ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат № 25"
"СОГЛАСОВАНО" Заместитель директора по УВР ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №25" ______________ Бычихина Н.А. "_28_" августа 2020 г. | "УТВЕРЖДЕНО" Директор ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25" ______________ Жваков А.Ю. Приказ № 173 от "_31_" августа 2020 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционно-развивающему курсу
"Развитие мануальной деятельности"
1 (1 дополнительный) "А" класс
на 2020 - 2021 учебный год
учитель Зеленина Светлана Николаевна
высшая квалификационная категория
с. Красногвардейское
2020 г.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«Развитие мануальной деятельности»
1.1. Личностные результаты освоения курса
Обучающиеся получат возможность к овладению следующими личностными результатами:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных условиях игровой и предметной деятельности;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
бережное отношение к результатам чужого и своего труда.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса
Обучающиеся получат возможность к овладению следующими метапредметными результатами:
принимать и сохранять цели и задачи деятельности;
в сотрудничестве с учителем планировать, контролировать и оценивать результаты деятельности соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
в сотрудничестве с учителем определять наиболее эффективные способы достижения результата;
в сотрудничестве с учителем определять причины успеха/неуспеха деятельности;
слушать собеседника, быть готовым признавать возможность существования различных точек зрения.
На каждом занятии по развитию мануальной деятельности решаются все задачи, подчиненные одной цели – коррекции нарушений мануальной деятельности.
1.3. Предметные результаты освоения курса:
Обучающиеся получат возможность к овладению следующими предметными результатами:
формирование и развитие предпосылок предметной деятельности (формирование мотивационного компонента деятельности и ориентировочной базы деятельности, развитие способностей выполнять операции манипулирования предметами и их исследования; развитие способности контролировать выполнение задания);
формирование и развитие предметной деятельности с элементами трудовой деятельности;
формирование предметно-игровой деятельности;
формирование продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность – лепка, аппликация, рисование, вырезывание);
коррекция нарушений и развитие пальчиковой (мелкой) моторики;
коррекция нарушений и развитие сенсорной сферы.
На каждом занятии по развитию мануальной деятельности решаются все задачи, подчиненные одной цели – коррекции нарушений мануальной деятельности.
1.4. Контрольно-измерительные материалы
Курс имеет безотметочную систему прохождения материала.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
Свою работу на занятии обучающиеся оценивают самостоятельно, прикрепляя соответствующий символ, выбранный в конкретном периоде.
Используется прием цветограммы в конце занятия. Детям предлагается прикрепить (нарисовать, раскрасить) соответствующий по цвету символ, определяя качество выполненного самостоятельно задания или практическую деятельность. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
2.1. Необходимое количество часов для изучения
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 66 часов за год.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Коррекция нарушений и развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия (цвет, форма, размер, тяжесть предметов; характеристики предмета, выявляемые при ощупывании; пространственная ориентировка и пространственные представления; коррекция нарушений и развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха) | 23 |
2 | Коррекция нарушений и развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации (пальчиковые игры, пальчиковый массаж и бассейн, конструирование из мелких деталей, лепка, рисование, шнуровка, соотносящие действия, складывание разрезных картинок и пазлов) | 22 |
3 | Коррекция нарушений и развитие мыслительных операций анализа и синтеза (классификации, систематизации, дифференциации), а также внимания и памяти. | 21 |
Итого | 66 |
2.2. Краткое содержание учебной темы
Содержание программы занятий по развитию мануальной деятельности включает в себя следующие направления работы:
Раздел 1. Коррекция нарушений и развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия (цвет, форма, размер, тяжесть предметов; характеристики предмета, выявляемые при ощупывании; пространственная ориентировка и пространственные представления; коррекция нарушений и развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха) (23 часа);
Раздел 2. Коррекция нарушений и развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации (пальчиковые игры, пальчиковый массаж и бассейн, конструирование из мелких деталей, лепка, рисование, шнуровка, соотносящие действия, складывание разрезных картинок и пазлов) (22 часа);
Раздел 3. Коррекция нарушений и развитие мыслительных операций анализа и синтеза (классификации, систематизации, дифференциации), а также внимания и памяти (21 час).
В процессе решения задач курса могут быть использованы различные приемы, наглядный и дидактический материал на усмотрение учителя с учетом индивидуальных особенностей детей. Программа строится концентрически, что позволяет формировать, закреплять и расширять на каждом году обучения умения планировать деятельность, отбирать операции и средства ее реализации, выполнять задание в соответствии с условиями и планом деятельности, контролировать процесс выполнения задания, то есть позволяет сформировать деятельность как целостную структуру.
При диагностике возможностей ручной моторики детей с НОДА учитывается развитие ручной моторики в онтогенензе. На занятиях предлагается несколько последовательных серий упражнений (Э. Коттон, И. Филипяк):
- обучение сжиманию рук и манипуляции согнутыми ладонями. В результате этих упражнений ребенок овладевает способностью удержания предмета в ладонях;
- обучение выпрямлению рук и манипуляция выпрямленными руками. В результате ребенок сможет стягивать с себя штаны или рукава;
- обучение дифференцированной работе правой и левой руки проводится в следующей последовательности:
1. Ребенка учат одну руку сжимать в кулак, а другую - выпрямлять.
2. Ребенка учат пользоваться одной рукой, сжатой в кулак, а другой выпрямленной.
3. Эти действия совершенствуются в способностях выстукивания ритма, раскрашивания, рисования, самостоятельной еды, причесывания.
4. Проводится обучение захвату короткой палки разного диаметра двумя руками и манипуляции с ними.
5. Проводится обучение захвату двух палок двумя руками и дифференцированным действиям рук с палками.
6.Упражнения с тонкими палочками.
7. Упражнения на соединение ладоней.
8. Упражнения на разворачивание предплечья и плеча.
9. Упражнения, формирующие пальцевый захват.
- развитие действий, совершенствующих произвольное схватывание, также предполагает выполнение нескольких серий упражнений:
1. Обучение изображать пальцами кольцо.
2. Обучение щипцеобразному захвату. Для этого упражнении включаются в поднимание мелких предметов, раскладывание карточек, перелистывание разных по толщине страниц в книжках.
3. Обучение захвату 3 пальцами. Совершенствуется в действиях рисования, раскрашивания, обводке.
4. Развитие движений указательного пальца. Кроме специальных упражнений рекомендуется тренировка дифференцированных движений на двух крупных цветных кнопках, печатание на компьютере с использованием клавиатуры с крупными цветными кнопками и накладкой, показ и пересчет предметов, перелистывание страниц, письмо и рисование пальцем на мокром песке, влажное рисование на листах бумаги разного формата, нажим пальцем на разные предметы.
В основу проведения занятий положены следующие принципы:
обязательный эмоциональный контакт с каждым ребенком;
обеспечение ребенку чувства безопасности;
пассивное, а затем активное участие ребенка в играх и действиях;
содержание и материал заданий подбирается не по возрасту, а по возможностям детей;
работа проводится в игровой деятельности;
дозировка заданий в соответствии с возможностями ребенка;
постепенное увеличение продолжительности занятий и усложнение их;
повторение и закрепление материала;
поощрение и помощь;
индивидуальный подбор поз ребенка для занятий.
2.3. Формы организации: групповые и подгрупповые занятия (30 минут), основанные на самостоятельной индивидуальной деятельности учащихся по практическому изучению свойств предметов, изменению их положения в пространстве. Дистанционная форма.
Основные виды учебной деятельности: выполнение заданий на сравнение, сортировку, классификацию и ранжирование предметов по разным признакам; наблюдение за демонстрацией учителя; составление краткого устного высказывания, описывающего предмет, человека; проведение простых практических опытов; анализ плана помещения.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Вступительное занятие. Диагностика возможностей обучающихся. | 2 | 07.09 08.09 |
3-4 | Лото «Профессии». Обучающая игра. | 2 | 14.09 15.09 |
5-6 | Формирование и расширение представлений обучающихся о свойствах предметов. | 2 | 21.09 22.09 |
7-8 | Выполнение заданий в соответствии со словесным планом | 2 | 28.09 29.09 |
9-10 | Конструирование из природного материала. | 2 | 05.10 06.10 |
11-12 | Поделки из бумаги. | 2 | 12.10 13.10 |
13-14 | Аппликация по образцу и словесной инструкции | 2 | 19.10 20.10 |
15-16 | Лепка из пластилина по словесной инструкции. | 2 | 26.10 27.10 |
17-18 | Игра «Зоопарк». | 2 | 09.11 10.11 |
19 | Закрепление полученных знаний. | 1 | 16.11 |
20-21 | Выполнение заданий по словесной инструкции. Узоры из мозаики. | 2 | 17.11 23.11 |
22-23 | Заключительное занятие. Логический квадрат. Задание «Обведи точно» | 2 | 24.11 30.11 |
24-25 | Предметно-трудовая и продуктивная деятельность | 2 | 01.12 07.12 |
26-27 | Выполнение аппликации по образцу | 2 | 08.12 14.12 |
28-29 | Конструирование по образцу (мебель, роботы-помощники) | 2 | 15.12 21.12 |
30-31 | Лепка по образцу «Лесные жители» | 2 | 22.12 28.12 |
32-33 | Рисование или штриховка по образцу. | 2 | 29.12 11.01 |
34 | Закрепление полученных знаний. | 1 | 12.01 |
35-36 | Работа с планом-схемой. Здание школы, дом. | 2 | 18.01 19.01 |
37-39 | Конструирование из бумаги. Оригами. | 3 | 25.01 26.01 01.02 |
40-41 | Конструирование из природных материалов. | 2 | 02.02 15.02 |
42-43 | Выполнение аппликации по словесной инструкции | 2 | 16.02 22.02 |
44-47 | Творческая деятельность. | 4 | 01.03 02.03 09.03 15.03 |
48-49 | Лепка, аппликация, конструирование из бумаги, выполнение поделок из природного материала. | 2 | 16.03 05.04 |
50-53 | Предметно-трудовая продуктивная деятельность | 4 | 06.04 06.04 12.04 13.04 |
54 | Закрепление полученных знаний. | 1 | 19.04 |
55-57 | Творческая деятельность. | 3 | 20.04 26.04 26.04 |
58-59 | Знакомство со сказкой, рассматривание картинного плана сказки. | 2 | 27.04 04.05 |
60-63 | Отбор материала, рассказывание сказки по ролям. «Пальчиковый» спектакль | 4 | 17.05 17.05 18.05 18.05 |
64-65 | Постановка спектакля. | 2 | 24.05 24.05 |
66 | Итоговая диагностика. | 1 | 25.05 |