Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол заседания № Руководитель МО ______________________ Шипугина А.П. «____» __________2019_г. | «Утверждаю» Директор _______________ Фонакова Т.Н. Приказ № от «___» ______ 2019г. |
Рабочая программа учебного курса
«Финансовая грамотность»
(основное общее образование)
(6-7 классы)
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Стукалова Людмила Павловна
Учитель истории и обществознания
Высшая категория
Экспертное заключение МО рабочей программы
Предмет «Финансовая грамотность»___________________________________________
автор_______________________________________Стукалова Л.П.____________________________________________
№ | Перечень вопросов для проверки | результаты |
1 | Экспертиза структуры реализуемой ОУ рабочей программы |
1.1 | Титульный лист | |
1.2 | Пояснительная записка | |
1.3 | Учебно-тематический план | |
1.4 | Содержание программы | |
1.5 | Требование к уровню подготовки выпускников | |
1.6 | Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся | |
1.7 | Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса | |
1.8 | Приложение | |
Заключение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель МО: /___________/__Шипугина А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» основного общего образования составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
-годового календарного учебного плана;
-учебный план;
--Положение о рабочей программе учебного курса МКОУ «Поломошенская СОШ»;
- программы Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018
Срок реализации 2019-2020 у/г. Программа реализуется без изменений
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 6 классе, 34 часа — в 7 классе.
Учебно-методический комплект:
- Программы. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.
Методические пособия: Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.:ВАКО, 2018.
Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А.Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват.
орг. – М.: ВАКО, 2018.
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват.
орг. — М.: ВАКО, 2018.
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы
общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018
Цель: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи: Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Результатами изучения курса являются:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Основные содержательные линии выстроены
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Межпредметные связи:
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы
Контрольно – измерительные материалы.
Контрольные работы по курсу «Финансовая грамотность не предусмотрены программой.
Оценочная деятельность: предмет не оценивается.
Общая характеристика организации учебного процесса
Формы организации обучения: урок
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа
Технологии обучения: индивидуальная, групповая работа
Средства обучения: ноутбук, мультимедийное оборудование
Режим занятий: 6 –дневная неделя, продолжительность урока 40 минут
Место предмета в учебном плане.
В учебном плане предусмотрено 1 час в неделю в 6 классе и 1 час в 7 классе, что составляет 35 часов в год в каждом классе.
.
Класс | количество часов в год | количество часов в неделю | Итого общее количество часов |
6 класс | 34— 34 недели | 1 | 34— 34 недели |
7 класс | 34— 34 недели | 1 | 34— 34 недели |
| | | 68 |
Содержание программы «Финансовая грамотность»
6 КЛАСС (1час в неделю)
Темы | Краткое содержание тем |
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» | Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение. Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. |
Модуль 1. Доходы и расходы семьи | Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарныеи символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг. Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений. |
МОДУЛЬ 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Личностные характеристики и установки: • осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; • понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях. |
7 КЛАСС (1 час в неделю)
Темы | Краткое содержание тем |
Модуль 3. ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют | Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки: • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; • оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях |
МОДУЛЬ 4. услуги финансовых организаций и собственный бизнес | Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки: • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; • понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. |
Требования к уровню подготовки учащихся
класс | Обучающиеся должны знать: | Обучающиеся должны уметь: |
6 класс | называть основные источники доходов семьи; составлять задачи, требующие денежных расчётов; считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности; объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; писывать свойства предмета, играющего роль денег; объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; объяснять, как формируется семейный бюджет; подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги(товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета. | определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности; объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности. |
7 класс | различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога; проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; находить нужную информацию на социальных порталах; объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; называть основные налоги в Российской Федерации(подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета. . | отличать инвестирование от сбережения и кредитования; знать свои основные права и обязанности как потребителя; находить актуальную информацию об услугах банков; пользоваться пластиковой картой в банкомате; считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; ¸ находить и анализировать информацию о курсе валют; ¸ проводить простые расчёты с использованием валютного курса. ¸ перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); ¸ объяснять, как можно пользоваться основными банковски- ми услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; ¸ объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; ¸ называть необходимые условия для открытия своей фирмы; ¸ объяснять причины существования различных валют; ¸ называть основные мировые валюты и страны их использования; ¸ объяснять, что такое валютный курс и как находить ин- формацию об изменениях курса валют. |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
| Учебники | Программа | Методическое пособие |
6- 7 классы | нет | Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. | Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.:ВАКО, 2018. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А.Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018 |
Календарно – тематическое планирование по курсу «Финансовая грамотность» 6 класс 34 часов (1 час)
№ ур. | Тема, раздел | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты освоения материала | Учебно-прак-кое, лабораторное оборудование и ТСО | Дата | | |
План. | Факт. | | |
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ | | |
1 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность. | | Финансы. Основные понятия темы. | Проектор, АРМ | | | | |
Модуль 1. Доходы и расходы семьи |
2 | От чего зависит благосостояние семьи. | | Потребности и потребители. Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты. | Проектор, АРМ | | |
3 | Учимся оценивать финансовое поведение людей. | Находить информацию | | |
4 | Учимся оценивать своё финансовое поведение. | Приводить примеры | | | | |
5 | Деньги: что это такое. | | Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. | | |
6 | Учебные мини-проекты "Деньги". | работа над проектом | | |
7 | Из чего складываются доходы семьи. | Находить информацию | | | |
8 | Учимся считать семейные доходы. | Приводить примеры | Денежная реформа. Деноминация. Девальвация | | |
9 | Исследуем доходы семьи. | | | Проектор, АРМ | | |
10 | Учебные мини-проекты "Доходы семьи" | работа над проектом | | | |
11 | Как появляются расходы семьи. | | Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги и управление коммунальными платежами. Детские расходы. | | |
12 | Учимся считать семейные расходы. | Находить информацию | | |
13 | Исследуем расходы семьи. | Приводить примеры | | |
14 | Учебные мини-проекты "Расходы семьи". | работа над проектом | | |
15 | Как сформировать семейный бюджет. | Сравнивать возможности | Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам | | |
16 | Ролевая игра "Семейный совет по составлению бюджета" | | | |
17 | Учебные мини-проекты "Семейный бюджет". | работа над проектом | | |
18 | Обобщение результатов изучения модуля 1 | | Обобщение изученного материала | | |
МОДУЛЬ 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься |
19 | Презентация портфолио "Доходы и расходы семьи". | | | Проектор, АРМ | | |
20 | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защитится. | Находить информацию | Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис | | | |
21 | Что такое страхование и для чего оно необходимо. | | | | |
22 | Что и как можно страховать. | Находить информацию | | | |
23 | Ролевая игра "Страхование". | | | | | | |
24 | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. | | | | | | |
25 | Как определить надёжность страховых компаний. | Приводить примеры | | | | | |
26 | Как работает страховая компания. | | | | | | |
27 | Учебные мини-проекты "Страхование". | работа над проектом | | | | | |
28 | Обобщение результатов изучения модуля 2 | | Обобщение изученного материала | | | | |
29 | Презентация портфолио "Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься". | | | | | | |
30-34 | Повторение и обобщение | | Обобщение изученного материала | | | | |
Календарно – тематическое планирование по курсу «Финансовая грамотность» 7 класс 34 часов (1 час).
№ ур. | Тема, раздел | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты освоения материала | Учебно-прак-кое, лабораторное оборудование и ТСО | Дата | | |
План. | Факт. | | |
Модуль 3. ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют | | |
1 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. | | Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. | Проектор, АРМ | | | | |
2 | Что такое налоги и почему их надо платить. | Находить информацию | | |
3 | Какие бывают налоги. | Сравнивать возможности | | |
4 | Учимся считать налоги. | | | | | |
5 | Ролевая игра "Считаем налоги семьи" | | | |
6 | Сравниваем налоги граждан разных стран. | Сравнивать возможности | | |
7 | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. | Находить информацию | | |
8 | Как работает налоговая служба. | | | |
9 | Учебные мини-проекты "Налоги". | работа над проектом | | |
10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают. | | Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Матерински капитал. | | |
11 | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. | Находить информацию | | |
12 | Ролевая игра "Оформляем социальное пособие". | Сравнивать возможности | | | |
13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди. | | | | |
14 | Учебные мини-проекты "Социальные пособия". | работа над проектом | | | |
15 | Обобщение результатов изучения модуля 3 | | Обобщение изученного материала | | |
МОДУЛЬ 4. услуги финансовых организаций и собственный бизнес |
16 | Презентация портфолио "Человек и государство: как они взаимодействуют". | | | Проектор, АРМ | | |
17 | Для чего нужны банки. | | Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. | | |
18 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. | | | |
19 | Какие бывают вклады. | | | |
20 | Что такое кредиты и надо ли их брать. | | | |
21 | Изучаем сайт Центрального банка РФ. | | | | |
22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. | | | | |
23 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. | | | | | | | |
24 | Как работает банк. | | | | | | |
25 | Учебные мини-проекты "Банковские услуги для семьи". | работа над проектом | | | | | |
26 | Что мы знаем о бизнесе. | | Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. | | | | |
27 | Как открыть фирму | | | | | |
28 | Для чего нужны бизнес инкубаторы. | | | | | |
29 | Ролевая игра "Открываем фирму". | | | | | | |
30 | Что такое валюта и для чего она нужна. | | Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад | | | | |
31 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. | | | | | |
32 | Обобщение результатов изучения модуля 4 | | Обобщение изученного материала | | | | |
33 | Презентация портфолио "Услуги финансовых организаций и собственный бизнес". | | | | | | |
34 | Обобщение результатов изучения курса "Финансовая грамотность". | | Обобщение изученного материала | | | | |
Лист внесения изменений.
Дата по журналу | № уроков | Содержание темы | Основание, № приказа | Контроль |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |