Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 имени Героя Советского Союза В.Н.Тимонова
Карасукского района Новосибирской области
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от «27» августа 2020 г. Руководитель МО ________Смага О.В. | «Согласовано» на МС Протокол № 1 от « 28 » августа 2020 г. Заместитель директора по НМР ________ Рассказова Л.М. |
Рабочая программа элективного курса
«Основы 3D- моделирования»
для основного общего образования (8 класс)
срок освоения программы: 1 год
Составитель: Ильченко В.П., учитель технологии
2020-2021 г.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Основы 3D- моделирования» реализует профориентационные задачи, обеспечивает возможность знакомства с современными профессиями технической направленности. Освоение инженерных технологий подразумевает получение ряда базовых компетенций, владение которыми критически необходимо для развития изобретательства, инженерии и молодежного технологического предпринимательства, что необходимо любому специалисту на конкурентном рынке труда в STEAM-профессиях.
В ходе занятий по элективному курсу «Основы 3D- моделирования» обучающиеся 8-х классов получат навыки работы на высокотехнологическом оборудовании, познакомятся с теорией решения изобретательских задач, основами инженерии, выполнят работы с электронными компонентами, поймут особенности и возможности высокотехнологического оборудования и способы его практического применения, а также определят наиболее интересные направления для дальнейшего практического изучения, в том числе основы начального технологического предпринимательства.
Программа элективного курса «Основы 3D- моделирования» состоит из последовательно изучаемых модулей. Каждый модуль состоит из кейсов, направленных на формирование определенных компетенций (hard и soft). Результатом каждого кейса является «продукт» (групповой, индивидуальный), демонстрирующий сформированность компетенций.
Кейс – история, описывающая реальную ситуацию, которая требует проведения анализа, выработки и принятия обоснованных решений.
Кейс включает набор специально разработанных учебно-методических материалов. Кейсовые «продукты» могут быть самостоятельным проектом по результатам освоения модуля, или общего проекта, по результатам всей образовательной программы.
Модули и кейсы различаются по сложности и реализуются по принципу «от простого к сложному».
Объем программы в 8 классе составляет 16 часов в год.
Формы обучения и виды занятий:
Беседы, обсуждения, игровые формы работы, практические занятия, метод проектов. Также программа курса включает групповые и индивидуальные формы работы обучающихся (в зависимости от темы занятия).
По типу организации взаимодействия педагога с обучающимися при реализации программы используются личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества.
Реализация программы предполагает использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая деятельность реализуется:
-через создание безопасных материально-технических условий;
-включением в занятие динамических пауз, периодической смены деятельности обучающихся;
-контролем соблюдения обучающимися правил работы на ПК;
-через создание благоприятного психологического климата в учебной группе в целом.
Срок освоения программы определяется содержанием программы.
Объем программы: длительность одного занятия – 1 час, периодичность занятий – 0,5 раз в неделю.
Материально-техническое обеспечение
Компьютерное оборудование:
Персональные компьютеры (ноутбуки) для работы с 3D моделями с предустановленной операционной системой и специализированным ПО;
канал Интернет;
флэш-накопитель переносной.
Профильное оборудование:
Программное обеспечение:
Программное обеспечение САПР (CAD) для 2D моделирования
Программное обеспечение САПР (CAD) для проектирования печатных плат ПО для станка ПО 3D моделированию
Презентационное оборудование
Интерактивный комплект
Формы аттестации
Система контроля знаний и умений учащихся представляется в виде учёта результатов по итогам выполнения заданий отдельных кейсов и посредством наблюдения, отслеживания динамики развития учащегося.
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности обучающихся, которые определены в рабочей программе педагога и в индивидуальных образовательных программах обучающихся.
Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — 3D- модели.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах: текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий; взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах; публичная защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых); текущая диагностика и оценка педагогом деятельности школьников; итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающегося в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами: по количеству творческих элементов в модели; по степени его оригинальности; по художественной эстетике модели; по практической пользе модели и удобству его использования. Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем устного опроса, собеседования, анализа результатов деятельности, самоконтроля, индивидуального устного опроса и виде самостоятельных, практических и творческих работ.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, организационно-деятельностные, рефлексивные. Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса.
В целях развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и другое), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
осознание ценности пространственного моделирования;
осознание ценности инженерного образования;
формирование сознательного отношения к выбору будущей профессии;
формирование информационной культуры как составляющей общей культуры современного человека;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое знание от известного;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.
работать по предложенным инструкциям и самостоятельно;
излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя работать в группе и коллективе;
работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности
умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
Регулятивные:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
умение сличать результат действий с эталоном (целью);
умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;
умение оценивать результат своей работы, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные результаты:
знание основ и принципов теории решения изобретательских задач;
овладение начальными базовыми навыками инженерии;
знание принципов проектирования в САПР (САD), основ создания и проектирования 2D и 3D моделей;
знание основ в работе на аддитивном оборудовании;
знание основ в работе с ручным инструментом;
умение самостоятельно работать с 3D-принтером;
умение самостоятельно работать с ручным инструментом;
знание актуальных направлений научных исследований в общемировой практике;
умение использовать терминологию моделирования;
умение работать в среде графических 3D редакторов;
приобретение навыков работы в среде 3D-моделирования и освоение основных приемов выполнения проектов трехмерного моделирования;
освоение элементов технологии проектирования в 3D-системах и применение их при реализации исследовательских и творческих проектов.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ТРИЗ и основы инженерии.
Теория
Основы инженерии и изобретательская деятельность. Современные российские научные разработки. Техника и технологий в современном мире, понятия: инженер, конструирование, высокие технологии, изобретательство, технические противоречия.
Практика
Изучение основ ТБ по работе с оборудованием. Решение задач ТРИЗ.
Проектирование в САПР (CAD) 2D и 3 D.
Теория
Основы проектирования. 2D-моделирование. ПО САПР (CAD), принцип работы, области применения, классификация. Основы векторной и растровой графики, изучение основ начертательной геометрии и общей инженерной грамотности.
Основы проектирования. 3D-моделирование. Основы трехмерного моделирования, классификация трехмерных моделей, изучение основ работы в САПР изучение понятий деталь, сборка, взаимосвязи, полностью определенная модель, сопряжения.
Практика
Создание двухмерных эскизов и чертежей в пакетах CAD (AutoCAD/Компас/Corel/). Создание трехмерных моделей (деталей и сборок), работа с библиотеками, работа с модулем Simulation. TINKERCAD.
Аддитивные технологии.
Теория
Программное обеспечение для 3Dпринтера. Основы работы с ПО 3D принтеров, особенность печати пластиком (толщина слоя, усадка материала, наличие поддержек и других вспомогательных элементов).
Основы аддитивных технологий. Аддитивные технологии, основы послойного изготовления деталей, типы 3D принтеров и их конструкция, материалы для печати, диаметр сопла и толщина слоя.
Практика
Изучение основ ТБ по работе с оборудованием, изучение основных компонентов принтеров, составление таблицы рисков и возможностей работы оборудования. Разработка и печать 3D моделей.
Проектная деятельность.
Теория
Разработка и сборка компонентов для проекта
Практика
Разработка проекта «Подставка для карандашей/Новогодний сувенир».
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
№ | Название модуля | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | ТРИЗ и основы инженерии. | 4 | 2 | 2 |
2 | Проектирование в САПР (CAD) 2D и 3D | 6 | 2 | 4 |
3 | Аддитивные технологии | 4 | 2 | 2 |
4 | Проектная деятельность | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 16 | 7 | 9 |