МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. МАЛИНОВКА
Рассмотрена на ШМО учителей ____________ И.Г. Иванова Протокол № 1 от 25.08.2021г. | Согласовано _____________ И.Г. Иванова 25.08.2021г. | Утверждаю И.о.директора ____________Задирако Т.В. Приказ от 25.08.2020г. № 103-ОД |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
8 класс
Уровень, ступень образования: основное общее образование, 2 ступень
Срок реализации: 1 год
Составлена
Шулуновой Стеллой Викторовной
с. Малиновка
2021 г.
Содержание учебного материала
Историческое краеведение 6 часов
САХАЛИН И КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА В XVII–XVIII ВВ.
Выход русских людей к Тихому океану.
Особенности исторического процесса в восточной части евразийского материка. Особенности исторического процесса на островах в XVII–XVIII вв. Расширение России на восток, освоение Сибири и Дальнего Востока. Противостояние с Китаем. Нерчинский договор 1689 г. Особенности русского «движения на восток». Казаки И.Ю. Москвитина выходят к берегам Тихого океана. Экспедиция В.Д. Пояркова собирает первые сведения об Амуре и Сахалине. Появление Сахалина на русских картах. Чукотская экспедиция С.И. Дежнева, открытие пролива между Азией и Америкой. В.В. Атласов открывает Куриль-ские острова. Исследование Курильских островов и Сахалина второй Камчатской экспедицией Витуса Беринга. Дальний Восток и острова Тихого океана в русских письменных источниках, сказки.
Европейские исследователи на островах Дальнего Востока. Особенности проникновения европейцев на Дальний Восток в XVII–XVIII в.
Голландский мореплаватель М.-Г. де Фриз на корабле «Кастрикум» и первые европейские сведения о Сахалине и Курильских островах. Морская карта де Фриза «Iaponiae Terrae Esonis». Французская кругосветная экспедиция Ж.-Ф. де Лаперуза на южном и восточном побережье Сахалина, в Татарском проливе, заливе Де Кастри, проливе Лаперуза. Ошибочное представление о полуостровном положении Сахалина на европейских картах. Исследование Курильских островов и Сахалина экспедицией английского мореплавателя У.-Р. Броутона на шлюпе «Провиденс». Европейские карты и письменные источники об островах северной части Тихого океана.
Закрепление Курильских островов за Российской империей.
Начало освоения Курильских островов Российской империей. Высадка камчатских казаков под руководством Д.Я. Анциферова и И.П. Козыревского на Шумшу. Поход Д.Я. Анциферова в 1713 г. «Чертеж морским островам» И.П. Козыревского. Геодезическая экспедиция И.Б. Евреинова и Ф.Ф. Лужина. Исследования отряда под руководством М.П. Шпанберга 2-й Камчатской экспедиции. Деятельность купцов П.С. Лебедева-Ласточника и Г.И. Ше-лихова. Промысел морских бобров (каланов). Русские торговые и промысло-вые поселения на Курильских островах. Деятельность сотника И. Черного на Южных Курилах и ее отрицательные последствия. Указ Екатерины II «О не взимании никаких податей с приведенных в подданство курильцев» 1779 г.
Освоение Курильских островов Россией и Японией.
Российская административная система управления Курильскими островами. Японская экспансия на север от Хоккайдо в условиях политики самоизоляции. Японские экспедиции для изучения Сахалина и южных Курильских островов. Курильские острова – место пересечения торговых путей тихоокеанского севера. Японские торговые фактории, селение Сирануси. Курильские айны между Россией и Японией. Антияпонское восстание айнов Кунашира в 1789 г. Русское население на Курильских островах.
Традиционная жизнь коренных народов Сахалина и Курильских островов.
Этнографические источники изучения жизнедеятельности, быта и материальной культуры коренных народов. Контактная зона – место встречи коренного и пришлого населения островов.
Древнейшая этническая общность, коренное население южного Сахалина, Курильских островов, Хоккайдо айны. Традиционное хозяйство айнов. Рыболовство, морской зверобойный промысел, таежная охота, собирательство. Поселения, традиционные жилища и средства передвижения айнов. Социальная организация и общественный быт айнов.
Один из малочисленных народов Дальнего Востока России (бассейн Нижнего Амура, Камчатка, Сахалин) нивхи. Одна из территориальных групп нивхского этноса сахалинские нивхи. Теории происхождения родства нивхов. Традиционное хозяйство, занятия. Поселения, жилища и быт. Социальная организация и общественный быт нивхов.
Самая малочисленная этническая общность Сахалина уйльта (ороки). Традиционные занятия, поселения и жилища уйльта. Общественный строй и традиционные семейные отношения.
Сахалин и Курильские острова на геополитической карте мира.
Особенности картографического и географического изучения Сахалина и Курильских островов. Русские и европейские карты островов. Карта китайского императора Канси. Японские карты Сахалина и Курильских островов.
Литературное краеведение 6 часов
Олег Кузнецов. Рассказ «Это все личное».
Проблема становления характера подростка в драматических обстоятельствах. Композиция сюжета и персонажей в рассказе. Образ героя-повествователя (персонифицированный повествователь). Память как нравственная категория в произведениях Олега Кузнецова.
Анна Сафонова. «Записки паука».
Философские размышления о смысле жизни. Образ героя. Языковые приемы в произведении.
Родной край в творчестве сахалинских поэтов.
Стихи Ивана Белоусова, Юрия Николаева, Михаила Финнова, Николая Тарасова и др. (по выбору учителя и обучающихся).
Проектная деятельность: романтика моря в творчестве сахалинских поэтов.
Географическое краеведение 10 часов
Сахалинская область на картах России и АТР.
Оценивание географического положения области. Различия во времени на территории России, Дальнего Востока, Сахалинской области.
Практическая часть: определение поясного времени Сахалинской области и других регионов АТР. Определение протяженности Сахалина и Курил при помощи масштаба карты и градусной сетки. Определение расстояний по карте до Хабаровска, Владивостока, Москвы, Пекина, Токио и т.д. Сравнение полученных расчетов с показателями онлайн-карт и другими информационными источниками.
Береговая линия Сахалинской области.
Моря, омывающие берега Сахалинской области. Характеристика Охотского и Японского морей. Экологические проблемы.
Практическая часть: обозначение береговой линии Сахалинской области на контурной карте.
Маяки Сахалинской области.
История возникновения маяков Сахалинской области: маяки на м. Крильон, м. Анива, м. Слепиковского, м. Лопатино, м. Жонкиер, м. Ламанон. География расположения маяков. Историческая и современная роль маяков и их значение.
История в названиях на карте Сахалинской области.
Топонимы коренных народов Сахалинской области. Русские топонимы на карте Сахалинской области. Французские топонимы на карте Сахалинской области.
Климатические особенности Сахалинской области.
Климат Сахалинской области. Муссоны, тайфуны. Циклоны, антициклоны. Прогноз погоды.
Практическая часть: сбор климатических данных для построения годовой климатограммы, характерной для своей местности, и розы ветров. Анализ интерактивных сервисов, демонстрирующих прогнозы погоды.
Природные зоны Сахалинской области.
Особенности природных зон Сахалинской области. Характеристика ос-новных природных комплексов своей местности.
Природные ресурсы Сахалинской области.
Основные месторождения и добыча полезных ископаемых в Сахалинской области.
Экологические проблемы Сахалинской области и пути их решения.
Проектная деятельность: организация исследования по выявленной эко-логической проблеме.
Особенности населения своего региона.
Численность, состав, плотность населения. Динамика естественного прироста населения, половозрастной состав, трудовые ресурсы. Миграции населения. Типы поселений.
Практическая часть: сбор данных о плотности и численности, естественном приросте населения Сахалинской области. Анализ динамики численности населения за несколько лет. Оформление статистических данных в виде диаграмм. Анализ полученной демографической ситуации. Создание презентационных материалов о проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.
Коренные малочисленные народы Севера (культура, быт, традиции, религии). Описание одного из коренных малочисленных народов региона (национальные традиции, обычаи, современные проблемы).
Биологическое краеведение 6 часов
Введение. Фауна Сахалинской области.
Животный мир Сахалинской области. Классификация животных.
Многообразие животного мира.
Морфологические особенности разных групп животных. Приспособительные особенности животных к среде обитания.
Экскурсия на пришкольный участок или в местное природное сообщество.
Основные группы животных: простейшие, губки, кишечнополостные, моллюски, членистоногие Сахалинской области.
Животный мир Сахалинской области. От простейших до членистоногих.
Основные группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие Сахалинской области.
Животный мир Сахалинской области. От рыб до млекопитающих. Взаимосвязи в природном сообществе. Приспособленность к жизни в природном сообществе.
Экскурсия «Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания». Роль птиц в экосистемах.
Экологические группы животных. Ядовитые животные Сахалинской области. Охраняемые животные Сахалинской области.
Классификация животных. Морфологические особенности разных групп животных. Приспособительные особенности животных к среде обитания.
Основы безопасности жизнедеятельности 6 часов
Землетрясения.
Землетрясения: причины возникновения и природа явления. Реализация землетрясений на территории Российской Федерации и Сахалинской области: Тихоокеанское огненное кольцо. Вероятность реализации на территории Сахалинской области, связь с географическим положением, хронология событий. Землетрясение в п. Нефтегорск (1995). Землетрясение в г. Невельске (2007). Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет).
Наука и землетрясения: сейсмология (ИМГИГ ДВО РАН). Сейсмостойкое строительство. Правила поведения при угрозе землетрясения.
Практическая часть: исследовательский проект «Землетрясения».
Тематическое планирование
Историческое краеведение | 6 |
Литературное краеведение | 6 |
Географическое краеведение | 10 |
Биологическое краеведение | 6 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 6 |
Итого | 34 |
Тема урока | Планируемые результаты обучения |
Выход русских людей к Тихому океану (1 час). Особенности исторического процесса в восточной части евразийского материка. Особенности исторического процесса на островах в XVII–XVIII вв. Расширение России на восток, освоение Сибири и Дальнего Востока. Противостояние с Китаем. Нерчинский договор 1689 г. Особенности русского «движения на восток». Казаки И.Ю. Москвитина вы-ходят к берегам Тихого океана. Экспедиция В.Д. Пояркова собирает первые сведения об Амуре и Сахалине. Появление Сахалина на русских картах. Чукотская экспедиция С.И. Дежнева, открытие пролива между Азией и Америкой. В.В. Атласов открывает Курильские острова. Исследование Курильских островов и Сахалина второй Камчатской экспедицией Витуса Беринга. Дальний Восток и острова Тихого океана в русских письменных источниках, сказки | Определять современников исторических событий (явлений, процессов). Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации/исторической информации. Использовать историческую карту/схему при изучении событий (явлений, процессов). Проводить атрибуцию письменного исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.). Определять на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов). Определять в тексте источника основную и второстепенную информацию. анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в письменном историческом источнике. |
Европейские исследователи на островах Дальнего Востока. Особенности проникновения европейцев на Дальний Восток в XVII–XVIII вв. (1 час). Голландский мореплаватель М.-Г. де Фриз на корабле «Кастрикум» и первые европейские сведения о Сахалине и Курильских островах. Морская карта де Фриза «Iaponiae Terrae Esonis». Французская кругосветная экспедиция Ж.-Ф. де Лаперуза на южном и восточном побережье Сахалина, в Татарском проливе, заливе Де Кастри, проливе Лаперуза. Ошибочное представление о полуостровном положении Сахалина на евро- пейских картах. Исследование Курильских островов и Сахалина экспедицией английского мореплавателя У.-Р. Броутона на шлюпе «Провиденс». Европейские карты и письменные источники об островах северной части Тихого океана. | Определять современников исторических событий (явлений, процессов). Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации/исторической информации. Использовать историческую карту/схему при изучении событий (явлений, процессов). Проводить атрибуцию письменного исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.). Определять на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов). Определять в тексте источника основную и второстепенную информацию. Анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в письменном историческом источнике. |
Закрепление Курильских островов за Российской империей (1 час). Начало освоения Курильских островов Российской империей. Высадка камчатских казаков под руководством Д.Я. Анциферова и И.П. Козы-ревского на Шумшу. Поход Д.Я. Анциферова в 1713 г. «Чертеж морским островам» И.П. Козыревского. Геодезическая экспедиция И.Б. Евреинова и Ф.Ф. Лужина. Исследования отряда под руководством М.П. Шпанберга 2-й Камчатской экспедиции. Деятельность купцов П.С. Лебедева-Ласточника и Г.И. Шелихова. Промысел морских бобров (каланов). Русские торговые и промысловые поселения на Курильских островах. Деятельность сотника И. Черного на Южных Курилах и ее отрицательные последствия. Указ Екатерины II «О невзимании никаких податей с приведенных в подданство курильцев» 1779 г. | Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания в ходе дискуссии с соблюдением норм современного русского языка и речевого этикета. С опорой на изученный материал излагать исторический материал на основе понимания причинно-следственных связей исторических событий (явлений, процессов). Определять и объяснять с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным событиям, достижениям и историческим личностям. Объяснять, как определенные факты могут быть использованы для подтверждения/опровержения какой-либо оценки исторических событий. |
Освоение Курильских островов Россией и Японией (1 час). Российская административная система управления Курильскими остро-вами. Японская экспансия на север от Хоккайдо в условиях политики самоизоляции. Японские экспедиции для изучения Сахалина и южных Курильских островов. Курильские острова – место пересечения торговых путей тихоокеанского севера. Японские торговые фактории, селение Сирануси. Курильские айны между Россией и Японией. Антияпонское восстание айнов Кунашира в 1789 г. Русское население на Курильских островах. | Соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, события региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России. Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения. Понимать необходимость тщательного анализа исторической информации, найденной в литературе, сети Интернет, с точки зрения ее достоверности. На основе изученного материала определять и указывать причины, предпосылки, повод, последствия, указывать значение исторических событий (явлений, процессов). |
Традиционная жизнь коренных народов Сахалина и Курильских островов (1 час). Этнографические источники изучения жизнедеятельности, быта и материальной культуры коренных народов. Контактная зона – место встречи коренного и пришлого населения островов. Древнейшая этническая общность, коренное население южного Саха-лина, Курильских островов, Хоккайдо айны. Традиционное хозяйство айнов. Рыболовство, морской зверобойный промысел, таежная охота, собирательство. Поселения, традиционные жилища и средства передвижения айнов. Социальная организация и общественный быт айнов. Один из малочисленных народов Дальнего Востока России (бассейн Нижнего Амура, Камчатка, Сахалин) нивхи. Одна из территориальных групп нивхского этноса сахалинские нивхи. Теории происхождения родства нивхов. Традиционное хозяйство, занятия. Поселения, жилища и быт. Социальная организация и общественный быт нивхов. Самая малочисленная этническая общность Сахалина уйльта (ороки). Традиционные занятия, поселения и жилища уйльта. Общественный строй и традиционные семейные отношения. | Понимать национальные, культурные и религиозные различия между народами, с уважением относиться к представителям других национальностей, культур и религий. Уметь взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. Уважать историческое наследие народов Сахалинской области. Использовать изобразительную наглядность при изучении событий (явлений, процессов); проводить атрибуцию изобразительной наглядности как исторического источника. Сравнивать исторические события (явления, процессы) на основе информации, представленной в виде изобразительной наглядности. Самостоятельно подбирать изобразительную наглядность, иллюстрирующую события (явления, процессы). |
Сахалин и Курильские острова на геополитической карте мира (1 час). Особенности картографического и географического изучения Сахалина и Курильских островов. Русские и европейские карты островов. Карта китайского императора Канси. Японские карты Сахалина и Курильских островов. | Соотносить информацию географических карт Сахалина и Курильских островов в исторической ретроспективе, делать выводы об уровне развития картографической и географической наук в разных странах изучаемого периода. Оформлять результаты анализа географических карт Сахалина и Курильских островов в исторической ретроспективе в виде таблицы, схемы. |
Олег Кузнецов. Рассказ «Это все личное» (2 часа). Проблема становления характера подростка в драматических обстоятельствах. Композиция сюжета и персонажей в рассказе. Образ героя-повествователя (персонифицированный повествователь). Память как нравственная категория в произведениях Олега Кузнецова. | Выявлять и формулировать тематику, проблематику и идейное содержание рассказа. Указывать важнейшие средства создания образа героя: портрет, деталь, речевая характеристика. Характеризовать конфликт (внешний и внутренний) в рассказе. Характеризовать особенности построения сюжета |
Анна Сафонова. «Записки паука» (2 часа). Философские размышления о смысле жизни. Образ героя. Языковые приемы в произведении | Характеризовать и оценивать авторскую позицию, опираясь на специфику художественного текста, факты биографии писателя и сведения об историко-культурном контексте его творчества. Владеть умениями анализировать произведения (в том числе с использованием методов смыс-лового чтения и эстетического анализа), давать собственную интерпретацию и оценку произ-ведениям. |
Родной край в творчестве сахалинских поэтов (2 часа). Стихи Ивана Белоусова, Юрия Николаева, Михаила Финнова, Николая Тарасова и др. (по выбору учителя и обучающихся). Проектная деятельность: Романтика моря в творчестве сахалинских поэтов. | Выявлять языковые особенности лирического произведения. Осуществлять поиск в справочной литературе, сети Интернет сведений об авторах и их твор-честве; осуществлять критический анализ и отбор полученной информации. Давать оценку литературным произведениям с точки зрения их духовно-нравственной, куль-турной ценности. Накапливать опыт самостоятельного чтения произведений и воплощать его результаты в уст-ной и письменной форме. Выполнять коллективные и индивидуальные проекты и исследования; уметь ставить про-блему, собирать и обрабатывать (анализировать и систематизировать) информацию, необхо-димую для написания учебной исследовательской работы и/или создания проекта на заданную или самостоятельно выбранную тему. |
Сахалинская область на картах России и АТР (1 час). Оценивание географического положения области. Различия во времени на территории России, Дальнего Востока, Сахалинской области. Практическая часть: определение поясного времени Сахалинской области и других регионов АТР. Определение протяженности Сахалина и Курил при помощи масштаба карты и градусной сетки. Определение расстояний по карте до Хабаровска, Владивостока, Москвы, Пекина, Токио и т.д. Сравнение полученных расчетов с показателями онлайн-карт и другими информационными источниками. | Оценивать влияние географического положения Сахалинской области на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения. Использовать знания о государственной территории, о мировом, поясном, декретном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни. Уметь определять разницу во времени между странами АТР и Сахалинской областью. Уметь определять расстояния с помощью карты и градусной сетки. Использовать различные источники географической информации, компьютерные базы данных для решения различных учебных и практико-ориентированных задач. Использовать различные источники географической информации, компьютерные базы данных для решения различных учебных и практико-ориентированных задач. |
Береговая линия Сахалинской области (1 час). Моря, омывающие берега Сахалинской области. Характеристика Охотского и Японского морей. Экологические проблемы. Практическая часть: обозначение береговой линии Сахалинской области на контурной карте. | Распознавать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны; понимать особенности экологических проблем на различных акваториях Сахалинской области. Называть приемлемые меры по охране и рациональному использованию природных ресурсов Сахалинской области. Представлять в различных формах (таблицы, графики, географическое описание) географиче-скую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды. |
Маяки Сахалинской области (1 час). История возникновения маяков Сахалинской области: маяки на м. Крильон, м. Анива, м. Слепиковского, м. Лопатина, м. Жонкиер, м. Ламанон. География расположения маяков. Историческая и современная роль маяков и их значение. | Понимать современную роль и значение маяков Сахалинской области; знать географию рас-положения маяков (маяки на м. Крильон, м. Анива, м. Слепиковского, м. Лопатина, м. Жон-киер, м. Ламанон). |
История в названиях на карте Сахалинской области (1 час). Топонимы коренных народов Сахалинской области. Русские топонимы на карте Сахалинской области. Французские топонимы на карте Сахалинской области. | Понимать особенности происхождения названий географических объектов на карте Сахалинской области. |
Климатические особенности Сахалинской области (1 час). Климат Сахалинской области. Муссоны, тайфуны. Циклоны, антициклоны. Прогноз погоды. Практическая часть: сбор климатических данных для построения годовой климатограммы, характерной для своей местности, и розы ветров. Анализ интерактивных сервисов, демонстрирующих прогнозы погоды. | Получать информацию об отдельных компонентах природы Земли с использованием карт различного содержания. Называть факторы, влияющие на формирование климата Сахалинской области; составлять описание климата Сахалинской области; приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность жителей области. Владеть элементарными практическими умениями, применять приборы для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, устанавливать эмпирические зависимости между климатическими компонентами и факторами (на основе анализа результатов наблюдений за погодой). |
Природные зоны Сахалинской области (1 час). Особенности природных зон Сахалинской области. Характеристика основных природных комплексов своей местности. | Объяснять видовое разнообразие растительного и животного мира Сахалинской области и своей местности. Использовать знания об особенностях природных зон Сахалинской области в повседневной жизни. |
Природные ресурсы Сахалинской области (1 час). Основные месторождения и добыча полезных ископаемых в Сахалинской области. | Объяснять закономерности размещения полезных ископаемых Сахалинской области. |
Экологические проблемы Сахалинской области и пути их решения (1 час). Проектная деятельность: Организация исследования по выявленной экологической проблеме. | Распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды. Использовать знания об особенностях компонентов природы Сахалинской области и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни. Знать этапы исследовательской или проектной деятельности, уметь презентовать проект. |
Особенности населения своего региона (2 часа). Численность, состав, плотность населения. Динамика естественного прироста населения, половозрастной состав, трудовые ресурсы. Миграции населения. Типы поселений. Практическая часть: сбор данных о плотности и численности, естественном приросте населения Сахалинской области. Анализ динамики численности населения за несколько лет. Оформление статистических данных в виде диаграмм. Анализ полученной демографической ситуации. Создание презентационных материалов о проблемах и особенностях населения своей местности на основе раз-личных источников информации. Коренные малочисленные народы севера (культура, быт, традиции, религии). Описание одного из коренных мало-численных народов региона (национальные традиции, обычаи, современные проблемы). | Знать особенности численности, структуры, миграций населения Сахалинской области. использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения Сахалинской области для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни. Выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения), необходимые для изучения особенностей населения Сахалинской области. Представлять в различных формах (таблицы, графики, географическое описание) географиче-скую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач. Уметь применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной терри-тории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. |
Введение. Фауна Сахалинской области (1 час). Животный мир Сахалинской области. Классификация животных. | Уметь определять и использовать биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте изучаемой темы. Создавать обобщения в рамках изучаемого понятийного аппарата (животный мир Сахалин-ской области). Классифицировать группы животных Сахалинской области и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Устанавливать причинно-следственные связи (между животными и растениями Сахалинской области; между животными разных групп Сахалинской области). Уметь пользоваться информационно-коммуникационными технологиями при проведении мини-проектных, мини-исследовательских работ в области зоологии, экологии животных, физиологии животных Сахалинской области. Уметь использовать словари, справочники и другие поисковые системы в области зоологии, физиологии, экологии, палеонтологии животных в соответствии с запросом (постав-ленной задачей). |
Многообразие животного мира (1 час). Морфологические особенности разных групп животных. Приспособительные особенности животных к среде обитания. Экскурсия на пришкольный участок или в местное природное сообщество. | Уметь определять и использовать биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте изучаемой темы. Классифицировать животных Сахалинской области на основании особенностей строения. Выявлять черты приспособленности животных Сахалинской области к среде обитания, зна-чение экологических факторов для животных, жизненные формы животных Сахалинской области. Выявлять взаимосвязи животных Сахалинской области в природных сообществах, цепи и сети питания, экологические пирамиды, экосистемы. Устанавливать взаимосвязи животных с растениями, грибами, лишайниками и бактериями в природных сообществах Сахалинской области. Раскрывать роль животных в природных сообществах Сахалинской области; роль промысловых животных в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни. Использовать экологическое мышление при проведении мини-проектов, мини-исследова-ний по оценке условий обитания изучаемых животных Сахалинской области и их значения в природе и жизни человека. |
Основные группы животных: простейшие, губки, кишечнополостные, моллюски, членистоногие Сахалинской области (1 час). Животный мир Сахалинской области. От простейших до членистоногих. | Уметь определять и использовать биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте изучаемой темы. Характеризовать принципы классификации животных, вид как основную систематическую категорию, систему животного мира, основные систематические группы животных (про-стейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви; членистоногие, моллюски, хордовые). Выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и средой обитания животных Сахалинской области изучаемых систематических групп. Сравнивать представителей отдельных систематических групп животных Сахалинской об-ласти и делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи животных в природных сообществах Сахалинской области, цепи и сети питания, экологические пирамиды, экосистемы, взаимосвязи животных с растениями, грибами, лишайниками и бактериями в природных сообществах. Раскрывать роль животных в природных сообществах Сахалинской области. Уметь пользоваться информационно-коммуникационными технологиями при проведении мини-проектных, мини-исследовательских работ в области зоологии, экологии животных, физиологии животных Сахалинской области. Уметь использовать словари, справочники и другие поисковые системы в области зоологии, физиологии, экологии, палеонтологии животных в соответствии с запросом (постав-ленной задачей). |
Основные группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие Сахалинской области. Взаимосвязи в природном сообществе. Приспособленность к жизни в природном сообществе (2 часа). Животный мир Сахалинской области. От рыб до млекопитающих. Экскурсия «Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания». Роль птиц в экосистемах. | Уметь определять и использовать биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте изучаемой темы. Классифицировать группы животных Сахалинской области и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Устанавливать причинно-следственные связи (между животными и растениями Сахалинской области; между животными изучаемых групп Сахалинской области). Соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным оборудованием, в соответ-ствии с инструкциями по выполнению практических работ во время внеклассной деятельности. Использовать экологическое мышление при проведении мини-проектов, мини-исследова-ний по оценке условий обитания изучаемых животных Сахалинской области и их значения в природе и жизни человека. |
Экологические группы животных. Ядовитые животные Сахалинской области. Охраняемые животные Сахалинской области (1 час). Классификация животных. Морфологические особенности разных групп животных. Приспособительные особенности животных к среде обитания. | Уметь определять и использовать биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте изучаемой темы. Классифицировать группы животных Сахалинской области и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения животных Сахалинской области и средой их обитания (выявлять черты приспособленности животных к среде обитания, значение экологических факторов для животных, жизненные формы жи-вотных). Проводить описание животных Сахалинской области изучаемых систематических групп по заданному плану. Демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, математике, физике, химии; создавать собственные письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела и сопровождая выступление презентацией. Уметь использовать экологическое мышление при проведении проектов, мини-исследований по оценке условий обитания изучаемых в разделе «Животный мир Сахалинской области» животных, их значения в природе и жизни человека. |
Землетрясения (4 часа). Землетрясения: причины возникновения и природа явления. Реализация землетрясений на территории Российской Федерации и Сахалинской области: Тихоокеанское огненное кольцо. Вероятность реализации на территории Сахалинской области, связь с географическим положением, хронология событий. Землетрясение в п. Нефтегорск (1995). Землетрясение в г. Невельске (2007). Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Наука и землетрясения: сейсмология (ИМГиГ ДВО РАН). Сейсмостойкое строительство. Правила поведения при угрозе землетрясения. Практическая часть: исследовательский проект «Землетрясения» (2 часа). | Владеть понятиями и терминами в контексте изучаемой темы. Понимать и объяснять зависимость влияния географического положения Сахалинской области на частоту реализации землетрясений. Приводить примеры реализации землетрясения на территории Сахалинской области. Предвидеть опасности и правильно действовать в случае угрозы землетрясений. Выбирать и использовать источники информации (текстовые, статистические, фотоизображения и др.), необходимые для изучения особенностей реализации землетрясений на территории Сахалинской области. Сравнивать особенности проявления землетрясений на территории Сахалинской области и Российской Федерации. Использовать компьютерные базы данных для изучения опасных природных явлений, характерных для территории Сахалинской области. |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Личностные результаты:
российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие региона, России и современного мира;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; способность к эмоционально-ценностному
освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравствен-ном пространстве культуры; сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности);
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения учебного курса «Краеведение» включают универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия:
‒ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
‒ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
‒ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
‒ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
‒ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
‒ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
‒ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
‒ смысловое чтение;
‒ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
‒ развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
‒ умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
‒ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
‒ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса «Краеведение» должны отражать: в предметной области «Историческое краеведение»:
‒ о месте и роли Сахалина и Курильских островов в российской и в мировой истории;
‒ базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней, место доисторической истории территорий Сахалина и Курильских островов в древнюю эпоху;
‒ способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
‒ способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
‒ умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
‒ умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
‒ уважение к мировому, отечественному и региональному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего региона;
в предметной области «Литературное краеведение»:
‒ осознание значимости чтения и изучения литературы Сахалина для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
‒ восприятие литературы, в том числе региональной, как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю,
мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
‒ обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений сахалинских поэтов и писателей, культуры своего народа, мировой культуры;
‒ воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение с включением произведений сахалинских авторов;
‒ развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
‒ овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
в предметной области «Географическое краеведение»:
‒ формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
‒ формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего региона;
‒ овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
‒ овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
‒ овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
‒ формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
‒ формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
в предметной области «Биологическое краеведение»:
‒ усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;
‒ приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
‒ формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе родного края; осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края;
в предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»:
‒ формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
‒ знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного происхождения и их последствий для личности, общества и государства;
‒ знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
‒ умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
‒ умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
‒ овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.