Пояснительная записка.
Настоящая программа по дагестанской литературе для 1 класса создана на основе следующих нормативных документов:
-Законов об образовании РФ и РД (в действующей редакции);
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования МКОУ СОШ №4 г. Хасавюрта;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения дагестанской литературы.
Цели: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
Задачи:- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, 18 ч за год.
Результаты изучения курс
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою малую родину-Дагестан, её историю, народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального дагестанского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание дагестанской литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Календарно-тематическое планирование
по дагестанской литературе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Словарная работа | Домашнее задание | Сроки | Примечание |
| Введение. | 1 | | | | |
2 | Устное народное творчество народов Дагестана | 1 | | | | |
| Сказки народов Дагестана-8ч | | | | | |
3 | Лезгинская сказка «Волк, лиса и мул» | 1 | Мул | | | |
4 | Кумыкская сказка « Теленок и коза» | 1 | Кунак, карт | | | |
5 | Аварская сказка «Как лиса увидела луну» | 1 | | | | |
6 | Ногайская сказка «Мальчик богатырь» | 1 | | | | |
7 8 | Лакская сказка «Лисий хвост» Лакская сказка «Трусливый заяц» | 1 | кизяк окраина | | | |
9 | Даргинская сказка «Предусмотрительный заяц» Даргинская сказка «Как лиса куропатку съела» | 1 | пастбище постишься пашня | | | |
10 | Чеченская сказка «Гезама Али и Толам-Аго» Кумыкская сказка «Как горец волка в сумку посадил» | 1 | | | | |
| Дагестанские народные загадки-1ч | | | | | |
11 | Аварские загадки Даргинские загадки Общедагестанские загадки | 1 | | | | |
| Поэтическая тетрадь-7ч | | | | | |
12 | « Ну и парень»-перевод с аварского Н.Гребнева | 1 | ПОСМЕШИЩЕ, КАЛЕКА | | | |
13 | «Маленькие ножки»-перевод с кум.Н.Гребнева | 1 | | | | |
14 | «Колыбельная»-перевод с дарг.Н.Гребнева | 1 | Реветь, разжалобить | | | |
15 | Колыбельная мальчику-перевод с аварс.Н.Гребнева | 1 | На попечении | | | |
16 | Колыбельная девочке-перевод с аварс.Н.Гребнева | 1 | Чурек, чурул | | | |
17 | «Цып-цып-цып» -перевод с дарг.Н.Гребнева | 1 | | | | |
18 | «Слава сына-храбреца»-перевод с кум. Н. Гребнева | 1 | | | | |
Литература:
Устное творчество народов Дагестана -Издательство НИИ Педагогики г. Махачкала, составитель Х.М.Хайбуллаева;
Литература народов Дагестана- Издательство НИИ Педагогики г. Махачкала, составители- Г.И.Магомедов, М. И . Шурпаева;
Сказки народов Дагестана-г. Махачкала, составители -К. Мазаев, С. Касумов