Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательный русский (Подготовка к ОГЭ по русскому языку)» предназначена для учащихся 9 класса и составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 No 1897;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 No 1089;
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ-Ардонской СОШ;
Учебного плана МБОУ-Ардонской СОШ на 2019/2020 учебный год;
Годового календарного учебного графика МБОУ- Ардонской СОШ на
2019/2020 учебный год;
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины в МБОУ-Ардонской СОШ;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и тд. ]. 6-е изд. – М. : Просвещение, 2018.
Спецкурс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9 класса.
Данный курс дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ как устной части, так и письменной.
Рабочая программа составлена для использования ее в течение 2019-2020 учебного года.
Специального учебника по данному курсу нет. Используются методические пособия по подготовке к ОГЭ в устной и письменной формах различных авторов, рекомендованные ФИПИ.
Курс рассчитан на 34 занятия. Повторение, обобщение и систематизация основных сведений школьного курса русского языка ведется по следующим направлениям: подготовка к устной части ОГЭ (выразительное чтение, монолог, диалог), подготовка к написанию сжатого изложения, подготовка к написанию сочинения-рассуждения и подготовка к выполнению тестовой части работы. Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Цель программы кружка:
подготовить обучающихся к ОГЭ по русскому языку, систематизировать знания по русскому языку, полученные в 5-9 классах.
Задачи кружка:
овладение всеми способами сжатия текста;
совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
совершенствование навыков по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации;
совершенствование техники работы с экзаменационными бланками.
Количество часов, на которое рассчитана программа
Данная Рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на проведение занятий кружка составит 34 часа.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.
Формы организации учебного процесса
На занятиях будут использоваться разные формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы), работа в парах, в группах, работа с пакетами КИМов, составление обобщающих таблиц и схем, написание изложений и сочинений
Формы текущего контроля
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения курса учащиеся должны:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться выразительно читать текст, не искажая замысел автора, а также передавать своё понимание текста с помощью интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов;
научиться взаимодействовать с собеседником, грамотно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли;
научиться давать полный ответ на поставленный вопрос, используя разнообразные синтаксические конструкции;
научиться писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля;
научиться писать сочинение-рассуждение в связи с данным текстом;
овладеть формами обработки информации исходного текста;
научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя), понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий и соблюдение необходимого объема.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения материала кружка обучающиеся должны
знать/понимать:
требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ по русскому языку (сжатое изложение, тесты, сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3);
основные правила работы с текстом;
правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста;
лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
основные средства речевой выразительности;
правила работы с экзаменационными бланками.
уметь:
следовать критериям, представленным в демоверсии «ОГЭ. Русский язык. 2019-2020»;
правильно заполнять экзаменационные бланки;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
различать средства речевой выразительности;
находить в тексте средства речевой выразительности;
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами;
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении;
соблюдать все основные нормы литературного языка.
Содержание курса
Часть 1. Подготовка к устной части ОГЭ
Требования к экзамену. Система заданий. Система подготовки. Структура устной части ОГЭ (1ч)
Критерии оценивания устной части ОГЭ. Что такое выразительное чтение. Основные направления работы. Интонация. Основные элементы интонации. Интонирования знаков препинания. Выразительное чтение отрывков (7 ч)
Диалог. Подготовка к диалогу. Практические занятия «Составление диалога» (4 ч)
Монолог. Подготовка к монологическому высказыванию (4 ч)
Зачёт по устной части ОГЭ (1 ч)
Часть 2. Подготовка к написанию изложения (5 ч)
1.Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования (1ч)
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка (1ч).
3. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические (2ч)
4. Написание изложения (1 ч)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 6 ч
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. (1ч)
2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов (подготовка к заданию С) (1ч)
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. (2ч)
4. Написание сочинения. (1ч)
5. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. (1ч)
Подготовка к выполнению тестовых заданий (6 ч)
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы. (1ч)
2. Трудные случаи правописания (2ч)
3. Трудные случаи пунктуации (2ч)
6. Решение тестов. Практическая работа (1ч)
Учебно-тематический план (34 часа)
2
13.
Написание изложения
1
Раздел 3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (6 ч)
14.
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
1
15.
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов (подготовка к заданию С)
1
16.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
2
17.
Написание сочинения.
1
18.
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста
1
Раздел 4. Подготовка к выполнению тестовых заданий (6 ч)
19.
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы.
1
20.
Трудные случаи правописания
2
21.
Трудные случаи пунктуации
2
22.
Решение тестов. Практическая работа
1
Итого:
34 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2019/2020 уч. год
Устная часть ОГЭ (17 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Структура устной части ОГЭ | 1 | |
2 | Критерии оценивания устной части ОГЭ. Что такое выразительное чтение. Основные направления работы | 1 | |
3 | Интонация. Основные элементы интонации | 1 | |
4 | Интонирования знаков препинания | 1 | |
5 | Выразительное чтение отрывка из книги И.С. Соколова-Микитова "Звуки земли". Практическая работа | 1 | |
6 | Выразительное чтение отрывка из рассказа Юрия Казакова «Ночь». Практическая работа | 1 | |
7 | Выразительное чтение отрывка из книги Гѐлия Василько̀ва «Каждый день и всю жизнь». Практическое занятие | 1 | |
8 | Выразительное чтение отрывка из книги Василия Пескова «Шаги по росе». Практическое занятие | 1 | |
9 | Диалог. Подготовка к диалогу | 1 | |
10 | Практическое занятие Составление диалога "Школьная форма" | 1 | |
11 | Практическое занятие Составление диалога «Кто такие волонтёры?» | 1 | |
12 | Практическое занятие Составление диалога «Самоуправление» | 1 | |
13 | Монолог. Подготовка к монологическому высказыванию. | 1 | |
14 | Описание фотографии «В музее» | 1 | |
15 | Описание фотографии «В театре» | 1 | |
16 | Описание фотографии «Школьный праздник» | 1 | |
17 | Зачёт по устной части ОГЭ Всего: 17 часов | 1 | |
Письменная часть ОГЭ (17 часов)
Подготовка к написанию изложения
№ | Тема урока | Дата |
18 | Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования | 1 |
19 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка | 1 |
20-21 | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические | 2 |
22 | Написание изложения | 1 |
23 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. | 1 |
24 | Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов (подготовка к заданию С) | 1 |
25-26 | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. | 2 |
27 | Написание сочинения. | 1 |
28 | Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста | 1 |
29 | Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы. | 1 |
30-31 | Трудные случаи правописания | 2 |
32-33 | Трудные случаи пунктуации | 2 |
34 | Решение тестов. Практическая работа Итого: 34 ч | 1 |