СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. 3, 4, 6 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. 3, 4, 6 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. 3, 4, 6 классы.»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39»


Рассмотрена и одобрена

на МО учителей - дефектологов

филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от__________

Руководитель______Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР филиала

ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от__________

Директор________Пономарева М.Н.






Рабочая программа по коррекционному курсу

«Предметно-практические действия»

для 3г/4д/6е класса


на 2021-2022 учебный год

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2







Составитель программы:

Лебединская Е.Г.









г. Ульяновск, 2021


Содержание



1.Паспорт рабочей программы



2. Пояснительная записка



3. Планируемые предметные и личностные результаты

4. Базовые учебные действия

5. Содержание рабочей программы

6. Учебно-тематическое планирование

7.Перечень материально-технического обеспечения

8.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

9. Лист внесения изменений

10. Список литературы

































Паспорт программы

Тип программы

Рабочая программа

Статус программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N4/15);

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, 1-12 класс (вариант 2) на 2021-2022 учебный год, ОГКОУШ №39;

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).

Назначение программы

Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2

Категория обучающихся

Учащиеся 3/4/6 класса с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР

Сроки освоения программы

1 учебный год (сентябрь 2021 года – май 2022 года)

Объём учебного времени

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3, 4 класс), 68 часов (6 класс) в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39

Форма обучения

Очная

Режим уроков

3 часа в неделю (3, 4 класс); 2 часа в неделю (6 класс)

Форма контроля

текущий контроль, промежуточное тестирование



Пояснительная записка


Содержание обучения на уроках предметно-практических действий очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с нарушением интеллекта и ТМНР. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Каждая коррекционная задача, по возможности, включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых детьми знаний, умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей.

Учебную работу на уроках предметно-практических действий необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на других уроках.

Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики коррекционного курса:

- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.


Задачи:

- обогащать чувственный опыт детей: узнавать на ощупь предметы, их качества в процессе перцептивных действий;

-стимулировать межанализаторное взаимодействие (речедвигательную, зрительно-двигательную координацию, слухомоторную и др.);

- стимулировать речевую активность детей в процессе выполнения заданий с различными материалами;

- стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний;

- совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

- развивать наглядно -образное мышление.

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Программа включает следующие разделы: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 3, 4 классах курс рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю), в 6 классе – на 68 часов (2 часа в неделю).


Планируемые личностные и предметные результаты


Личностные результаты:


- эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;

- зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации;

- интерес к взаимодействию со знакомым взрослым;

- положительное отношение к учебным занятиям;

- заинтересованность в восприятии учебного плана;

- мотивированность своих действий.


Планируемые предметные результаты:


- умение сминать материал (бумагу),

- умение разрывать материал (бумагу),

- умение разминать материал (пластилин),

- умение отрывать материал (кусочек пластилина) от целого куска,

- умение отщипывать материал (кусочек пластилина) от целого куска,

- умение размазывать материал (пластилин) на основе,

- умение пересыпать материал (ладонью, стаканчиком, лопаточкой) из одной ёмкости в другую,

- умение наматывать, разматывать материал (шерстяная нитка),

- умение удерживать предметы в ладони,

- умение встряхивать предметы, издающие звуки (баночки с бусинками, крупой),

- умение толкать предметы от себя,

- умение притягивать предметы к себе,

- умение сжимать предметы одной ладонью (двумя ладонями),

- умение вынимать предметы из ёмкости,

- умение складывать предметы в ёмкость,

- умение перекладывать предметы из ёмкости в ёмкость,

- умение вставлять предметы в отверстия,

- умение нанизывать предметы на стержень, шнурок,

-умение играть с кубиками, матрёшками, игрушками, палочками, прищепками и т.д.



Базовые учебные действия


Формирование учебного поведения:

- направляет взгляд (на говорящего взрослого, на задание):

фиксирует взгляд на предмете;

- умеет выполнять действия по образцу и по подражанию:

выполняет действие способом рука в руке;

подражает действиям, выполняемым учителем;

- использует по назначению учебные материалы.









Содержание рабочей программы


Действия с материалами

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, газета, цветная, и пр.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумага, вата, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (пластилин) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Наматывание материала (бельевая веревка, шерстяные нитки, шнур и др.).




Действия с предметами

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (кнопка и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить). Составление узоров из крупной мозаики. Бросание мяча и воздушного шара. Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных геометрических фигур. Складывание картинок из 2-3 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали.







Учебно-тематическое планирование

3 класс, 4 класс - 102 часа в год (3 часа в неделю)


Наименование тем программы

Кол-во часов

1.

Катание шариков в определённом направлении способом «рука в руке».

3

2.

Нажимание на предметы (юлу, кнопку) ладонью.

3

3.

Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками, крупой и др.

3

4.

Игры с машинками.

3

5.

Такая разная бумага. Действия с бумагой.

3

6.

Игры с прищепками. «Солнышко».

3

7.

Пластилин. Действия с пластилином.

3

8.

Закручивание крупных пластмассовых гаек на толстый стержень с резьбой.

3

9.

Размазывание краски пальцами.

3

10.

Д/И «Какая красивая игрушка». Наблюдение за объектом.

3

11.

Бросание мелких предметов (шариков, горошин, бусинок) в сосуд.

3

12.

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка».

3

13.

Вынимание предмета из коробки.

3

14.

Складывание предметов коробку.

3

15.

Игры с прищепками. «Морковка».

3

16.

Составление узоров из крупной мозаики.

3

17.

Д/И на развитие реакции поворота головы «Следи за игрушкой (погремушкой)».

3

18.

Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую.

3

19.

Вставление стаканчиков, шариков друг в друга. Башня - вкладыши.

3

20.

Нанизывание колец, шариков на палку.

3

21.

Нанизывание крупных бусин на нить.

3

22.

Д/И «Что и как звенит». Наблюдение за предметом.

3

23.

Пересыпание крупы из одной ёмкости в другую.

3

24.

Мой весёлый звонкий мяч. Мячик, катись!

3

25.

Соберём мячи в корзину.

3

26.

Наматывание нити на катушку, клубок.

3

27.

Игры с кубиками.

3

28.

Построй башню.

3

29.

Игры с матрёшками.

3

30.

Наполнение предметов крупой.

3

31.

Вращение. Откручивание и закручивание крышек на бутылках и банках.

3

32.

Бросание мяча и воздушного шара.

3

33.

Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных геометрических фигур.

3

34.

Складывание картинок из 2-3 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали.

3

Итого

102


Учебно-тематическое планирование

6 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю)


Наименование тем программы

Кол-во часов

1.

Катание шариков в определённом направлении способом «рука в руке».

2

2.

Нажимание на предметы (юлу, кнопку) ладонью.

2

3.

Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками, крупой и др.

2

4.

Игры с машинками.

2

5.

Такая разная бумага. Действия с бумагой.

2

6.

Игры с прищепками. «Солнышко».

2

7.

Пластилин. Действия с пластилином.

2

8.

Закручивание крупных пластмассовых гаек на толстый стержень с резьбой.

2

9.

Размазывание краски пальцами.

2

10.

Д/И «Какая красивая игрушка». Наблюдение за объектом.

2

11.

Бросание мелких предметов (шариков, горошин, бусинок) в сосуд.

2

12.

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка».

2

13.

Вынимание предмета из коробки.

2

14.

Складывание предметов коробку.

2

15.

Игры с прищепками. «Морковка».

2

16.

Составление узоров из крупной мозаики.

2

17.

Д/И на развитие реакции поворота головы «Следи за игрушкой (погремушкой)».

2

18.

Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую.

2

19.

Вставление стаканчиков, шариков друг в друга. Башня - вкладыши.

2

20.

Нанизывание колец, шариков на палку.

2

21.

Нанизывание крупных бусин на нить.

2

22.

Д/И «Что и как звенит». Наблюдение за предметом.

2

23.

Пересыпание крупы из одной ёмкости в другую.

2

24.

Мой весёлый звонкий мяч. Мячик, катись!

2

25.

Соберём мячи в корзину.

2

26.

Наматывание нити на катушку, клубок.

2

27.

Игры с кубиками.

2

28.

Построй башню.

2

29.

Игры с матрёшками.

2

30.

Наполнение предметов крупой.

2

31.

Вращение. Откручивание и закручивание крышек на бутылках и банках.

2

32.

Бросание мяча и воздушного шара.

2

33.

Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных геометрических фигур.

2

34.

Складывание картинок из 2-3 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали.

2

Итого

68





Перечень материально-технического обеспечения

Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»: в 2 ч. Ч. 1: познавательное и речевое развитие, игровая деятельность / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 176 с. – (ФГОС дошкольного образования).


Материально-техническое обеспечение курса предполагает наличие следующих предметов:

- звучащие   предметы   для   встряхивания;

- предметы   для   сжимания (мячи   различной   фактуры, разного   диаметра);

- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);

- предметы различной формы, величины, цвета;

- краски;

- нити разной толщины;

- кубики с картинками;

- сыпучие предметы;

- сборно-разборные игрушки;

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

- матрешки;

- шарики;

- мячики;

- мозаика;

- юла;

- коробочки;

- бумага (бумажная салфетка, газета, калька, фольга);

- пластичный материал (пластилин);

- материал для пересыпания (манная крупа, горох, гречневая крупа, песок);

- инструменты для пересыпания материала (лопаточки, стаканчики);

- пирамидки и др.


Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты


Бальная система оценки:


  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.


Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;


представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».
































Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины


Дата

Основание для

внесения изменений


листа

Содержание

Утверждено























































































































Список литературы:


1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, 1-12 класс (вариант 2) на 2021-2022 учебный год, ОГКОУШ №39.

2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103с. [Сер. «Игры для детей с проблемами в развитии»].

3. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. – СПб.: КАРО, 2007.

4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

5. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей- форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007.

6. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.

7. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2009.

8. Иллюстративный материал по обучению грамоте и развитию речи. - СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013.

9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн.для учителя – М.: Просвещение, 1990.

10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.

11. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»: в 2 ч. Ч. 1: познавательное и речевое развитие, игровая деятельность / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 176 с. – (ФГОС дошкольного образования).

12. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлым интеллектуальным недоразвитием: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.

13. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с откло­нениями в развитии: Практическое пособие — М.: АРКТИ, 2000. — 126 с.

14. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. - СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013.

15. О реализации конституционного права детей инвалидов, проживающих в детских домах - интернатах для умственно отсталых детей, на образование. Министерство образования и науки РФ № ВФ-577/06 от 04.04.2007г.

16. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N4/15).

17. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.- М.:ВЛАДОС, 2004.

18. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – журнал «Дефектология», №3, 2005.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.

N1599).