I.Результаты освоения курса
Y. Результаты изучения курса
Изучив программу, учащиеся будут знать:
* Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.
* Способы сохранения и укрепления здоровья.
* Принципы правильного построения режима труда и отдыха в течение дня.
* Правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания, одежды, сна.
* Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.
* Основные приемы и методы психической релаксации.
Изучив программу, учащиеся будут уметь:
* Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни.
* Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.
* Определять уровень физического развития, осуществлять простейшие физиологические измерения, определять отклонения от физиологической нормы.
* Соблюдать правила личной гигиены.
* Применять приемы и методы психической релаксации.
* Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- умение использовать знания в повседневной жизни;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит;
- умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;
- познавательный интерес к основам культуры питания.
Метапредметные
Регулятивные:
- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
- умение узнавать изученные объекты и явления живой природы;
- умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания.
Коммуникативные:
- умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение строить простейшие монологические высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.
II.Содержание курса
Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя три части.
Первая часть программы «Разговор о правильном питании», предназначенная для учащихся 1-2 классов, включает в себя 15 занятий.
Вторая часть «Две недели в лагере здоровья» состоит из 14 занятий, предназначенных для учеников 3-4 классов.
УМК «Формула правильного питания» предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:
- развития представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье. В Программе используются разнообразные формы проведения занятий, составление рассказа по картинкам – иллюстрациям и разыгрывание сценок. Игровые методы должны быть основой организации обучения по программе, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры.
1 часть 2 класс
«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Целью данной программы является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей.
При организации занятий у каждого ребёнка должна быть своя рабочая тетрадь, в которой бы он мог выполнять задания. Не допускается использование одной тетради несколькими учениками.
2 часть 3 класс
«Две недели в лагере здоровья»
УМК «Две недели в лагере здоровья» предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:
- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
- формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
-пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
3 часть 4 класс
«Формула правильного питания»
Использование комплекта направлено на достижение следующих результатов:
- полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;
- подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;
- подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации. Использование комплекта «Две недели в лагере здоровья» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:
- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия;
- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
-Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
-Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
-Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
-Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
-Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
-Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
-Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
III.Тематическое планирование
2 класс Тема занятия
Вводное занятие. Знакомство с героями «Улицы Сезам».-2ч.
Самые полезные продукты. 2ч.
Как правильно есть. 2ч.
Удивительные превращения пирожка. 2ч.
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? 2ч.
Плох обед, если хлеба нет. 3ч.
Полдник. Время есть булочки. 2ч.
Пора ужинать. 2ч.
На вкус и цвет товарищей нет. 2ч.
Если хочется пить…2ч.
Что надо есть, если хочешь стать сильнее. 2ч.
Где найти витамины весной? 3ч.
Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты. 2ч.
Каждому овощу своё время. 3ч.
День рождения Зелибобы. 3ч.
3 класс Тема занятия
Давайте познакомимся! 2ч.
Из чего состоит наша пища? 2ч.
Что нужно есть в разное время года3ч.
Как правильно питаться, если занимаешься спортом. 3ч.
Где и как готовят пищу. 4ч.
Как правильно накрыть стол. 2ч.
Молоко и молочные продукты. 3ч.
Блюда из зерна. 2ч.
Какую пищу можно найти в лесу. 2ч.
Что и как готовить из рыбы. 3ч.
Дары моря. 3ч.
Защита проектов 4 ч.
4 класс Тема занятия
1. Здоровье – это здорово. 2ч.
2. Продукты разные нужны, продукты разные важны. 2ч.
3. Режим питания. 1ч.
4. Энергия пищи. 2ч.
5. Где и как мы едим. 2ч.
6. Ты – покупатель.1ч.
7. Ты готовишь себе и друзьям. 2ч.
8. Кухни разных народов. 2ч.
9. Кулинарная история. 2ч.
10. Как питались на Руси и в России.1ч.
11. Необычное кулинарное путешествие.1ч.
12. Биологический и социальный пол человека.1ч.
13. Физиологические и психологические изменения в организме подростка в период полового созревания. 2ч.
14. Функции воспроизводства (оплодотворение и рождение). 2ч.
15. Роли родителей в семье (продолжение)1ч.
16. ВИЧ\СПИД – вирусное заболевание. Пути передачи вируса через жидкости 1человеческого организма. Как вирус не передаётся.1ч.
17. удовлетворение жизненных потребностей человека в семье. 2ч.
18. Различие полов в растительном и животном мире. 2ч.
19. строение тела человека. Деторождение. 2ч.
20. Гигиена младшего школьника. 2ч.
21. Общение со сверстниками и взрослыми. 2ч.