СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для медицинских училищ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для медицинских училищ.Количество часов 158. Для студентов отделения "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для медицинских училищ»

Министерство здравоохранения РД

ГБПОУ РД «Буйнакское медицинское училище»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУДп 13. ХИМИЯ



Специальность:

34.02.01 Сестринское дело


Квалификация - Медицинская сестра / Медицинский брат

























г. Буйнакск 2019


Одобрено цикловой методической Рабочая программа учебной

комиссией общего гуманитарного, дисциплины разработана в

социально – экономического, соответствии с Федеральным

математического и естественно государственным образова-

научного циклов тельным стандартом среднего

Протокол № 10 от 31.08 2019 года профессионального образования

(далее – ФГОС СПО) 34.02.01.

Сестринское дело и примерной

Программы дисциплины, реко-

мендованной ФГАУ «ФИРО»

(ФУМО) №3 от 21 июля 2015г.











Организация – разработчик ГБПОУ РД «Буйнакское медицинское училище»





Разработчик: Даибова А.М., преподаватель химии ГБПОУ РД «Буйнакское медицинское училище»















СОДЕРЖАНИЕ СТР.





1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛНЫ 4


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ


ДИСЦИПЛИНЫ 28


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ


ДИСЦИПЛИНЫ 31

























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУДп13.ХИМИЯ

1.1 Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины Химия является частью основной образовательной программы ГБПОУ РД «Буйнакское медицинское училище» в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка).

1.2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Химия» относится к профильным дисциплинам общеобразовательных учебных дисциплин

1.3 Результатам освоения учебной дисциплины:

- требования к результатам освоения дисциплины

личностные:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметные:

− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметные:

− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

-максимальной учебной нагрузки обучающегося- 237 часа,

в том числе:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 158 часов;

-самостоятельной работы обучающегося -79 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДп.13.ХИМИЯ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

237

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

158

Теоретические занятия

158

Самостоятельная работа

79







































Тематический план учебной дисциплины ОУДп.13.Химия






Наименование тем

Максимальная нагрузка студента, часы



Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа обучающихся

Раздел1. Общая и неорганическая химия





Всего часов

102

68

34

1.

Основные химические понятия и законы химии

15

10

5

2.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете современных представлений о строении атома

9



6

3

3.

Химическая связь. Строение вещества

6

4

2

4.

Закономерности протекания химических реакций

9

6

3

5

Водные растворы. Электролитическая диссоциация. Гидролиз и электролиз солей.

18



12

6

6.

Окислительно-восстановительные реакции

9

6

3

7.

Химия металлов

12

8

4

8.

Химия неметаллов

18

12

6

9.

Обобщение знаний по общей и неорганической химии

6

4

2


Раздел №2

Органическая химия

135

90

45

10.

Предмет органической химии. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова.

3



2

1

11.

Предельные углеводороды

18

12

6

12.

Непредельные углеводороды. Этиленовые, диеновые и ацетиленовые углеводороды. Природный каучук

21



14

7

13.

Ароматические углеводороды

12

8

4

14.

Природные источники углеводородов

3

2

1

15.

Спирты. Фенолы

15

10

5

16.

Альдегиды.

6

4

2

17.

Карбоновые кислоты.

12

8

4

18.

Сложные эфиры. Жиры

9

6

3

19.

Углеводы

12

8

4

20

Азотсодержащие соединения. Амины, аминокислоты, белки.

12

8

4

21

Высокомолекулярные соединения

6

4

2

22

Повторение и обобщение органической химии

6

4

2


Общее количество часов

237


79


Содержание учебной дисциплины ОУДп.13. Химия



Наименования

Разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Колич.

часов

Уровень

усвоения

1

2

3

4

Раздел 1

Общая и неорганическая химия




Тема 1.1.

Основные понятия и законы химии

Содержание учебной программы:

Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Представление о строении вещества. Валентность. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Основные классы неорганической химии. Типы химических реакций. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты по химическим уравнениям. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Закон постоянства состава веществ. Закон Авогадро и следствия из него.

Теоретические занятия

15


1.

Предмет химии. Валентность и химические формулы

2

2

2.

Основные классы неорганической химии

2

2

3.

Химические свойства основных классов неорганической химии.

2

2

4.

Типы химических реакций. Расчеты по уравнениям

2

2

5.

Расчеты по химическим формулам и уравнениям.

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети и Интернет - учебника, текущая работа с лекционным материалом. Решение типовых задач.

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

Аллотропные модификации углерода, кислорода, фосфора, олова; понятие о химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии; «Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века», «Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации», «Аллотропия металлов», «Плазма — четвертое состояние вещества».

5


Тема 1.2.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Содержание учебной программы: Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р - и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира

9



Теоретические занятия



1.

Строение атома. Энергетические уровни.

2

2

2.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

2

2

3.

Составление электронных формул. Характеристика элемента

2

2


Самостоятельная работа: использование интернет - сети и Интернет - учебника, текущая работа с лекционным материалом. Написание электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов.

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

«Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве», «Изотопы водорода», «Использование радиоактивных изотопов в технических целях», «Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине».

3


Тема 1.3.

Химическая связь. Строение вещества

Содержание учебной программы:

Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Водородная связь

6



Теоретические занятия



1.

Виды химической связи и кристаллических решеток

2

2

2.

Электроотрицательность. Степень окисления

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети и интернет -учебника.

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис;

«Аморфные вещества в природе, технике, быту», «Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды», «Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV)», «Защита озонового экрана от химического загрязнения», «Косметические гели», «Применение суспензий и эмульсий в строительстве».

2


Тема 1.4.

Закономерности протекания химических реакций

Содержание учебной программы:

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Принцип Ле Шателье. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

9


Теоретические занятия



1.

Скорость химических реакций

2

2

2.

Химическое равновесие. Принцип Ле – Шателье.

2

2

3.

Решение расчетных задач по уравнениям

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом. Решение задач по теме.

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

Практическое применение электролиза. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы. «Реакции горения на производстве и в быту», «Электролиз растворов электролитов», «Электролиз расплавов электролитов», «Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия», «История получения и производства алюминия», «Электролитическое получение и рафинирование меди», «Жизнь и деятельность Г.Дэви».

3


Тема 1.5.

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебной программы: Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

18



Теоретические занятия



1.

Растворы. Электролитическая диссоциация

2

2

2.

Гидролиз солей. Среда раствора. Индикаторы.Практическая работа № 1 «Реакции ионного обмена»

2

2

3.

Гидролиз солей.

2

2

4.

Составление схем гидролиза

2

2

5.

Электролиз. Процессы, протекающие на катоде и на аноде.

2

2

6.

Составление схем электролиза.

2


Самостоятельная работа: использование интернет - сети и интернет -учебника, текущая работа с лекционным материалом. Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества. Составление молекулярных и ионных уравнений реакций в растворах электролитов.

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Применение воды в технических целях.

«Растворы вокруг нас. Типы растворов.», «Вода как реагент и среда для химического процесса», «Жизнь и деятельность С.Аррениуса», «Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.», «Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях».



6


Тема 1.6.

Окислительно – восстановительные реакции

Содержание учебной программы: Виды окислительно – восстановительных реакций. Закономерности их протекания. Значение окислительно – восстановительных реакций в природе и технике.

9


Теоретическое занятие



1.

Окислительно – восстановительные реакции

2

2

2.

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.

2

2

3.

Окислительно – восстановительные реакции с участием алюминия марганца и меди.

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети и Интернет -учебника, текущая работа с лекционным материалом. Решение уравнений на нахождение в реакции окислителя и восстановителя. Составление электронного баланса в окислительно - восстановительных реакциях.

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

Окислительно-восстановительные реакции в природе и промышленности


3


Тема 1.7.

Химия металлов

Содержание учебной программы. Особенности строения атомов и кристаллов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Металлы I-II групп главных подгрупп . и побочных реакций. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов.

12


Теоретические занятия



1.

Общий обзор металлов. Свойства металлов

2

2

2.

Металлы главных подгрупп. I – III группы главные подгруппы

2

2

3.

Металлы побочных подгрупп. Медь, железо и их сплавы

2

2

4.

Практическая работа №2 «Качественные реакции на ионы железа»

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети и Интернет-учебника, текущая работа с лекционным материалом.

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Способы защиты металлов от коррозии. Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.

«Коррозия металлов и способы защиты от коррозии», «Инертные или благородные газы», «Рождающие соли — галогены», «История шведской спички».

4


Тема 1.8.

Химия неметаллов

Содержание учебной программы: Общие сведения о неметаллах. Положение неметаллов в периодической системе Особенности строения атомов неметаллов. Неметаллы — простые вещества. Атомное и молекулярное строение неметаллов. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Подгруппа халькогенов. Сера и окислительные свойства серной кислоты. Подгруппа азота. Производство аммиака. Соли аммония. Производство азотной кислоты и ее окислительные свойства. Подгруппа углерода. Парниковый эффект Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

18


Теоретические занятия



1.

Общие сведения о неметаллах. Галогены.

2

2

2.

Подгруппа кислорода. Серная кислота. Аллотропия.

2

2

3.

Подгруппа азота. Соли аммония

2

2

4.

Подгруппа углерода. Парниковый эффект

2

2

5.

Решение расчетных задач.

2

2

6.

Пр. раб №3 Решение экспериментальных задач по теме: «Неметаллы»

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети и Интернет -учебника, текущая работа с лекционным материалом

6


Тема 1.9.

Обобщение знаний по неорганической и общей химии


6


Теоретическое занятие



1.

Обобщение знаний по неорганической химии.

2

2

2

Контрольная работа№1

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом.

2

2


Раздел 2

Органическая химия



Тема 2.1

Предмет органической химии. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Содержание учебной программы: Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

3


Теоретическое занятие




1.

Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом.

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

«История возникновения и развития органической химии», «Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова», «Витализм и его крах», «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии», «Современные представления о теории химического строения».

1


Тема 2.2.

Предельные углеводороды

Содержание учебной программы: Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Циклоалканы, их строение получение, свойства и применение. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по его плотности и массовой доле химических элементов или продуктов сгорания.

18


Теоретические занятия



1.

Предельные углеводороды. Алканы.

2

2

2.

Химические свойства алканов

2

2

3.

Циклоалканы.

2

2

4.

Решение расчетных задач на нахождение молекулярной формулы газообразного вещества

2

2

5.

Выполнение упражнений на составление структурных формул алканов

2

2

6.

Пр. раб №1 Качественное определение С, Н и СL в органических веществах

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом.

Тематика сообщений, докладов, рефератов: Подготовить сообщения: Физические и химические свойства алканов. Применение и способы получения алканов

6


Тема 2.3.

Непредельные углеводороды

Содержание учебной программы: Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

21


Теоретические занятия



1.

Непредельные углеводороды. Алкены.

2

2

2.

Пр. раб. №2 Получение этилена и опыты с ним.

2

2

3.

Непредельные углеводороды. Алкадиены.

2

2

4.

Природный каучук.

2

2

5.

Непредельные углеводороды. Алкины.

2

2

6.

Номенклатура и свойства непредельных углеводородов.

2

2

7.

Решение расчетных задач.

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом. Написание структурных формул некоторых представителей углеводородов. Название углеводородов по международной номенклатуре IUPAC

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. «Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы», «Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе», «Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем»,

7


Тема 2.4.

Ароматические углеводороды

Содержание учебной программы: Ароматические углеводороды. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе его свойств. Взаимосвязь между предельными, непредельными и ароматическими углеводородами.

12


Теоретические занятия



1.

Ароматические углеводороды. Бензол.

2

2

2.

Решение упражнений по ароматическим углеводородам

2

2

3.

Взаимосвязь между углеводородами.

2

2

4.

Решение упражнений по теме углеводороды.

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом. Написание структурных формул. некоторых представителей углеводородов. Название углеводородов по международной номенклатуре IUPAC.

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

Подготовить сообщения: Применение и способы получения алкенов. Общая характеристика алкадиенов. Физические и химические свойства алкадиенов.

4


Тема 2.5

Природные источники углеводородов

Содержание учебной программы: Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция.

3


Теоретическое занятие



1.

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Каменный уголь

2



Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом.

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

«Экологические аспекты использования углеводородного сырья», «Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья», «История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации», «Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия», «Углеводородное топливо, его виды и назначение», «Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества».

1


Тема 2.6.

Кислородсодержащие органические соединения.

Спирты и фенолы

Содержание учебной программы: Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенолы. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.


15



Теоретические занятия



1.

Одноатомные и многоатомные спирты.

2

2

2.

Химические свойства спиртов.

2

2

3.

Фенолы. Способы получения

2

2

4.

Химические свойства фенолов.

2

2

5.

Пр. раб.№3 Синтез бромэтана из спирта.

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом.

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним.

5


Тема 2.7.

Альдегиды

Содержание учебной программы: Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

6


Теоретическое занятие



1.

Альдегиды, свойства, получение и применение.

2

2

2.

Свойства альдегидов

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом.

Тематика сообщений, докладов, рефератов: Подготовить сообщения: Гомологический ряд альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов и кетонов. Применение и получение альдегидов и кетонов. Решить задачи.

2


Тема 2.8.

Карбоновые кислоты

Содержание учебной программы: Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

12


Теоретические занятия



1.

Карбоновые кислоты, получение и применение

2

2

2.

Химические свойства карбоновых кислот

2

2

3.

Номенклатура и свойства карбоновых кислот

2

2

4.

Пр. раб. №4 Получение и свойства карбоновых кислот

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом.


4


Тема 2.9.

Сложные эфиры. Жиры

Содержание учебной программы: Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла

9


Теоретическое занятие



1.

Сложные эфиры. Реакция этерификации

2

2

2.

Жиры, свойства жиров. Мыла

2

2

3.

Пр. раб. №5 Синтез этилового эфира уксусной кислоты

2

2

Самостоятельная работа: использование Интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом.

Тематика сообщений, докладов, рефератов: Подготовить рефераты: Жиры. Сложные эфиры. Соли карбоновых кислот. Мыла.

3


Тема 2.10.

Углеводы

Содержание учебной программы: Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.

12


Теоретические занятия



1.

Классификация углеводов. Моносахариды. Дисахариды.

2

2

2.

Полисахариды, крахмал и целлюлоза

2

2

3.

Химические свойства углеводов.

2

2

4.

Генетическая связь между углеводородами и кислородсодержащими соединениями

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом

Тематика сообщений, докладов, рефератов: Подготовить сообщения: Понятие об углеводах. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Химические и физические свойства углеводов. Значение в жизни человека.

4


Тема 2.11.

Азотсодержащие органические соединения.

Содержание учебной программы: Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Белки и полисахариды как биополимеры.

12


Теоретические занятия



1.

Амины. Ароматические амины, анилин.

2

2

2.

Аминокислоты. Белки

2

2

3.

Свойства аминов и аминокислот.

2

2

4.

Изучение свойств белков.

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом,

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности.

4


Тема 2.12.

Высокомолекуляр-ные соединения. Полимеры

Содержание учебной программы: Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

6


Теоретические занятия



1.

Высокомолекулярные соединения

2

2

2.

Пр. раб. №6 Решение экспериментальных задач по органической химии

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом.

Тематика сообщений, докладов, рефератов:

2


Тема 2.13.

Обобщение знаний по органической и неорганической химии

Содержание учебного материала: повторить и обобщить курс органической химии. Установить взаимосвязь между углеводородами, кислородсодержащими соединениями и азотсодержащими соединениями.

6


Практические занятия



1.

Обобщение знаний по органической химии.

2

2

2.

Контр. раб. №2 по курсу органической химии.

2

2

Самостоятельная работа: использование интернет - сети, текущая работа с лекционным материалом.

2



237









3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии на 25 посадочных мест.


Оборудование учебного кабинета:

Мебель и стационарное оборудование

1. Шкафы для хранения лекарственных средств, реактивов, химической посуды, наглядных пособий, оборудования

3. Шкаф вытяжной

4. Стол кафельный для нагревательных приборов

5. Классная доска

6. Шкаф для таблиц

7. Стенды

8. Сейф для химических реактивов

9 . Раковина


Технические средства обучения

  1. Компьютер и программное обеспечение

  2. DVD-фильмы

  3. Калькуляторы


Оборудование практических аудиторий и рабочих мест


Стенды, таблицы, плакаты


1.Периодическая система элементов Д.И. Менделеева

2.Растворимость кислот, оснований, солей в воде

3.Ряд напряжений металлов

4.Правила техники безопасности

5.Классификация органических веществ

6.Виды гибридизации атома углерода

7.Строение молекулы метана

8.Строение молекулы этена

9.Строение молекулы ацетилена

10.Алканы

11.Алкены

12.Алкины

13.Свойства кислородсодержащих соединений





Аппараты и приборы

1. Весы аналитические с разновесом

2 .Весы технические с разновесом

3. рН-метр, милливольметр (или иономер)

4. Рефрактометр

5. Термометр ртутный стеклянный лабораторный в 1С от 0 С до 100 С

6. Микроскоп биологический

7. Ареометр

8. Спиртометр стеклянный (набор)

9. Баня водяная лабораторная с электрическим подогревом

10. Печь тигельная

11. Электроплитка лабораторная

12. Дистиллятор

13. Спиртовка

14. Шкаф сушильный электрический

15. Огнетушитель

16. Холодильник бытовой

17. Контейнер с песком



Лабораторная посуда и химические принадлежности

1. Бюксы

2. Бюретка прямая с краном или оливой вместимостью 10 мл, 25 мл

3. Воронка лабораторная

4. Колба коническая разной емкости

5. Колба мерная разной емкости

6. Кружки фарфоровые

7. Палочки стеклянные

8. Пипетка глазная

9. Пипетка (Мора) с одной меткой разной вместимостью

10. Пипетка с делениями разной вместимостью:

11. Стаканы химические разной емкости

12. Стекла предметные

13. Стекла предметные с углублением для капельного анализа

14. Ступка и пестик

15. Тигли фарфоровые

16. Цилиндры мерные

17. Чашка выпарительная

18. Банка с притертой пробкой

19. Бумага фильтровальная

20. Вата гигроскопическая

21. Груша резиновая для микробюреток и пипеток

22. Держатель для пробирок

23. Штатив для пробирок

24. Ерши для мойки колб и пробирок

25. Капсулаторка

26. Карандаши по стеклу

27. Ножницы

28. Палочки графитовые

29. Трубки резиновые соединительные.

30. Штатив лабораторный для закрепления посуды и приборов

31. Щипцы тигельные

32. Фильтры беззольные

33. Трубки стеклянные

34. Трубки хлоркальциевые

35. Кристаллизатор

36. Стекла часовые

37. Эксикатор

38. Аптечка для оказания первой медицинской помощи при ожогах, порезах

39.Органические и неорганические вещества, реактивы, индикаторы



3.1Информационное обеспечение обучения.

Основная литература:

1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2014.

2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2014.

Дополнительная литература:

3. Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р.П. Суровцева. Химия 8 класс: учеб. для общеобразовательных учебных заведений/ Дрофа М., 2014 г.

  1. А. С. Егорова. Репетитор по химии. Издание 42 – е. Ростов на Дону, Феникс 2015г.

Интернет ресурсы

http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html http://www.ikt.ru http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm http://philist.narod.ru/articles/orlova.ht






4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

  • составлять электронные и графические формулы строения электронных оболочек атомов;

Оценка в рамках текущего контроля:

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях;

  • прогнозировать химические свойства элементов, исходя из их положения в периодической системе электронных формул;

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях;

  • составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов;

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях;

  • составлять уравнения реакций ионного обмена;

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях;

  • решать задачи на растворы;

  • результатов выполнения индивидуальных домашних заданий

  • уравнивать окислительно–восстановительные реакции ионно-электронным методом;

  • результатов выполнения индивидуальных домашних заданий

  • составлять уравнения гидролиза солей, определять кислотность среды; составлять схемы буферных систем;

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях;

  • давать названия соединениям по систематической номенклатуре;

  • результатов тестирования;

  • составлять схемы реакции, характеризующие свойства органических соединений;

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях;

  • объяснить взаимное влияние атомов в молекулах;

  • результатов решения ситуационных и проблемных задач;

  • результатов освоения практических умений соблюдать технику безопасности при работе в химической лаборатории.

Усвоенные знания:

  • периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической системы элементов;

Оценка в рамках текущего контроля:


результатов тестирования;

  • квантово-механические представления о строении атомов;

  • результатов тестирования;

  • общую характеристику s-, p-, d-элементов, их биологическую роль и применение в медицине;

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях;

  • важнейшие виды химической связи и механизм их образования;

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях;

  • основные положения теории растворов и электролитической диссоциации;

  • результатов тестирования;


  • протолитическую теорию кислот и оснований;

  • результатов тестирования;

  • коллигативные свойства растворов;

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях;

  • методика решения задач на растворы;


  • результатов решения расчетных индивидуальных задач на практических занятиях;

  • основные виды концентраций растворов и способы ее выражения;

  • результатов решения расчетных индивидуальных задач на практических занятиях;

  • кислотно-основные буферные системы и растворы; механизм их действия и их взаимодействие;

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях;

  • теорию коллоидных растворов;

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях;

  • сущность гидролиза солей;

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях;

  • основные классы органических соединений, их строение и химические свойства;

  • результатов тестирования;



  • все виды изомерии.

  • результатов выполнения индивидуальных заданий на практических занятиях.


Итоговый контроль – включает в себя контроль усвоения теоретического материала (в виде тестирования) и контроль усвоения практических умений






































9