27
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, с учетом примерной региональной программы «Историко-культурное краеведение»; авторской рабочей программы по курсу краеведения Воронежской области 8-11 классы М.И.Баранникова.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2016
2. Цели и задачи учебного предмета:
Целью изучения краеведения является развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
- формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
- развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
- воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников, организации исследовательской и проектной деятельности;
- формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимодействия и участия в решении проблем окружающего социума.
3. Общая характеристика учебного предмета
Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания. Изучение «Краеведения» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.
Изучение регионального курса «Краеведение» предусматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружающем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Содержание учебного предмета«Краеведение» нацеливает на использование предметных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.
«Краеведение» позволяет углубить знания по истории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краеведческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков. Актуальность изучения истории края определяется государственным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.
Содержание учебного предмета «Краеведение» построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.
Предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.
Практико-ориентированная составляющая содержания программы может быть реализована через тематические экскурсии по Воронежскому краю, посещения архивов и музеев. Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического краеведения.
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствие с базисным учебным планом количество часов: всего – 35 (из расчета 1 учебный час в неделю).
5. Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Тема 1. История Воронежского края с древнейших времен до конца XVI века (3 часа)
Результаты работы воронежских археологических экспедиций по изучению древних культур на территории края. Летописные сведения о Воронеже. Воронежские краеведы о древнем Воронеже и слове «Воронеж». Взаимодействие древнерусской культуры и культур кочевых народов на юге Руси. Воронежская крепость: назначение, основание, первые воеводы.
Знать особенности археологических культур на территории Воронежского края; наиболее известные стоянки (Костенки и Борщево Хохольского района; село Новохарьковка Ольховатского района, Копанищенская стоянка Острогожского района, Черкасская стоянка Павловского района); поселения (Мостища Острогожского района, Мосоловское поселение на реке Битюг Аннинского района); курганы (село Мастюгино Острогожского района); городища (Белогорское, Животинное, Титчихинское); Маяцкий комплекс памятников Хазарского каганата; значение указа Боярской думы 1585 года; значение воронежской крепости для России; имена первых воевод.
Даты: 40 — 35 тысяч лет до наших дней — появление первых человеческих коллективов на территории края, 1177, 1389,1585, 1586.
Персоналии: А.З. Винников, А.Д. Пряхин, А.Т. Синюк, Е.А. Болховитинов, М.П. Штер, Н.И. Второв, Г.М. Веселовский, Л.Б. Вейнберг, С.Е. Зверев, А.П. Путинцев, С.Н. Введенский, В.П. Загоровский. А.Н. Акиныпин, А.М. Аббасов; Ярополк Ростиславович, Всеволод Большое Гнездо; С.Ф. Сабуров, И.Г. Судаков-Мясной, В.Г. Биркин, Илья Катеринин.
Уметь:
выполнять задания рабочей тетради для 10—11 классов (тема проектов: «Древние культуры на территории Воронежского края», «Костенки — жемчужина русского палеолита», «Истоки воронежской крепости».
Тема 2. Воронежский край в XVII - XVIII веках (5 часов)
Исторические источники об особенностях социально-экономического развития края в XVII - XVIII веках («Дозорная книга 1615 года», записи о десятинной пашне в Воронеже (1619), записка об отправках из Воронежа жалованья донским казакам в 1635 — 1638 годах, царская грамота воронежскому воеводе 1645 года, «Писцовая книга 1629 года»). Последствия татарских набегов 1658 — 1670 годов для развития Воронежского края. Смутное время в России и Воронежский край. Социальные движения в период «бунташного века». Городское восстание 1648 года. Восстание Степана Разина (1670 — 1671 годы). Восстание Кондратия Булавина (1707— 1708 годы). Азовские походы Петра I: цели, организация, влияние на развитие Воронежа и Воронежского края. Воронеж - родина первых русских военных кораблей. Роль сподвижников Петра Великого в развитии кораблестроения. Изменение в административном подчинении города Воронежа в начале XVIII века: из состава Белгородского разряда в управление Адмиралтейскому приказу, затем —в Азовскую губернию. Образование Воронежской губернии. Герб Воронежа (1781). Судостроение в воронежском крае в послепетровский период.
Знать:
общую характеристику Воронежского уезда в XVII веке, причины ухудшения положения народа, особенности строительства флота в Воронеже, социальный состав жителей края: дети боярские, мелкие служилые люди, белопоместные казаки, полковые казаки, воротники, пушкари, солдаты, рейтары, драгуны, крестьяне, духовенство. Позиция воронежцев по отношению к самозванцам (Лжедмитрию I и Лжедмитрию II); причины и последствия социальных движений в XVII — XVIII веках; роль Петра Великого и его сподвижников в создании первого русского военно-морского флота.
Даты: 1610, 1615, 1645, 1648, 1649, 1695, 1696, 1699, 1703, 1709, 1711, 1725, 1735, 1745, 1773, 1774, 1778, 1781, 1783, 1785.
Персоналии: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, И. Заруцкий, М. Мнишек, А.С. Шейн, А. Протасьев, Л.Верещагин, К. Крюйс, О. Най, В. Беринг, М. Змаевич, царь Алексей Михайлович, Ф.М. Апраксин, святитель Митрофан, АЛ. Веневитинов, Ф. Скляев, К. Булавин, Ф. Ка- тасонов, дьяк Борин, Ждан Кондырев, В.Т. Грязной, Г. Кривушин, С. Разин, Ф. Колчев, Ф. Мамин, Г. Ромодановский, Н.И. Попов, Петр I, Ф.М. Апраксин, А.Г. Орлов-Чесменский, В.Ф. Постовалов, А. М. Маслов, Г.А. Спиридов, А.Н. Сенявин, И.Д. Потапов, А.Б. Сонцов, В.А. Чертков, Г. Кремнев, святитель Тихон Задонский, Е.А. Болховитинов.
Уметь:
проекты: «Воронежские корабли и их строители», «Петр Великий и его сподвижники на воронежской земле», «Воронежские губернаторы и наместники», «Воронеж — губернский центр»; составлять вопросы для викторины по теме «Воронеж — колыбель русского флота»; написать сочинение-размышление на тему «Нужен ли был построенный в Воронеже флот для имиджа России как морской державы...».
Тема 3. Воронежская губерния в XIX веке (5 часов)
Роль воронежцев в сражениях Отечественной войны 1812 года и Крымской войны 1853 - 1856 годов. Посещение города Воронежа императорами Российской империи (Александр I - 1818, 1820 годы; Николай I — 1816, 1832, 1837; Александр II — 1837 (как наследник престола), 1850); Александр III - 1887 год). Влияние реформ Александра II на развитие различных сфер жизни общества. Особенности развития экономики края: земледелие, обрабатывающая и пищевая промышленность, строительство железных дорог и торговля. Символика города Воронежа. Воронежские печатные издания. Выпуск краеведческой литературы. Кружки А.П. Серебрянского, Н.И. Второва. Участие воронежцев в общественном движении: декабристов — 1825 года, народническом движении, рабочем и социал-демократическом движении (съезд социалистов- революционеров, крестьянские выступления). Земское движение. Русская православная церковь в XIX веке: новые храмы и монастыри в Воронежской губернии. Литературные имена.
Знать:
вклад воронежского дворянства в победу над наполеоновской армией в 1812 году; имена воронежцев — героев Отечественной войны 1812 годароль В.А. Русанова в создании 3-го и 4-го егерских полков; причины посещения города Воронежа российскими императорами Александром I, Николаем I, Александром II, Александром III; герб Воронежской губернии 1878 года; Е.Е. Лачинов, А.А. Плещев, С.И. Кривцов — участники декабристского движения; роль воронежских губернаторов Н.И. Кривцова и Д.Н. Бегичева в развитии экономики, просвещения, культуры, в благоустройстве города Воронежа. Первая публичная библиотека (1864 год), Губернский музей (1894 год), Воронежское отделение Императорского Русского музыкального общества (1868 год), первая музыкальная школа в Воронеже (1869 год), первое женское училище (затем —Мариинская гимназия, 1861 год); уличное освещение, электростанция, почтовая служба, водопровод). Развитие сельского хозяйства и участие в первой сельскохозяйственной выставке 1853 года; развитие обрабатывающей и пищевой промышленности, машиностроения: сахарные заводы (Ольховатский — 1834, Садовский — 1835, Нижнекисляйский — 1837, завод Столля (1869), «Товарищество на паях» - первое акционерное общество (1896), завод Иванова и Веретенникова (1899), «Товарищество Бухонова и Гаусмана» (1900); развитие железнодорожной сети (Воронеж - Козлов, Воронеж - Лиски - Харьков, Воронеж - Ростов-на-Дону, Воронеж - Курск); развитие городского самоуправления и роль Воронежской городской думы (с 1871 года), роль воронежского земства (с 1865 года); воронежские печатные издания: «Воронежские губернские новости» (1838), «Памятная книжка Воронежской губернии» (1856), журнал «Филологические записки» (1860), «Воронежские епархиальные ведомости» (1866), первая научная книга о Воронеже - Г.М. Веселовский «Воронеж в историческом и современно-статистических отношениях» (1866); кружки А.П. Серебрянского, Н.И. Второва, развитие общественного движения (народническое движение - съезд «Земли и воли» в 1879 году в Воронеже, съезд социалистов-революционеров (эсеров, 1897 год), крестьянские восстания: в 1847 году - селе Красный холм Воронежского уезда, в 1855 году —в селе Масловка и Анновка Бобровского уезда, в 1861 году-в селе Тишанка, в 1863 году-в Красной слободе, слободе Подосиновка Новохоперского уезда; стачки рабочих Воронежских железнодорожных мастерских в 1879 году, первая маевка - 1897 год. Обретение мощей святителя Митрофана и его канонизация (1832 год), основание Митрофановского мужского монастыря (1836 год).
Даты: 1804, 1809,1812, 1816,1818, 1820,1821, 1826, 1831, 1832, 1834, 1836, 1837,1838, 1840, 1845, 1847, 1853, 1856, 1860, 1861, 1862, 1864, 1865, 1867, 1868, 1869, 1870, 1871, 1872, 1874, 1878, 1879, 1881, 1887, 1891, 1894, 1896, 1897, 1899.
Персоналии: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, В.А. Русанов, братья Бедряги, И.С. Мягков, А.Н. Марин, С.Н. Марин, братья Северцовы, К.Ф. Рылеев, Е.Е. Лачинов, И.Н. Хотяинцев, АЛ. Кологривов, Н.И. Второв, А.П. Серебрянский, А.Н. Афанасьев, С.И. Мосин, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, Н.И. Костомаров, А.А. Алябьев, И.В. Романус, И.Н. Крамской, В.А. Жуковский, Д.В. ВеневитиновА.С. Суворин, И.Я. Жилин, Н.И. Кривцов, Д.Н. Бегичев, Н.Д. Чертков, Г.М. Веселовский, В. Чибисов, Е.М. Ольденбургская, А.П. Ольденбургский, В.Г. Столль, И.В. Гагарин, А.Н. Сомов, Е.В. Барамзин, И.Я. Исполатов, Г.И. Недетовский, А.И. Эртиль, В.И. Дмитриева, И.А. Бунин, А.П. Платонов, С.Л. Кряжов, А.А. Кюи, М.И. Пономарев, Ф.Ф. Чуриков.
Уметь:
проекты «Вклад воронежцев в героическую историю Российской империи в XIX веке», «Знаменитые воронежцы XIX века», «Общественное движение в Воронежской губернии в XIX веке», составлять задания для кроссворда (персоналий, хронологического, событийного); принимать участие в творческом мероприятии (но плану учителя, например, «В зале Воронежского дворянского собрания»); составлять кейс (подбор комплекта материалов: источники, иллюстрации, рецензии на статьи и т.п.) по одной из тем (на выбор): «Экономика Воронежской губернии в XIX веке», «Политическое развитие Воронежской губернии в XIX веке», «Социальное развитие Воронежской губернии в XIX веке», «Воронежская культура XIX века».
Тема 4. Воронежский край в первой трети XX века (4 часа)
События Первой российской революции 1905 — 1907 годов. Первая мировая война и Воронежская губерния. События Великой российской революции 1917 года в Воронежской губернии. Установление советской власти в губернии (1914 — 1918 годы). Политика «военного коммунизма». Гражданская война. Крестьянские восстания. Особенности социально-экономического развития Воронежской губернии в 20- и 30-е годы: индустриализация, коллективизация, массовое образование, распространение культуры. Политические репрессии 1930-х годов.
Знать:
причины аграрного кризиса в губернии; причины активизации протестного движения рабочих, крестьян, учащейся молодежи; причины усиления оппозиционности земской либеральной интеллигенции; деятельность политических партий на территории края (эсеров, большевиков, монархистов), деятельность профсоюзных организаций рабочих механических заводов, типографий, приказчиков; факты революционной борьбы в 1905 — 1907 годах; деятельность воронежцев в Государственной думе (в первой и второй Госдуме среди воронежских депутатов преобладали левые либералы (кадеты) — трудовики, в третьей и четвертой - были представлены умеренные либералы — октябристы, националисты и правые монархисты; по социальному составу—дворяне, священники, врачи, один крестьянин). Последствия аграрной реформы П.А. Столыпина в развитии сельского хозяйства края. Особенности развития губернии в годы Первой мировой войны: 400 тысяч призывников, закрытие хлебной биржи, дефицит товаров и рост цен, хлебная разверстка, государственные субсидии семьям фронтовиков. Визит российского императора Николая II в Воронеж для награждения раненых офицеров и солдат - участников Первой мировой войны. События Великой российской революции 1917 года и рост популярности пропагандистских лозунгов большевиков среди населения Воронежской губернии. Установление советской власти в Воронеже (30 октября 1917) года) и других городах губернии. Борьба с «белым» движением на территории Воронежской губернии (А.М. Каледин, П.Н. Краснов, А.И. Деникин, К.К. Мамонтов, А.Г. Шкуро), освобождение частями Красной Армии города Воронежа (24 октября 1919 года) и других городов губернии. Крестьянское восстание в селе Старая Ка- литва Павловского уезда под руководством М. Гончарова, И. Колесникова в 1921 году.
Новая экономическая политика (нэп) в Воронежской губернии. Создание Центрально-Черноземной области (1928 год); образование Воронежской области (1934 год); награждение Воронежской области орденом Ленина за успехи в развитии экономики и культуры в 1935 году (построены заводы СК (1932 год), авиационный завод (1932 год), радиотехнический завод «Электросигнал» (1933 год), ВОГРЭС (1933 год), шамотные заводы в Семилуках и Латной, цементный завод в Подгорном, мелоизвестковые заводы в Коротояке, мясокомбинаты в Лисках, Калаче, Россоши и другие промышленные предприятия). Формы социалистического соревнования и инициативы воронежцев (первая в стране женская тракторная бригада в селе Шишовка Бобровского района, организатор - Матрена Тимашова). Ликвидация неграмотности, открытие вузов, закрытие храмов. Крестьянские протесты в 1930-е годы против насильственной коллективизации в селе Тишанка Таловского района, в селе Липовка Бобровского района. Политические репрессии 1930-х годов (дело «Промпартии», 1930 год, дело «Трудовой крестьянской партии», 1931 год, дело «краеведов», 1930 - 1931 годы).
Даты: 1900, 1902, 1905, 1911, 1913, 1914, 1916, 3 - 4 марта 1917, 30 октября 1917, ноябрь 1918, январь 1919, сентябрь 1919, 1920, 1921, 1924, 1925, 1926, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1936, 1937.
Персоналии: Ф.И. Щербина, И.Т. Алисов, М.М. Бибиков, В.К. Курнатовский, Е.В. Барамзин, Н.Н. Кардашов, Н.Н. Ис- полатов, Н.И. Таранченко, П.Я. Ростовцев, А.Г. Хрущов, А.И. Алехин, И.А. Лисаневич, В.Н. Томановский, Н.Ф. Бунаков, С.Е. Зверев, Н.Ф. Федоров, АЛ. Дуров, Е.И. Замятин, Г.В. Плеханов, С.И. Мосин, А.Н. Лодыгин, А.С. Суворин, М.Н. Замятнин, И.А. Шуклин, А.И. Эр-тель, Е.М. Милицына, А.А. Пожаров (Остужев), В.Ф. Комиссаржевская, Л.Г. Соловьев, С.Я. Маршак, А.В. Куприн, Е.А. Киселева, М.И. Пономарев, А.А. Бучкури, С.В. Рахманинов, М.Е. Пятницкий, В.И. Дмитриева, М.Д. Ершов, И.А. Чуев, Н.К. Шалаев, Н.В. Лисицын, Н.Г. Андреев, А.С. Моисеев, Я.Г. Крейзер, А.М. Каледин, П.Н. Краснов, К.К. Мамонтов, А.Г. Шкуро, П.П. Скрибис, С.М. Буденный, М.Н. Тухачевский, А.И. Попов-Шаман, А.С. Антонов, И.С. Колесников, С.В. Лебедев,
Н.В. Томский, В.П. Чкалов, И.М. Варейкис, М.Ф. Тимашова
Уметь:
составлять таблицу «Историческая роль личности», выполнять проекты: «От царя к советам: что изменилось?», «Гражданская война на территории Воронежской губернии», «Модернизация Воронежской области», «Жернова политических репрессий»; составлять хронологический кроссворд; принимать участие в дискуссии на тему «Советская власть: «за» и «против».
Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы). (4 часа)
Вклад экономики области в разгром немецко-фашистских захватчиков. Военный парад в Воронеже (7 ноября 1941 года). Боевые действия на территории области в 1942 - 1943 годах. Важнейшие военные операции: «Малый Сатурн», Воронежско-Касторненская, Острогожско- Россошанская. Роль Воронежского фронта в Великой Отечественной войне. Героизм военнослужащих и мирного населения в годы войны. Оккупационный режим и преступления захватчиков на воронежской земле. Народное сопротивление в тылу врага. Начало восстановления народного хозяйства Воронежской области. Трудовой подвиг воронежцев. Награждение города Воронежа орденом Отечественной войны I степени. Воронеж - «Город воинской славы».
Знать:
роль Воронежской дивизии народного ополчения, Воронежского добровольческого полка (комиссар Д. Куцыгин, рабочий В. Куколкин, студентка А. Скоробогатько), Воронежского городского комитета обороны; виды вооружения, выпускаемого на предприятиях города Воронежа и области в годы войны (самолеты-штурмовики Ил-2, бомбардировщики Е-2, реактивные установки БМ-13, пистолет-пулемет Шпагина - ППШ). Результаты контрнаступления Красной Армии на Верхнем и Среднем Дону и в районе Воронежа (июль — октябрь 1942 года): захват Сторожевого, Щу- ченского плацдармов на Верхнем Дону, расширение Чижовского плацдарма, создание Осетровского плацдарма на Среднем Дону; Воронежско-Харьковская стратегическая наступательная операция Красной Армии (Воронежско-Касторненская, Острогожско-Россошанская, Харьковская операции). Биографии командующих Воронежским фронтом: Ф.И. Голикова pi Н.Ф. Ватутина, командующего 5-й танковой армией А.И. Лизю- кова, сражавшейся за Воронеж, командующего 60-й армией И.Д. Черняховского, освободившей Воронеж в ходе Воронежско-Касторненской операции. Трагедии оккупационного режима на территории области: Песчаный лог (Воронеж), Попов лог (Хохольский район), психиатрическая лечебница «Орловка» Гремяченского района, гибель людей в концлагерях области, вывоз советских граждан в Германию; убиты и замучены 4911 мирных жителей, угнаны в рабство 4476 человек; общий материальный ущерб Воронежской области - свыше 15 миллиардов рублей, ущерб городу Ратные подвиги жителей Воронежской области: Крейзер Яков Григорьевич (первым из воронежцев получил звание Героя Советского Союза 22 июля 1941 года), Е.И. Зеленко — единственная женщина, совершившая воздушный таран в годы войны —Герой Советского Союза (посмертно), В. Колесниченко — Герой Советского Союза (посмертно). Героические подвиги советских солдат в боях на улицах Воронежа (Михаил Бовкун, Геннадий Вавилов, Игорь Панганис), в боях на Дону (Чолпонбай Тулебердиев и Василий Прокатов — Герои Советского Союза (посмертно), повторившие подвиг Александра Матросова). Подвиги мирных жителей: Прасковьи Щеголевой (Семилуки), медсестры Надежды Ручкиной (Ниж- недевицкий район), доктора Ревекки Матвеевны Мухиной (Воронеж); Яков Евсеевич Доровских (село Вязноватовка Нижнедевицкого района) и Михаил Трофимович Скоробогатько (Ольховатский район) повторили подвиг Ивана Сусанина. Пожертвования населения области на строительство военной техники (Е. Крамарев, М. Белоглядова, М. Поляничко).
Даты: 7 ноября 1941, 9 июля 1942, 13 - 27 января 1943, 24 января—2 февраля 1943, 13 января - 3 марта 1943, 25 января 1943, 1975, 2008.
Персоналии: М.Е. Вайцеховский, Н.П. Латышев. В.Д. Никитин. Н.Ф. Ватутин, Ф.И. Голиков, ИД. Черняховский, А.И. Лизюков, Д.М. Куцыгин, В. Куколкин, В. Колесниченко, Л. Рябцева, Л. Федодее- ва, К.Феоктистов, Г. Вавилов, М. Бовкун. Ч. Тулебердиев, В. Прокатов, П. Щеголева. Н. Ручкина, P.M. Мухина, Я.Е. Доровских, М.Т. Скоробогатько, Е. Крамарев, М. Белоглядова, М. Поляничко.
Уметь:
проекты: «Война народная», «Герои Советского Союза — наши земляки», «Воронеж — город ратной славы», «Разведчик и космонавт — К.П. Феоктистов», «Наша Великая Победа», «Бессмертный полк».
Тема 6. Воронежская область во второй половине XX - начале XXI века (3 часа)
Развитие Воронежской области в восстановительный период (1946 - 1953 годы) и в периоды «оттепели» (1958 — 1964 годы), стабильности и кризиса советской системы (1964 — 1985 годы), перестройки (1985 — 1991годы), в условиях новой России (1991 — 2014 годы).
Знать:
причины успешности восстановительного периода, проявление тоталитарного политического режима после Великой Отечественной войны и антисталинская оппозиция на территории Воронежской области («Коммунистическая партия молодежи»); реабилитация воронежцев в 1950-е годы; участие воронежцев в освоении целины (15 тысяч человек); митинг против власти Н.С. Хрущева 20 февраля 1962 года в Воронеже (организатор рабочий Иван Назарьев). Превращение Воронежской области в аграрно-индустриальный регион. Награждение Воронежской области вторым орденом Ленина (1956). Позитивные последствия «косы- гинской» экономической реформы; развитие социалистического соревнования в 1960 — 1970-е годы; успехи в развитии системы образования и социальной сферы. Проявления кризиса в социально-экономической и политической жизни общества; рост недовольства падением уровня жизни и усиливающееся разочарование у населения коммунистическими идеалами.
Задачи перестройки и надежды общества на демократизацию жизни государства и общества; новые формы хозяйствования; проявления гласности(гражданская позиция газеты «Молодой коммунар», новые газеты: «Воронежский курьер» и «Берег»); деятельность общественных организаций; первый городской референдум 1990 года; союзный референдум 1991 года (75,1% высказались за сохранение СССР ); позиция воронежцев по отношению к августовскому путчу 1991 года, Беловежскому соглашению 1991 года. Награждение города Воронежа орденом Ленина в связи с 400-летием его основания (1986 год).
Причины прекращения деятельности КПСС (с 6 ноября 1991 года), введение новых должностей: главы областной администрации, полномочного представителя Президента РФ. Негативные последствия радикальных экономических реформ. Новые политические процессы (ликвидация системы Советов и рост политической оппозиции со стороны КПРФ, Воронежская область - «красный пояс»).
Воронежская область в составе Центрального федерального округа; создание Общественной палаты Воронежской области (2001), выход области в пятерку крупнейших аграрных субъектов РФ, строительство Благовещенского кафедрального собора и создание памятника святителю Митрофану. Присвоение городу Воронежу звания «Город воинской славы». Проведение первого Международного Платоновского фестиваля в Воронеже (2011 год). Строительство спортивных комплексов в районах области. Компьютеризация школ. Активное развитие аграрного сектора экономики. Результаты выборов Президента РФ 2012 года (60% голосов воронежцев отдано за В.В. Путина), выборы губернатора Воронежской области в 2014 году - избран А.В. Гордеев, занимавший эту должность с 2009 года. Воронеж - пятнадцатый в России город-миллионник (с 2012 года). Воронежская область — в двадцатке передовых регионов России.
Даты: 1954, 1956, 1962, 1971, 1974, 1975, 1986, 1990, 1991, 1993, 2000, 2002, 2009, 2012, 2014.
Персоналии: Н.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, И.М. Шабанов, В.Г. Кулаков, А.В. Гордеев, А. Жигулин, Б. Батуев, Н.Г. Богатырев, И. Назарьев, В.И. Воротников, В.Н. Игнатов, Г.Н. Троепольский, К.И. Массалитинов, В.А. Ко- раблинов, В.П. Криворучко, А.Д. Конопатов, Е.А. Исаев, Д.В. Прозоровский, Л.В. Ядыкина, В.А. Давыдкин, Г.С. Полтавченко, Ю.Т. Титов, А.Я. Ковалев.
Уметь:
выполнять проекты: «Воронежцы - герои мирного времени», «Почетные граждане города Воронежа и Воронежской области», «Современные достижения воронежцев в развитии образования, науки, культуры и спорта», «Инвестиции как путь развития экономики края».
Итоговое повторение раздела 1 (1 час).
Контроль знаний (1 час).
Защита проектов (2 часа).
Раздел 2
Из истории районов Воронежской области.
История городского быта (7 часов)
Тема 7. История городского быта (7 часов)
Знать:
дату основания города Воронежа, основные события его истории (строительство крепости, петровское кораблестроение, годы революции и Великой Отечественной войны, достижения мирного времени); факты, свидетельствующие о развитии культуры быта в Воронежском крае; роль представителей городских властей и общественности в этом процессе; развитие благотворительности в городе Воронеже (благотворительные общества и частные пожертвования). Питание горожан: будни и праздники. Забота о здоровье горожан. Торговый Воронеж (рынок, ярмарки). Досуг воронежцев (общества, кружки, клубы, библиотечное дело, коллекции, музеи, выставки, балы, цирк, кино, визиты и домашний досуг, игры, спорт, охота, рыбалка, праздники).
Уметь:
сравнивать городской быт прошлого и современный, видеть прогрессивные изменения и проблемные стороны; представить сочинение на тему «Каким я вижу досуг современного школьника»; представить материал в виде статьи для школьного альманаха «Городской быт: вчера, сегодня, завтра».
Итоговое повторение 1 ч
6. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать:
-исторические события, просиходившие в развитии края, даты этих событий;
-знаменитые персоналии истории и культуры;
-содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;
-алгоритмы работы с различными типами заданий;
-изучение видов исторических источников;
Уметь:
-объяснять понятия , определять основание для логического ряда понятий;
-характеризовать события, процессы, явления (причины, особенности, последствия, значение) ;
-осуществлять отбор информации по теме, проблеме: преобразовывать информацию;
-использовать тексты исторических источников при ответе на вопросы и при выполнении задач;
-использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
-соотносить исторические события в Воронежском крае с историей России;
-объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
-осуществлять сравнение;
-аргументировать свою позицию;
-отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;
-видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;
-работать с картой , иллюстрацией, текстом;
-осуществлять наблюдение;
-применять знания в конкретной ситуации жизни;
-определять цели и мотивы своей деятельности;
-вести конструктивный диалог;
-осуществлять презентацию творческой работы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания необходимости сохранения общественной память народа, обеспечения преемственности поколений;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-конструктивного общения с людьми других культур, национальной и религиозной принадлежности;
-определения предмета собственного интереса в истории Воронежского края и расширения знаний о нём в архиве библиотеке, музее, Интернете;
-написания творческих работ (рефератов, докладов, эссе, презентаций, родословных) , выполнения проектов, проведения экскурсий, интервьюирования.
7. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина | 1 |
Раздел 1. Воронежский край: страницы истории (28 часов) |
Тема 1. История Воронежского края с древнейших времен до конца XVI века (3 часа) |
2 | Вклад воронежских археологов в изучение древних культур на территории края. Летописные сведения о Воронеже | 1 |
3 | Воронежские краеведы о древнем Воронеже и слове «Воронеж». Взаимодействие древнерусской культуры и культур кочевых народов на территории края | 1 |
4 | Воронежская крепость: основание, назначение, первые воеводы | 1 |
Тема 2. Воронежский край в XVII - XVIII веках (5 часов) |
5 | Социально-политическая история края в XVII веке | 1 |
6 | Социально-политическая история края в XVII веке | 1 |
7 | Внешнеполитические приоритеты Петра Великого. Азовские походы | 1 |
8 | Воронежский край в петровскую эпоху | 1 |
9 | Воронежская губерния в эпоху Екатерины II | 1 |
Тема 3. Воронежская губерния в XIX веке (5 часов) |
10 | Войны России в XIX веке и участие в них Воронежской губернии | 1 |
11 | Политическое и социально-экономическое развитие Воронежской губернии в XIX веке | 1 |
12 | Общественное движение в Воронежской губернии в XIX веке | 1 |
13 | Развитие культуры в крае в XIX веке | 1 |
14 | Российские императоры в Воронеже. Воронежские губернаторы | 1 |
Тема 4. Воронежский край в первой трети XX века (4 часа) |
15 | Социально-экономическое развитие Воронежской губернии в 1900 — 1930-е годы. Участие жителей Воронежской губернии в Первой мировой войне. | 1 |
16 | Российская революция 1905 — 1907 годов в Воронежской губернии | 1 |
17 | Влияние Великой российской революции 1917 года и Гражданской войны на развитие Воронежской губернии | 1 |
18 | Начало советской модернизации в Воронежской губернии (области) | 1 |
Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы) (4 часа) |
19 | Роль воронежского тыла в Великой Отечественной войне | 1 |
20 | Военные операции на воронежской земле в годы Великой Отечественной войны. Героизм на фронте | 1 |
21 | Военные операции на воронежской земле в годы Великой Отечественной войны. Героизм на фронте | 1 |
22 | Оккупационный режим и героизм мирных жителей Воронежской области | 1 |
Тема 6. Воронежская область во второй половине XX - начале XXI века (3 часа) |
23 | Воронежская область в 1946 - 1964 годах | 1 |
24 | Воронежская область в 1964 - 1991 годах | 1 |
25 | Воронежская область в 1991 — 2014 годах | 1 |
26 | Повторение (обобщение) раздела 1 | 1 |
27 | Урок контроля знаний по разделу 1 | 1 |
28 | Защита проектов | 1 |
29 | Защита проектов | 1 |
Раздел 2. Из истории районов Воронежской области. История городского быта (7 часов) |
Тема 7. История городского быта (7 часов) |
30 | Районы Воронежской области | 1 |
31 | Районы Воронежской области | 1 |
32 | История моего района города Воронежа и его достопримечательности | 1 |
33 | История быта воронежцев в XVIII - начале XX века | 1 |
34 | История быта воронежцев в XVIII - начале XX века | 1 |
35 | Итоговое повторение | 1 |
8. Перечень учебно–методического обеспечения
« Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10-11 классы» Учебное пособие/ Научный редактор Б.Я.Табачников.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015
«Историко-культурное краеведение» И.П. Красикова, Ю.П.Пыльнев ( под общ. ред. Б.Я. Табачникова; Воронеж, 2012)
Историко-культурное-краеведение: учебно-методическое пособие./М.И. Баранникова.- Воронеж: ВГПУ,2012
Воронеж в документах и материалах. - Воронеж, 1987.
Воронежская историко-культурная энциклопедия. Воронеж. 2006 г.
Глазьев В.Н. Воронежские воеводы / В.Н. Глазьев. - Воронеж, 2007.
Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1989.
Историко-культурное краеведение Воронежской области. Учебное пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2012 г.
Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведение : кн. для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.
Литвинов Р.И. Навечно в памяти народной / Р.Н. Литвинов. -Воронеж, 1980.
Люби и знай родной край / под ред. Б.Я. Табачникова. - Воронеж, 2009.
Панова В.И. История Воронежского края: учебно-методическое пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.
Попов П.А. Воронеж. История города в названиях улиц / П.А. Попов. - Воронеж, 2003.
Пыльнее Ю. В., Ширяев О. Ю. Культура Воронежской области. Хроника событий 1917-1991. Воронеж, 2002.
Чесноков Г. А. Архитектура Воронежа: история и современность / Г. А. Чесноков. - Воронеж, 1999.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина | 1 | | |
Раздел 1. Воронежский край: страницы истории (28 часов) | | |
Тема 1. История Воронежского края с древнейших времен до конца XVI века (3 часа) | | |
2 | Вклад воронежских археологов в изучение древних культур на территории края. Летописные сведения о Воронеже | 1 | | |
3 | Воронежские краеведы о древнем Воронеже и слове «Воронеж». Взаимодействие древнерусской культуры и культур кочевых народов на территории края | 1 | | |
4 | Воронежская крепость: основание, назначение, первые воеводы | 1 | | |
Тема 2. Воронежский край в XVII - XVIII веках (5 часов) | | |
5 | Социально-политическая история края в XVII веке | 1 | | |
6 | Социально-политическая история края в XVII веке | 1 | | |
7 | Внешнеполитические приоритеты Петра Великого. Азовские походы | 1 | | |
8 | Воронежский край в петровскую эпоху | 1 | | |
9 | Воронежская губерния в эпоху Екатерины II | 1 | | |
Тема 3. Воронежская губерния в XIX веке (5 часов) | | |
10 | Войны России в XIX веке и участие в них Воронежской губернии | 1 | | |
11 | Политическое и социально-экономическое развитие Воронежской губернии в XIX веке | 1 | | |
12 | Общественное движение в Воронежской губернии в XIX веке | 1 | | |
13 | Развитие культуры в крае в XIX веке | 1 | | |
14 | Российские императоры в Воронеже. Воронежские губернаторы | 1 | | |
Тема 4. Воронежский край в первой трети XX века (4 часа) | | |
15 | Социально-экономическое развитие Воронежской губернии в 1900 — 1930-е годы. Участие жителей Воронежской губернии в Первой мировой войне. | 1 | | |
16 | Российская революция 1905 — 1907 годов в Воронежской губернии | 1 | | |
17 | Влияние Великой российской революции 1917 года и Гражданской войны на развитие Воронежской губернии | 1 | | |
18 | Начало советской модернизации в Воронежской губернии (области) | 1 | | |
Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы) (4 часа) | | |
19 | Роль воронежского тыла в Великой Отечественной войне | 1 | | |
20 | Военные операции на воронежской земле в годы Великой Отечественной войны. Героизм на фронте | 1 | | |
21 | Военные операции на воронежской земле в годы Великой Отечественной войны. Героизм на фронте | 1 | | |
22 | Оккупационный режим и героизм мирных жителей Воронежской области | 1 | | |
Тема 6. Воронежская область во второй половине XX - начале XXI века (3 часа) | | |
23 | Воронежская область в 1946 - 1964 годах | 1 | | |
24 | Воронежская область в 1964 - 1991 годах | 1 | | |
25 | Воронежская область в 1991 — 2014 годах | 1 | | |
26 | Повторение (обобщение) раздела 1 | 1 | | |
27 | Урок контроля знаний по разделу 1 | 1 | | |
28 | Защита проектов | 1 | | |
29 | Защита проектов | 1 | | |
Раздел 2. Из истории районов Воронежской области. История городского быта (7 часов) | | |
Тема 7. История городского быта (7 часов) | | |
30 | Районы Воронежской области | 1 | | |
31 | Районы Воронежской области | 1 | | |
32 | История моего района города Воронежа и его достопримечательности | 1 | | |
33 | История быта воронежцев в XVIII - начале XX века | 1 | | |
34 | История быта воронежцев в XVIII - начале XX века | 1 | | |
35 | Итоговое повторение | 1 | | |