СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краткосрочному курсу "Плетение косичек"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный курс в рамках организации образовательного пространства в основной школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краткосрочному курсу "Плетение косичек"»







Рабочая программа по краткосрочному курсу

"Плетение косичек"









Учитель: Малахова Оксана Владимировна














Количество часов 8




2018



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Пояснительная записка

Программа «Плетение косичек» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой школы и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов курса внеурочной деятельности общекультурного направления.

Актуальность программы заключается в востребованности услуг по творческому развитию учащихся с помощью такого видапарикмахерского искусства, как плетение кос.

Назначение программы:

  1. дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;

  2. сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:

  • рассказать о конкретном виде деятельности;

  • выполнять основные действия;

  • объяснить причины выбора данного вида деятельности.

Цельюпрограммы является развитие творческих способностей учащихся средствами парикмахерского искусства.

По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.

По содержанию деятельности программа является познавательной и содержит элементы развивающей творческие способности и коррекционной деятельности.

По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование предметных учебных умений в этом виде деятельности, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.

Программа, несмотря на то, что дополнительное образование, реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, не стандартизировано, но является составной частью образовательной системы и тесно связано с общим образованием, предусматривает работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий.

Исходной теоретической основой программы является положение о:

  • предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;

  • искусство плетения кос ,как факторе развития моторики рук, пространственного и комбинаторного мышления.

Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний и умений в области плетения кос,как вид парикмахерского искусства, к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося.

Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.

Отличительной особенностью программы является её адаптированность к запросам учащихся среднего и старшего школьного возраста и их родителей (законных представителей).

Срок реализации программы:

  • программа рассчитана на 8 часов обучения.

  • общая продолжительность обучения составляет 35 часов.

  • Режим занятий:

занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 40 минут;

  • принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст учащихся: 11 – 12 лет.

Количество учащихся в группе – не более 25человек.

Организационные формы обучения –групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.

Формы занятий: практические занятия с изучением основ теоретических знаний.

Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений;

  • итоговый контроль в ходе учебной четверти без специально отведённого для него времени в форме ярмарки достижения результатов.

Задачи программы


Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. познакомить

  • с историей появления и развития традиций плетения кос в мире, как видом декоративно – прикладного творчества;

  • с различными базовыми техниками плетения кос и видами причесок из косичек и кос;

  1. расширить и углубить знания о видах художественной деятельности, понимание их специфики;

  2. формировать:

  • понимание общих правил создания предметов рукотворного мира (функциональность, прочность, эстетическую выразительность);

  • восприятие парикмахерского искусства, как специфической формы познания и преобразования мира;

  1. научить:

  • техникам плетения кос и создания причесок из косичек и кос;

  • под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый результат;

  • руководствоваться общими правилами создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;

  1. способствовать воспитанию:

  • ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;

  • общей культуры, культуры труда, аккуратности и усидчивости;

  • умения видеть проявления прекрасного в произведениях парикмахерского искусства;

  • потребностей в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности.


  1. Формируемые предметные знания, учебные умения

и универсальные учебные действия


Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся следующих

предметных знаний:

  • парикмахерское искусство как вид декоративно – прикладного творчества;

  • общие правила создания предметов рукотворного мира (функциональность, прочность, эстетическую выразительность);

  • строение и типы волос;

  • средства ухода за волосами;

  • техника плетения кос и приёмы создания причёсок из кос;

  • приёмы рациональной безопасной работы инструментами;

  • технологическая последовательность реализации замысла.

предметных учебных умений:

  • умение руководствоваться общими правилами создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;

  • умение планировать и выполнять практическую работу, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

  • умение под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать готовое изделие;

  • умение отбирать и выполнять доступные технологические приёмы плетения кос и создания причесок из косичек и кос;

  • умение применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами;

  • умение создавать мысленный образ изделия и воплощать этот образ на практике;

  • умение прогнозировать конечный практический результат в соответствии с декоративно-художественной задачей;

  • умение вносить в работу элементы фантазии, разнообразия.

Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:

  1. личностных универсальных учебных действий,обеспечивающих ценностно­смысловую ориентацию учащихся:

  • умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;

  • знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

  1. регулятивных универсальных учебных действий,обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ими, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим учащимся, педагогом, товарищами;

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

  1. познавательных универсальных учебных действий,включающих:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно­-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  1. коммуникативных универсальных учебных действий,обеспечивающих социальную компетентность:

  • учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решенияи егореализация;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


  1. Ожидаемые результаты


В ходе освоения программы учащиеся будут:

  1. иметь представление:

  • о парикмахерском искусстве как виде декоративно – прикладного творчества;

  1. знать:

  • общие правила создания предметов рукотворного мира (функциональность, прочность, эстетическую выразительность);

  • строение и типы волос;

  • средства ухода за волосами;

  • технику плетения кос и приёмы создания причёсок из кос;

  • приёмы рациональной безопасной работы инструментами;

  • технологическую последовательность реализации замысла;

  1. уметь:

  • руководствоваться общими правилами создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;

  • планировать и выполнять практическую работу, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

  • под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать готовое изделие;

  • отбирать и выполнять доступные технологические приёмы плетения кос и создания причесок из косичек и кос;

  • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами;

  • прогнозировать конечный практический результат в соответствии с декоративно-художественной задачей;

  • вносить в работу элементы фантазии, разнообразия.

  1. применять:

  • общекультурные и общетрудовые компетенции;

  • основы культуры труда;

  • технологии плетения кос и изготовления причёсок из кос и косичек;

  • основы конструирования и моделирования;

  1. иметь опыт:

  • создания неповторимых и индивидуальных причёсок из косичек и кос.


  1. Учебно-тематический план



Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Уход за волосами

1

1


2.

Плетение кос

1



3.

Причёски из кос

6




Итого:

8

1

7












  1. Содержание образования


Вводное занятие (1 час). История плетения кос как вида парикмахерского искусства. Парикмахерское дело в России.Приёмы рациональной безопасной работы инструментами.Строение волос. Типы волос. Шампуни и средства ухода за волосами.

Плетение кос (6 часов).Техника плетения классической косы, французской косы, четырёх и пятипрядной косы, косы «Шапочка», косы «Змейка», сенегальских косичек, косы «Колосок», косы «Рыбий хвост», косы «Фонарик», ажурной косы, косы «Канат», косы «Оригинальная», косы «Нимфа», косы «Сударушка», косы «Бублик».

Прически из кос (1 час). Приёмы создания причёскииз трёх косичек «Роза», причёски «Корзиночка», причёски «Бант», причёски «Кружевное сердце», причёски с лентой «Чудо-ленточка», причёски «Афродита», вечерней причёски из кос.Изучение поэтапного плетения. Практическая работа. Оформление причёсок.


  1. Методическое обеспечение


В основу построения программы заложены следующие принципы организации и содержания деятельности:

  • научности – соответствие современным научным достижениям различных отраслей знаний;

  • системности – подход к обучению, воспитанию и развитию как целостной системе;

  • многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности. Используемые виды и формы работы являются одновременно привлекательными для учащихся, имеют чётко выраженные результаты, содержат эффект новизны, позволяют проявить творчество и самостоятельность, способствуют самоутверждению личности;

  • свободы творчества, предполагающий право выбора ролевой позиции (организатор, исполнитель, участник);

  • социальной активности.

Так как программа является программой курса внеурочной деятельности общекультурного направления, а её концептуальными ориентирами являются приоритет добровольности учащихся в их выборе и творческая свобода, её реализация должна быть направлена решение задач их социализации, воспитания, развития здорового жизненного стиля, самоопределения.Ознакомление с таким видом парикмахерского искусства, как плетение кос и создание причёсок из кос и косичек,даёт возможность учащимся не только получить новые знания и обрести прикладные умения, но и испытать свои личные возможности,и определиться в последующей выборе способа и профиля дальнейшего обучения.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий. Программа занятий не нуждается в строгой регламентации, она может корректироваться.

Организационной формой занятий является пропедевтика («погружение в предмет»), которая осуществляется через коллективные и индивидуальные формы работы.

Методами обучения и воспитания являются:

  • методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;

  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

  • методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

В процессе обучения применяются традиционные педагогические методики, направленные на развитие у учащихся самостоятельности и креативности мышления икоммуникативной культуры (умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ).

Основой учебной деятельности учащихся являются аудиторные учебные занятия, которые могут проводиться индивидуально,группой или со всем составом объединения.

Так как программа предусматривает в первую очередь формирование у учащихся прикладных умений, обучение проводится в форме, прежде всего, практических занятий с привлечением дидактических материалов. Для этого необходимо в учебном кабинете иметь такие учебные, дидактические и раздаточные материалы, как памятки, технологические карты, инструменты и приспособления. На стендах должны быть размещены образцы различного вида плетения кос и причёсок из кос и косичек.

Учебные занятия должны строиться в соответствии с принципами наглядности, доступности и проблемности на основе индивидуального и дифференцированного подхода, что позволит добиться оптимальных результатов обучения и создать благоприятную для творческого развития учащихся обстановку.

Выбор форм организации учебных занятий должен осуществляться в зависимости от конкретных задач. При этом используемые формы должны давать учащимся возможность на каждом учебном занятии проявлять выдумку, творчество, фантазию.

Для активизации творческих устремлений учащихся необходимо всячески поощрять их активность, желание участвовать в различных конкурсах и показах.


  1. Материально-техническое оснащение


Для более успешного усвоения материала детьми и придания занятиям яркости, насыщенности необходимо использовать:

  • ленты, тесьма, шпильки, резинки, зажимы, невидимки, заколки, крабы;

  • расчёски: с редкими или частыми зубьями, комбинированные, с обычной ручкой, расчёски с острой ручкой;

  • щётки из натуральной и искусственной щетины различной формы;

  • электрические щипцы: щипцы с треугольной насадкой, щипцы-зигзаг, щипцы со спиралью;

  • наглядные пособия, раздаточный материал;

  • доступ к фондам районной и поселковой библиотек;

  • доступ к информационно-коммуникационным сетям.


  1. Литература

для педагога:

  1. ГутыряЛ.Г. Парикмахерское искусство. [Текст]: Л.Г.Гутыря– Харьков, 1998. – 198с.

  2. Кац А.Л. Санитария и гигиена парикмахерского дела.[Текст]: А.Л.Кац – М.: 1976. – 53с.

  3. Константинов А.В. Как стать парикмахером.[Текст]: А.В.Константинов – М.:Азбука, 1993. – 304с.

  4. Константинов А.В. Парикмахерское дело.[Текст]: А.В.Константинов – М.: Высшая школа, 1987. – 119с.

  5. Константинов А.В. Технология парикмахерских работ. [Текст]: А.В.Константинов– М.: Легкая индустрия, 1978. – 132с., ил.

  6. Одинокова И.Ю., Черниченко Т.А. Технология парикмахерских работ.[Текст]: И.Ю.Одинокова, Т.А.Черниченко – М.: 2004. – 176с., ил.

  7. Панченко О.А. Элегантные прически. [Текст]: О.А.Панченко – СПб.: Диля, 2000. – 112с.

  8. Савина А.А. Прически для всей семьи. [Текст]: А.А.Савина – СПб.: Дельта, 1999. – 208с., ил

  9. Чулкова О., Александрова Г.В., Романенко И.В.Уроки домашнего парикмахера.[Текст]: О.Чулкова, Г.В.Александрова, И.В. Романенко. – СПб.: ТОО «Тригон», 1997. – 192 с., ил.

для учащихся:

  1. Гутыря Л.Г. Парикмахерское искусство. [Текст]: Л.Г.Гутыря – Харьков, 1998. – 198с.

  2. Константинов А.В. Как стать парикмахером. [Текст]: А.В.Константинова – М.: Азбука, 1993. – 304с.

  3. Краткая энциклопедия парикмахера. [Текст]: – Ростов Н/Д: Проф-Пресс, 1999. – 512с., ил.

  4. Савина А.А. Прически для всей семьи. [Текст]: А.А. Савина – СПб.: Дельта, 1999. – 208с., ил.

  5. Федотова О.В. Азбука парикмахера. [Текст]: О.В.Федотова – М.: Рольф, 2000 – 480с., ил.