МКУ «Управление образования МО «Тункинский район»»
МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»
Обсуждено на заседании методического объединения от «29» августа 2020 г. рук.МО:____Шагланова Т.А. | Согласовано методическим советом от «30» августа 2020 г. пред.МС:_____Бадлуева Д.Д. | Утверждено педагогическим советом от «31» августа 2020 г. Директор:____Янданова Т.П. |
Рабочая учебная программа по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности»
9 класс
Составитель: Бадлуев Ю.Г.
Учитель технологии
Торы
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ 7-9 класс составлена на основе:
программы «ОБЖ» (авторы Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов) Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы. – М.: Вентана-Граф .
Рабочая программа составлена без изменений и дополнений.
Для реализации данной программы используется следующий учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов, Л.В.Сидоренко и др.– М.: Вентана-Граф, 2017г.
Цель: расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа жизни, выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях. Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:
- осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них;
- воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;
- формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;
- воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.
Целями изучения ОБЖ в 9-м классе являются: формирование правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
ОБЖ в основной школе изучается с 7 по 9 классы. Общее число учебных часов за три года обучения – 102, из них 34 часа (1 ч в неделю) в 7 классах, 34 часа (1 ч в неделю) в 8 классах, 34 часа (1 ч в неделю) в 9 классах.
В связи с тем, что некоторые уроки попадают на праздничные дни
с целью прохождения программного материала объединены в 9 «а» классе уроки №8-9, 13-14,16-17, 23-24, 28-29, 33-34; в 9 «б» классе - № 16-17, 26-27.
Общая характеристика курса
Курс предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об
их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни
условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного
отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
« Основы безопасности жизнедеятельности»
При изучении предмета, курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять поняли, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемов действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
Содержание учебного предмета
9 класс (34 часов)
Когда человек сам себе враг
Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм.
Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем.
Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.
Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.
Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.
Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения.
Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении.
Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.
Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской федерации.
Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.
Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций
Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации
Итоговое тестирование
Итоговое повторение и обобщение
Тематическое планирование 9 класс. 34 часа
Тема | Программное содержание | Деятельность обучающихся |
Когда человек сам себе враг (7 часов) | Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм. Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем. Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания | Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в объяснении учителя, в иллюстративном материале, схеме, чтение диаграммы. Рефлексивная деятельность: оценка своего отношения к курению, алкоголю. Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге, построение суждений и умозаключений, поведение в процессе ролевой игры. Практическая деятельность: первая помощь при отравлении алкоголем. Коммуникативная деятельность: суждение «Моё отношение к наркотикам» |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика (15 часов) | Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации. Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана. Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней. Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения. Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении. Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре. Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида | Аналитическая деятельность: представление текстовой информации в виде схемы; определение логики построения системы оповещения; классификация ЧС, конструирование выводов и умозаключений. Интеллектуальная деятельность: анализ информации, представленной в тексте учебника и рассказе-объяснении учителя.Коммуникативная деятельность: характеристика ЧС различного вида; составление сообщения о какой-нибудь ЧС; составление характеристик балльной шкалы землетрясений. Совместная деятельность: правила взаимодействия; объективная оценка полученного результата. Работа с информацией в Интернете: отбор, анализ, адекватное использование.Практическая деятельность: создание памятки (инструкции) «Как вести себя во время землетрясения»; создание текста-репортажа «С места событий», составление рассказа по картине. Составление инструкции «Поведение при сходе селя, лавины, оползня».Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «наводнение»; построение вопросов и ответов. Аналитическая деятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (по тексту учебника). Практическая деятельность (ролевая игра): конструирование плана действий при наводнении. Аналитическая деятельность: чтение информации, представленной в иллюстрациях и пиктограммах, оценка информации из рассказа-объяснения учителя; разрешение проблемной ситуации. Коммуникативная деятельность: составление памятки «Поведение при обнаружении очага пожара». Коммуникативная деятельность: конструирование характеристики техногенных ЧС и их причин. Практическая деятельность: составление плана местности с учётом гидродинамических объектов |
Противодействие экстремизму и терроризму (7 часов) | Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае. Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций | Аналитическая деятельность: оценка фактов, приведённых в объяснении учителя; перевод печатного текста в графический; обобщение полученных знаний (составление инструкции).Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «экстремизм» и «терроризм»; формулирование главной мысли рассказа-объяснения учителя. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника; разработка программы поведения в ситуации террористической угрозы. Практическая деятельность: наложение повязки для остановки кровотечения. Коммуникативная деятельность: диалог с профессионалом |
Национальная безопасность Российской Федерации (2 часа) | Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации | Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «национальная безопасность». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника |
| Итоговое тестирование за 9 класс (1 час | |
| Итоговое повторение и обобщение | |
Календарно-тематическое планирование ОБЖ 9 «б» класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Программное содержание | Деятельность обучающихся | Дом. задание | дата |
план | факт |
Когда человек сам себе враг (7 часов) |
1 | Курение убивает | 1 | Комбини- рованный | Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм. | Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в объяснении учителя, в иллюстративном материале, схеме, чтение диаграммы. Рефлексивная деятельность: оценка своего отношения к курению, алкоголю. Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге, построение суждений и умозаключений, поведение в процессе ролевой игры. Практическая деятельность: первая помощь при отравлении алкоголем. Коммуникативная деятельность: суждение «Моё отношение к наркотикам» | с.186-187 | 3.09 | |
2 | Почему курение мешает учению? | 1 | Комбини- рованный | с.187-190 | 10.09 | |
3 | Алкоголь разрушает личность | 1 | Комбини- рованный | Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем. | с.191-194 | 17.09 | |
4 | Воздействие алкоголя на организм человека | 1 | Комбини- рованный | с.194-195 | 24.09 | |
5 | Отравление алкоголем | 1 | Комбини- рованный | с.195-198 | 1.10 | |
6 | Наркомания и таксикомания | 1 | Комбини- рованный | Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания | с. 199-202 | 8.10 | |
7 | Обобщение и закрепление темы | | Сам.работа по теме «Когда человек сам себе враг» | | | 15.10 | |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика (15 часов) |
8 | Что такое чрезвычайная ситуация | 1 | Комбини- рованный | Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации. | Аналитическая деятельность: представление текстовой информации в виде схемы; определение логики построения системы оповещения; классификация ЧС, конструирование выводов и умозаключений. Интеллектуальная деятельность: анализ информации, представленной в тексте учебника и рассказе-объяснении учителя. Коммуникативная деятельность: характеристика ЧС различного вида; составление сообщения о какой-нибудь ЧС; составление характеристик балльной шкалы землетрясений. Совместная деятельность: правила взаимодействия; объективная оценка полученного результата. Работа с информацией в Интернете: отбор, анализ, адекватное использование. Практическая деятельность: создание памятки (инструкции) «Как вести себя во время землетрясения»; создание текста-репортажа «С места событий», составление рассказа по картине. Составление инструкции «Поведение при сходе селя, лавины, оползня». Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «наводнение»; построение вопросов и ответов. Аналитическая деятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (по тексту учебника). Практическая деятельность (ролевая игра): конструирование плана действий при наводнении. Аналитическая деятельность: чтение информации, представленной в иллюстрациях и пиктограммах, оценка информации из рассказа-объяснения учителя; разрешение проблемной ситуации. Коммуникативная деятельность: составление памятки «Поведение при обнаружении очага пожара». Коммуникативная деятельность: конструирование характеристики техногенных ЧС и их причин. Практическая деятельность: составление плана местности с учётом гидродинамических объектов | С.204-208 | 22.10 | |
9 | Система оповещения | 1 | Комбини- рованный | С.208-209 | 5.11 | |
10 | Природные чрезвычайные ситуации. Что такое землетрясение. | 1 | Комбини- рованный | Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. | С.212-213 | 12.11 | |
11 | Правила поведения во время землетрясения | 1 | Комбини- рованный | С.214-215 | 19.11 | |
12 | Извержение вулкана | 1 | Комбини- рованный | Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана. | С.216-217 | 26.11 | |
13 | Что такое сели и оползни. | 1 | Комбини- рованный | Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней | С.218-220 | 3.12 | |
14 | Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней | 1 | Комбини- рованный | с.220-222 | 10.12 | |
15 | Что такое ураганы, бури, смерчи | 1 | Комбини- рованный | Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения. | С.222-224 | 17.12 | |
16 | Цунами | 1 | Комбини- рованный | С.225-226 | 24.12 | |
17 | Наводнения | 1 | Комбини- рованный Сам.работа по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера» | Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении. | С.226-228 | 24.12 | |
18 | Природные пожары | 1 | Комбини- рованный | Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре. | С.229-233 | 14.01 | |
19 | Причины и виды техногенных ЧС | 1 | Комбини- рованный | Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида | С.233-238 | 21.01 | |
20 | Аварии с утечкой химических веществ. | 1 | Комбини- рованный | С.239-241 | 28.01 | |
21 | Аварии с утечкой радиоактивных веществ. | 1 | Комбини- рованный | С.241-242 | 4.02 | |
22 | Аварии на гидродинамических объектах. | 1 | Комбини- рованный Сам.работа по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» | с. 242 | 11.02 | |
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации (9 часов) |
23 | Что такое экстремизм и терроризм. | 1 | Комбини- рованный | Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае. | Аналитическая деятельность: оценка фактов, приведённых в объяснении учителя; перевод печатного текста в графический; обобщение полученных знаний (составление инструкции). Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «экстремизм» и «терроризм»; формулирование главной мысли рассказа-объяснения учителя. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника; разработка программы поведения в ситуации террористической угрозы. Практическая деятельность: наложение повязки для остановки кровотечения. Коммуникативная деятельность: диалог с профессионалом | стр.244-249 | 18.02 | |
24 | Как снизить угрозу теракта? | 1 | Комбини- рованный | С.249-251 | 25.02 | |
25 | Угроза взрыва в местах массового скопления людей | 1 | Комбини- рованный | С.252-254 | 3.03 | |
26-27 | Взятие в заложники и правила поведения в этом случае. | 2 | Комбини- рованный | С.264-267 | 10.03 | |
28 | Взрывы в жилых домах | 1 | Комбини- рованный | С.265-260 | 17.03 | |
29 | Законодательство России о противодействии экстремизм и терроризм | 1 | Комбини- рованный | Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций | С.261-266 | 7.04 | |
Национальная безопасность Российской Федерации (2 часа) |
30 | Что такое национальная безопасность? | 1 | Комбини- рованный | Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации | Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «национальная безопасность». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника | с. 267-268 | 14.04 | |
31 | Условия обеспечения национальной безопасности России | 1 | Комбини- рованный | с. 268-269 | 21.04 | |
32 | Защита проектов | 1 | | | 28.04 | |
33 | Итоговое тестирование | 1 | Тестовая работа | | | | 12.05 | |
34 | Итоговое повторение и обобщение курса | 1 | | | | | 19.05 | |
Календарно-тематическое планирование ОБЖ 9 «а» класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Программное содержание | Деятельность обучающихся | Дом. задание | дата |
план | факт |
Когда человек сам себе враг (7 часов) |
1 | Курение убивает | 1 | Комбини- рованный | Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм. | Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в объяснении учителя, в иллюстративном материале, схеме, чтение диаграммы. Рефлексивная деятельность: оценка своего отношения к курению, алкоголю. Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге, построение суждений и умозаключений, поведение в процессе ролевой игры. Практическая деятельность: первая помощь при отравлении алкоголем. Коммуникативная деятельность: суждение «Моё отношение к наркотикам» | с.186-187 | 9.09 | |
2 | Почему курение мешает учению? | 1 | Комбини- рованный | с.187-190 | 16.09 | |
3 | Алкоголь разрушает личность | 1 | Комбини- рованный | Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем. | с.191-194 | 23.09 | |
4 | Воздействие алкоголя на организм человека | 1 | Комбини- рованный | с.194-195 | 30.09 | |
5 | Отравление алкоголем | 1 | Комбини- рованный | с.195-198 | 7.10 | |
6 | Наркомания таксикомания | 1 | Комбини- рованный | Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания | с. 199-202 | 14.10 | |
7 | Обобщение и закрепление темы | | Сам.работа по теме «Когда человек сам себе враг» | | | 21.10 | |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика (15 часов) |
8 | Что такое чрезвычайная ситуация | 1 | Комбини- рованный | Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации. | Аналитическая деятельность: представление текстовой информации в виде схемы; определение логики построения системы оповещения; классификация ЧС, конструирование выводов и умозаключений. Интеллектуальная деятельность: анализ информации, представленной в тексте учебника и рассказе-объяснении учителя. Коммуникативная деятельность: характеристика ЧС различного вида; составление сообщения о какой-нибудь ЧС; составление характеристик балльной шкалы землетрясений. Совместная деятельность: правила взаимодействия; объективная оценка полученного результата. Работа с информацией в Интернете: отбор, анализ, адекватное использование. Практическая деятельность: создание памятки (инструкции) «Как вести себя во время землетрясения»; создание текста-репортажа «С места событий», составление рассказа по картине. Составление инструкции «Поведение при сходе селя, лавины, оползня». Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «наводнение»; построение вопросов и ответов. Аналитическая деятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (по тексту учебника). Практическая деятельность (ролевая игра): конструирование плана действий при наводнении. Аналитическая деятельность: чтение информации, представленной в иллюстрациях и пиктограммах, оценка информации из рассказа-объяснения учителя; разрешение проблемной ситуации. Коммуникативная деятельность: составление памятки «Поведение при обнаружении очага пожара». Коммуникативная деятельность: конструирование характеристики техногенных ЧС и их причин. Практическая деятельность: составление плана местности с учётом гидродинамических объектов | С.204-208 | 11.11 | |
9 | Система оповещения | 1 | Комбини- рованный | С.208-209 | 11.11 | |
10 | Природные чрезвычайные ситуации. Что такое землетрясение. | 1 | Комбини- рованный | Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. | С.212-213 | 18.11 | |
11 | Правила поведения во время землетрясения | 1 | Комбини- рованный | С.214-215 | 25.11 | |
12 | Извержение вулкана | 1 | Комбини- рованный | Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана. | С.216-217 | 2.12 | |
13 | Что такое сели и оползни. | 1 | Комбини- рованный | Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней | С.218-220 | 9.12 | |
14 | Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней | 1 | Комбини- рованный | с.220-222 | 9.12 | |
15 | Что такое ураганы, бури, смерчи | 1 | Комбини- рованный | Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения. | С.222-224 | 16.12 | |
16 | Цунами | 1 | Комбини- рованный | С.225-226 | 23.12 | |
17 | Наводнения | 1 | Комбини- рованный Сам.работа по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера» | Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении. | С.226-228 | 23.12 | |
18 | Природные пожары | 1 | Комбини- рованный | Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре. | С.229-233 | 13.01 | |
19 | Причины и виды техногенных ЧС | 1 | Комбини- рованный | Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида | С.233-238 | 20.01 | |
20 | Аварии с утечкой химических веществ. | 1 | Комбини- рованный | С.239-241 | 27.01 | |
21 | Аварии с утечкой радиоактивных веществ. | 1 | Комбини- рованный | С.241-242 | 3.02 | |
22 | Аварии на гидродинамических объектах. | 1 | Комбини- рованный Сам.работа по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» | с. 242 | 10.02 | |
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации (9 часов) |
23 | Что такое экстремизм и терроризм. | 1 | Комбини- рованный | Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае. | Аналитическая деятельность: оценка фактов, приведённых в объяснении учителя; перевод печатного текста в графический; обобщение полученных знаний (составление инструкции). Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «экстремизм» и «терроризм»; формулирование главной мысли рассказа-объяснения учителя. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника; разработка программы поведения в ситуации террористической угрозы. Практическая деятельность: наложение повязки для остановки кровотечения. Коммуникативная деятельность: диалог с профессионалом | стр.244-249 | 17.02 | |
24 | Как снизить угрозу теракта? | 1 | Комбини- рованный | С.249-251 | 17.02 | |
25 | Угроза взрыва в местах массового скопления людей | 1 | Комбини- рованный | С.252-254 | 2.03 | |
26-27 | Взятие в заложники и правила поведения в этом случае. | 2 | Комбини- рованный | С.264-267 | 16.03 | |
28 | Взрывы в жилых домах | 1 | Комбини- рованный | С.265-260 | 6.04 | |
29 | Законодательство России о противодействии экстремизм и терроризм | 1 | Комбини- рованный | Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций | С.261-266 | 6.04 | |
Национальная безопасность Российской Федерации (2 часа) |
30 | Что такое национальная безопасность? | 1 | Комбини- рованный | Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации | Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «национальная безопасность». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника | с. 267-268 | 13.04 | |
31 | Условия обеспечения национальной безопасности России | 1 | Комбини- рованный | с. 268-269 | 20.04 | |
32 | Защита проектов | 1 | | | 27.04 | |
33 | Итоговое тестирование | 1 | Тестовая работа | | | | 18.05 | |
34 | Итоговое повторение и обобщение курса | 1 | | | | | 18.05 | |