СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" для 3-го класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" для 3-го класса общеобразовательных школ Луганской Народной Республики. Программа составлена на основе программы ОПК под общей редакцией Чорной Е.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" для 3-го класса»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЗИМОГОРЬЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА МАЛЬКО»

(полное наименование образовательной организации)



УТВЕРЖДАЮ:

Директор

__________ О.Н.Давыдюк

«___»___________2018 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы православной культуры»

(предмет, курс, модуль)

_________базовый___________

(уровень программы)

____________3_____________

(параллель, класс)






Составитель рабочей программы:

Давыдюк Ольга Николаевна



















_____2018_____

(год составления программы)

Пояснительная записка

Основы православной культуры – это культурологический курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, традиций своего и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер. С одной стороны по своему содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников, с другой стороны, учебный курс ОПК дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной школы.

Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» (базовый уровень) для 3класса разработана на основе:

  • Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 495-од от 21.05.2018 «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»);

  • Программы по курсу «Основы православной культуры» (2,3,5 класс, базовый уровень) для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, допущенной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 767-од от 17 августа 2018г).

Составители:

Белаш С.В. – методист учебных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевский городской методический кабинет»;

Буранова Е.А. – методист психологической службы Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевский городской методический кабинет».

Общая редакция:

Чорная Е.В. – методист отдела методики преподавания учебных дисциплин Государственного учреждения дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования Луганской Народной Республики».;

  • Республиканской программы духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016-2020 годы (утв. Постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики №532 от «04» октября 2016 года);

  • методических рекомендаций по преподаванию учебного предмета «Основы православной культуры» в 2018-2019 учебном году.

Рабочая программа курса «Основы православной культуры» рассчитанная на 34 учебных часа (1 час в неделю), реализуется во 3-м классе за счет часов части учебного плана формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с рабочим учебным планом на 2018 – 2019 учебный год.

Содержание курса ориентировано на совершенствование процесса воспитания детей, укрепление их духовного здоровья через принятие и усвоение ими соответствующих моральных норм и нравственных установок. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе реализации программы, предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирующих основу гражданского самосознания подрастающего поколения, соблюдающих Конституцию, уважающих её духовные и культурные традиции, стремящихся к выстраиванию мирных добрососедских взаимоотношений с представителями разных культур и мировоззрений.


Цель данной программы, является формирование у учащихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православных традиций культуры нашей Родины, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Задачи:

– организация систематического и системного изучения основ православной культуры;

– развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и духовных ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– формирование первоначальных представлений о православной вере, ее роли в культуре, истории и современности нашего края;

– формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;

– создание условия для развития способностей учащихся к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

– возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

– формирование уважительного отношения к другим традиционным религиям и добрым светским традициям на основе главной христианской заповеди – любви к ближнему;

– осознание ценности человеческой жизни;

– воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, православных традициях;

– формирование чувства любви к Родине, осознание своей причастности к ее судьбе, ответственности за ее настоящее и будущее;

– укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей;

– укрепление физического, духовно-нравственного здоровья учащихся;

– формирование основных понятий и ценностей: любовь, Родина (Отечество), нравственность, долг, милосердие, миролюбие, верность, вера, память, семья, ближний и их понимание как основы традиционной культуры нашего народа.



Общая характеристика курса

«Основы православной культуры. III класс»

Курс «Основы православной культуры. III класс», интегрируя в себе теологические, исторические, эстетические, филологические знания, имеет исключительные возможности для формирования мировоззрения личности: эмоционально-оценочного отношения к знаниям, к нравственным нормам, эстетическим проявлениям.

Воспитательные возможности курса объясняются тем, что православная культура сохранила опыт чувств, эталонные ценности, отразившие способ реагирования человека на мир в эстетических формах, а также тем, что она, основываясь на нормах христианской нравственности (морали), выполняла регулятивную и культурообразующую роль в общественной жизни нашего народа, сохраняя преемственность духовных традиций.

Христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Утрата преемственности традиций в духовно-нравственном воспитании детей привела к кризисным явлениям в развитии общества. Поэтому был разработан культурологический учебный курс с задачей систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а такой ценностной традицией для нашей Республики является православная культура).

Имея духовно-нравственную и эстетическую направленность, курс «Основы православной культуры. III класс» будет знакомить учащихся с ценностями православной христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.

Изучение курса позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, обществознание, литература, русский язык, мировая художественная культура.

В данной программе курса «Основы православной культуры. III класс» соблюдается преемственность по содержанию, целям и задачам с Примерной программой для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «Основы православной культуры». IV класс. Базовый уровень. 2016г. (утв. Министерством образования и науки Луганской Народной Республики приказ №483 от 27.12.2016).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Основы православной культуры. III класс»

В ходе освоения курса «Основы православной культуры. III класс» обеспечиваются условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Требования к личностным результатам:

– формировать основы православной гражданской идентичности, чувства уважения к истории и культуре гордости своего народа и страны;

– развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего и других народов;

– развивать эстетические потребности, ценности и чувства как регуляторов морального поведения;

– воспитывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;

– развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

– мотивировать установку на здоровый образ жизни, приобщение к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

– формировать овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства её осуществления;

– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

– осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;

– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– определять общие цели и пути её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

– формировать способность адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- формировать понимание и принятие учащимися ценностей: духовность, Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций народа нашего края;

– знакомить с основами православной морали, пониманием их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

– формировать первоначальные представления о православной культуре, ее роли в истории и современности;

– осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся, изучив курс, научатся:

– пересказывать содержание основных составляющих православной культуры, духовной традиции (православная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, обычаи и обряды, православный календарь и праздники, нормы отношений между людьми и др.);

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной морали;

- готовить сообщения по выбранным темам.

Учащиеся, изучая курс, получат возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально- нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для нашего народа духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на православных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


Формы и виды учебной деятельности

В рамках курса «Основы православной культуры» формы и виды учебной деятельности основываются на следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых, включая в себя: учебные занятия, экскурсии, беседы, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр видеофильмов на православные темы.


Основное содержание программы

курса «Основы православной культуры. III класс»

Содержание учебного курса «Основы православной культуры. III класс» ориентировано на ознакомление с культурой, традициями и вероучением Православия и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Данный курс требует глубоко продуманного и тактичного преподавания в контексте других общеобразовательных дисциплин.


Тематический план

курса «Основы православной культуры. III класс»

№ раздела

Содержание программного материала

Количество часов

3 класс

1

Родина. Народ. Культура

6 ч

2

О чем рассказывает Библия. Ветхий Завет

10 ч

3

О чем рассказывает Библия. Новый Завет. Жизнь Спасителя в библейских сюжетах

12 ч.


4

Икона. Православный храм

4 ч


Итоговые уроки

2 ч


Всего

34 ч


3 класс - 34 часа

Раздел 1. Родина. Народ. Культура. 6 ч.

Родина. Отечество. Отчизна. Народ. Культура.

Луганск – столица нашей Родины. Города Луганщины.

Исторические памятники Луганщины.

Православные храмы Луганщины. Православные храмы города, в котором живём.

Представление о православной культуре, о жизни православных людей. Влияние православной веры на культуру и общество. Крепость веры, чистота души и любовь к людям старца Филиппа Луганского. Явление Филиппу Луганскому Божией Матери. Икона Пресвятой Богородице Луганская. Жизнь и служение народу святого Николая Истровского, подвижника земли Луганской.

Раздел 2. О чем рассказывает Библия. Ветхий Завет. 10 ч.

Повествование о сотворении мира. Видимый и невидимый мир. Сотворение человека по образу и подобию Божию. Человек – венец творения Бога. Первые люди. Представления о рае.

Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех».

Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.

Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство.

Гибель Содома и Гоморры. Стремление к праведной жизни с Богом праведного Авраама и его племянника Лота.

Жизнь евреев в египетском рабстве. Рождение и юность пророка Моисея.

Синайское законодательство. Заповеди Божии.

Царь Давид. Псалтирь.

Обобщающий урок. Жизнь людей до Рождества Христова.

Раздел 3. О чем рассказывает Библия. Новый Завет. Жизнь Спасителя в библейских сюжетах. 12 ч.

Иисус Христос – Спаситель мира.

Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благая весть о рождении Спасителя.

Рождество Христово. Поклонение волхвов.

Иоанн Предтеча и Креститель Господа нашего Иисуса Христа. Крещение Иисуса Христа.

Христос в пустыне. Пост.

Двенадцать учеников Иисуса Христа. Понятие «апостолы», подвиг апостолов – служение Христу.

Нагорная проповедь Спасителя. Заповеди блаженства.

Чудеса Иисуса Христа. Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам.

Главная заповедь Христа – любовь к людям и ближнему. Притча о

милосердном царе и злом рабе. Исцеление расслабленного.

Как люди предали Христа. Предательство Иуды. Тайная вечеря.

Светлое Христово Воскресение – Пасха.

Обобщающий урок. Иисус Христос – Спаситель мира.

Раздел 4. Икона. Православный храм. 4 ч.

Кто и что изображается на иконах. Первая икона «Спас нерукотворный». Почитание икон. Чудотворные иконы.

Храм – дом Божий. Внешнее и внутреннее устройство храма. Почему необходимо ходить в храм. Правила благочестивого поведения в храме.

Церковные колокола. Виды и названия колоколов. История происхождения колокола.

Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство.

Итоговые уроки. 2 ч.

Обобщение знаний о Библейских историях, о православной культуре и её памятниках на Луганщине.


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

  1. Родина. Народ. Культура - 6 часов

1

1

Родина. Отечество. Отчизна. Народ. Культура.




2

2

Луганск – столица нашей Родины. Города Луганщины.




3

3

Исторические памятники Луганщины.




4

4

Православные храмы Луганщины. Православные храмы города, в котором живём.




5

5

Представление о православной культуре, о жизни православных людей. Влияние православной веры на культуру и общест-во. Крепость веры, чистота души и лю-бовь к людям старца Филиппа Луганско-го. Явление Филиппу Луганскому Божией Матери. Икона Пресвятой Богородице Луганская.




6

6

Представление о православной культуре, о жизни православных людей. Жизнь и служение народу св. Николая Истровско-го, подвижника земли Луганской.




  1. О чем рассказывает Библия. Ветхий Завет - 10 часов

7

1

Повествование о сотворении мира. Видимый и невидимый мир. Сотворение человека по образу и подобию Божию. Человек – венец творения Бога. Первые люди. Представления о рае.




8

2

Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех».




9

3

Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.




10

4

Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.




11

5

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство.




12

6

Гибель Содома и Гоморры. Стремление к праведной жизни с Богом праведного Авраама и его племянника Лота.




13

7

Жизнь евреев в египетском рабстве. Рождение и юность пророка Моисея.




14

8

Синайское законодательство. Заповеди Божии.




15

9

Царь Давид. Псалтирь.




16

10

Обобщающий урок. Жизнь людей до Рождества Христова.




  1. О чем рассказывает Библия. Новый Завет. Жизнь Спасителя в библейских сюжетах - 12 часов

17

1

Иисус Христос – Спаситель мира.




18

2

Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богороди-цы. Благая весть о рождении Спасителя.




19

3

Рождество Христово. Поклонение волхвов




20

4

Иоанн Предтеча и Креститель Господа нашего Иисуса Христа. Крещение Иисуса Христа.




21

5

Христос в пустыне. Пост.



22

6

Двенадцать учеников Иисуса Христа. Понятие «апостолы», подвиг апостолов – служение Христу.




23

7

Нагорная проповедь Спасителя. Заповеди блаженства.




24

8

Чудеса Иисуса Христа. Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам.




26

9

Главная заповедь Христа – любовь к людям и ближнему. Притча о милосерд-ном царе и злом рабе. Исцеление расслабленного.




26

10

Как люди предали Христа. Предательство Иуды. Тайная вечеря.




27

11

Светлое Христово Воскресение – Пасха.




28

12

Обобщающий урок. Иисус Христос – Спаситель мира.




  1. Икона. Православный храм - 4 часов

29

1

Кто и что изображается на иконах. Первая икона «Спас нерукотворный». Почитание икон. Чудотворные иконы.




30

2

Храм – дом Божий. Внешнее и внутрен-нее устройство храма. Почему необходи-мо ходить в храм. Правила благочестии-вого поведения в храме.




31

3

Церковные колокола. Виды и названия колоколов. История происхождения колокола.




32

4

Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство.




Итоговые уроки - 2 часов

33

1

Обобщение знаний о Библейских историях, о православной культуре.




34

2

Обобщение знаний о православной культуре и её памятниках на Луганщине.








РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания методического

объединения учителей начальных классов

от «____»___________2018г. № _____




СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

__________ Т.И.Дегтярева

«____»___________2018г.