СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по внеурочному курсу "Олонхо" составлена для учащихся 2 -х классов.
Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п.Айхал
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23 имени Георгия
Александровича Кадзова»
СОГЛАСОВАНО Методическим объединением МАОУ «СОШ №23 им. Г.А. Кадзова» (протокол от 31. 08.2021г. №1) | СОГЛАСОВАНО Заместителем директора школы по УР МАОУ «СОШ №23 им. Г.А. Кадзова» ______________ М.В.Переславцевой | УТВЕРЖДЕНО Директором МАОУ «СОШ №23 им. Г.А. Кадзова» ______________ М.Э. Канаткалиевой (приказ от 31. 08.2021г. №156/1) |
Рабочая программа педагога
Труфановой Татьяны Евгеньевны
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
учителя высшей квалификационной категории
курса внеурочной деятельности «Олонхо»
(наименование учебного предмета \ курса)
начальное общее образование/ 2 класс
(уровень образования \ класс)
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности Олонхо составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении рабочих программ внеурочной деятельности:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в соответствии с изменениями)
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 года № 1897 (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011, рег. № 19644) (в соответствии с изменениями)
СанПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г, № 189 в редакции изменений № 3, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 81);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.09.2017 г № 09-1672 «Овнеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ»
Положением о внеурочной деятельности в МАОУ «СОШ № 23 им. Г.А.Кадзова»
Воспитание и обучение в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Сегодня перед обществом поставлены первоочередные задачи – формирование у детей преданности Родине и гордости за неё. Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. Именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Цель курса внеурочной деятельности «Олонхо» :
приобщение младших школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям, обычаям;
формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку, нравственно-эстетическим ценностям;
укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление отчуждения между ними.
Задачи программы:
создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республики Саха (Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой;
формировать ценностное отношение младших школьников к национальной культуре;
учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;
способствовать формированию навыков экологической культуры учащихся;
стимулировать учащихся к самостоятельному изучению учебной и художественной литературы, к поиску дополнительной информации по изучаемым разделам программы при помощи Internet;
прививать интерес к истории культуры предков, потребность изучать культуру коренных народов;
воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у младших школьников, уважение к труду людей.
Программа основана на следующих принципах:
воспитание и обучение детей младшего школьного возраста происходит по дидактическому принципу «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному» в зоне ближайшего и актуального развития;
приобщение детей к культуре, традициям коренных народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия);
личностно-ориентированный подход учителя к подбору материала программы в зависимости от уровня развития ребенка.
Личностными результатами изучения курса «Олохно» является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит материал , нацеленный на умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Олохно» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала, а также технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи .
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника нацеленные на умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам :
Учащиеся должны иметь представление:
о Республике Саха (Якутия) как субъекте Российской Федерации;
о коренных народах РС (Я), их характерных особенностях, отличиях и сходствах;
о влиянии природных зон на жизнь и занятия коренных народов РС (Я);
о зависимости животного мира РС (Я) от климата и его особенностей;
об особенностях представителей растительного мира РС (Я);
о лекарственном значении ягод и трав РС (Я);
о местах расположения основных полезных ископаемых РС (Я);
о месте расположения основных городов на карте РС (Я), об особенностях и своеобразии;
о предметах быта народов РС (Я): одежде, посуде; их назначении и использовании;
о применении ножа как основного атрибута таёжника;
о самобытном характере праздника ысыах;
о разнообразии жанров устного народного творчества;
о якутском героическом эпосе - олонхо, его героях и значении олонхо в духовном развитии человека;
о тематическом разнообразии литературы народов Республики Саха (Якутия) для детей;
о периодической печати для детей Республики Саха (Якутия);
о творчестве якутских художников;
о косторезном искусстве РС (Я) как одном из видов народно-прикладного искусства;
о видах народного прикладного искусства РС (Я);
о национальном своеобразии одежды, видов орнамента народов РС (Я);
о национальных музыкальных традициях народов РС (Я);
о сочинениях композиторов РС (Я);
о бережном отношении к природе родного края и окружающей среде;
о традициях семейного воспитания народов РС (Я).
Учащиеся должны знать:
местоположение Республики Саха (Якутии) на глобусе и карте России;
названия природных зон Республики Саха (Якутия);
среду обитания животных РС (Я), их основных представителей;
не менее 2-3 представителей животного мира Красной книги РС (Я);
не менее 2-3 представителей растительного мира Красной книги РС (Я);
названия основных рек РС (Я), их значение в жизни и хозяйственной деятельности людей;
названия основных полезных ископаемых РС (Я), их практическое применение;
названия коренных народов Республики Саха (Якутия);
названия наиболее крупных городов РС (Я);
местоположение родного населенного пункта на карте и его отличительные особенности;
основные виды хозяйственной деятельности коренных народов РС (Я), их взаимосвязь с природно-климатическими особенностями региона;
названия деревянной и берестяной национальной посуды и её применение в личном хозяйстве;
основные материалы и приспособления для шитья одежды и обуви;
основные способы нахождения дороги в лесу;
наизусть 2-3 примера пословиц, поговорок народов РС (Я);
творчество якутских детских писателей и поэтов;
названия детских журналов РС (Я);
названия некоторых видов деревянной посуды;
материалы для изготовления одежды народов РС (Я);
названия видов орнамента из кожи и бисера;
названия материалов для изготовления орнамента;
имена якутских композиторов;
основные правила поведения человека в природе.
Учащиеся должны уметь:
показывать на глобусе и карте России местоположение РРРеспублики Саха (Якутия);
называть крупные города Республики Саха (Якутия) и показывать их местонахождение на карте;
называть крупные реки Республики Саха (Якутия) и показывать их местонахождение на карте;
называть основные полезные ископаемые Республики Саха (Якутия);
называть основных представителей животного и растительного мира, в том числе занесенных в Красную книгу РС (Я);
называть основные виды деятельности коренных народов РС (Я);
классифицировать материалы и приспособления для шитья одежды и посуды по их назначению;
находить дорогу в лесу, если заблудился;
- оценивать и характеризовать героев произведений и их поступки;
называть рубрики детских журналов РС (Я);
давать сравнительную характеристику детских журналов якутского и российского издания;
составлять орнамент для украшения деревянных изделий;
проектировать простейшие виды орнаментов для украшения унтов;
формулировать правила поведения в природе и передавать их в графической форме;
рассказывать о традициях воспитания в своей семье.
Программа кружка «Олохно»основана на следующих принципах:
воспитание и обучение детей младшего школьного возраста происходит по дидактическому принципу «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному» в зоне ближайшего и актуального развития;
приобщение детей к культуре, традициям коренных народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия);
личностно-ориентированный подход учителя к подбору материала программы в зависимости от уровня развития ребенка.
В достижении вышеназванной цели руководителю кружка помогут такие методы и приемы, которые позволят активизировать умственную деятельность учащихся, главным из которых, на наш взгляд, является метод создания на занятии творческой атмосферы, который реализуется следующими приемами:
развитие активного восприятия;
устное рисование;
рисование по воображению;
раскрашивание по рисунку или фотографиям;
аппликация и простейшее конструирование элементов одежды;
заполнение карт-схем по основным признакам предмета;
предварительное ознакомление с отдельными вопросами одной большой темы;
использование элементов сравнения;
монологические рассказы;
разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторин;
опора на жизненный опыт учащихся;
Содержание занятий может быть весьма разнообразным. Например,
слушание народных сказок, их инсценирование;
чтение детских произведений;
отгадывание и запоминание загадок;
запоминание пословиц и поговорок;
разучивание национальных игр;
слушание записи музыки, игры на хомусе, песен в исполнении народных певцов, мелодистов, артистов;
рисование по национальным мотивам;
беседы о народных традициях, обычаях, обрядах;
посещение музеев, театров и т.д.
В структуре программы кружка выделяются несколько разделов:
моя Республика Саха (Якутия);
мои друзья – северяне;
города Республики Саха (Я);
исторические и природные памятники РС (Я);
хозяйственная деятельность народов РС (Я);
основы безопасности жизнедеятельности народов РС (Я);
устное народное творчество;
традиции, обычаи, обряды, праздники народов РС (Я);
детские писатели и поэты Республики Саха (Якутия);
периодическая печать для детей Республики Саха (Якутия);
народно-прикладное, изобразительное искусство и музыка народов РС (Я);
экология РС (Я), экология души;
экскурсии;
этнопедагогика.
Особое место в программе уделяется якутскому героическому эпосу – олонхо, главная идея которого – защита своей родины от врагов, мир и покой на земле. Якутский народ очень любит свой героический эпос и сохранил его до сегодняшнего дня.
Древние якуты верили, что во Вселенной существуют три мира – Верхний, Средний и Нижний. Средний мир - это земля людей. Нижний мир – это страшный, губительный мир мрака. Живут в нем племена абаасы, страшные чудовища, причиняющие людям зло и вечно враждующие с ними. Верхний мир – это мир, где живут якутские божества, внешне похожие на людей, но отличающиеся особым могуществом, мудростью и красотой.
В старину олонхо создавали и исполняли певцы-олонхосуты, которые пользовались особым почетом у народа за свой талант. Сегодня олонхо живет в различных видах искусства и культуры: ставится на сцене как опера, как драматический спектакль, выпускается его текст в виде книг для детей и взрослых, исполняется в традиционной старинной манере на радио и телевидении и т.д. Сам текст олонхо в том виде, как он создан народом, трудно воспринимается детьми, особенно русскоязычными. Поэтому и якутские, и русские поэты из-за желания ознакомить детей с этим уникальным жанром, делали различные варианты его пересказа на русском языке.
Программа выделяет один - два часа для экскурсий, которые можно проводить как в реальном времени, так и виртуально с использованием ресурсов Internet.
В программе прослеживаются межпредметные связи, помогающие рассматривать изучаемый материал с разных сторон. При знакомстве с устным народным творчеством, героическим эпосом, обрядами, традициями, обычаями используются методы, формы и приемы работы, используемые на уроках литературного чтения и окружающего мира. Изучая виды орнаментов на одежде народов Севера, учащиеся при помощи цветной бумаги, цветных карандашей, гуаши или акварельных красок создают свои образцы орнаментов, украшают одежду, обувь и посуду, применяя умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства и трудового обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Разделы |
|
Вводный урок | 1 |
Моя Республика Саха (Якутия) | 5 |
Государственные символы, система государственной власти, государственные деятели РС (Я) | 1 |
Мои друзья - северяне | 1 |
Города РС (Я) | 1 |
Исторические и природные памятники РС (Я) | 2 |
Хозяйственная деятельность народов РС (Я) (занятия мужчин, женщин, национальная одежда и кухня) | 3 |
Основы безопасности жизнедеятельности народов РС (Я) | 1 |
Устное народное творчество народов РС (Я) | 7 |
Традиции, обычаи, обряды, праздники народов РС (Я) | 2 |
Детские писатели и поэты РС (Я) | 2 |
Периодическая печать для детей РС (Я) | 1 |
Народно-прикладное, изобразительное искусство и музыка РС (Я) | 6 |
Экология. Экология души | 1 |
Всего часов: | 34 |
Вводный урок
1 час
Введение в предмет ..
Общее представление о Республике Саха (Якутия). Первичное знакомство с понятиями «раса», «народ». Знакомство с коренными народами РС (Я): якутами, эвенками, эвенами, долганами, юкагирами, чукчами.
Моя Республика Саха (Якутия)- 5 часов
Республика Саха (Якутия) на глобусе и карте. Природные зоны Республики Саха (Якутия): тайга, лесотундра, тундра, арктическая пустыня.
Животный мир РС (Я). Среда обитания животных (тайга, тундра). Основные представители животного мира РС (Я): звери ( олень, песец, лиса, волк, горностай, росомаха, рысь, соболь, колонок, бурундук, ондатра, кабарга, снежный баран, белый медведь, тюлень, морж), птицы ( глухарь, тетерев, белая куропатка, дятел, дрозд, полярная сова, гагара, стерх, чайка, жаворонок, кукушка, стриж, альбатрос), рыбы ( карась, таймень, хариус, ряпушка, омуль, чир, муксун).
Растительный мир РС (Я). Зависимость растительного мира от климата, его особенностей ( вечная мерзлота, низкая температура воздуха в зимнее время, длительность времен года).
Основные представители растительного мира РС (Я): деревья ( лиственница, кедр, красная рябина, черемуха, верба, осина, ива, карликовая береза, реликтовая сосна); кустарники ( можжевельник, багульник, боярышник, тальник, бузина, кедровый стланик, ольха); травы ( сардана, пижма, полынь, кровохлебка, тимьян (чабрец), вероника, тысячелистник, герань луговая, ветреница, ирис, кипрей, ягель, лишайник, прострел, заполярная ромашка, мак), ягоды ( охта, красная и черная смородина, брусника, толокнянка, малина, клюква, земляника, морошка, голубика), грибы (масленок, моховик, белый гриб, подосиновик, подберезовик)
Реки РС (Я). Река Лена – главная водная артерия республики. Притоки Лены – реки Алдан, Вилюй. Северные реки: Колыма, Индигирка, Оленёк. Значение рек: водный транспортный путь, перевозка грузов, промысел рыбы, место отдыха людей.
Полезные ископаемые РС (Я). Каменный уголь (г. Нерюнгри), бурый уголь (Якутск, Сангар, Зырянка), алмазы (Мирный), олово, слюда, золото (Алдан, Оймякон, Ленск, Усть-Янский улус), природный газ, нефть (Вилюйск, Кобяй), строительные материалы (гранит, мрамор, известняк), соль ( Кемпендяй Сунтарского улуса), полудрагоценные, драгоценные камни — чароит, хромдиапсид (Ленск, Алдан, Нерюнгри). Практическое значение природных богатств РС (Я).
Государственные символы, система государственной власти, государственные деятели РС (Я) – 1 час
Флаг, герб, гимн Республики Саха (Якутия). Сравнение государственной символики РС (Я) и России.
Мои друзья – северяне. Якуты - 1 час
Коренные народы РС (Я): якуты, эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи. Общие и отличительные черты коренных народов.
Основные объекты материальной и духовной культуры якутов.
Города РС (Я)
1 час
Город Якутск – один из старинных городов Сибири, столица РС (Я). Особенности и своеобразие городов Республики Саха (Якутия). Твоя малая родина.
Исторические и природные памятники РС (Я)- 2 часа
Основные исторические памятники Республики Саха (Якутия): башня якутского острога, памятник Петру Бекетову, Шергинская шахта, Никольский Собор, Преображенская церковь, памятник основателям Якутска, памятник казачьему кораблику-кочу, памятник Нюргуну Боотуру, памятник Платону Ойунскому , памятник первооткрывателям алмазов, дом-музей в селе Покровск, памятник О.А. Кальвице т.п.
Семен Дежнев – мореход, землепроходец, путешественник.
Хозяйственная деятельность народов РС (Я)- 2 часа
Хозяйственная деятельность людей в центральных улусах: скотоводство, табунное коневодство, звероводство, овощеводство, пушной промысел.
Развитие промышленности, производство зерна и овощеводство в южных районах РС (Я).
Оленеводство, звероводство, пушной и рыбный промысел в северных районах РС (Я).
Деревянная посуда – чорон, кытыйа, кытах. Берестяная посуда – туес, ыагас. Назначение и способы изготовления посуды.
Материалы и приспособления для шитья одежды и посуды.
Основы безопасности жизнедеятельности народов РС (Я)
«Таежная азбука»
1 час
Как найти дорогу в лесу, если ты заблудился. Нож – основной атрибут таежника.
Традиции, обычаи, обряды, праздники народов РС (Я)
2 часа
Государственные праздники РС (Я) – День независимости РС (Я) – 25 сентября и День Республики Саха (Якутия) – 27 апреля.
Устное народное творчество- 7 часов
Жанры устного народного творчества: загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы поверья, сказки, сказы, мифы, легенды, предания, героический эпос. Своеобразие жанров.
Малые формы устного народного творчества: пословицы и поговорки.
Общее понятие о героическом эпосе народов РС (Я).
Детские писатели и поэты
2 часа
Тематическое разнообразие литературы народов РС (Я) для детей.
Знакомство с творчеством якутских детских писателей и поэтов Гавриилом Григорьевичем Вешниковым и Николаем Якутским.
Периодическая печать для детей
1 час
Журнал «Колокольчик» и «Чуоранчик» для детей РС (Я). Журнал «Колокольчик» российского издания. Содержание журналов, их общие и отличительные черты.
Народно-прикладное, изобразительное искусство и музыка народов РС (Я)- 5 часов
Знакомство с биографией и творчеством якутского художника Афанасия Петровича Собакина ( «Танец стерхов»).
Народное прикладное искусство. Декоративная резьба по дереву как один из видов народного прикладного искусства. Сравнение росписи и резьбы мастеров РС (Я) с творчеством русских мастеров. Инструменты, материалы и приспособления для резьбы по дереву. Различные виды чоронов, деревянных чаш ( кытах, кытыйа), коробок для рукоделия (мал иьитэ), кумысных ковшей, ложек ( усайах, хамыйах).
Национальная одежда народов РС (Я) из меха, замши, ровдуги, сукна других материалов.
Некоторые простые виды узоров, орнаментов и их толкование по назначению изделия.
Национальные музыкальные традиции. Сила музыкального искусства. Сочинения композиторов РС (Я), их образность, колоритность и красота. Творчество якутских композиторов Н. Берестова, З. Степанова, П. Иванова и других (по выбору педагога).
Экология
1 час
Бережное отношение к природе родного края, к окружающей среде. Правила поведения в природе.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Учащиеся должны иметь представление:
о Республике Саха (Якутия) как субъекте Российской Федерации;
о расах и коренных народах РС (Я), их характерных особенностях, отличиях и сходствах;
о влиянии природных зон на жизнь и занятия коренных народов РС (Я);
о зависимости животного мира РС (Я) от климата и его особенностей;
об особенностях представителей растительного мира РС (Я);
о лекарственном значении ягод и трав РС (Я);
о местах расположения основных полезных ископаемых РС (Я);
об общих и отличительных чертах коренных народов РС (Я);
о месте расположения основных городов на карте РС (Я), об особенностях и своеобразии;
о предметах быта народов РС (Я): одежде, посуде; их назначении и использовании;
о способах приготовления ниток для шитья одежды и посуды;
о применении ножа как основного атрибута таёжника;
об истории возникновения государственных праздников РС (Я);
о малых жанрах устного народного творчества, их многогранности и своеобразии;
о героическом эпосе народов РС (Я); якутском героическом эпосе - олонхо, его героях и значении в духовном воспитании детей;
о тематическом разнообразии литературы народов Республики Саха (Якутия) для детей;
о периодической печати для детей Республики Саха (Якутия);
о творчестве 1-2 якутских художников, графиков;
о косторезном искусстве РС (Я) как одном из видов народно-прикладного искусства;
о видах народного прикладного искусства РС (Я);
о национальном своеобразии одежды, видов орнамента народов РС (Я);
о национальных музыкальных традициях народов РС (Я);
о сочинениях композиторов РС (Я), их отличительных особенностях;
о бережном отношении к природе родного края и окружающей среде в целом;
о традициях семейного воспитания народов РС (Я).
Учащиеся должны знать:
местоположение Республики Саха (Якутии) на глобусе и карте России;
названия природных зон Республики Саха (Якутия);
среду обитания животных РС (Я), их основных представителей;
не менее 2-3 представителей животного мира Красной книги РС (Я);
не менее 2-3 представителей растительного мира Красной книги РС (Я);
названия основных рек РС (Я), их значение в жизни и хозяйственной деятельности людей;
названия основных полезных ископаемых РС (Я), их практическое применение;
названия коренных народов Республики Саха (Якутия);
основные объекты материальной и духовной культуры якутов;
названия наиболее крупных городов РС (Я);
местоположение родного населенного пункта на карте и его отличительные особенности;
основные виды хозяйственной деятельности коренных народов РС (Я), их взаимосвязь с природно-климатическими особенностями региона;
названия деревянной и берестяной национальной посуды и её применение в личном хозяйстве;
основные материалы и приспособления для шитья одежды и посуды;
основные способы нахождения дороги в лесу;
названия основных государственных праздников Республики Саха (Якутия);
наизусть 2-3 примера пословиц, поговорок народов РС (Я);
основной сюжет, героев олонхо П.Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный»;
творчество одного-двух якутских детских писателей и поэтов;
автора, название, содержание произведений, прочитанных в классе и дома;
названия детских журналов РС (Я), их общие и отличительные черты;
имена одного-двух якутских художников, графиков и их основные произведения;
имена мастеров декоративной резьбы по дереву РС (Я);
основные инструменты, материалы и приспособления для резьбы по дереву;
различные виды чоронов, деревянных чаш, кумысных ковшей, ложек;
основные виды национальной одежды и её назначение;
материалы для изготовления одежды народов РС (Я);
названия видов орнамента из кожи и бисера;
названия материалов для изготовления орнамента;
имена и творчество одного-двух якутских композиторов;
основные правила поведения человека в природе;
название одного-двух музеев РС (Я).
Учащиеся должны уметь:
давать объяснение понятиям «раса», «народ»;
показывать на глобусе и карте России местоположение РРРеспублики Саха (Якутия);
называть крупные города Республики Саха (Якутия) и показывать их местонахождение на карте;
называть крупные реки Республики Саха (Якутия) и показывать их местонахождение на карте;
называть основные полезные ископаемые Республики Саха (Якутия);
называть основных представителей животного и растительного мира, в том числе занесенных в Красную книгу РС (Я);
называть основные виды деятельности коренных народов РС (Я);
классифицировать материалы и приспособления для шитья одежды и посуды по их назначению;
находить дорогу в лесу, если человек заблудился;
отличать государственные праздники РС (Я) от народных;
находить общие и отличительные черты в пословицах и поговорках народов РС (Я);
приводить в качестве примера два-три произведения каждого жанра устного народного творчества;
оценивать и характеризовать героев произведений и их поступки;
называть рубрики детских журналов РС (Я);
давать сравнительную характеристику детских журналов якутского и российского издания;
составлять орнамент для украшения деревянных изделий;
находить общие и отличительные черты одежды народов РС (Я)
проектировать простейшие виды орнаментов для украшения унтов;
называть 1-2 музыкальных произведений композиторов РС (Я);
формулировать правила поведения в природе и передавать их в графической форме;
рассказывать о традициях воспитания в своей семье.
Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX вв / И.С.Гуврич. – Новосибирск, 1975.
Антонов Н.К. Наследие предков. - Якутск, 1992.
Васильев Н.И. История Якутии. – Якутск, 2004.ъ
Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя детского сада \ А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1989. –С. 93-102.
Дьяконова Ю.Н. Якутская сказка: Русско-якутские взаимосвязи. –Ленинград: - Наука, 1990.
Сибирские сказания. – М.: Современник, 1991.
Сивцев Д.К. Якутские сказки. - Якутск.: Якутское книжное издательство, 1990.
Сказки народов Севера / Сивцев Д.К., Ефремов П.Е..- Смоленск, 1990.
Сказы о Манчары. - Якутск, 1993.
Якутский фольклор: Хрестоматия для чтения по предмету КНРС / А.Е. Захарова. – Якутск: Сунгирь, 1986.-190с.
Календарно-тематическое планирование курса «Олохно»
№ | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения | Тема занятия | Форма проведения. Виды деятельности | Формирование УУД | |
Введение в предмет – 1 час | ||||||
1 |
| Введение в предмет. Общее представление о Республике Саха (Якутия). Первичное знакомство с понятиями «раса», «народ». Знакомство с коренными народами РС (Я): якутами, эвенками, эвенами, долганами, юкагирами, чукчами.
| Беседа. Просмотр презентации. | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||
Моя республика – Саха (Якутия) – 5 часов | ||||||
2 |
|
| Республика Саха (Якутия) на глобусе и карте. Природные зоны Республики Саха (Якутия): тайга, лесотундра, тундра, арктическая пустыня.
| Беседа. Просмотр презентации Изготовление поделки «Стегозавр» | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
| |
3 |
|
| Животный мир РС (Я). Основные представители животного мира РС (Я): звери птицы, рыбы
| Просмотр презентации. Лепка из пластилина | ||
4 |
|
| Растительный мир РС (Я). Зависимость растительного мира от климата, его особенностей. Основные представители растительного мира РС (Я): деревья , кустарники , травы грибы . | Беседа. Просмотр презентации. Рисование | ||
5 |
|
| Реки РС (Я). Река Лена – главная водная артерия республики. Притоки Лены – реки Алдан, Вилюй. Северные реки: Колыма, Индигирка, Оленёк. Значение рек. | Беседа. Просмотр презентации. Сообщения детей. Рисование | ||
6 |
|
| Полезные ископаемые РС (Я). | Экскурсия в Музей | ||
Государственные символы, система государственной власти, государственные деятели РС (Я) – 1 час
| ||||||
7 |
|
| Флаг, герб, гимн Республики Саха (Якутия). Сравнение государственной символики РС (Я) и России.
| Беседа. Просмотр презентации. Рисование | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
| |
Мои друзья – северяне. Якуты - 1 час | ||||||
8 |
|
| Коренные народы РС (Я): якуты, эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи. Общие и отличительные черты коренных народов. Основные объекты материальной и духовной культуры якутов.
| Просмотр презентации. Беседа. Рисование | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
| |
Города Республики Саха (Якутии)- 1 час | ||||||
9 |
|
| Город Якутск – один из старинных городов Сибири, столица РС (Я). Особенности и своеобразие городов Республики Саха (Якутия). Твоя малая родина. | «Заочная экскурсия» Выполнение проекта «Моя малая Родина» | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
| |
Исторические и природные памятники РС (Я)- 2 часа
| ||||||
10 |
|
| Исторические и природные памятники РС (Я) | Экскурсия. | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
| |
11 |
|
| Исторические и природные памятники РС (Я) | «Защита проектов» | ||
Хозяйственная деятельность народов РС (Я)- 3 часа | ||||||
12 |
|
| Хозяйственная деятельность людей в центральных улусах: скотоводство, табунное коневодство, звероводство, овощеводство, пушной промысел.
| Беседа. Просмотр презентации. Выполнение аппликации | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
| |
13 |
|
| Оленеводство, звероводство, пушной и рыбный промысел в северных районах РС (Я).
| Просмотр презентации. Беседа. Коллективная работа «Северяне» | ||
14 |
|
| Деревянная посуда – чорон, кытыйа, кытах. Берестяная посуда – туес, ыагас. Назначение и способы изготовления посуды. Материалы и приспособления для шитья одежды и посуды.
| Просмотр презентации. Беседа. Лепка из солёного теста предметов посуды. | ||
Основы безопасности жизнедеятельности народов РС (Я). «Таежная азбука» - 1час | ||||||
15 |
|
| Как найти дорогу в лесу, если ты заблудился. Нож – основной атрибут таежника.
| Беседа. Просмотр презентации. Рисунок | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
| |
Традиции, обычаи, обряды, праздники народов РС (Я)- 2 часа
| ||||||
16 |
|
| Государственные праздники РС (Я) – День независимости РС (Я) – 25 сентября и День Республики Саха (Якутия) – 27 апреля.
| Беседа. Просмотр презентации | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
| |
17 |
|
| Национальные праздники Республики Саха (Якутия). День Матери | Викторина. Рисунок | ||
Устное народное творчество – часа
| ||||||
18 |
|
| Жанры якутского фольклора: - «Сказки земли олонхо» | Беседа. Рассказ. Прослушивание отрывка из сказки «Биэсыахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин». гра - конкурс : «Лучший сказочник». Просмотр картин, книжных изданий. Рисунки на тему: «Сказки земли Олохно» | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
| |
19 |
|
| Загадки | Беседа. Отгадывание загадок. Рисование отгадок | ||
20 |
|
| Скороговорка | Беседа. Исполнение скороговорки | ||
21 |
|
| Якутские народные песни. | Беседа. Просмотр презентации | ||
22 |
|
| Героические сказания о богатырях. | Чтение текста олонхо. Рисунок к тексту | ||
23 |
|
| Зарождения Земли в олонхо. | Чтение текста, рисование | ||
24 |
|
| Священное дерево Аал – Луук – Мас. | Беседа. Чтение текста олонхо. Конкурс рисунков «Олонхо – в рисунках детей». «Мои предки». | ||
25 |
|
| Злые духи – абасы. | Чтение текстов, рисунки | ||
Детские писатели и поэты - 2 часа
| ||||||
26 |
|
| Тематическое разнообразие литературы народов РС (Я) для детей. Знакомство с творчеством якутских детских писателей и поэтов Гавриилом Григорьевичем Вешниковым и Николаем Якутским.
| Беседа. Чтение. Просмотр презентации . Рисование | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
| |
27 |
|
| Знакомство с творчеством якутских детских писателей и поэтов Гавриилом Григорьевичем Вешниковым и Николаем Якутским.
| Беседа. Чтение. Просмотр презентации . Рисование | ||
Периодическая печать для детей- 1 час
| ||||||
28 |
|
| Журнал «Колокольчик» и «Чуоранчик» для детей РС (Я). Журнал «Колокольчик» российского издания. Содержание журналов, их общие и отличительные черты.
| Простор презентации. Чтение. Беседа. Рисование | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
| |
Народно-прикладное, изобразительное искусство и музыка народов РС (Я)- 5 часов
| ||||||
29 |
|
| Знакомство с биографией и творчеством якутского художника Афанасия Петровича Собакина ( «Танец стерхов»). | Просмотр презентации, картин. Беседа. Рисование | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
| |
30 |
|
| Народное прикладное искусство. Декоративная резьба по дереву как один из видов народного прикладного искусства. Различные виды чоронов, деревянных чаш ( кытах, кытыйа), коробок для рукоделия (мал иьитэ), кумысных ковшей, ложек ( усайах, хамыйах). | Просмотр презентации. Беседа. Рисование | ||
31 |
|
| Национальная одежда народов РС (Я) из меха, замши, ровдуги, сукна других материалов. | Беседа. Просмотр проезентации. Изготовление аппликации «Национальная одежда народов РС (Я) | ||
32 |
|
| Некоторые простые виды узоров, орнаментов и их толкование по назначению изделия. | Беседа. Просмотр презентации. Рисование узоров. | ||
33 |
|
| Национальные музыкальные традиции. Творчество якутских композиторов Н. Берестова, З. Степанова, П. Иванова .
| Беседа. Просмотр презентации. Прослушивание произведений. Сообщения детей. | ||
Экология – 1 час | ||||||
34 |
|
| Бережное отношение к природе родного края, к окружающей среде. Правила поведения в природе.
| Беседа. Просмотр презентации. Конкурс рисунков | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
|
60