СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном разделе размещена рабочая программа по курсу "Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся" в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся"»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Основы учебно-исследовательской деятельности» для учащихся основной средней школы направлен на приобщение учащихся к исследовательской. Курс рассчитан на 34 часа теоретических занятий Полученные знания слушатели курса применяют в учебно-исследовательской деятельности под руководством своих научных руководителей.

Цель курса: обучение школьников умениям и навыкам учебно-исследовательской работы.

Данный курс решает следующие задачи:

·  знакомство с принципами и правилами организации учебно-исследовательской деятельности, методологией исследования;

·  формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;

·  формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

·  развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;

·  развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;

·  формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;

·  формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;

·  развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.

Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс является вспомогательной дисциплиной к проектно-исследовательской работе учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.

Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.

Требования к научному руководителю учениказнание этапов, форм, методов, методологии, математического обеспечения обработки результатов исследования в исследовательской работе.

Формы контроля: выполнение зачетной работы (определение предмета, объекта, гипотезы исследования; составление плана исследования; представление документации по экспериментальной части работы; составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.



2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учащийся знает:

·  о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;

·  о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;

·  о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;

·  об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;

·  об эффективных способах презентации результатов исследования.

Учащийся имеет навыки:

·  работать в библиотеке;

·  находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;

·  конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию

·  ставить цели и задачи исследования;

·  подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.

Учащийся приобретает опыт:

·  работы с различными информационными ресурсами

·  анализа и конспектирования литературы

·  постановки проблемы, обоснования актуальности исследования

·  определения целей и задач исследования

·  самостоятельной организации исследовательской деятельности

·  рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности

·  публичной защиты результатов собственного исследования

























3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Научно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования (10 ч).

Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.

Практическая работа: составление анкеты для изучения проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.

Особенности труда ученых. Возможности карьерного роста в науке. Роль науки в развитии общества. Жизненный путь ученого (по выбору учителя).

Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке.

Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.

Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой.

Правила работы с книгой.

Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.

2. Организация исследовательской деятельности (11 часов).

Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.

Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.

Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.

Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования.

Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач.

Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.

Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.

Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.

Консультации (индивидуальные) по исследовательской деятельности.

3. Методика написания реферата (11 часов).

Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.

Подготовка к выступлению по теме исследования.

Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.

Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов

Консультирование (групповое) по написанию реферата.

Презентация результатов на конференции.

Итоговое повторение (1 час)








4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

( 34 часа)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Примечание

1

Введение

1

06.09



Учебно-исследовательская деятельность. Методы научного исследования

10



2

Методы научного познания.

1

13.09


3

Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.)

1

20.09


4

Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.

1

27.09


5

Рациональная организация учебного труда

1

04.10


6-7

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними

2

11.10

18.10


8-9

Поиск, накопление и обработка научной информации.

Научные документы и издания. Государственная система научной информации.

Организация работы с научной литературой. Правила составления библиографии.

2

25.10

01.11


10

Правила работы с книгой

Методы эффективного чтения

1

15.11


11

Применение информационных технологий в исследовании

1

22.11



Организация учебно-исследовательской деятельности

11



12-14

Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.

3

29.11

06.12

13.12


15-19

Введение: правила написания.

Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

Заключение.

5

20.12

27.12

17.01

24.01

31.01


20-22

Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов.

Умение делать выписки.

3

07.02

14.02

21.02



Методика написания реферата

11



23-25

Работа над основной частью реферата. Структура глав.

Язык и стиль научной работы.

Ссылки в тексте.

Сокращения.

Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.

3

28.02

06.03

13.03


26-28

Подготовка к выступлению по теме исследования.

Структура доклада.

Вступление и заключение.

Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.

3

20.03

03.04

10.04


29-30

Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы.

2

17.04

24.04

01.05-праздник

31

Искусство отвечать на вопросы.

1

08.05


32-33

Презентация результатов на конференции

2

15.05, 22.05


34

Итоговое повторение

1

29.05



Итого

34