Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом школы Директор шк.-инт №19
Протокол №_____ ___________Митковская Н.В.
От__________20__г. «___»____________20____ г.
Рабочая программа
по хозяйственно-бытовому труду
Класс: 8 «И»
Всего часов на учебный год: ___
Количество часов в неделю: 2
Составлена на основе: Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»
Учитель: Герасимова Ирина Викторовна
Категория: _______________
Стаж педагогической работы: ________
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Школьным методическим объединением Зам. директора по УВР:
Руководитель МО: _______/ Колесова О.В./
__________/_______________/
Протокол №___от___________20___г. «___»_________20___ г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Вводная часть……………………………………………………......3
Пояснительная записка………………………………………….......3
Тематическое планирование………………………………………………7
Календарно-тематическое планирование………………………………...8
Список литературы, использованный для составления и осуществления программы…………………………………………………………………12
Введение
Вводная часть:
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»;
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей [Текст]. НИИ Дефектологии АПН СССР. – М.,1983;
- Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью [Текст]. - Саратов: «Областной центр диагностики и консультирования», 2012;
- Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида [Текст] / под. Ред. В.В. Воронковой. – М. «Просвещение», 2013 г.;
- Программ воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.;
- Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : 5-9 кл.: В 2 сб. / В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк [и др.] ; под ред. В. В. Воронковой. – М., «Просвещение», 2013. – Сб. 1. – 224 с.
Учебный предмет «Хозяйственно-бытовой труд» изучается в 8 «И» классе, рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) и реализуется в 2017-2018 учебном году.
Пояснительная записка:
Цель: Формирование социально-адаптированной личности учащегося с тяжелой умственной отсталостью в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
1. Воспитание бережного отношения к результатам труда.
2. Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду.
3. Создать условия для развития ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями.
В 8 классе продолжается работа по формированию у учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью навыков обслуживающего труда и развития у них навыков самообслуживания. Хозяйственно-бытовой труд является простым и доступным видом практической деятельности для данной категории учащихся. Обучение навыкам хозяйственно-бытовой деятельности готовит учащихся к самостоятельной жизни. Эти занятия являются также средством активного познания окружающей действительности. В процессе выполнения хозяйственно-бытовой деятельности учащиеся ставятся перед необходимостью планирования и определения последовательности действий. Этот труд требует участия всех сенсорно-прецептивных ощущений: зрительных, вкусовых, тактильных, осязательных, обонятельных. В процессе занятия обогащается словарный запас учащихся, связанный со знакомством с предметами окружающего быта.
Занятия по обслуживающему труду рекомендуется проводить в специально выделенных помещениях. В них необходимо предусмотреть наличие шкафа с одеждой и обувью, зеркала, различной электробытовой техники, а так же плиты, полки с посудой и другими предметами обихода. Выделяется также особое место для обучения стирке и глажению мелких вещей.
Все виды по обслуживающему труду должны осуществляться в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности. При проведении урока необходимо следить за состоянием одежды учащегося. Он не должен находиться в кухне в той же обуви, в которой ходят на улице. Волосы должны быть убраны под косынку или берет. Рукава одежды закатывают выше локтей, чтобы одежда не соприкасалась с водой, продуктами, посудой, инвентарем. Передник и головной убор всегда должны быть чистыми.
В конце занятия учащийся убирает свое рабочее место.
Коррекционная работа: развивать словарный запас, логическое мышление, мелкую моторику, умение планировать свою работу. Активизировать зрительные, обонятельные, осязательные анализаторы.
Предполагаемые результаты обучения предмету выражаются в:
- социально-бытовой адаптации обучающихся;
- формировании базовых навыков по труду;
- возможности овладения самообслуживанием, умениями организовать окружающий быт;
- обретении возможной самостоятельности;
- способности быть полезным в школе и дома.
Общая характеристика учебного предмета.
Цель уроков хозяйственно-бытового труда: формирование жизненно необходимых навыков хозяйственно-бытового труда, как простого и доступного вида практической деятельности, который содействует общему развитию детей со сложным дефектом, а также является средством формирования у них бытовой ориентировки и активного познания окружающей действительности.
Задачи курса:
1. Формирование знаний, умений и навыков по хозяйственному бытовому труду,
2. Ознакомление с последовательностью выполнения определенных бытовых операций,
3. Развитие зрительного, осязательного восприятия,
4. Воспитание нравственных качеств личности: аккуратности, самостоятельности, трудолюбия.
«Хозяйственно-бытовой труд» - это предмет, где учащиеся применяют знания и практические воплощения, которые получают на всех остальных предметах с применением техники, электроприборов, химических и других веществ. Умение вести домашнее хозяйство должно складываться из знакомых, привычных детям обязанностей и дел, которые кажутся простыми, но когда они с ними сталкиваются в быту, то это вызывает значительные затруднения. Уроки по данному предмету создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий учит навыкам общения. Ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения, тесты, кроссворды на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Виды и формы организации учебного процесса.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала), комбинированные.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, коррекционные и др.
Предмет «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» - прикладная наука. Знания, приобретенные учащимися при изучении математики, русского языка, чтения, естествознания, географии и других предметов, должны найти применение и практическое воплощение на уроках хозяйственно-бытового труда, которые могут быть дополнены и некоторыми элементарными знаниями из физики, химии применительно к использованию техники, электроприборов, химических и других веществ в быту. Содержание программы продолжает образовательные линии, заложенные в предмете «Развитие речи, предметные уроки и экскурсии».
Содержание тем учебного курса
Уход за жилищем
Участие в уборках. Помощь в уборке двора, в очистке его от мусора и опавших листьев, участие в озеленении двора.
Пылесос. Знакомство с основными частями предмета. Его предназначением. Правила пользования.
Практическая работа
Проведение генеральной уборки помещения, чистка зеркал. Уборка полов. Чистка помещения пылесосом.
Уход за одеждой и обувью
Закрепление всех навыков, полученных в 4-7 классах. Пришивание пуговиц, вешалки, наложение заплаты. Определение места оторванной пуговицы. Шов «через край».
Практическая работа
Подготовка белья и одежды к ремонту. Ремонт белья и одежды по распоровшемуся шву и разорванному месту. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву, стачивание ручным швом. Соединение краев разрыва частичным сметочным швом. Наложение заплаты. Утюжка.
Приготовление пищи
Закрепление ранее приобретенных навыков. Правила пользования вилкой и ножом. Правила поведения за столом.
Помощь взрослым в приготовлении пищи.
Практическая работа
Заваривание чая. Приготовление яиц в крутую. Чистка вареного картофеля. Нарезание овощей для винегрета, салата. Приготовление овощных блюд из отварных овощей. Чистка ножей и вилок.
Тематическое планирование уроков курса
«Хозяйственно-бытовой труд» на 2018 - 2019 учебный год
Наименование темы | Количество часов | формы контроля |
по плану | дано фактически |
Уход за одеждой и обувью | | | |
Уход за жилищем | | | |
Приготовление пищи | | | |
Итого: | | | |
Календарно-тематическое планирование уроков курса
«Хозяйственно-бытовой труд» 8 «И» класса
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Контроль знаний | Дополнительный материал | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Уход за жилищем |
1 | Виды жилых помещений. | 2 | Беседа, словарная работа, пересказ по вопросному плану. | Инструкционные карты | | |
2 | Гигиенические требования к жилому помещению. | 2 | Беседа, словарная работа, пересказ по вопросному плану. | Инструкционные карты | | |
3 | Периодичность уборки жилых помещений. | 2 | Беседа. | Инструкционные карты | | |
4 | Ежедневная уборка: последовательность действий. | 1 | Изучение и пересказ инструкций. | Инструкционные карты | | |
5 | Ежедневная уборка: последовательность действий. | 1 | Изучение и пересказ инструкций. | Инструкционные карты | | |
6 | Сезонная уборка: последовательность действий. | 2 | Беседа, показ, практическая работа. | Инструкционные карты | | |
7 | Сухая / влажная уборка. Отличительные особенности. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
8 | Правила вытирания пыли и подметания пола. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
9 | Еженедельная уборка. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
10 | Сезонная уборка. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
11 | Виды мебели. Средства по уходу за мебелью. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
12 | Способы ухода за мебелью. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
13 | Уход за мягкой мебелью. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
14 | Уход за зеркалами: средства, приспособления и способы. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
15 | Уход за зеркалами. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
16 | Сезонные работы на участке. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
Уход за одеждой и обувью |
17 | Виды одежды. Предметы и средства по уходу за одеждой. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
18 | Ежедневный уход за одеждой: общие правила. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
19 | Способы размещения одежды. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
20 | Мелкий ремонт одежды: подготовительные работы. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
21 | Пришивание пуговиц. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
22 | Символы стирки. Алгоритм и порядок стирки. | 2 | Рассказ, беседа. | Инструкционные карты | | |
23 | Ручная стирка изделий. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
24 | Предметы и средства по уходу за головными уборами. | 2 | Беседа, показ. | Инструкционные карты | | |
25 | Виды обуви. Выбор обуви по назначению: правила. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
26 | Повседневный уход за обувью: порядок и правила. | 2 | Рассказ, беседа, работа с индивидуальным раздаточным материалом, изучении инструкций | Инструкционные карты | | |
27 | Повседневный уход за обувью. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа, | Инструкционные карты | | |
28 | Уход за обувью из замши. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
Приготовление пищи |
29 | Правила безопасной работы на кухне. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
30 | Мытьё и чистка посуды. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
31 | Правила хранения продуктов и готовой пищи. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
32 | Правила поведения за столом. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
33 | Заваривание чая. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
34 | Приготовление яиц в крутую. Чистка картофеля. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
35 | Приготовление овощных блюд. Практическая работа. | 2 | Беседа, показ, практическая работа | Инструкционные карты | | |
4. Список литературы, использованный для составления и осуществления программы
1. Программа «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5-9 классах» в 2 ч., Ч.2. [Текст] / сост.: Т.Б. Баширова. Иркутский институт повышения квалификации работников образования. – Иркутск, 2011.
2. Кузнецова, Л.А. Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. Технология. Ручной труд. 3 - 4 класс [Текст]. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012/ – 110 с.
5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр Академия, 2002.
Интернет-ресурсы
www.fipi.ru
www.kpolakov.narod.ru
http://pedsovet.su
http://planeta.tspu.ru
www.1september.ru
http://www.klyaksa.net
http://www.uroki.net
http://www.edu.rin.ru
http://www.scholl-collection.ru