СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для Казённого государственного областного образовательного учреждения "Воронежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 31 VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".

В самом общем виде сущность VIII вида состоит в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения  психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются  взрослыми,  когда  ребёнок  приходит  в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать,  обобщать,  абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто  трудности  в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.

В школе обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений : научить детей читать, считать и писать; ориентироваться в социально-бытовых условиях. Учащиеся школы имеют стойкое нарушение памяти, внимания и мышления. Большинство учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы: коррекция отклонений и  развитие сенсомоторики  школьников .

Задачи программы:  отработка новых форм и видов зрительно-двигательной и моторной координации ребёнка;  развитие осязания и мелкой моторики ребёнка;  коррекция и развитие зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания;  коррекция и развитие произвольного поведения;  коррекция и развитие эмоциональной сферы;  коррекция и развитие познавательных процессов;  развитие способности к творческому самовыражению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с ОВЗ.»

«Сенсорное развитие»




Пояснительная записка


Программа предназначена для Казённого государственного областного образовательного учреждения "Воронежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 31 VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".

В самом общем виде сущность VIII вида состоит в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.

В школе обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений : научить детей читать, считать и писать; ориентироваться в социально-бытовых условиях. Учащиеся школы имеют стойкое нарушение памяти, внимания и мышления. Большинство учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы: коррекция отклонений и  развитие сенсомоторики школьников .

Задачи программы: отработка новых форм и видов зрительно-двигательной и моторной координации ребёнка; развитие осязания и мелкой моторики ребёнка; коррекция и развитие зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания; коррекция и развитие произвольного поведения; коррекция и развитие эмоциональной сферы; коррекция и развитие познавательных процессов; развитие способности к творческому самовыражению.

Продолжительность курса: занятия рассчитаны на один учебный год.

Время проведения: вторая половина дня.

Форма занятия: индивидуальная, групповая.

Особенности помещения: занятия проводятся в кабинете психолога.

Эффективность программы и способы ее отслеживания: с целью отслеживания результативности заполняется дневник развития ребёнка.

Объём программы рассчитан на 102 часов. Продолжительность одного занятия – 40 минут.

Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев» - говорил Сухомлинский. Тактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мира. 



Содержание учебного материала


п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

1.



Итого:

102 часа





Содержание учебного предмета


1.Восприятие (осмысленность, точность).

ребёнок выделяет существенное, ответы на соответствующие вопросы; точность или ошибки ребёнка.

2. Мышление (обобщённость, логичность, гибкость).

улавливает ли общее в отдельных фактах? умеет ли выделить главное? умение подойти к одному и тому же материалу с разных сторон в зависимости от вопроса и выделить главное? улавливает ли общее в отдельных фактах?

3.Внимание (сосредоточенность, отвлекаемость, устойчивость, распределение, переключение).

поглощённость деятельностью; разговоры, посторонние дела, ответы невпопад, длительность работы над объектом; выполняет свою работу и следит за её выполнением у товарища, у доски, скорость перехода от одного дела к другому.

4. Память

произвольное запоминание – цель запоминания, непроизвольное запоминание – без цели к запоминанию, осмысленная – на внутренних смысловых связях, механическая – на внешних связях, воспроизведение – своими словами, примерами (осмысленное).

5. Мотивация деятельности (наличие интересов, их активность, отношение к педагогу).

поднимает руку, задаёт вопросы, часто и подробно высказывается, вносит поправки, дополнения, возражения; добросовестен, прилежен; бездеятелен, занимается посторонними делами; реакция на требования педагога, похвалу, порицание.












Учебно-тематический план.

урока

Тема урока

1

Приветствие: «Улыбка». Вступительная беседа. Упражнение на развитие мимических движений.

2-4

Приветствие «Круг». Собираем пазлы. Строим свои фигурки из звёздочек.

5-6

Приветствие «Круг». Игра «Мартышки».

7-8

Приветствие «Круг». Разминка «Капуста». Игра: «Чудесный мешочек»

9-10

Приветствие «Круг». Разминка «Капуста». Лепка из пластилина.

11-12

Приветствие «Круг». Разминка «Повар». Упражнение: «Графический диктант».

13-14

Приветствие «Круг». Разминка «Повар». Упражнение: «Строим дом своими руками».

15

Приветствие «Круг». Разминка «Повар». Упражнение: «Раскрась все фигуры».

16

Приветствие «Круг». Разминка «Повар». Упражнение: «Найди отличия».

17-19

Приветствие «Круг». Разминка «Повар». Упражнение: «Пирамидка».

20-22

Приветствие «Круг». Разминка «Повар». Упражнение: «Пустые клеточки».

23-25

Приветствие «Круг». Разминка «Кулак, ребро, ладонь».

Упражнение: «Найди отличия».

26-28

Приветствие «Круг». Разминка «Кулак, ребро, ладонь». Упражнение: «Домики».

29-31

Приветствие «Круг». Разминка «Кулак, ребро, ладонь». Упражнение: «Дорисуй».

32-34

Приветствие «Круг». Разминка «Кулак, ребро, ладонь». Игра: «Колечко-колечко».

35-36

Приветствие «Круг». Разминка «Кулак, ребро, ладонь». Упражнение: «Дорисуй».

37-39

Приветствие «Круг». Разминка «Кулак, ребро, ладонь». Упражнение: «Раскрась картинку».

40-43

Приветствие «Круг». Имитационная разминка «Кони». Упражнение: «Засели свой домик».

44-47

Приветствие «Круг». Имитационная разминка «Кони». Упражнение: «Изучение на ощупь».

48-50

Приветствие «Круг». Имитационная разминка «Кони». Упражнение: «Раскрась одним цветом».

51-53

Приветствие «Круг». Имитационная разминка «Кони». Упражнение: «Цифры».

54-60

Приветствие «Круг». Имитационная разминка «Кони». Упражнение: «Дорисуй».

61-64

Приветствие «Круг». Разминка «Пальчики». Упражнение: «Узнай, кто это?».


65-66

Приветствие «Круг». Гимнастика для рук: «Песочек». Упражнение: «Лабиринты».

67

Приветствие «Круг». Гимнастика для рук: «Песочек». Упражнение: «Фрукты и овощи лепим из песка».

68-69

Приветствие «Круг». Гимнастика для рук: «Песочек». Упражнение: «Что изменилось?».

70-71

Приветствие «Круг». Гимнастика для рук: «Песочек». Упражнение: «Шнуровка».

72-73

Приветствие «Круг». Имитационная разминка: «Хомячок». Упражнение: «Угадай на ощупь».

74-75

Приветствие «Круг». Имитационная разминка: «Хомячок». Лепка из пластилина продуктов, которые мы кушаем.

76-78

Приветствие «Круг». Имитационная разминка: «Хомячок». Упражнение: «Цветной ряд».

79-80

Приветствие «Круг». Имитационная разминка: «Хомячок». Упражнение: «Незнакомая картинка».

81-84

Приветствие «Круг». Имитационная разминка: «Хомячок». Упражнение: «Солнышко своими руками».

85-89

Приветствие «Круг». Имитационная разминка: «Хомячок». Упражнение: «Цветы своими руками».

90-91

Приветствие «Круг». Имитационная разминка: «Хомячок». Упражнение: «Найди пару».

92-93

Приветствие «Круг». Разминка «Повар». Упражнение: «Собери мозайку».

94-95

Приветствие «Круг». Разминка «Повар». Упражнение: «Учимся пеленать куклу».

96-97

Приветствие «Круг». Разминка «Повар». Упражнение: «Съедобное -несъедобное».

98-101

Приветствие «Круг». Разминка «Повар». Упражнение: «Сортировка круп».

102

Приветствие «Круг». Имитационные разминки: «Хомячок», «Повар», «Песочек». Подведение итогов за учебный год.