Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Лукошинская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано»
Зам директора по УВР
_____________________
Ракишева Г.Б.
Рабочая программа
по курсу
«Очумелые ручки»
4 класс
На период освоения в начальной школе
(4 года)
Составитель:
Учитель начальных классов
Писарева Ирина Владимировна
2019- 2020 уч.г
Пояснительная записка
Актуальность
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.
Педагогическая целесообразность
Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.
Программа «Краеведение» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ.
Программа «Краеведение» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определённая стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».
Программа «Краеведение» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.
Принципы построения программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Краеведение» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (лес, пришкольный участок, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Цель:
создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;
воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;
формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;
вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные УУД
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин , чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой области и района;
чувства гордости за свой район, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику России, Купинского района;
описывать достопримечательности России, Новосибирской области, Купинского района;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Новосибирской области ,Купинского района;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
создания и защиты собственного проекта;
создания презентаций - представлений по изученной теме;
конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
Ожидаемые результаты:
обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.
Данный курс “Краеведения” рассчитан на преподавание со 2 по 4 классы начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит три раздела: “Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Село в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Представленный курс по “Краеведению” углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география.
В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и НСО и контурные карты, Красная книга.
Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях НСО, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.
Изучения “Краеведения” способствует
формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии НСО, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с докладами и сообщениями
сравнивать и обобщать факты;
работать с атласом и контурной картой;
воспитывать бережное отношение к своему селу,, к школе.
воспитывать чувство гордости за свой район, за успехи своих земляков
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ “КРАЕВЕДЕНИЕ”
2 КЛАСС
1. Введение (1ч)
Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.
2. Мы живем в России (4ч)
Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица.
Тема: Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России.
Тема: Символика РФ./герб, флаг, гимн/
Практические работы.
Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.
3.Край, в котором мы живем (20ч)
Тема: Наш край на карте России. Города и села на карте. Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой Новосибирской области
Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.
Тема: История нашего края. Новосибирская Земля в древности. История создания и исследования.
Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.
Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Растения , грибы и ягоды. Охрана растений.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира
Тема: Водоемы . Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов
Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.
Тема: Промышленность края. Крупные предприятия республики. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.
Тема: Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.
Тема: Экология области. Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том как человек влияет на природу.
Практические работы.
НСО на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки, озера, обозначить их на контурной карте.
Обучение работы с картой : Города и села обозначить их на карте.
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
Рассматривание образцов полезных ископаемых.
Обучение умению находить и показывать на физической карте месторождения полезных ископаемых.
Экскурсии:
Природа вокруг нас,
Краеведческий музей,.
На водоем.
В поле, сад, на ферму.
4. Село в котором я живу (8ч)
Тема: История родного села. Мое село на карте
Тема: Купиский район, в котором я живу
Тема: Символика района
Тема: Улицы моего села. Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт села (пассажирский, грузовой), его назначение.
Тема: Предприятия Познакомить с предприятиями села, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.
Экскурсии:
На предприятия, где работают родители.
По улицам села
Тема: Итоговое занятие
3. КЛАСС
1. Введение.
Что мы будем изучать в этом году.
2. Мы живем в России
Тема: Географическое положение России. Крупные города РФ
Дать школьникам основные знания о истории своей страны.
Развивать умения ориентироваться по политической карте мира и физической карте России.
Тема: Символика РФ /флаг, гимн, герб/. Повторить и углубить знания учащихся о символике РФ,
Тема: Кем и чем гордится наша страна. Чем удивительна наша страна, какие люди прославили Россию
3. Край, в котором мы живем
Тема: Географическое положение Новосибирской области Наши соседи, (области, которые наш окружают). Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области. Крупные города, села, поселки обл. Заповедники обл. Места туризма и отдыха
Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн. (повторить)
Тема: История края. Повторить и углубить знания учащихся о истории своего края, символике области. Новосибирская Земля в древности до наших дней. Памятники древности
Тема: Погода и климат Новосибирской области Познакомить с сезонными изменениями в природе. Растения и животные в разное время года. Труд людей в разное время года.
Тема: Растительность края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Лечебные растения, как собирать, виды. Виды растений нуждающихся в особой охране.
Познакомить учащихся с Красной книгой области, заповедниками области. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Изменение природы в результате трудовой деятельности человека.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Охраняемые животные. Красная книга животных Новосибирской области. Отрицательное влияние людей на животных. Заповедники обл.
Тема: Водоемы края. Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах. Познакомить с природными ресурсами области.
Тема: Полезные ископаемые. Дать первичные сведения о полезных ископаемых края, о местах и способах их добычи, о практическом значении и об их роли в экономики страны. Места и способы добычи полезные ископаемые. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны.
Тема: Предприятия. . Профессии. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с крупными предприятиями области., дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Профориентировать учащихся.
Тема: Экологические проблемы области. Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Показать зависимость экологических проблем области и наличием промышленных предприятий. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.
Население . Народности Новосибирской области. Познакомить с национальным составом населения . Дать первичные сведения о коренных жителях области. Чем занимаются люди в городе и на селе. Дать первичные сведения о занятиях людей . Познакомить с народными и художественными промыслами края.
Тема: Люди Купинского района .Сформировать понятия о населении ,национальном составе области, коренных жителях края, особенностях их быта.
Дать представление о занятиях людей в городе и на селе. Познакомить с народными и художественными промыслами края. Искусство в жизни людей.
Познакомить со знаменитыми людьми
Практические работы.
Новосибирская область на карте России, наши соседи. Работа с картой России.
Работа с картой :
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
Составление правил поведения на природе.
Составление правил поведения на водоемах.
Составление Красной книги .
Экскурсии:
Наблюдение за сезонными изменениями.
В библиотеку..
4. Село, в котором я живу
Тема: История села. Познакомить и углубить знания учащихся о истории села в котором живут,
Тема: Социальный паспорт села. Показать индивидуальность каждого села в районе
Тема: Улицы села. Улицы. Дать представления об истории названий улиц, Улицы названные в честь великих людей или событий людей. Памятные места нашего села.
Памятники и мемориалы села..
Тема: Предприятия села., значение.
Тема: Итоговый урок
Экскурсии:
Природа вокруг нас,
По городу: по улицам и районам.
4. КЛАСС
1. Введение
Что мы будем изучать в этом году.
2. Мы живем в России
Тема: Географическое положение России. Углубить основные знания учащихся о своей стране, символах РФ. Познакомить учащихся с государствами с которыми граничит Россия. Развивать умения ориентироваться по политической и физической карте мира и России.
Тема: Народы РФ. Дать первичные сведения о национальном составе России.
Практические работы.
Россия на карте мира , обучение умению находить и показывать на политической карте мира Россию, страны с которыми граничит, ,обозначить их на контурной карте.
3. Край, в котором мы живем
Тема: Географическое положение Новосибирской области. Углубить знания учащихся об историей своего края, символах области. Сформировать представление о территории области, географических объектах. Учить детей ориентироваться по физической карте. Поверхность Новосибирской области реки, озера, горы, море
Тема: История нашего края. Главные исторические события .
Тема: Погода и климат Новосибирской области. Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе по всей области.
Тема: Растительность нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира области.
Формировать представления об особенностях природных комплексов области. Степь. Лесостепь.
Познакомить с ролью заповедников и ботанических садов, в решении экологических проблем области. Охрана и восстановление лесов и растительности.
Тема: Животный мир области. Степные и лесостепные животные. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира
Тема: Водоемы области. Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов.
Тема: Природные ресурсы области. Полезные ископаемые, в каких отраслях используются Охрана недр. Как рационально использовать. природные ресурсы.
Тема: Промышленность и с/х Купинского района . Вклад области в хозяйство страны. Дать первичные сведения об особенностях отраслевой структуры хозяйства родного края: совокупности отраслевой промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы.
Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
Тема: Экология области. Сформировать первичные представления об экологических проблемах области, о причинах их возникновения, способах их предотвращения. Систематизировать знания о взаимодействии человека и природы. Понятие “экологическая катастрофа”, источники ее возникновения. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
Тема: Люди нашего края. Познакомить с знаменитыми людьми области. Поэты, писатели, артисты, герои Великой Отечественной войны и труда.
Тема: Лукошино во время Великой Отечественной Войны. Дать первичные представление о том, как Лукошинцы помогали фронту в годы Великой отечественной войны.
Практические работы.
Обучение работы с картой Новосибирской области, умению находить и показывать на физической карте реки, озера моря, обозначить их на карте.
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни.
Рассматривание образцов полезных ископаемых.
Обучение умению находить и показывать на физической карте Новосибирской области месторождения полезных ископаемых.
Решение задач по экологии.
Экскурсии: В библиотеку.
4 Раздел Село, в котором я живу
Тема: История села. Историческая справка села. Углубить знания учащихся об истории села в котором живут.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу «КРАЕВЕДЕНИЕ»
2 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | Сроки |
Введение. Что мы будем изучать на «Краеведение» | 1 | |
Раздел 1. Мы живем в России. | 4 | |
1.1. Наша Родина на карте мира. Москва – столица России. | 1 | |
1.2 Символика РФ /флаг, гимн, герб/ | 1 | |
1.3 Поверхность России. Моря, реки, озера, горы, равнины. | 2 | |
Раздел 2. Край, в котором мы живем. | 20 | |
2.1 Географич. положение Новосибирской области Наш край на карте России. Города и села Новосибирской области | 2 | |
2.2 Символика области | 2 | |
2.3 История нашего края. Купинский район в древности. История исследования. | 2 | |
2.4 Времена года Купинского района Сезонные изменения в природе | 2 | |
2.5 Растительность нашего края Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое степь. Растения степи. Охрана растений. | 2 | |
2.6 Животный мир . Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира | 3 | |
2.7 Водоемы нашего края. Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов | 2 | |
2.8 Полезные ископаемые Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Как добывают, где используют. Значение для области и страны. | 1 | |
2.9 Промышленность области Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. | 1 | |
2.10 С/х нашего края Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение с/х | 1 | |
2.11 Экология области Понятие «экологии». Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. | 1 | |
Итоговое занятие по разделу. Край, в котором я живу | 1 | |
Раздел 3. Село, в котором я живу | 8 | |
3.1 История нашего села . Мое село на карте Купинского района | 2 | |
3.2Село, в котором я живу | 1 | |
3.3 Символика села «Лукошина» | 2 | |
3.4Улица, на которой находится школа. Улицы, по которым я хожу. Транспорт села | 2 | |
3.5 Предприятия. Где работают родители. | 1 | |
Итоговое занятие «Моё Лукошино» | 1 | |
Всего | 34 | |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ”
3 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | Сроки |
Введение. Что мы будем изучать в этом году. | 1 | |
Раздел1. Мы живем в России. | 5 | |
1.1 Географическое положение России Крупные города РФ | 1 | |
1.2 Новосибирская область на карте России Наши соседи. | 1 | |
1.3 Символика РФ и Новосибирской области /флаг, гимн, герб/ | 1 | |
1.4. Кем и чем гордится Россия | 2 | |
Раздел 2. Край, в котором мы живем. | 19 | |
2.1 История нашего края Купинский район в древности до наших дней. Освоение. Памятники древности. | 2 | |
2.2 Погода и климат. Купинского района Экскурсия на природу | 1 | |
2.3 Растительность нашего края Лечебные растения, их виды как собирать. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Виды растений нуждающихся в особой охране. Красная книга НСО. | 3 | |
2.4 Животный мир Разнообразие животного мира. Отрицательное влияние людей на животных. Охрана животного мира. Заповедники обл. Охраняемые животные. Красная книга животных НСО | 2 | |
2.5 Водоемы нашего края. Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах. | 1 | |
2.6 Полезные ископаемые Места и способы добычи. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны | 2 | |
2.7 Промышленность области Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. Практическое значение для области и страны. Профессии. | 2 | |
2.8 Экология области Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Почему природа в опасности. Экологические проблемы области. Забота о чистом воздухе, воде, почве | 3 | |
2.9 Люди нашего края. Население. Народности. Чем занимаются люди в городе и на селе. Народные и художественные промыслы края. Люди прославившие Купинский район | 3 | |
Раздел3. Село, в котором я живу. | 8 | |
3.1 История нашего села Историческая справка | 1 | |
3.2 Социальный паспорт села. | 2 | |
3.3 Памятники села. Памятники и мемориалы села. | 2 | |
3.4 Предприятия Что выпускают, значение для области и страны. | 2 | |
3.5 Викторина «Район, в котором я живу» | 1 | |
Итоговое занятие «Я живу в Новосибирской области.» | 1 | |
Всего | 34 | |
УЧЕБНО -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу «КРАЕВЕДЕНИЕ»
4 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | Сроки |
Введение. Что мы будем изучать в этом году. | 1 | |
Раздел1. Мы живем в России. | 3 | |
1.1 Географическое положение России. Наши соседи. С какими государствами граничит РФ | 1 | |
1.2 Народы РФ | 2 | |
Раздел2. Край в котором мы живем. | 21 | |
2.1 Географическое положение Новосибирской области. Географическая справка НСО | 2 | |
2.2 История нашего села. Историческая справка. Главные исторические события . | 1 | |
2.3 Растительность нашего края. Лес. Лесостепь. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедника. | 2 | |
2.4 Животный мир НСО. Животные. Пресмыкающиеся НСО. Охрана и восстановление животного мира . | 3 | |
2.5 Водоемы нашего края. Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов. | 2 | |
2.6 Природные ресурсы области. Полезные ископаемые. В каких отраслях используются. Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы | 2 | |
2.7 Промышленность Новосибирской области. Вклад в хозяйство страны. Пищевая промышленность. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду. | 2 | |
2.8 Экология области Понятие «экологическая катастрофа». Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии. | 3 | |
2.9 Люди нашего края. Люди прославившие Новосибирскую область | 1 | |
2.10 Село во время Великой Отечественной войны | 2 | |
2.11 Итоговое занятие по теме: Край, в котором мы живем. | 1 | |
Раздел3. Село, в котором я живу. | 7 | |
3.1 Историческая справка села. Символика села. | 1 | |
3.2 Экологические проблемы села. Как загрязнение окружающей среды влияет на наше здоровье | 3 | |
3.3 Знаменитые земляки (наши современники) | 2 | |
3.4 Сочинение «Край, в котором я живу» | 1 | |
Итоговое занятие Урок-диспут «Что бы я сделал для Купинского района , если бы был губернатором» | 1 | |
Обобщающее повторение | 1 | |
Всего | 34 | |