Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
«Согласовано»: Зам. Директора по УВР _______________________2021г. | «Утверждено» Приказом директора школы от ____________________2021г. № _______ |
Рабочая программа
по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
для обучающегося 1 класса с ТНР (вариант 5.1)
Составитель:
учитель-логопед
Никулина С.А.
2021г
Содержание программы: | стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Общая характеристика учебного предмета | 3-4 |
3. | Описание места учебного предмета в учебном плане | 5 |
4. | Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | 5 |
5. | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета | 5-7 |
6. | Содержание учебного предмета | 8-14 |
7. | Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся | 14-24 |
8. | Описание материально-технического обеспечения | 24 |
1.Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ. В соответствии с Положением об адаптированной рабочей программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» (Приказ от 02.09.2019 г. № 694)
Данная Программа обеспечивает условия для индивидуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывая образовательные потребности данной категории детей. Данный вариант образования предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки.
Коррекционная работа в рамках данной Программы обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся первых классов с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
В содержании данной Программы учтены общие и специфические особенности психического развития обучающихся с ОВЗ, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с разными проявлениями речевой патологии.
Программа построена для ребенка с ОВЗ Белоусова Богдана, учащегося 1 класса, обучающегося по АООП 5.1.
Цель: создание системы комплексной помощи обучающимся с тяжёлыми нарушениями речи в освоении АООП НОО детей с ТНР, коррекция недостатков в речевом и психическом развитии учащихся, их социальная адаптация.
Задачи:
Формировать, развивать и корректировать фонематические навыки.
Формировать правильное звукопроизношение и своевременно корректировать нарушения произносительной стороны речи.
Формировать, развивать и корректировать лексическую сторону речи и навыки словообразования.
Формировать и корректировать грамматический строй речи.
Формировать, развивать и корректировать устную и письменную связную речь.
Решение этих задач осуществляется при проведении коррекционно- развивающих занятий.
2. Общая характеристика
Применительно к категории детей с ТНР наиболее распространенная форма коррекционной работы - логопедические занятия (индивидуальные или групповые).
Данный курс способствует формированию у обучающихся предпосылок, лежащих в основе становления речевых навыков, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Курс формирует у учащихся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Подводит обучающихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением.
Обоснованием выбора содержания программы логопедических занятий и продолжительности логопедического воздействия на ребенка являются индивидуальные особенности нарушений устной и письменной речи ребенка с ТНР. Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от психофизических особенностей, особых образовательных потребностей, особенностей усвоения программного материала детей с ТНР.
3. Место учебного предмета в учебном плане
На коррекционную работу выделяется 99 ч (3 ч в неделю, 33 учебных недели).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение». В 1 классе содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку. Предполагается, что будет осуществлен перенос умений, приобретаемых на логопедических занятиях, на программный материал предметной области «Филология».
5. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они смогут приобрести в процессе освоения курса:
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, включенность в жизнь класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов;
-сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, ведения диалога с учителем и товарищами.
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности. Обучающиеся научатся:
-готовить своё рабочее место и материал к занятию. Убирать рабочее место по окончании занятия;
- определять и называть временные и пространственные представления;
-работать вдумчиво, сосредоточенно; уметь распределять внимание;
-анализировать, сравнивать, обобщать;
-запоминать и передавать информацию;
-оценивать свои действия;
- распространять предложение по модели и вопросам;
-определять времена года, дни недели, части суток.
-определять пространственные направления и обозначать их вербально.
- анализировать, сравнивать, обобщать предметы и явления. Классифицировать предметы по заданному признаку;
-составлять предложения и текст на заданную тему или по личным наблюдениям;
-передавать содержание текста по вопросам, определять тему текста, озаглавливать, устанавливать связь между частями текста;
-составлять план деятельности и придерживаться его в ходе выполнения работы;
-давать объяснение, рассуждать и последовательно доказывать;
-работать с литературой, памятками, алгоритмами.
Предметные результаты: к концу курса обучающиеся научатся:
-правильно произносить (или находиться на этапе автоматизации) фонемы;
-узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
-понимать условно-графической схемы звукового состава слова;
-проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
-дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
- делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
-узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
-правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
-правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- распространять предложения;
-проводить звуко- буквенный анализ слов;
-правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, знать правила орфоэпии (на материала изученных слов);
-делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
-различать твёрдые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и мягким знаком;
-распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их буквами в сильных позициях;
-выделять ударные и безударные гласные, делать проверку безударных гласных.
6. Содержание учебного предмета
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер
Логопедическая диагностика учащихся включает:
Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи,
Обследование фонематического слуха,
Обследование лексического строя речи,
Обследование грамматического строя,
Обследование процесса письма и чтения.
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия;
совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;
дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций;
развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
7. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащегося 1 класса, АООП 5.1
№ п.п | Количество часов | Темы занятий | Характеристика деятельности учащихся |
Входная диагностика (4ч) |
1-2 | 2ч | Диагностика устной речи | |
3-4 | 2ч | Диагностика письменной речи |
Предложение (4ч) |
5 | 1ч | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | Упражнения в дифференциации понятий «слово» - «предложение. Упражнения в определении основы предложений. Выделение предложений из рассказа |
6 | 1ч | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». |
7 | 1ч | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. |
8 | 1ч | Упражнение в выделении предложений из рассказа. |
Звуки и буквы. Алфавит (1ч) |
9 | 1ч | Звуки и буквы. Алфавит. | Упражнения в слушании звуков в словах – начало, середина, конец и обозначение их буквами. |
Гласные и согласные (14ч) |
10-11 | 2ч | Гласные звуки и буквы. | Упражнения в определении гласных звуков, написании букв |
12-13 | 2ч | Согласные звуки и буквы. |
14-15 | 2ч | Уточнение гласного [а] |
16-17 | 2ч | Уточнение гласного [о] |
18-19 | 2ч | Уточнение гласного [у] |
20-21 | 2ч | Уточнение гласного [ы] |
22-23 | 2ч | Уточнение гласного [и] |
Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (7ч) |
24 | 1ч | Понятие «слог».Слогообразующая роль гласного. | Упражнения в звуко-буквенном анализе и синтезе. Умение определять ударение в словах. Упражнения в переносе слов. |
25-26 | 2ч | Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. |
27 | 1ч | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. |
28 | 1ч | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. |
29 | 1ч | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов. |
30 | 1ч | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. |
Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных (24ч) |
31-32 | 2ч | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | Упражнения в дифференциации твердых и мягких согласных. Упражнения в написании разделительного мягкого знака в словах |
33-34 | 2ч | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. |
35-36 | 2ч | Твердые и мягкие согласные перед гласными [ы] – [и] |
37-38 | 2ч | Твердые и мягкие согласные перед гласными [а] – [я] |
39-40 | 2ч | Твердые и мягкие согласные перед гласными [о] – [ё] |
41-42 | 2ч | Твердые и мягкие согласные перед гласными [у] – [ю] |
43-44 | 2ч | Дифференциация гласных [о] – [у] |
45-46 | 2ч | Дифференциация гласных [ё]-[ю] |
47-48 | 2ч | Дифференциация гласных второго ряда. |
49-50 | 2ч | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слова). Второй способ обозначения мягкости. |
51-52 | 2ч | Разделительный мягкий знак. |
53 | 1ч | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. |
54 | 1ч | Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». |
Различение звонких - глухих согласных звуков (23ч) |
55 | 1ч | Звуки [б], [б׳], буква «Б». | Упражнения в различении звонких – глухих согласных звуков |
56-57 | 2ч | Упражнение в различении [б] - [п] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
58 | 1ч | Звуки [в], [в׳], буква «В». |
59-60 | 2ч | Упражнение в различении [в] - [ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
61 | 1ч | Звуки [г], [г׳], буква «Г». |
62 | 1ч | Звуки [к], [к׳], буква «К». |
63-64 | 2ч | Различение звонких и глухих [г] - [к] в устной и письменной речи. |
65 | 1ч | Звуки [х], [х׳], буква «Х». |
66-67 | 2ч | Различение [г]-[к]-[х] в устной и письменной речи. |
68 | 1ч | Звуки [д], [д׳], буква «Д». |
69 | 1ч | Звуки [т], [т׳], буква «Т». |
70 | 1ч | Звук [ж], буква «Ж». |
71 | 1ч | Звук [ш], буква «Ш». |
72-73 | 2ч | Различение звонких и глухих [ж] - [ш] в устной и письменной речи. |
74 | 1ч | Звуки [з], [з׳], буква «З». |
75 | 1ч | Звуки [с], [с׳], буква «С». |
76-77 | 2ч | Различение звонких и глухих [з] - [с] в устной и письменной речи. |
Различение шипящих – свистящих звуков. (9ч) |
78 | 1ч | Различение [ж] - [з] в устной и письменной речи. | Упражнения в различении шипящих – свистящих звуков |
79 | 1ч | Различение [ш] - [с] в устной и письменной речи. |
80 | 1ч | Звук [щ], буква «Щ». |
81 | 1ч | Различение [щ] - [с’] в устной и письменной речи. |
82 | 1ч | Звук [ч], буква «Ч». |
83 | 1ч | Звук [ц], буква «Ц». |
84 | 1ч | Различение [ч] - [ц] в устной и письменной речи. |
85-86 | 2ч | Тренировочные упражнения по теме «Различение шипящих – свистящих звуков» |
Различение аффрикат (5ч) |
87 | 1ч | Различение согласных [ч] - [т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | Упражнения в различении аффикат |
88 | 1ч | Различение согласных [ч] - [щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
89 | 1ч | Различение согласных [ц] - [с] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
90-91 | 2ч | Тренировочные упражнения по теме «Различение аффрикат» |
Различение соноров (6ч) |
92 | 1ч | Звуки [р], [р׳], буква «Р». | Упражнения в различении соноров. |
93 | 1ч | Звуки [л], [л׳], буква «Л». |
94 | 1ч | Различение [р] - [л] в устной и письменной речи. |
95-96 | 2ч | Тренировочные упражнения по теме «Различение соноров» |
97 | 1ч | Контрольный диктант |
Итоговая диагностика |
98-99 | 2ч | Диагностика устной и письменной речи | |
Итого: 99 часов |
8. Материально-техническое обеспечение
Для педагога
Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. -М.: "Творческий центр" 2005г.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
Каше Г.А, Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. - М.: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения РСФСР" 1960 г.
Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону, «Феникс».2001 г.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.М.,1983 г.
Для учащихся
1.Е. Мазанова «Преодоление нарушения письма», Москва «Аквариум»2006
3. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1—4 клас-сов. — СПб.: Из да тельский Дом «Литера», 2015. — 224 с.: ил. — (Се-
рия «Начальная школа»).