СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики сенсорных процессов" 5 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики сенсорных процессов" 5 класс»

Рабочая программа по коррекционному курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа № 142».

- Учебного плана школы на 2024-2025 год.



Цель: формирование познавательных процессов как психологических достижений возраста, которые требуют специальных условий (методов и приемов) для своего развития.

Задачи:

  • формировать личностные мотивы обучающихся к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;

  • формировать способы усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;

  • коррекция познавательной деятельности;

  • раскрыть творческие возможности с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;

  • формировать словесные высказывания обучающихся, обогащать словарный запас с опорой на свой чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и умений.

Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:

  • развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

  • сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, рисование, ручной труд);

  • систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений;

  • формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Программа обеспечивает достижение обучающимися 5 класса личностных и предметных результатов. Изучение коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных и предметных результатов.



Личностные:

  • адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;

  • проявление этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • умение составлять план действий с помощью педагога;

  • соблюдение правильных действий при штриховке;

  • умение пользоваться элементами расслабления;

  • умение группировать предметы по 2,3 самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;

  • умение смешивать цвета, называть их;

  • умение конструировать сложные формы из 6—8 элементов;

  • умение находить нереальные элементы нелепых картинок;

  • умение определять противоположные качества и свойства предметов;

  • распознавание предметов по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

  • определение на слух звучания различных музыкальных инструментов;

  • моделирование расположения предметов в заданном пространстве;

  • определение возраста людей и последовательности основных жизненных событий;

  • распознавание длительности временных интервалов;

  • называние месяцев года, названий года;

  • называние основных признаков времен года;

  • определение возраста человека.

Достаточный уровень:

  • целенаправленное выполнение действий по 3х, 4х-звенной инструкции педагога;

  • выполнение точных движений при штриховке;

  • умение самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;

  • умение ориентироваться на сенсорные эталоны;

  • узнавание предметов по заданным признакам;

  • умение сравнивать предметы по внешним признакам;

  • умение классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

  • умение составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

  • выделение признаков и свойств объектов и явлений;

  • умение давать описание объектов и явлений;

  • определение времени по часам;

  • называние основных и дополнительных признаков времен года;

  • различение противоположно направленных действий и явлений;

  • определение временных рамок своей деятельности;

  • определение последовательности событий;

  • ориентировка в пространстве;

  • умение самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

  • умение опосредовать свою деятельность речью.

Срок реализации рабочей программы

В соответствии с учебным планом программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).



Содержание коррекционного курса

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

Развитие крупной и мелкой моторики,графомоторных навыков.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.).

Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 6-8 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 6-8 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (6-8 частей).

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 6-8 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (6 предметных или сюжетных картинок). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика нарушения зрения. Гимнастика для глаз.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — ещё суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Определение и измерение веса разных предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры, Противоположные качества предметов (чистый — грязный, тёмный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнуть).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Восприятие времени.

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Обследование обучающихся на конец учебного года.



Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, представлена в условных единицах:

  • 0 баллов – нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл – минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла – значительная динамика.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» система оценивания является безотметочной, в тоже время педагог постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального обследования.

Педагог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и познавательной сферы: первичное (на начало учебного года); итоговое (конец учебного года).

В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А. Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго.

Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.

Критерии оценки уровня развития:

  • высокий – 80-100 %;

  • выше среднего – 65-79,9 %;

  • средний – 45-64,9 %;

  • низкий – 44,9% и ниже.

На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить динамику его познавательного развития.



Учебно-методический комплекс

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599

  2. Удалова Э.Я., Метиева ЛА. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья.-М.: Национальный книжный центр, 2016 г. -192с.(Специальная психология.)

3. Пособие «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. Под редакцией Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой. М: Издательство «Книголюб», 2008 »

4. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития Дефектология. — 2000. - — с. 6675