областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39»
Рассмотрена и одобрена на МО учителей - дефектологов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от__________ Руководитель______Лебединская Е.Г. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от__________ Директор________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по коррекционному курсу
«Предметно-практические действия»
для 3г/4д/6е класса
на 2021-2022 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
Составитель программы:
Лебединская Е.Г.
г. Ульяновск, 2021
Содержание
| 1.Паспорт рабочей программы | |
| 2. Пояснительная записка | |
| 3. Планируемые предметные и личностные результаты 4. Базовые учебные действия 5. Содержание рабочей программы 6. Учебно-тематическое планирование 7.Перечень материально-технического обеспечения 8.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 9. Лист внесения изменений 10. Список литературы | |
Паспорт программы
Тип программы | Рабочая программа |
Статус программы | Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N4/15); - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, 1-12 класс (вариант 2) на 2021-2022 учебный год, ОГКОУШ №39; - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года). |
Назначение программы | Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2 |
Категория обучающихся | Учащиеся 3/4/6 класса с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР |
Сроки освоения программы | 1 учебный год (сентябрь 2021 года – май 2022 года) |
Объём учебного времени | Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3, 4 класс), 68 часов (6 класс) в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39 |
Форма обучения | Очная |
Режим уроков | 3 часа в неделю (3, 4 класс); 2 часа в неделю (6 класс) |
Форма контроля | текущий контроль, промежуточное тестирование |
Пояснительная записка
Содержание обучения на уроках предметно-практических действий очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с нарушением интеллекта и ТМНР. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Каждая коррекционная задача, по возможности, включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых детьми знаний, умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей.
Учебную работу на уроках предметно-практических действий необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на других уроках.
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики коррекционного курса:
- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
- обогащать чувственный опыт детей: узнавать на ощупь предметы, их качества в процессе перцептивных действий;
-стимулировать межанализаторное взаимодействие (речедвигательную, зрительно-двигательную координацию, слухомоторную и др.);
- стимулировать речевую активность детей в процессе выполнения заданий с различными материалами;
- стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний;
- совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
- развивать наглядно -образное мышление.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Программа включает следующие разделы: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 3, 4 классах курс рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю), в 6 классе – на 68 часов (2 часа в неделю).
Планируемые личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
- эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;
- зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации;
- интерес к взаимодействию со знакомым взрослым;
- положительное отношение к учебным занятиям;
- заинтересованность в восприятии учебного плана;
- мотивированность своих действий.
Планируемые предметные результаты:
- умение сминать материал (бумагу),
- умение разрывать материал (бумагу),
- умение разминать материал (пластилин),
- умение отрывать материал (кусочек пластилина) от целого куска,
- умение отщипывать материал (кусочек пластилина) от целого куска,
- умение размазывать материал (пластилин) на основе,
- умение пересыпать материал (ладонью, стаканчиком, лопаточкой) из одной ёмкости в другую,
- умение наматывать, разматывать материал (шерстяная нитка),
- умение удерживать предметы в ладони,
- умение встряхивать предметы, издающие звуки (баночки с бусинками, крупой),
- умение толкать предметы от себя,
- умение притягивать предметы к себе,
- умение сжимать предметы одной ладонью (двумя ладонями),
- умение вынимать предметы из ёмкости,
- умение складывать предметы в ёмкость,
- умение перекладывать предметы из ёмкости в ёмкость,
- умение вставлять предметы в отверстия,
- умение нанизывать предметы на стержень, шнурок,
-умение играть с кубиками, матрёшками, игрушками, палочками, прищепками и т.д.
Базовые учебные действия
Формирование учебного поведения:
- направляет взгляд (на говорящего взрослого, на задание):
фиксирует взгляд на предмете;
- умеет выполнять действия по образцу и по подражанию:
выполняет действие способом рука в руке;
подражает действиям, выполняемым учителем;
- использует по назначению учебные материалы.
Содержание рабочей программы
Действия с материалами
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, газета, цветная, и пр.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумага, вата, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (пластилин) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Наматывание материала (бельевая веревка, шерстяные нитки, шнур и др.).
Действия с предметами
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (кнопка и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить). Составление узоров из крупной мозаики. Бросание мяча и воздушного шара. Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных геометрических фигур. Складывание картинок из 2-3 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали.
Учебно-тематическое планирование
3 класс, 4 класс - 102 часа в год (3 часа в неделю)
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов |
1. | Катание шариков в определённом направлении способом «рука в руке». | 3 |
2. | Нажимание на предметы (юлу, кнопку) ладонью. | 3 |
3. | Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками, крупой и др. | 3 |
4. | Игры с машинками. | 3 |
5. | Такая разная бумага. Действия с бумагой. | 3 |
6. | Игры с прищепками. «Солнышко». | 3 |
7. | Пластилин. Действия с пластилином. | 3 |
8. | Закручивание крупных пластмассовых гаек на толстый стержень с резьбой. | 3 |
9. | Размазывание краски пальцами. | 3 |
10. | Д/И «Какая красивая игрушка». Наблюдение за объектом. | 3 |
11. | Бросание мелких предметов (шариков, горошин, бусинок) в сосуд. | 3 |
12. | Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка». | 3 |
13. | Вынимание предмета из коробки. | 3 |
14. | Складывание предметов коробку. | 3 |
15. | Игры с прищепками. «Морковка». | 3 |
16. | Составление узоров из крупной мозаики. | 3 |
17. | Д/И на развитие реакции поворота головы «Следи за игрушкой (погремушкой)». | 3 |
18. | Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую. | 3 |
19. | Вставление стаканчиков, шариков друг в друга. Башня - вкладыши. | 3 |
20. | Нанизывание колец, шариков на палку. | 3 |
21. | Нанизывание крупных бусин на нить. | 3 |
22. | Д/И «Что и как звенит». Наблюдение за предметом. | 3 |
23. | Пересыпание крупы из одной ёмкости в другую. | 3 |
24. | Мой весёлый звонкий мяч. Мячик, катись! | 3 |
25. | Соберём мячи в корзину. | 3 |
26. | Наматывание нити на катушку, клубок. | 3 |
27. | Игры с кубиками. | 3 |
28. | Построй башню. | 3 |
29. | Игры с матрёшками. | 3 |
30. | Наполнение предметов крупой. | 3 |
31. | Вращение. Откручивание и закручивание крышек на бутылках и банках. | 3 |
32. | Бросание мяча и воздушного шара. | 3 |
33. | Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных геометрических фигур. | 3 |
34. | Складывание картинок из 2-3 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. | 3 |
Итого | 102 |
Учебно-тематическое планирование
6 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю)
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов |
1. | Катание шариков в определённом направлении способом «рука в руке». | 2 |
2. | Нажимание на предметы (юлу, кнопку) ладонью. | 2 |
3. | Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками, крупой и др. | 2 |
4. | Игры с машинками. | 2 |
5. | Такая разная бумага. Действия с бумагой. | 2 |
6. | Игры с прищепками. «Солнышко». | 2 |
7. | Пластилин. Действия с пластилином. | 2 |
8. | Закручивание крупных пластмассовых гаек на толстый стержень с резьбой. | 2 |
9. | Размазывание краски пальцами. | 2 |
10. | Д/И «Какая красивая игрушка». Наблюдение за объектом. | 2 |
11. | Бросание мелких предметов (шариков, горошин, бусинок) в сосуд. | 2 |
12. | Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка». | 2 |
13. | Вынимание предмета из коробки. | 2 |
14. | Складывание предметов коробку. | 2 |
15. | Игры с прищепками. «Морковка». | 2 |
16. | Составление узоров из крупной мозаики. | 2 |
17. | Д/И на развитие реакции поворота головы «Следи за игрушкой (погремушкой)». | 2 |
18. | Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую. | 2 |
19. | Вставление стаканчиков, шариков друг в друга. Башня - вкладыши. | 2 |
20. | Нанизывание колец, шариков на палку. | 2 |
21. | Нанизывание крупных бусин на нить. | 2 |
22. | Д/И «Что и как звенит». Наблюдение за предметом. | 2 |
23. | Пересыпание крупы из одной ёмкости в другую. | 2 |
24. | Мой весёлый звонкий мяч. Мячик, катись! | 2 |
25. | Соберём мячи в корзину. | 2 |
26. | Наматывание нити на катушку, клубок. | 2 |
27. | Игры с кубиками. | 2 |
28. | Построй башню. | 2 |
29. | Игры с матрёшками. | 2 |
30. | Наполнение предметов крупой. | 2 |
31. | Вращение. Откручивание и закручивание крышек на бутылках и банках. | 2 |
32. | Бросание мяча и воздушного шара. | 2 |
33. | Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных геометрических фигур. | 2 |
34. | Складывание картинок из 2-3 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. | 2 |
Итого | 68 |
Перечень материально-технического обеспечения
Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»: в 2 ч. Ч. 1: познавательное и речевое развитие, игровая деятельность / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 176 с. – (ФГОС дошкольного образования).
Материально-техническое обеспечение курса предполагает наличие следующих предметов:
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- предметы различной формы, величины, цвета;
- краски;
- нити разной толщины;
- кубики с картинками;
- сыпучие предметы;
- сборно-разборные игрушки;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- матрешки;
- шарики;
- мячики;
- мозаика;
- юла;
- коробочки;
- бумага (бумажная салфетка, газета, калька, фольга);
- пластичный материал (пластилин);
- материал для пересыпания (манная крупа, горох, гречневая крупа, песок);
- инструменты для пересыпания материала (лопаточки, стаканчики);
- пирамидки и др.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины
Дата | Основание для внесения изменений | № листа | Содержание | Утверждено |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Список литературы:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, 1-12 класс (вариант 2) на 2021-2022 учебный год, ОГКОУШ №39.
2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103с. [Сер. «Игры для детей с проблемами в развитии»].
3. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. – СПб.: КАРО, 2007.
4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
5. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей- форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007.
6. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.
7. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2009.
8. Иллюстративный материал по обучению грамоте и развитию речи. - СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013.
9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн.для учителя – М.: Просвещение, 1990.
10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
11. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»: в 2 ч. Ч. 1: познавательное и речевое развитие, игровая деятельность / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 176 с. – (ФГОС дошкольного образования).
12. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлым интеллектуальным недоразвитием: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
13. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие — М.: АРКТИ, 2000. — 126 с.
14. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. - СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013.
15. О реализации конституционного права детей инвалидов, проживающих в детских домах - интернатах для умственно отсталых детей, на образование. Министерство образования и науки РФ № ВФ-577/06 от 04.04.2007г.
16. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N4/15).
17. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.- М.:ВЛАДОС, 2004.
18. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – журнал «Дефектология», №3, 2005.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.
N1599).