Рабочая программа
по предмету «Коррекционно – развивающие занятия»
Учебный год: 2019-2020
Класс: 5 «В»
Количество часов в неделю: 1 час; в год: 34 часа
Программа составлена на основе: адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти
Рабочую программу составил: учитель Поротькина Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса – это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Современная практика коррекционно-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.
Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Основными задачами программы являются:
осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.
Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников – это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.
Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. Вводное занятие – 1 час.
Обследование детей.
Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.
Развитие восприятия, воображения – 5 часов.
Закрепление сформированных понятий, характеризующих величину.
Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам величины.
Совершенствование восприятия формы.
Различение цветовых тонов и правильное их словесное обозначение. Классифицирование предметов по форме, цвету и размеру. Составление
комбинаций из трёх цветов.
Формирование произвольности зрительного восприятия. Дорисовывание незаконченных изображений. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Гимнастика для глаз.
Развитие пространственного, творческого воображения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, предоставление словесного отчета.
Развитие внимания – 5 часов.
Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Составление детьми собственных планов к лабиринтам. Самостоятельное планирование этапов деятельности. Контроль за выполнением одновременно двух и трёх действий.
IV. Развитие памяти – 5 часов.
Развитие вербальной и визуальной кратковременной и долговременной памяти. Расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств. Использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов.
V. Развитие аналитико-синтетической деятельности – 10 часов. Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к
абстрактно-логическому мышлению. Развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерностей, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением двух–трех особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или
понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи второго типа). Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.
Правило цветового магического квадрата. Заполнение цветовых магических квадратов с геометрическими фигурами.
Выявление закономерности и продолжение орнамента по образцу. Выявление закономерности расположения чисел. Нахождение «лишнего»
числа в ряду чисел. Словесная закономерность.
Решение логических и комбинаторных задач. Решение задач путём рассуждения с опорой на схему.
Формирование пространственных представлений в играх с палочками.
Построение заданного числа фигур из заданного числа палочек.
Закрепление понятий: «справа – слева», «вверх – вниз». Выполнение графического диктанта под диктовку учителя. Составление задания для соседа по парте.
Закрепление понятий «четырёхугольник», «квадрат», «прямоугольник». Формирование представлений о ромбе. Вычерчивание прямоугольников, квадратов, ромбов.
Знакомство с правилом числового магического квадрата. Решение магических квадратов сложения.
Знакомство с правилом магического треугольника. Решение магических треугольников. Нахождение закономерностей в магической цепи. Заполнение магических цепей по заданным закономерностям.
Окружность, круг, их отличие. Логические задачи. Пропущенные цифры.
Нахождение пропущенных цифр в примерах на сложение и вычитание.
VI. Развитие личностно-мотивационной сферы – 6 часа.
Знакомство с понятием «успех». Составляющие успеха.
Знакомство с понятием «цель». Определение предстоящей деятельности. Обучение целеполаганию и планированию. Обучение составлению планов и алгоритмов деятельности. Развитие навыков самоконтроля.
VII. Итоговое занятие – 2 часа.
Комплексное занятие. Проверка имеющихся знаний и умений учащихся. Проверочная работа. Диагностика уровня сформированности логического мышления.
Основные требования к умениям учащихся:
сравнивать, группировать и характеризовать предметы и объекты по заданным параметрам величины;
различать, выделять и обозначать словесно цветовые тона;
моделировать расположение различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве;
находить отличительные и общие признаки на наглядном материале, выделять нереальные элементы «нелепых» картинок;
анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления, решать аналитические задачи;
№ | | Кол-во | | | | | |
п/ | Тема | Дата | Методики и задания | Средства обучения (оборудование) | Способы контроля | |
часов | |
п | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | Раздел I. Вводное занятие (1 час) | | |
| | | | | | | |
1 | Обследование детей | 1 | 2.09 | Корректурная проба, | Цветные карандаши. Рабочие | Индивидуальный, фронтальный | |
| | | | графический диктант, | тетради. Линейки | | |
| | | | нахождение закономерностей | | | |
| | | | | | | |
| | | Раздел II. Развитие восприятия, воображения (5 часов) | | |
| | | | | | | |
2 | Повторение и | 1 | 9.09 | Игры: «Угадай фигуру», | Цветные карандаши. Рабочие | Индивидуальный, фронтальный | |
| обобщение | | | «Магический квадрат» | тетради. Линейки | | |
| пройденного в 4 классе | | | | | | |
| | | | | | | |
3 | Форма. Величина | 1 | 16.09 | Игры: «Волшебный мешочек», | Кроссворд. Мешочек из ткани. | Индивидуальный, фронтальный | |
| предмета | | | «Что лишнее?» | Пуговицы. Карточки с | | |
| | | | | изображением предметов | | |
| | | | | | | |
4 | Пространственные | 1 | 23.09 | Упражнения: «Кто быстрее | Лабиринты. Рабочие тетради. | Индивидуальный, фронтальный | |
| представления | | | пройдёт свой лабиринт», | Ручки. Карандаши | | |
| | | | «Разложи по порядку» | | | |
| | | | | | | |
5 | Пространственное | 1 | 30.09 | Упражнения: «Кто назовёт | Счётные палочки. Рабочие | Индивидуальный, фронтальный | |
| воображение | | | большее количество фигур?», | тетради. Ручки. Карандаши | | |
| | | | «Что изменилось?» | | | |
| | | | | | | |
6 | Развитие творческого | 1 | 07.10 | Игры: «Готовимся к поиску», | Лабиринты. Игра «Сложи узор. | Индивидуальный, фронтальный | |
| воображения | | | «Отгадай название», | Рабочие тетради. Ручки. | | |
| | | | «Повторяем друг за другом» | Карандаши | | |
| | | | | | | |
| | | | Раздел III. Развитие внимания (5 часов) | |
| | | | | | |
7 | Развитие | 1 | 14.10 | Упражнения: «Вычёркивай | Рабочие тетради. Ручки. | Индивидуальный, фронтальный |
| распределения | | | буквы и слушай», «Посмотри | Карандаши | |
| внимания. Вычёркивай | | | вокруг», «Где находится» | | |
| буквы и слушай | | | | | |
| | | | | | |
8 | Развитие устойчивости | 1 | 21.10 | Игры: «Стенографы», | Рабочие тетради. Ручки. | Индивидуальный, фронтальный |
| внимания | | | «Расположи слова» | Карандаши | |
| | | | | | |
9 | Развитие устойчивости | 1 | 11.11 | Игры: «Совмести фигуры», | Рабочие тетради. Ручки. | Индивидуальный, фронтальный |
| внимания. Внутренний | | | «Поезд», «Пишущая машинка» | Карандаши | |
| план действий | | | | | |
| | | | | | |
10 | Развитие | 1 | 18.11 | Упражнения: «Отыщи числа», | Рабочие тетради. Ручки. | Индивидуальный, фронтальный |
| произвольности, | | | «Найди смысл» | Карандаши | |
| помехоустойчивости | | | | | |
| внимания | | | | | |
| | | | | | |
11 | Произвольность | 1 | 25.11 | Игры: «Поезд», «Невидящие и | Рабочие тетради. Ручки. | Индивидуальный, фронтальный |
| движений | | | не слышащие» | Карандаши | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | Раздел IV. Развитие памяти (5 часов) | |
| | | | | | |
12 | Память | 1 | 2.12 | Упражнения: «Пословицы», | Рабочие тетради. Ручки. | Индивидуальный, фронтальный |
| непосредственная. | | | «Лишний кубик», «Запомни и | Карандаши | |
| Запомни и нарисуй | | | нарисуй» | | |
| | | | | | |
13 | Память | 1 | 9.12 | Упражнения: «Запомни | Рабочие тетради. Ручки. | Индивидуальный, фронтальный |
| непосредственная. | | | сочетание фигур», «Подбери | Карандаши | |
| Запомни сочетания | | | пословицу», «Раскрась» | | |
| | | | | | |
| фигур | | | | | |
| | | | | | |
14 | Память | 1 | 16.12 | Упражнения: «Подбери общее | Рабочие тетради. Ручки. | Индивидуальный, фронтальный |
| опосредованная. | | | понятие», «Запомни фигуры» | Карандаши | |
| Запомни фигуры | | | | | |
| | | | | | |
15 | Память | 1 | 23.12 | Игры: «Письмо», «Отрицание» | Рабочие тетради. Ручки. | Индивидуальный, фронтальный |
| опосредованная. | | | | Карандаши | |
| Письмо другу на Марс | | | | | |
| | | | | | |
16 | Развитие памяти. | 1 | 13.01 | Игры: «Какого цвета», | Плакат с изображением птиц. | Индивидуальный, фронтальный |
| Вордбол | | | «Вордбол», «Найди | Рабочие тетради. Ручки. | |
| | | | одинаковые» | Карандаши | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | Раздел V. Развитие аналитико-синтетической деятельности (10 часов) | |
| | | | | | |
17 | Задачи на | 1 | 20.01 | Упражнения: «Цветные мячи», | Рабочие тетради. Ручки. | Индивидуальный, фронтальный |
| раскрашивание | | | «Собери грибы», «Найди | Карандаши | |
| | | | закономерность и построй | | |
| | | | орнамент» | | |
| | | | | | |
18 | Решение задач на | 1 | 27.01 | Упражнение «Рассуждай и | Рабочие тетради. Ручки. | Индивидуальный, фронтальный |
| раскрашивание | | | раскрашивай» | Карандаши | |
| | | | | | |
19 | Логический ряд чисел | 1 | 3.02 | Упражнения: «Логический ряд | Рабочие тетради. Ручки. | |
| | | | чисел», «Найди закономерность | Карандаши | Индивидуальный, фронтальный |
| | | | и заполни ряд» | | |
| | | | | | |
20 | Нахождение | 1 | 10.02 | Упражнения: «Задание для | Рабочие тетради. Ручки. | |
| закономерностей в | | | товарища», «Найди | Карандаши | Индивидуальный, фронтальный |
| ряду чисел | | | закономерность», «Найди | | |
| | | | отличия» | | |
| | | | | | |
21-22 | Нетрадиционные задачи Решение (интегрированный урок) | 1 | 17.02 | «Сколько маршрутов», «Построй башню» Упражнения: «Дорисуй узор», | Рабочие тетради. Ручки. Карандаши | Индивидуальный, фронтальный |
| | | | | |
| | | | | | |
23 | Логические задачи | 1 | 2.03 | Упражнения: «Сколько | Рабочие тетради. Ручки. | |
| | | | башен?», «Кто старше?», | Карандаши | |
| | | | «Сколько вариантов меню?», | | |
| | | | «Продолжи и раскрась» | | |
| | | | | | Индивидуальный, фронтальный |
24 | Решение задач с | 1 | 16.03 | Упражнения: «Кто последний по | Рабочие тетради. Ручки. | |
| использованием | | | росту?», «Какого цвета платье?» | Карандаши | |
| рисунка | | | | | Индивидуальный, фронтальный |
| | | | | | |
25-26 | Игры со словами Расшифруй предложение (интегрированный урок) | 1 | 30.03 | Задания: «Отгадайте слово», «Объясните значение слова» Задания: «Расставь гласные так, чтобы получились слова», «Расшифруй предложение» | Рабочие тетради. Ручки. Карандаши | Индивидуальный, фронтальный |
| | | | |
| | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | Раздел VI. Развитие личностно-мотивационной сферы (6 часа) | |
| | | | | | | |
27 | Знакомство с понятием | 1 | 6.04 | Задания: «Прочитай текст», | Рассказ «Контрольная работа». | Индивидуальный, фронтальный | |
| «успех». | | | «Соедини две половинки» | Плакат «Звезда удачи» | | |
| Составляющие успеха | | | | | | |
| | | | | | | |
28 | Что такое цель и зачем | 1 | 13.04 | Задание «Определи цель | Тетрадь. Ручка. Цветные | Индивидуальный, фронтальный | |
| она нужна | | | действия». | карточки | | |
| | | | Игра «Цепочка целей» | | | |
| | | | | | | |
29-30 | Как достичь цели (интегрированный урок) | 2 | 20.04 | Игра «Построим план» | Плакат с алгоритмом решения. | Индивидуальный, фронтальный | |
| | | | | Тетрадь. Ручка. Карандаши | | |
31 | Учимся планировать | 1 | 27.04 | Игра «Перепутанный сюжет» | Индивидуальный, фронтальный | |
| | |
| | | | | | | |
| | | | Раздел VII. Итоговое занятие (2 часа) | | |
| | | | | | | |
32-33 | Комплексное занятие (интегрированный урок) | 2 | 18.05 | Игры, упражнения, тесты | Карточки-задания. Карандаши. | Индивидуальный, фронтальный | |
| | | | | Ручки | | |
34 | Проверочная работа | 1 | 25.05 | | | |
| | | | |
| | | | | | | |