Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Рамонского муниципального района Воронежской области
___________________________________________________
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол № ____ от «___»____20__ г. Руководитель ШМО _________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ Н.В. Наумова «____» _______ 20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Комсомольская СОШ Приказ от «____» ______20 г. № ___ ___________________ В.А. Безбородов |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
дополнительного образования
«Интернет + »
для 5-8 классов
на 2020-2021 учебный год
Разработчик программы:
Алехина Н.И.,
учитель математики, I КК
п. Комсомольский, 2020
Содержание
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .2
Планируемые результаты освоения курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Приложения к программе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.Пояснительная записка
Рабочая программа для 5-8 го классов по курсу «Интернет + » составлена и разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключена в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.
Медиабезопасность ребенка - это задача и семейного и школьного воспитания. Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. В связи с этим, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе.
Необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного, нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа - услугах и электронных СМИ - требование международного права. Это гарантировано и законами Российской Федерации.
Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.
Рабочая программа курса рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю
Цель программы:
освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.
Задачи обучения:
1. Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
2. Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
3. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
4. Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
5. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
6. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;
7. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
8. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
2.Планируемые результаты освоения курса
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Сформированы знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет;
2. Сформированы умения соблюдать нормы информационной этики;
3. Сформированы умения безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Метапредметные:
1. Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
2. Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
3. Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
Личностные:
1. Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности;
2. Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности;
3. Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
3.Содержание курса
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
| Тема1.Общение в социальных сетях и мессенджерах | 5 | Беседы, беседы с элементами дискуссий, работа в малых группах, практические работы. | Самостоятельная работа учащихся по практическому использованию различных средств обеспечения информационной деятельности. участие в дискуссиях, - выработка решения проблем в небольших группах (4-6 человек); - участие в ролевых ситуациях; - поисковая деятельность (выявление случаев, проявления негативных или положительных примеров взаимодействия человека и мира информации). |
| Тема 2.С кем безопасно общаться в интернете | 3 | Беседы, беседы с элементами дискуссий, работа в малых группах, практические работы. | Самостоятельная работа учащихся по практическому использованию различных средств обеспечения информационной деятельности. участие в дискуссиях, - выработка решения проблем в небольших группах (4-6 человек); - участие в ролевых ситуациях; - поисковая деятельность (выявление случаев, проявления негативных или положительных примеров взаимодействия человека и мира информации). |
| Тема 3. Пароли для аккаунтов социальных сетей | 4 | Беседы, беседы с элементами дискуссий, работа в малых группах, практические работы. | Самостоятельная работа учащихся по практическому использованию различных средств обеспечения информационной деятельности. участие в дискуссиях, - выработка решения проблем в небольших группах (4-6 человек); - участие в ролевых ситуациях; - поисковая деятельность (выявление случаев, проявления негативных или положительных примеров взаимодействия человека и мира информации). |
| Тема 4. Безопасный вход в аккаунты | 3 | Беседы, беседы с элементами дискуссий, работа в малых группах, практические работы. | Самостоятельная работа учащихся по практическому использованию различных средств обеспечения информационной деятельности. участие в дискуссиях, - выработка решения проблем в небольших группах (4-6 человек); - участие в ролевых ситуациях; - поисковая деятельность (выявление случаев, проявления негативных или положительных примеров взаимодействия человека и мира информации). |
| Тема 5. Настройки конфиденциальности в социальных сетях | 2 | Беседы, беседы с элементами дискуссий, работа в малых группах, практические работы. | Самостоятельная работа учащихся по практическому использованию различных средств обеспечения информационной деятельности. участие в дискуссиях, - выработка решения проблем в небольших группах (4-6 человек); - участие в ролевых ситуациях; - поисковая деятельность (выявление случаев, проявления негативных или положительных примеров взаимодействия человека и мира информации). |
| Тема 6. Публикация информации в социальных сетях | 2 | Беседы, беседы с элементами дискуссий, работа в малых группах, практические работы. | Самостоятельная работа учащихся по практическому использованию различных средств обеспечения информационной деятельности. участие в дискуссиях, - выработка решения проблем в небольших группах (4-6 человек); - участие в ролевых ситуациях; - поисковая деятельность (выявление случаев, проявления негативных или положительных примеров взаимодействия человека и мира информации). |
| Тема 7. Кибербуллинг | 4 | Беседы, беседы с элементами дискуссий, работа в малых группах, практические работы. | Самостоятельная работа учащихся по практическому использованию различных средств обеспечения информационной деятельности. участие в дискуссиях, - выработка решения проблем в небольших группах (4-6 человек); - участие в ролевых ситуациях; - поисковая деятельность (выявление случаев, проявления негативных или положительных примеров взаимодействия человека и мира информации). |
| Тема 8. Публичные аккаунты | 2 | Беседы, беседы с элементами дискуссий, работа в малых группах, практические работы. | Самостоятельная работа учащихся по практическому использованию различных средств обеспечения информационной деятельности. участие в дискуссиях, - выработка решения проблем в небольших группах (4-6 человек); - участие в ролевых ситуациях; - поисковая деятельность (выявление случаев, проявления негативных или положительных примеров взаимодействия человека и мира информации). |
| Тема 9. Фишинг | 4 | Беседы, беседы с элементами дискуссий, работа в малых группах, практические работы. | Самостоятельная работа учащихся по практическому использованию различных средств обеспечения информационной деятельности. участие в дискуссиях, - выработка решения проблем в небольших группах (4-6 человек); - участие в ролевых ситуациях; - поисковая деятельность (выявление случаев, проявления негативных или положительных примеров взаимодействия человека и мира информации). |
| Тема 10. Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов | 6 | Форма итогового контроля: проект (презентация). | Самостоятельная работа учащихся по практическому использованию различных средств обеспечения информационной деятельности. участие в дискуссиях, - выработка решения проблем в небольших группах (4-6 человек); - участие в ролевых ситуациях; - поисковая деятельность (выявление случаев, проявления негативных или положительных примеров взаимодействия человека и мира информации). |
4. Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов на изучение раздела | Из них практических работ |
| Общение в социальных сетях и мессенджерах | 5 | 2 |
| С кем безопасно общаться в интернете | 3 | 1 |
| Пароли для аккаунтов социальных сетей | 4 | 2 |
| Безопасный вход в аккаунты | 3 | 1 |
| Настройки конфиденциальности в социальных сетях | 2 | 1 |
| Публикация информации в социальных сетях | 2 | 1 |
| Кибербуллинг | 4 | |
| Публичные аккаунты | 2 | 1 |
| Фишинг | 4 | |
| Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов | 6 | 2 |
| Итого | 35 | 11 |
5. Приложения к программе
Учебно-методическое обеспечение программы
Литература:
- Попов В. Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Основы информационной безопасности: Учебное пособие.
- М.: Финансы и статистика, 2012. - Морозов Н.П., Чернокнижный С.Б. Защита деловой информации для всех. - СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2013.
- Касперский К. Записки исследователя компьютерных вирусов. - СПб.: Питер, 2009.
- Материалы газеты «Информатика».
Оборудование и приборы:
- ПК, операционная система Windows
- Пакет офисных приложений MS Office.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
- Интернет-ресурсы.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Рамонского муниципального района Воронежской области
___________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ Н.В. Наумова «____» _______ 20 г | | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Комсомольская СОШ Приказ от «____» ______20 г. № ___ ___________________ В.А. Безбородов |
Календарно-тематическое планирование
по курсу
дополнительного образования
«Интернет + »
для 5-8 классов
на 2020-2021 учебный год
Учитель математики I КК -
Алехина Н.И.
п. Комсомольский 2020
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела и темы урока | Кол-во часов | Период проведения | Примечание |
| Общение в социальных сетях и мессенджерах | 5 | | |
| История социальных сетей. | | неделя | |
| Социальная сеть. | | неделя | |
| Мессенджеры. | | неделя | |
| Назначение социальных сетей и мессенджеров. | | неделя | |
| Пользовательский контент. | | неделя | |
| С кем безопасно общаться в интернете | 3 | | |
| Правила добавления друзей в социальных сетях. | | неделя | |
| Профиль пользователя. | | неделя | |
| Анонимные социальные сети. | | неделя | |
| Методы защиты от вредоносных программ | 4 | | |
| Сложные пароли. | | неделя | |
| Онлайн генераторы паролей. | | неделя | |
| Правила хранения паролей. | | неделя | |
| Использование функции браузера по запоминанию паролей. | | неделя | |
| Безопасный вход в аккаунты | 3 | | |
| Виды аутентификации. | | неделя | |
| Настройки безопасности аккаунта | | неделя | |
| Работа на чужом компьютере с точки зрения безопасности личного аккаунта. | | неделя | |
| Настройки конфиденциальности в социальных сетях | 2 | | |
| Настройки приватности и конфиденциальности в разных социальных сетях. | | неделя | |
| Приватность и конфеденциальность в месседжерах. | | неделя | |
| Публикация информации в социальных сетях | 2 | | |
| Персональные данные. | | неделя | |
| Публикация личной информации. | | неделя | |
| Кибербуллинг | 4 | | |
| Определение кибербуллинга. | | неделя | |
| Возможные причины кибербуллинга и как его избежать? | | неделя | |
| Как не стать жертвой кибербуллинга. | | неделя | |
| Как помочь жертве кибербуллинга. | | неделя | |
| Публичные аккаунты | 2 | | |
| Настройки приватности публичных страниц. | | неделя | |
| Правила ведения публичных страниц. | | неделя | |
| Фишинг | 4 | | |
| Фишинг как мошеннический прием. | | неделя | |
| Популярные варианты распространения фишинга. | | неделя | |
| Отличие настоящих и фишинговых сайтов. | | неделя | |
| Как защититься от фишеров в социальных сетях и мессенджерах. | | неделя | |
| Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов | 6 | | |
| Проектная деятельность. | | неделя | |
| Проектная деятельность. | | неделя | |
| Этапы выполнения проекта. | | неделя | |
| Этапы выполнения проекта. | | неделя | |
| Защита проекта. | | неделя | |
| Защита проекта. | | неделя | |
| Итого: | 35 | | |
8