1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы учебно-исследовательской деятельности» для учащихся основной средней школы направлен на приобщение учащихся к исследовательской. Курс рассчитан на 34 часа теоретических занятий Полученные знания слушатели курса применяют в учебно-исследовательской деятельности под руководством своих научных руководителей.
Цель курса: обучение школьников умениям и навыкам учебно-исследовательской работы.
Данный курс решает следующие задачи:
· знакомство с принципами и правилами организации учебно-исследовательской деятельности, методологией исследования;
· формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
· формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
· развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
· развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
· формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
· формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
· развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.
Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.
Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс является вспомогательной дисциплиной к проектно-исследовательской работе учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.
Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.
Требования к научному руководителю ученика: знание этапов, форм, методов, методологии, математического обеспечения обработки результатов исследования в исследовательской работе.
Формы контроля: выполнение зачетной работы (определение предмета, объекта, гипотезы исследования; составление плана исследования; представление документации по экспериментальной части работы; составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учащийся знает:
· о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;
· о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;
· о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;
· об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;
· об эффективных способах презентации результатов исследования.
Учащийся имеет навыки:
· работать в библиотеке;
· находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
· конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию
· ставить цели и задачи исследования;
· подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.
Учащийся приобретает опыт:
· работы с различными информационными ресурсами
· анализа и конспектирования литературы
· постановки проблемы, обоснования актуальности исследования
· определения целей и задач исследования
· самостоятельной организации исследовательской деятельности
· рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
· публичной защиты результатов собственного исследования
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Научно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования (10 ч).
Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.
Практическая работа: составление анкеты для изучения проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.
Особенности труда ученых. Возможности карьерного роста в науке. Роль науки в развитии общества. Жизненный путь ученого (по выбору учителя).
Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке.
Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.
Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.
Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой.
Правила работы с книгой.
Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.
2. Организация исследовательской деятельности (11 часов).
Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.
Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.
Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования.
Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.
Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач.
Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.
Консультации (индивидуальные) по исследовательской деятельности.
3. Методика написания реферата (11 часов).
Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.
Подготовка к выступлению по теме исследования.
Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.
Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов
Консультирование (групповое) по написанию реферата.
Презентация результатов на конференции.
Итоговое повторение (1 час)
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
( 34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Примечание |
1 | Введение | 1 | 06.09 | |
| Учебно-исследовательская деятельность. Методы научного исследования | 10 | | |
2 | Методы научного познания. | 1 | 13.09 | |
3 | Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.) | 1 | 20.09 | |
4 | Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента. | 1 | 27.09 | |
5 | Рациональная организация учебного труда | 1 | 04.10 | |
6-7 | Виды информационных ресурсов и способы работы с ними | 2 | 11.10 18.10 | |
8-9 | Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Правила составления библиографии. | 2 | 25.10 01.11 | |
10 | Правила работы с книгой Методы эффективного чтения | 1 | 15.11 | |
11 | Применение информационных технологий в исследовании | 1 | 22.11 | |
| Организация учебно-исследовательской деятельности | 11 | | |
12-14 | Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы. | 3 | 29.11 06.12 13.12 | |
15-19 | Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение. | 5 | 20.12 27.12 17.01 24.01 31.01 | |
20-22 | Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. | 3 | 07.02 14.02 21.02 | |
| Методика написания реферата | 11 | | |
23-25 | Работа над основной частью реферата. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы. | 3 | 28.02 06.03 13.03 | |
26-28 | Подготовка к выступлению по теме исследования. Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. | 3 | 20.03 03.04 10.04 | |
29-30 | Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. | 2 | 17.04 24.04 | 01.05-праздник |
31 | Искусство отвечать на вопросы. | 1 | 08.05 | |
32-33 | Презентация результатов на конференции | 2 | 15.05, 22.05 | |
34 | Итоговое повторение | 1 | 29.05 | |
| Итого | 34 | | |