СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Дружи с финансами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Дружи с финансами" в рамках реализации курса Основы финансовой грамотности для 8-х - 9-х классов. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Дружи с финансами"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 города Тюмени

имени Федора Ефимовича Федорова



«Рассмотрено»

на заседании МО _____________________

Протокол № _____


от «__» ________2019 г


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ____________



от «__» ______2019 г

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 30 _________________

Приказ № _________

от «__»_______2019 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По элективному курсу «Дружи с финансами»



Основное общее образование,

8 – 9 классы




Количество часов - 34


Учитель: Мастерских А.А.






Программа разработана на основе примерной программы по курсу Финансовая грамотность. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018.





Тюмень, 2019

Пояснительная записка


Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ) (в действующей редакции);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577;

- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №30, г. Тюмень, 2015 г.,

А также в соответствии с примерной программой по курсу Финансовая грамотность. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018.


Место предмета в базисном учебном плане


В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №30 города Тюмени на 2019-2020 учебный год на изучение курса «Дружи с финансами» отведено 0,5 часа в неделю, 34 часа в год (8-9 класс).

Для реализации учебной программы по курсу «Дружи с финансами» используется методическая литература:

  • О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы обще образоват. орг.М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  • И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Особенности преподавания предмета

Программа составлена в соответствии с примерной авторской без изменений.

Планируемые результаты


Изучение курса «Дружи с финансами» в 8-9 классах дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:


Личностные:

  • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнят обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;

  • готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;

  • заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.


Метапредметные:

Познавательные:

• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;

• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;

• установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.

Регулятивные:

• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;

• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.

Коммуникативные:

• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);

• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.




Предметные:

• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор,

страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

• владение знаниями:

  1. о структуре денежной массы;

  2. о структуре доходов населения страны и способах её определения;

  3. о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

  4. о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;

  5. об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;

  6. о возможных нормах сбережения;

  7. о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;

  8. о видах страхования;

  9. о видах финансовых рисков;

  10. о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;

  11. о способах определения курса валют и мест обмена;

  12. о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.


Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах контроля: текущего контроля, промежуточного контроля и итогового контроля знаний.



Оценка учебных достижений учащихся должна быть максимально объективной, что обеспечивается её критериальностью. Педагог оценивает результаты учебной деятельности школьников на основе определённых критериев, т. е. правил и признаков, по которым можно отличить одно явление от другого.

В ходе учебной деятельности подростки будут осуществлять различные виды деятельности, следовательно, должны быть разные критерии оценки каждого вида деятельности и её результатов.


Оценка решения практических задач

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере финансов.

Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.

Критерии оценки практической задачи следующие:

• определение (выявление в результате поиска) алгоритма решения практической задачи;

• оценка альтернатив;

• обоснование итогового выбора.

Ученики заранее (на первом занятии) знакомятся с критериями оценивания и способами оформления решения практических задач.

Оценка конструктивности работы на семинаре

Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие рассматриваемых идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается уровень активности участия обучающегося в обсуждении. Имеется в виду продуктивность этого участия, т. е. насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик находил недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагал более подходящие варианты.

При этом оценка работы обучающегося будет достаточно субъективной. В данном формате невозможно представить все количественные измерители, поэтому педагог должен ориентироваться на качественные характеристики. При оценке работы на семинаре важно не только исходить из абсолютных результатов, но также следует учитывать качественный прирост умения, т. е. насколько активнее обучающийся работает на данном занятии по сравнению с предыдущим.

Так, если ученик не участвует в работе, игнорирует такого рода деятельность, то на усмотрение педагога он может получить оценку 0 или 1 балл. Однако в некоторых случаях более приемлемо и гуманно не выставлять никакой отметки (например, ученик испытывает психологический барьер при выступлении, не освоил умения вступать в коллективное обсуждение проблемы). Активная и продуктивная работа на семинаре, безусловно, заслуживает отметки «4» или «5».

Оценивать работу на семинаре (пусть и несколько субъективно) необходимо. Учитель должен помочь обучающемуся сформировать не только внутреннюю, но и внешнюю мотивацию (для школьников это важно). Хорошая и (или) отличная отметка стимулирует ученика на более активную работу в будущем.


Оценка предметных знаний и умений

Проверка уровня овладения учащимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений.

Оценка устного ответа более субъективна, чем оценка письменного, тем не менее можно выделить несколько общих принципов оценивания:

• ученик не отвечает на большинство вопросов (более 50%) или даёт неверные ответы — отметка «2» («неудовлетворительно»);

• ученик правильно отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов частично — отметка «3» («удовлетворительно»);

• ученик даёт верные ответы на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок — отметка «4» («хорошо»);

• ученик правильно отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок — отметка «5» («отлично»).

Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:

• за каждый правильный ответ на тестовый вопрос — 1 балл;

• за каждую решённую предметную задачу — 2, 3 или 4 балла1;

• за каждую практическую мини-задачу — 3, 4 или 5 баллов;

• за развёрнутый письменный ответ на вопрос — 5, 6, 7 или 8 баллов.

По сумме баллов выставляются отметки за выполнение контрольной работы:

0—50% от максимального количества баллов — «неудовлетворительно»;

51—70% — «удовлетворительно»;

71—90% — «хорошо»;

91—100% — «отлично».


Оценка эссе на экономическую тему

Эссе — это прозаическое свободное рассуждение на какую-либо тему, передающее индивидуальные суждения, впечатления, соображения автора. В материалах для учащихся предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания произведения ученик имеет возможность не только проявить свои творческие способности, но и развить их.

Формирование и развитие навыков и умений осуществляется только в процессе деятельности. Чем больше обучающийся будет размышлять, формулировать и отражать в письменной форме своё мнение по поставленной проблеме, тем активнее будет происходить становление его точки зрения.

Размышления над высказываниями мудрых людей помогают понять суть предмета, что должно быть высоко оценено. Если учитель задаёт домашнее задание: «Написать эссе на выбранную тему», а учащийся ничего не написал или отнёсся к заданию формально (например, перефразировал высказывание), то он получает неудовлетворительную отметку. При этом отметка «3» может отбить у учащегося желание писать подобные сочинения.

Выделим критерии, опираясь на которые ученики пишут эссе, а учитель проверяет и оценивает его.

Критерии оценивания эссе:

• раскрытие смысла высказывания — ученик не просто перефразировал мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объяснил, что автор имел в виду;

• логичность и системность изложения собственных мыслей — под логичностью понимается установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами экономической действительности, системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и целого;

• уровень теоретических суждений — теоретические суждения должны носить научный характер; для построения и аргументации своей позиции должно быть использовано усвоенное на уроках (понятия и знания);

• уровень фактической аргументации — подтверждение позиции ученика по обсуждаемому вопросу конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.).

Учитель в первую очередь оценивает качественный прирост в результатах творческо-учебной деятельности ученика. Его задача — запустить механизм, способствующий восприятию действительности не только алгоритмически, но и творчески. При этом учитель должен отмечать и объяснять достоинства, а также недостатки в размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил суть понятия, или использовал совершенно неподходящее знание, или привёл примеры, не объясняющие данное явление, и др.


Оценка выполнения проекта

Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания, должна оцениваться только позитивными отметками, для того чтобы стимулировать учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в проектной работе максимально соблюдены все заданные критерии и учащийся действительно самостоятельно выполнил работу, её следует оценить максимально, т. е. на «отлично», при этом оговорив, разумеется, существенные недостатки. Если работа выполнена не полностью, отсутствуют какие-либо значимые элементы, следует поставить отметку «хорошо» или отправить на доработку.

Критерии оценивания проекта:

• постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта;

• сформированность и реализованность целей и задач проекта;

• разработанность плана по подготовке и реализации проекта;

• качество реализации и представления проекта.

Оценка выполнения исследовательской работы

Все комментарии, приведённые в пункте «Оценка выполнения проекта», справедливы и для оценивания исследовательской работы.

Критерии оценивания исследовательской работы:

• постановка исследовательской проблемы;

• формулирование объекта, цели и гипотезы исследования;

• использование адекватных методов исследования;

• использование разнообразных информационных источников;

• адекватность выводов.


Содержание учебного курса

«Дружи с финансами» 8-9 класс (34ч)


Курс финансовой грамотности в 8—9 классах состоит из пяти модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий.

Каждый модуль имеет определённую логическую завершённость, целостное, законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни.

Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т. д.

В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации практико-ориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля знаний. Материалы для подобных занятий представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ).


Тематическое планирование

«Дружи с финансами» 8-9 класс (34 ч)


темы/блока

Наименование темы/блока

Количество часов

Модуль 1.

Управление денежными средствами семьи

9

Модуль 2.

Способы повышения семейного

благосостояния

6

Модуль 3.

Риски в мире денег

6

Модуль 4.

Семья и финансовые организации:

как сотрудничать без проблем

8

Модуль 5.

Человек и государство:

как они взаимодействуют

5


Итого

34



Календарно-тематическое планирование

«Дружи с финансами» 8 класс (17 ч)

на 2019-2020 уч. год


Дата план

Дата факт

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.

Тема 1. Происхождение денег (2ч)

1



Деньги: что это такое

1

Знать понятия: эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи.

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

Составлять целое из частей, работая в группах

Регулятивные:

формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.)

• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям;

• понимание различий между расходными статьями семейного

бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;

• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.

2



Что может происходить с деньгами

и как это влияет на финансы вашей

семьи

1

Тема 2. Источники денежных средств семьи (2ч)

3



Какие бывают источники доходов

1

Знать понятия: структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи.

Познавательные:

умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

Сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов

4



От чего зависят личные и семейные доходы

1

Тема 3. Контроль семейных расходов (2ч)

5



Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

Знать понятия: структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит и т.д.).

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

Составлять целое из частей, работая в группах

Регулятивные:

формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.)

Понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям

6



Учебные мини-проекты «Контролируем

семейные расходы»

1

Тема 4. Построение семейного бюджета (2ч)

7



Что такое семейный бюджет и как его построить


Знать понятия: структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит и т.д.).

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

Составлять целое из частей, работая в группах

Регулятивные:

формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.)

Осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.

8



Как оптимизировать семейный бюджет

1

9



Обобщение результатов работы,

представление проектов, тестовый

контроль

1




Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния.

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (3ч)

10



Для чего нужны финансовые организации

1

Знать понятия: банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование

Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем

Коммуникативные: формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.)

• понимание принципа хранения денег на банковском счёте;

• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

• осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.

11-12



Как увеличить семейные доходы

с использованием финансовых организаций

2

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния (5ч)

13




Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование


1

Знать понятия: банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование

Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем

Коммуникативные: формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.)

• понимание принципа хранения денег на банковском счёте;

• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

• осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.

14-15



Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах


2

16



Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тесто-

вый контроль

1




17



Итоговое повторение за курс 8 класса

1




Итого: 17 часов

Календарно-тематическое планирование

«Дружи с финансами» 9 класс (17 ч)

на 2019-2020 уч. год


Дата план

Дата факт

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Модуль 3. Риски в мире денег.

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (3ч)

1



Особые жизненные ситуации: рождение

ребёнка, потеря кормильца

1

Определять понятия:

особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

  • понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется;

• осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками

2



Особые жизненные ситуации: болезнь,

потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

3



Чем поможет страхование

1

Тема 8. Финансовые риски (2ч)

4



Какие бывают финансовые риски

1

Определять понятия:

финансовые риски, виды рисков

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

• понимание причин финансовых рисков;

• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений)

5



Что такое финансовые пирамиды


1

6



Представление проектов, выполнение

тренировочных заданий, тестовый

контроль

1




Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи (2ч)

7



Что такое банк и чем он может быть полезен


Определять понятия:

банк, коммерческий банк, Центральный банк.


Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

• понимание основных принципов устройства банковской системы;

• понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия

8



Польза и риски банковских карт


1

Тема 10. Собственный бизнес (2ч)

9



Что такое бизнес

1

Определять понятия:

бизнес-план, источники финансирования, валюта


Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

• осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

• понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование

10



Как создать свое дело

1

Тема 11. Валюта в современном мире (2ч)

11



Что такое валютный рынок и как он устроен

1

Определять понятия:

мировой валютный

рынок, курс валюты

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

Понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте

12




Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте


1

Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи (2ч)

13



Что такое налоги и зачем их платить


1

Определять понятия:

налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

• представление об ответственности налогоплательщика;

• понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет

14



Какие налоги мы платим


1

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (3ч)

15



Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

Определять понятия:

пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

Понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по программам накопления

средств в банках и негосударственных пенсионных фондах

16



Представление проектов


1

17



Итоговое повторение за курс 9 класса



1




Итого: 17 часов

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту