Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, знание его истории –
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества»
Д.С. Лихачев
Актуальность курса
Перед современной системой образования стоит задача приобщение новых поколений к исторической памяти народа, а значит сохранения ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходима каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.
В настоящее время уже третье, или даже четвертое, поколение северных коренных народов оторвалось от своих корней. Изменился быт народа, и сегодняшние школьники почти незнакомы с укладом жизни своих предков. Семья в большинстве случаев утратила знания о жизни и быте прадедов. В этой ситуации роль школы как главного источника национальной культуры возрастает. Некоторые сведения из истории ненецкого народа ребята уже получили на уроках родного языка, на внеклассных мероприятиях. Но знания эти разрознены. Поэтому курс «Культура ненецкого народа» даст целостную картину мира, в котором жили предки нынешних учеников. Учащиеся на этих занятиях знакомятся с миром предков, их мировоззрением, верованиями, обрядами, бытом. Изучать это необходимо, так как через все это открывается духовная сущность народа. Новый курс должен помочь учителю и воспитанникам осознать как самобытность родной культуры, так и тенденции к унификации. При этом берется во внимание то, что речь идет не об идеализации исторического прошлого народа, а о жизнеспособности его на современном этапе и в будущем. Помимо этого уроки направлены на то, чтобы сформировать у детей чувство патриотизма, уважения к традициям и обычаям своего народа. Ученики должны почувствовать сопричастность к жизни предков через собственное ощущение значимости услышанного на занятиях.
Общая характеристика предмета
Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур. Предлагаемый курс "Культура народов Севера" призван углубить и расширить знания учащихся о культуре, привести их в систему, создать базу для сознательного вхождения в мир культуры, для успешного освоения многообразных достижений культур народов, населяющих наш округ.
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура народов Севера» для обучающихся 7 класса ГБОУ НАО «СШ с.Ома» составлена на основе:
1.ФГОС ООО приказ от 17.12.10 № 1897 и об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (зарегистрировано в Минюсте РФ от 01.02.2011 № 19644).
2. Регионального компонента государственного стандарта общего образования для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089.
3. Программа «Культура народов Севера» Автор: Москвина Т.С., д. Андег, 1999 год.
Количество часов соответствует программным требованиям: 34 часа, т.е. 1 час в неделю. Курс нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом РФ «Об образовании», Программой развития образования в Ненецком округе. «Культура народов Севера» входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных школ Ненецкого округа.
Настоящая программа учитывает принцип системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса литературы, принцип связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий культуры, теории литературы.
Цели и задачи курса:
Основная цель курса – систематизация знаний учащихся по ненецкой культуре.
Задачи курса:
- Показать ненецкую культуру как целостность, отразившую исторический опыт народа и религиозные представления;
- дать представления о закономерностях развития в соотнесенности с общероссийским;
- формирование потребности изучать историю и культуру своего народа;
- познакомить учеников со спецификой развития словесного творчества ненецкого народа, объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой;
- объяснить учащимся на соответствующем уровне понятия веры и религии, остановиться на специфике верований северных народов, истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем»;
- объяснить связь литературы и письменности, ознакомить учеников с историей создания письменности для народов Севера;
- развивать образное мышление и познавательную активность;
- развивать речь школьников, умение высказываться по определенному вопросу письменно и устно;
- формировать умение вести исследовательскую работу.
Структура курса
Курс состоит из пяти тематических блоков, введение каждого из которых обусловлено необходимостью целостного раскрытия ненецкой культуры.
1. Этногенез ненцев. Ненецкий народ сформировался к 18 веку под влиянием многих факторов, которые определили своеобразие ненецкой культуры.
2. Человек и сверхъестественные силы. Влияние анимистических представлений на внутренний, духовный мир человека. Возникновение на их основе устного народного творчества.
3. Человек и природа. Знакомство с экологическим календарем ненцев через раскрытие единства годового круга природы и человека. Их родство, которое задолго до научной постановки экологических проблем, помогает понять, как можно решать одну из острейших проблем современности.
4. Человек и семья. Необходимо знать нашим ученикам, как решалась их прадедами проблема семьи. Ведь семейные обряды и обычаи освещали каждый момент жизненного пути человека от первого до последнего вздоха, давали глубокое ощущение смысла своего существования.
5. Человек в ненецкой культуре. Веками создавал ненецкий народ свой мир ценностей. Много об истории народа можно узнать через сказки, загадки, из его эпических и традиционных лирических песен. Так же при работе в данной программе выявляются связующие и дифференцирующие тенденции в развитие ненецкой культуры, ведь многие образцы народного творчества являются источниками вдохновения и для современных авторов.
Реализация курса
Программа рассчитана на учащихся 7 класса, изучается в течение года, общее количество часов – 34 (одно занятие в неделю).
По форме занятия разнообразны: учебные лекции, беседы, семинары, конференции. Часть материала, в принципе известна, поэтому они выступают и в роли слушателей и в роли докладчиков и содокладчиков.
«Культура народов Севера» - интегрированный курс, в нем обеспечивается взаимодействие истории, географии, этнографии, литературы, искусства.
При организации учебного процесса приоритетная роль отводится творческим методам обучения, позволяющим включать школьников в активную исследовательскую деятельность, связанную с использованием материалов окружного краеведческого музея, материалов, собранных в беседах со старшим поколением. Учащиеся готовят доклады, рефераты, работают с научной, научно-популярной литературой, журналами.
Формы контроля: тестирование по разделам программы, сообщения, доклады, конкурсы на лучшее чтение стихотворений, викторины, на итоговом занятии проводится игра «Умники и умницы» по всему курсу.
Выполняются практические задания:
Практическая работа №1: составление списка литературных источников о ненцах.
Практическая работа №2: составление карты расселения
Практическая работа №3: составление хронологической таблицы «Ненцы в составе русского государства»// Л.В.Хомич Ненцы. СПб: «Просвещение», 1994-с. 77
Практическая работа №4: составление мифологического словарика
Практическая работа №5: составление схемы годового хозяйственного цикла
Практическая работа №6: организация и проведение литературной викторины для младших школьников
Требования к уровню сформированности знаний, умений и навыков
В результате изучения учебного курса «Культура народов Севера» учащиеся должны знать:
основные исторические, географические, этнографические и культурные сведения о коренных ненцах;
основные версии о заселении территории традиционного проживания;
верования, обычаи, обряды;
мифы (выборочно);
особенности быта ненецкого народа;
народный календарь;
особенности ненецкого фольклора;
имёна основных представителей литературы, музыкальной культуры коренных народов и их произведений, биографические сведения основных деятелей культуры, наиболее значительные факты их творческого пути.
Учащиеся должны уметь:
позитивно воспринимать ненецкую культуру и литературу;
работать с научно-популярной литературой;
гуманно, толерантно и дружелюбно относиться к людям иной национальности и иной культуры;
определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, тему и идею произведения, уметь давать характеристики основным персонажам;
играть в народные игры;
выступать с докладом, сообщением.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов;
- складывание представлений о выдающихся деятелях родного края;
- освоение гуманистических традиций и ценностей общества.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план и т.д.);
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути коренных народов НАО как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение базовым понятийным аппаратом;
- умение правильно употреблять и объяснять термины, понятия;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных терминов и понятий;
- понимание вклада коренных народов НАО в культуру России.
Содержание курса
Введение (2 часа)
Предмет. Цели и задачи курса. Структура курса. Источники сведений о ненцах: летописи, публикации географов, лингвистов, этнографов, путешественников.
Практическая работа:
Этногенез ненецкого народа (4 часа)
Территория расселения ненцев. Историческая обусловленность названий, данных ненцам соседствующими народами. Гипотезы о происхождении ненецкого народа. Северный и южный компоненты ненецкой культуры. Единство культуры всего ненецкого народа.
Взаимоотношение ненцев и Российского государства, военные конфликты.
Практическая работа:
Форма контроля: тест.
Религиозные верования ненцев (6 часов)
Анимистические представления ненцев: одухотворение сил и явлений природы. Зависимость религиозной психологии ненцев от сверхъестественных сил, окружающих оленевода, охотника.
Мир ненцев. Земля – несколько миров, расположенных друг над другом. Верхний мир, Средний мир, Нижний мир. Семь небес. Солнце (хаер) и луна (ирий). Явления природы: ветер, гром, молния, радуга, пурга.
Дух – демиург Нум, олицетворение сияющего неба. Глава духов Нижнего мира Нга, дух болезней и смерти. Добрые и злые духи. Хэхэ общенационального культа. Родовые идолы. Мяд хэхэ (домашние идолы, их функции). Жертвоприношения. Священные места (о. Вайгач, Козьмин перелесок и др.). Культ предков.
Шаманизм. Функции шаманов. Камлание. Атрибуты шамана. Духи – покровители и духи – помощники шаманов.
Практическая работа:
Форма контроля: тест. Сообщение по теме.
Быт, обычаи, обряды (11 часов)
Ненецкий род (еркар). Ненецкие роды. Особенности ненецкого рода. Ненецкая семья. Женщина в ненецкой семье. Разделение труда на мужской и женский.
Обычаи и обряды ненцев: рождение ребенка, сватовство, свадебные обряды. Погребальные обряды. Обычаи, связанные с охотой, рыбалкой.
Ненецкий календарь. Связь названий месяцев с хозяйственной жизнью людей.
Оленеводство. Переносное жилище – чум. Транспорт. Мужская и женская одежда. Мужской пояс. Пища. Особенности охоты. Ненецкая народная медицина. Ненецкие узоры.
Практическая работа:
Форма контроля: доклады по теме, тест.
Ненецкий фольклор (5 часов)
Краткая история собирания и изучения устного народного творчества. Состав ненецкого фольклора. «Малые» жанры устного народного творчества.
Сказки о животных, сказки о великанах, волшебные и бытовые сказки. Этнологический характер ненецких сказок.
Эпические песни. Сюдбабц и ярабц. Сюжеты, композиция сюдбабц и ярабц. Герои эпических песен.
Лирические песни.
Практическая работа:
Форма контроля: анализ произведения, тест.
Ненецкие поэты, писатели и художники (4 часа)
Поэты и писатели округа. Обзор творчества В. Ледкова, П. Явтысого, А. Пичкова, И. Ханзеровой.
Художники: Тыко Вылка (И.К. Вылка) и Н.В. Валейская. Жизнь и творчество.
Практическая работа:
Форма контроля: тест. Сообщения по теме. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения.
Внеурочная деятельность по предмету
ФГОС большое внимание уделяет именно проектной и исследовательской деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, обучающиеся учатся: самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; работать в команде, выполняя разные социальные роли. В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки со школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровье сберегающими технологиями. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке. Помимо проектной деятельности, планируется участие обучающихся в различных конкурсах и олимпиадах.
Учебно-тематический план
№ | Основные разделы курса | Кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практика | ИКР |
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | |
2 | Этногенез ненецкого народа | 4 | 2 | 2 | |
3 | Религиозные верования ненцев | 6 | 5 | 1 | |
4 | Быт, обычаи, обряды | 11 | 10 | 1 | |
5 | Ненецкий фольклор | 5 | 4 | 1 | |
6 | Писатели и художники | 4 | 4 | 0 | |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | | 1 |
| Итого | 34 | 27 | 6 | 1 |
Описание материально-технического обеспечения
Материально-техническое – персональный компьютер, проектор, наглядные пособия (плакаты, картины, иллюстрации), для практических занятий – дидактический и раздаточный материал.
Используемый УМК:
Для учителя:
1. Программа «Культура народов Севера»
Автор: Москвина Т.С., д. Андег, 1999 год.
2. Евсюгин А.Д. Ненцы Архангельских тундр.- Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1979
3. Иславин В. Самоеды в домашнем обществе и в быту.- С.-Пб.-1847. (из фондов НОКМ)
2. Л.В.Хомич Ненцы. СПб: « Дрофа», 2003 год.
3. Ненецкий автономный округ. ЛЕ ПТИ ФЮТЕ. «Авангард», 2003.
4. Лекции по предмету, составленные С.Тайбарей. г. Н-Мар, 2007 год
5. Ненецкий автономный округ. Энциклопедический словарь. М.: Дом книги «Аванта+», 2001.-304 с.: ил.
6. Журавлева Т.Ю. Ненецкая женская зимняя одежда в собрании Ненецкого краеведческого музея: Каталог.- Нарьян-Мар, 2006.-40с., ил.
7. Живая природа НАО.- Нарьян-Мар, 2004, 192с., 270 ил., 5 табл.\
8. путеводитель Ненецкий АО. Москва «Авангард», 2006
Для ученика:
1. Л.В.Хомич Ненцы. СПб: « Дрофа», 2003 год.
2. Ненецкий автономный округ. ЛЕ ПТИ ФЮТЕ. «Авангард», 2003.
3. Ненецкий автономный округ. Энциклопедический словарь. М.: Дом книги «Аванта+», 2001.-304 с.: ил.
4. Живая природа НАО.- Нарьян-Мар, 2004, 192с., 270 ил., 5 табл.
5. Сказки народов Севера (Сост. Е.Н.Самойлова). – СПб, 1995.
Календарно – тематическое планирование
Дата | № | № | Тема урока | Кол-во часов |
| | | Введение в курс | 2 |
| 1 | 1 | Цели и задачи курса. Обзор источников сведений о ненцах. | 1 |
| 2 | 2 | Практическая работа №1: составление списка литературных источников о ненцах. | 1 |
| | | Этногенез ненецкого народа | 4 |
| 3 | 1 | Территория расселения ненцев. | 1 |
| 4 | 2 | Происхождение ненецкого народа. Северный и южный компонент культуры ненецкого народа. | 1 |
| 5 | 3 | Практическая работа №2: составление карты расселения | 1 |
| 6 | 4 | Практическая работа №3: составление хронологической таблицы «Ненцы в составе русского гос-ва»// Л.В.Хомич Ненцы. СПб: «Просвещение», 1994-с. 77 | 1 |
| | | Религиозные верования ненцев | 6 |
| 7-8 | 1-2 | Традиционные представления ненцев о мире. Вера в духов. | 2 |
| 9 | 3 | Идолы | 1 |
| 10 | 4 | Жертвоприношения | 1 |
| 11 | 5 | Шаманизм | 1 |
| 12 | 6 | Практическая работа №4: составление мифологического словарика | 1 |
| | | Быт, обычаи и обряды | 11 |
| 13-14 | 1-2 | Экологический календарь ненцев | 2 |
| 15 | 3 | Практическая работа №5: составление схемы годового хозяйственного цикла | 1 |
| 16 | 4 | Род и семья. | 1 |
| 17 | 5 | Быт ненецкого народа. Разделение женского и мужского труда. | 1 |
| 18 | 6 | Обычаи и обряды: рождение ребенка, обычаи, связанные с рыбалкой, охотой. | 1 |
| 19 | 7 | Свадебный обряд | 1 |
| 20 | 8 | Обряд погребения | 1 |
| 21 | 9 | Одежда ненцев | 1 |
| 22 | 10 | Основные виды деятельности6 охота, оленеводство, рыболовство | 1 |
| 23 | 11 | Конференция: «Традиционный уклад жизни» | 1 |
| | | Ненецкий фольклор | 5 |
| 24 | 1 | История собирания. Состав устного народного творчества. | 1 |
| 25 | 2 | Классификация народных сказок. | 1 |
| 26 | 3 | Эпические песни: сюдбабц и ярабц. | 1 |
| 27 | 4 | Лирические песни | 1 |
| 28 | | Практическая работа №6: Организация и проведение литературной викторины для младших школьников | 1 |
| | | Писатели и художники | 4 |
| 29 | 1 | Отражение в творчестве поэтов и писателей округа традиций устного творчества. | 1 |
| 30 | 2 | Конкурс на лучшее исполнение стихотворения. | 1 |
| 31 | 3 | Художник Тыко Вылка - собиратель и исполнитель фольклора, художник. | 1 |
| 32 | 4 | Художник Нина Валейская – первый иллюстратор ненецких легенд, отражение в творчестве мастера традиций декоративно – прикладного искусства. | 1 |
| | | Итоговое занятие | 2 |
| 33 | | Итоговая контрольная работа за курс «Культура народов Севера» | 1 |
| 34 | 1 | Заключительная игра «Умники и умницы» | 1 |
Итого: 34 часа,
Из них:
Контрольных - 1
Практических – 6