Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по конструированию из строительного материала
для детей 5-6 лет (старшая группа)
автор Л.В.Куцакова «Конструирование из строительного материала»
(в рамках УМК программы «От рождения до школы»)
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Авторы – составители:
воспитатели: Никонова Н.А.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по конструированию составлена с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по конструированию из строительного материала.
Направленность программы – художественно-эстетическое развитие детей.
Цели и задачи:
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.
Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали.
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга
Учить самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданный принцип конструкции.
Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала. Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин, применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
Формы реализации:
Система работы включает:
- НОД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- элементарные опыты,
- экскурсии и рассматривание конструкций зданий,
- проблемно-игровые ситуации,
- викторины, сочинение загадок и сказок,
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок схем и моделей построек, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства и архитектуры, обсуждение средств выразительности.
Условия реализации:
Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: в том числе центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности.
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д
Фотографии зданий и мостов города
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности и материалов.
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространств для предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
- конкурсы по тематике конструирования из бумаги, природного материала и др.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты,– направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
Методы и приемы реализации
Наблюдение натурального объекта.
Показ и анализ образца.
Показ способов действий.
Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы.
Постановка конструктивных задач по условиям.
Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе.
Объяснение последовательности и способов выполнения постройки.
Пояснения, вопросы.
Постановка проблемных задач.
Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции.
Методы и средства дифференциации в условиях фронтальных форм обучения
- разноуровневое изложение материала:
целостное изложение основного. Затем детализация и конкретизация по частям;
варианты лингвистического построения речи педагога в зависимости от типа восприятия ребенка (визуалы, аудиалы, кинестетики); специфической направленности на реализацию общих дидактических целей.
многократное повторение изложенного в течение занятия (для детей с плохой памятью)
использование наглядности в различных сочетаниях со словом (для детей с разными типами восприятия, мышления, внимания);
- дифференцированные задания для детей с разным уровнем развития, интересов детей, целевой направленности обучения;
- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровням сложности, продуктивности):
по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности;
по образцу, показанному педагогом или ребенком;
с комментированным управлением способом выполнения задания;
в паре; группе;
полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения;
- работа в парах, группах;
- дозированная помощь:
устная педагогом;
в виде образца;
алгоритм, инструкция;
-индивидуальный опрос:
по предварительно отработанным с ребенком вопросам;
по плану, данному педагогом;
дозирование сложности вопросов и заданий;
-дифференцированный контроль:
- дифференциация темпа усвоения.
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий 2 раза в год.
Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
Планируемые результаты
Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
Преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Содержание программы
Месяцы | Название темы НОД. | Кол-во часов. | Примечание. |
Сентябрь | Диагностическое занятие. «Дома» Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры» | 1 1 1 | |
Октябрь | «Машины» Работа с иллюстрацией | 1 1 | |
Ноябрь | «Самолёты, вертолеты, ракеты» | 1 | |
Декабрь | «Роботы» Работа с иллюстрацией «Роботы» Работа с иллюстрацией «Строительные детали». | 1 1 1 | |
Январь | «Микрорайон города» | 1 | |
Февраль | «Мосты» «Зачеркни лишнюю деталь» | 1 1 | |
Март | «Метро» «Найди несоответствие» | 1 1 | |
Апрель | «Суда» Игра «Найди ошибку в чертеже» | 1 1 | |
Май | «Архитектура и дизайн» Диагностическое занятие | 1 1 | |
Дидактическое обеспечение:
- конструктор – строитель (крупный);
- конструктор – строитель (средний);
-конструктор – строитель «Городок»
- конструктор – строитель «Ферма»
-блочный конструктор «Лего» (крупный)
- блочный конструктор «Лего» (средний)
-конструктор «Зоопарк»
-конструктор «Железная дорога»
- «Блоки Дьенеша»
- «Палочки Кюизинера»
- набор геометрических фигур.
Список литературы:
1.УМК «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2.Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала: Старшая группа. – М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015.