | окружающей среды на организм человека; |
| | |
| | жизни |
| | |
| | представителей неорганических веществ с кислородом, |
| | водородом, металлами, основаниями, галогенами. |
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА ХИМИИ 9 класс (индивидуальное обучение на дому)
Раздел 1.Химические свойства основных классов неорганических соединений. 1ч.
Раздел 2.
Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева (12 ч)
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Амфотерные соединения.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Химическая организация природы.
Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Обобщение и систематизация знаний по Разделу 2.
Решение задач на выход продукта от теоретически возможного.
Тема 1. Металлы (15ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Сплавы. . Химические свойства металлов . Металлы в природе. Общие способы их получения. Общее понятие о коррозии металлов.
Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы. Соединения щелочных металлов.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Соединения щелочноземельных металлов.
Алюминий его физические и химические свойства . Соединения алюминия . Железо его физические и химические свойства.. Генетические ряды Fе2+ и Fе3+. Решение задач и упражнений по теме «Металлы».
Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (2ч)
Пр.р.№1.Получение и свойства соединений металлов
Пр.р№2 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Тема 3. Неметаллы (24ч)
Общая характеристика неметаллов.
Водород.
Вода. Вода в жизни человека.
Общая характеристика галогенов. Соединения галогенов. Получение галогенов .Биологическая роль , Применение .Решение задач и упражнение по теме «Галогены».
Кислород .
Сера.ее физические и химические свойства. Сероводород и сульфиды. Оксиды серы (IV) и (VI). Серная кислота и ее соли. Решение задач и упражнений по теме «Сера и ее соединения»
Азот и его свойства . Аммиак и его свойства.. Соли аммония. Азотная кислота, ее свойства . Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения.
Фосфор. Соединения фосфора.
Углерод. Оксиды углерода (II) и (IV).Соли угольной кислоты .Жесткость воды. .
Кремний. Силикатная промышленность .Обобщение знаний по теме «Неметаллы».
Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (2 ч)
Пр.р.№3 Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»
Пр.р.№4 Получение , собирание и распознавание газов.
Тема 5. Обобщение знаний по химииза курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (13 ч)
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома.
Виды химических связей и типы кристаллических решеток
Классификация химических реакций по различным признакам . Скорость химических реакций Катализаторы и катализ. Неорганические вещества их номенклатура и классификация. Генетические ряды металла и неметаллов и переходных элементов. Обобщение знаний за курс основной школы.
Ш Тематический план 9 класс (индивидуальное обучение на дому)
№ п/п | Название раздела | Количество час. | Комментарий |
примерной (авторской) | рабочей |
1. | Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 13 | 2 | Количество часов в рабочей программе для индивидуального обучения на дому изменено согласно учебного плана МБОУ Пригорская СШ для индивидуального обучения на дому |
2. | Металлы и их соединения | 15 | 6 |
3. | Неметаллы IV – VII групп и их соединений | 24 | 7 |
4. | Подготовка к ГИА | 12 | 1 |
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 1 | |
6. | Промежуточная аттестация -тестирование | 1 | 1 | |
| ИТОГО : | 66 | 17 |