СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Подготовка к школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по подготовке детей 6-7 лет к школе ориентирована на учебники-тетради:Н.А.Федосова "От слова к букве"; С.И.Волкова "Математические ступеньки"; А.А. Плешаков "Зеленая тропинка"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Подготовка к школе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области








Согласована:

на заседании МО

учителей начальных классов

Руководитель МО ________/Е.А.Емельянова

Протокол № __ от__ _____ 20 __ г.




Утверждена:

приказом по школе

№___ от___ _______ 20___ г.

Директор школы ________/В.Н.Михалев






Рабочая программа

«Подготовка к школе»

подготовительного класса

(Возрастная группа 5-6 лет)









Разработала:

учитель начальных классов

Г.В.Обухова




2016 год



Пояснительная записка

Программа рассчитана на 102 занятия (3 занятия по 25 минут в неделю).

Рабочая программа ориентирована на учебники-тетради:

1. Н.А. Федосова. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. – М.:Просвещение, 2011

2. С.И.Волкова. Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2011

3. А.А. Плешаков. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2011

Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) научный руководитель Н. А. Федосова М.: Просвещение, 2012, рекомендованной Министерством образования РФ

При разработке программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:

- локальный акт школы,

- образовательная программа школы.

Программа предназначена для того, чтобы сделать равным стартовые возможности для поступления в школу «домашних детей» и воспитанников дошкольных образовательных учреждений через обеспечение преемственности форм и методов обучения в семье и в школе.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи:

- сохранение и укрепление здоровья;

- развитие личностных качеств;

- формирование ценностных установок и ориентаций;

- развитие творческой активности;

- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы:

- подготовка к школе носит развивающий характер;

- не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);

- обеспечивает формирование ценностных установок;

- ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

- обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;

- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы:

- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- развитие творческой деятельности;

- развитие личностных компетенций;

- поддержка и сохранение здоровья;

- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

- сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- систематичность и последовательность;

- вариантность и вариативность;

- доступность и достаточность;

- наглядность;

- достоверность;

- комплексность;

- взаимосвязь с окружающим миром;

- использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества;

- разнообразие игровых и творческих заданий;

- многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.

Место занятий в учебном плане

Программа «Подготовка к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих несколько подпрограмм подготовки детей к школе. Занятия с детьми дошкольного возраста 5-7 лет строятся на интегрированной основе с широким применением игровых методов.

Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20 минут с 10-минутным перерывом.

Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками:

- самостоятельно одевается, раздевается;

- ухаживает за одеждой и обувью;

- соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

- ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- использует вербальные и невербальные способы общения;

- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Готовность к школьному обучению рассматривается как два основных блока: общая готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальная и специальная, состоящая из подготовки детей к усвоению курса начальной школы. Новый социальный статус предъявляет серьёзные требования к физическому и психическому здоровью ребёнка, поэтому важно соблюдать основные режимные моменты в организации жизни будущего школьника: рациональное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, полноценный отдых. Важно, чтобы ребёнок имел широкий кругозор, мог пересказать или составить небольшой связный рассказ; обладал хорошей слуховой и зрительной памятью; выделял и правильно произносил все звуки родного языка; свободно оперировал понятиями «больше», «меньше», «равно», считал до 10 и дальше, называл числа в прямом и обратном порядке; ориентировался в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку, определял время по часам с точностью до часа. Уровень готовности ребёнка к усвоению социальных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой начального обучения достаточно высок, но может быть достигнут при взаимодействии трёх звеньев государственной системы общего образования: дошкольной, предшкольной и начальной школьной.

Программа состоит из следующих курсов:

Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Курс « Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

Все занятия проводятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, с опорой на практическую деятельность.

Данная программа позволяет:

- устранить разноуровневую подготовку к обучению детей к школе;

- исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.

В данной программе учитываются основные принципы работы по подготовке детей к обучению, такие как:

- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

- доброжелательный климат;

- положительная оценка любого достижения ребёнка;

- проведение занятий с учётом специфики старшего дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребёнок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.

Символическая игра-употребление ребёнком символов, является одной из ступеней развития его мышления. Благодаря использованию символов у ребёнка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённого в неё, определённой способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей, стимулирует его развитие речи.

В игре ребёнок учится использовать обобщенные значения слов; впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми; начинает постигать определённые правила поведения принятые в обществе.

Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельность, результаты экспериментальной работы позволила определить содержание систематической подготовки к обучению, которая направлена на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальных и эмоционально-волевой сферы.

В основу отбора содержания легли следующие принципы:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

- практическая направленность;

- занимательность;

- наглядность и др.

Результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

- знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;

- сравнение и сопоставление;

- выделение общего и различного;

- осуществление классификации;

- установление аналогии;

- самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД:

- осуществление действия по образцу и заданному правилу;

- сохранение заданной цели;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- осуществление контроля своей деятельности по результату;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД:

- овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника;

- задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

- распознавать первый звук в словах;

- внимательно слушать литературные произведения;

- называть персонажей, основные события;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

- составлять элементарный рассказ по серии картинок;

- обсуждать нравственные стороны поступков людей;

- участвовать в коллективных разговорах;

- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

- ориентироваться в пространстве;

- ориентироваться в тетради в клетку;

- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

Ребенок получит возможность научиться:

- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

-различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;










































«От слова к букве».

Пояснительная записка.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтения;

-подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
       При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
       Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

       Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

       Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Планируемые результаты:

- ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
 - знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
 - знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;

- правильно произносить все звуки;

- отчётливо и ясно произносить все слова;

- выделять из слов звуки;

- находить слова с определённым звуком;

- определять место звука в слове;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;

- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

- соблюдать элементарные гигиенические правила;

- ориентироваться на странице в тетради.













































Календарно-тематический план по содержанию курса «От слова к букве»



п/п

Название раздела, темы

Характеристика деятельности обучающихся

Запланировано часов

Дано часов

Дата






плановая

фактическая

1

«От слова к букве» - первая учебная книга.

Ориентироваться в «От слова к букве», называть условные знаки, объяснять значение каждого знака. рассказывать. как правильно обращаться с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку. использовать эти правила при работе с «От слова к букве».

Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе.

1


05.10



Устная и письменная речь.






2

Понятие об устной и письменной речи.

Принимать учебную задачу урока и осуществлять ее под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Практически различать речь устную и письменную.

1


12.10


3

Предложение и слово.

Принимать учебную задачу урока и осуществлять ее под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Учиться выделять из речи предложения. Учиться выделять из предложения слова. Определять на слух количество слов в предложении.

Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

Соблюдать речевой этикет в ситуациях учебного общения.

Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

1


19.10


4

Деление слова на слоги с использованием графических схем.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Отвечать на вопросы по иллюстрациям. Произносить слова по слогам. Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах

1


26.10


5

Деление слова на слоги.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Отвечать на вопросы по иллюстрациям. Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. Контролировать свои действия при делении слов на слоги. Моделировать слова при помощи схем.

1


02.11


6

Ударение в словах.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации. Воспринимать слово, как объект изучения, материал для анализа. Учиться выделять ударный слог при произношении слова. Учиться определять на слух ударный слог в словах. Составлять рассказы по иллюстрациям и на основе жизненных впечатлений.

1


05.11


7

Знакомство со звуками.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Учиться слышать и произносить звук. Составлять короткие рассказы об играх детей. Рассуждать о своих отношениях с товарищами. Рассуждать о своих отношениях с товарищами.

1


06.11


8

Представление о гласных звуках.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Учиться слышать и выделять гласные звуки в слове. Наблюдать за артикуляцией гласных звуков. Соотносить рисунки и схемы: называть, что изображено на предметной картинке, соотносить звуковую форму слова и его модель.

1


07.11


9

Представление о согласных звуках.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Учиться слышать и выделять согласные звуки в слове. Наблюдать за артикуляцией согласных звуков. Учиться отличать гласные звуки от согласных Называть особенности гласных и согласных звуков. Соотносить рисунки и схемы: называть, что изображено на предметной картинке, соотносить звуковую форму слова и его модель.

1


08.11


10

Упражнения в звуковом анализе слов.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Воспринимать слово, как объект изучения, материал для анализа. Учиться воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. группировать слова по первому (последнему) звуку. Соотносить рисунки и схемы: называть, что изображено на предметной картинке, соотносить звуковую форму слова и его модель.



09.11


Обучение письму.




11

Подготовительные упражнения для развития глазомера.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке данные элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами.

1


16.11


12

Обводка и штриховка контуров.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Обводить предметы по контуру. Обводить элементы букв, соблюдая указанное направление движения руки.

1


23.11


13

Обводка и штриховка контуров.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Обводить изображенные предметы по контуру, штриховать. Называть героев сказки, составлять небольшие рассказы.

1


30.11


14

Рисование и раскрашивание узоров.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Рисовать узоры по образцу. Находить одинаковые узоры в изображении предметов. Раскрашивать узоры, не выходя за контур.

1


07.12


15

Рисование и раскрашивание узоров.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Рисовать и раскрашивать узоры, не выходя за контур. Узнавать сказку и отдельный эпизод из сказки по иллюстрации. Составлять связные рассказы по иллюстрациям.

1


14.12


16

Знакомство с большими и маленькими печатными буквами.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Воспринимать буквы, как объект изучения, материал для анализа.

1


21.12



Звуки и буквы


18




17

Гласные звуки [о], [а] и буквы Оо, Аа.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [а], [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему модель слова. Учиться доказывать, что звуки гласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале, конце слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Аа, Оо. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Учиться письменно, собирать изучаемые буквы. Находить изображение печатных букв Аа, Оо. Работать со скороговорками.

1


28.12


18

Гласные звуки [у], [ы] и буквы Уу, ы.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [у], [ы] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему модель слова. Учиться доказывать, что звуки гласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале, конце слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Уу, ы. Заучивать стихотворные тексты. Работать со скороговорками.

1


11.01


19

Гласные звуки [и], [э] и буквы Ии, Ээ.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [и], [э] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему модель слова. Учиться доказывать, что звуки гласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале, конце, середине слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Ии, Ээ. Слушать и заучивать стихотворные тексты. Работать со скороговорками.

1


18.01


20

Гласные звуки [а], [у] и буквы Яя, Юю.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [а], [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему модель слова. Учиться доказывать, что звуки гласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале, конце, середине слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Яя, Юю. Слушать и заучивать стихотворные тексты. Работать со скороговорками.

1


25.01


21

Гласные звуки [э], [о] и буквы Ее, Ёё.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [э], [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему модель слова. Учиться доказывать, что звуки гласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале, конце, середине слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Ее, Ёё. Слушать стихотворные тексты, потешки. Работать со скороговорками.

1


01.02


22

Согласные звуки [л], [л’]; [м], [м’] и буквы Лл, Мм

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [л], [л’]; [м], [м’] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему- модель слова. Учиться доказывать, что звуки согласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Лл, Мм. Наблюдать работу гласных звуков, как показателей твердости или мягкости предшествующего согласного звука. Работать со скороговорками.

1


08.02


Согласные звуки [н], [н’]; [р], [р’] и буквы Нн, Рр.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [н], [н’]; [р], [р’] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему- модель слова. Учиться доказывать, что звуки согласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Нн, Рр. Наблюдать работу гласных звуков, как показателей твердости или мягкости предшествующего согласного звука Работать со скороговорками.

1


15.02


24

Согласные звуки [в], [в’]; [ф], [ф’] и буквы Вв, Фф.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [в], [в’]; [ф], [ф’] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему- модель слова. Учиться доказывать, что звуки согласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Вв, Фф. Наблюдать работу гласных звуков, как показателей твердости или мягкости предшествующего согласного звука Работать со скороговорками.

1


22.02


25

Согласные звуки [з], [з’]; [с], [с’] и буквы Зз, Сс.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [з], [з’]; [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему- модель слова. Учиться доказывать, что звуки согласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Зз, Сс. Работать со скороговорками.

1


01.03


26

Согласные звуки [ш], [ж] и буквы Шш, Жж.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [ш], [ж] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему- модель слова. Учиться доказывать, что звуки согласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Шш, Жж. Работать со скороговорками.

1


15.03


27

Согласные звуки [б], [б’]; [п], [п’] и буквы Бб, Пп.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [б], [б’]; [п], [п’] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему- модель слова. Учиться доказывать, что звуки согласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Бб, Пп. Работать со скороговорками.

1


22.03


28

Согласные звуки [д], [д’]; [т], [т’] и буквы Дд, Тт.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [д], [д’]; [т], [т’] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему- модель слова. Учиться доказывать, что звуки согласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Дд, Тт. Работать со скороговорками.

1


28.03


29

Согласные звуки [г], [г’]; [к], [к’] и буквы Гг, Кк.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [г], [г’]; [к], [к’] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему- модель слова. Учиться доказывать, что звуки согласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Гг, Кк. Работать со скороговорками.

1


29.03


30

Согласные звуки [х], [х’]; [ц] и буквы Хх, Цц.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [х], [х’]; [ц] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему- модель слова. Учиться доказывать, что звуки согласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Хх, Цц. Работать со скороговорками.

1


05.04


31

Согласные звуки [щ’], [ч’] и буквы Щщ, Чч.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученными звуками. Выделять звуки [щ’]; [ч’] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на предметный рисунок и схему- модель слова. Учиться доказывать, что звуки согласные. Приводить примеры слов с изученными звуками в начале слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные печатные буквы Щщ, Чч. Работать со скороговорками.

1


12.04


32

Согласный звук [j’] и буква Йй.



Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с изученным звуком. Выделять звук [j’] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностью произнесения звука. Характеризовать выделенный звук с опорой на предметный рисунок и схему модель слова. Учиться доказывать, что звук согласный. Приводить примеры слов с изученным звуком в конце, середине слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную печатную букву Йй. Слушать и заучивать стихотворные тексты. Работать со скороговоркой.

1


19.04


33

Буквы ъ, ь.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слова с буквой ь. Объяснять, как обозначена мягкость согласных звуков. Устанавливать количество звуков в слове. Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначать мягкость согласного на конце слов. Узнавать, сравнивать и различать строчные печатные буквы ь, ъ. Заучивать стихотворные тексты.

1


26.04


34

Тестирование.

Принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять: отвечать на итоговые вопросы, внимательно слушать и выполнять задания, предложенные учителем после объяснения.

1


17.05












Список литературы:

Основной:

1. Н. А. Федосова. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение, 2007 г.

2. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011

Дополнительной:

1. В.В.Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991 г.












































«Математические ступеньки».

Пояснительная записка.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
      Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
      В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
      В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
      Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
      Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Планируемые результаты:

- знать различие между цифрой и однозначным числом;

- названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
 - знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

 - проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные

операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить

классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).




Календарно-тематический план по содержание курса «Математические ступеньки»



п/п

Название раздела, темы

Характеристика деятельности обучающихся

Запланировано часов

Дано часов

Дата






плановая

фактическая


Пространственные и временные представления.


11




1

Признаки предметов (размер, цвет, форма).

Ориентироваться в «Математических ступеньках», называть условные знаки, объяснять значение каждого знака. Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку, использовать эти правила при работе с «Математическими ступеньками».

Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета на картинке учебника. Называть героев сказки. По картинке рассказывать её.

1


05.10


2

Большой, маленький.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Практическая работа: сравнивать две группы предметов, рисовать, раскрашивать по указанному заданию. Делать вывод, какие предметы больше, какие меньше. Выполнять задания поискового характера, применять знания и способ действия по заданию.

1


12.10


3

Высокий, низкий. Выше, ниже.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о понятиях: высокий, низкий; выше, ниже. Практическая работа: сравнивать предметы, рисовать, раскрашивать по указанному заданию. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действия по заданию.

1


19.10


4

Слева. Справа.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о понятиях: слева; справа. Практическая работа: сравнивать предметы, рисовать, раскрашивать по указанному заданию.

1


26.10


5

Длинный, короткий. Длиннее, короче.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о понятиях: длинный, короткий; длиннее, короче. Практическая работа: сравнивать предметы, раскрашивать по указанному заданию. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действия по заданию.

1


02.11


6

Больше? Меньше? Столько же?

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о понятиях: больше? Меньше? Столько же? Практическая работа: рассуждать, сравнивать предметы, раскрашивать по указанному заданию. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действия по заданию.

1


05.11


7

Круг. Многоугольник.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о понятиях: круг; многоугольник. Практическая работа: различать и называть геометрические фигуры (круги, многоугольники). Рассуждать, сравнивать предметы, раскрашивать по указанному заданию. Выполнять творческое задание из геометрических фигур.

1


06.11


8

Прямоугольник. Квадрат.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о понятиях: прямоугольник; квадрат. Практическая работа: различать и называть фигуры одним словом. Рассуждать, сравнивать предметы, рисовать, раскрашивать по указанному заданию. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действия по заданию.

1


07.11


9

Справа, слева, вверху, внизу.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о понятиях: слева; справа. Практическая работа: сравнивать предметы, рисовать, раскрашивать по указанному заданию.

1


08.11


10

Позже. Раньше.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о понятиях: позже; раньше. Практическая работа: сравнивать предметы, рисовать, раскрашивать по указанному заданию.

1


09.11


11

Легкий, тяжелый. Легче, тяжелее.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о понятиях: легкий, тяжелый; легче, тяжелее. Практическая работа: рассуждать, сравнивать предметы, рисовать, раскрашивать по указанному заданию. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действия по заданию. Объяснять действие, выбранное для решения заданий.

1


16.11


Цифры и числа.


7




12

Число и цифра 1.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о цифрах и числах от 1 до 5. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 5, как в прямом порядке, так и в обратном порядке. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также числа 0 среди изученных чисел. Считать различные объекты (предметы, группы предметов и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Выкладывать цифры из чётных палочек. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу. Различать, называть геометрические фигуры. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий. Рассуждать, сравнивать предметы, рисовать, раскрашивать по указанному заданию. Контролировать и оценивать свою работу.

1


23.11


13

Число и цифра 2.

1


30.11


14

Число и цифра 3.

1


07.12


15

Число и цифра 3.

1


14.12


16

Число и цифра 4.

1


21.12


17

Число и цифра 0.

1


28.12


18

Число и цифра 5.

1


11.01


Равенство.


1




19

Равенство.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о понятие- равенство. Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знак «=». Составлять числовые равенства. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий. Рассуждать, сравнивать предметы, раскрашивать по указанному заданию.

1


18.01


Сложение и вычитание.


5




20

Сложение. Знакомство со знаком «+».

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о сложение и вычитание; решение выражений на сложение и вычитание, знаках «+», «-».. Считать различные объекты (предметы, группы предметов и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать и составлять равенства. Использовать понятия «увеличить на …», «уменьшить на …» при оставлении схем и при записи числовых выражений. Выполнять задания по образцу, творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий. Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства. Выполнять сложение и вычитание. Объяснять и основывать действие, выбранное для решения.

1


25.01


21

Вычитание. Знакомство со знаком «-».

1


01.02


22

Сравни рисунки.

1


08.02


23

Решение выражений на сложение и вычитание.

1


15.02


24

Решение выражений на сложение и вычитание.

1


22.02



Цифры и числа.


6




25

Число и цифра 6.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о цифрах и числах от 6 до 10. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 5, как в прямом порядке, так и в обратном порядке. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты (предметы, группы предметов и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Выкладывать цифры из чётных палочек. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу. Использовать понятия «увеличить на …», «уменьшить на …» при оставлении схем и при записи числовых выражений. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий. Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства. Выполнять сложение и вычитание. Объяснять и основывать действие, выбранное для решения. Составлять план работы, для конструирования цифр, фигур.

1


01.03


26

Число и цифра 7.

1


15.03


27

Число и цифра 8.

1


22.03


28

Число и цифра 9.

1


28.03


29

Число и цифра 9.

1


29.03


30

Число и цифра 10.

1


05.04



Повторение.


4




31

Геометрия вокруг нас.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о геометрических фигур, отличиях предметов, числах и цифрах. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10, как в прямом порядке, так и в обратном порядке. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты (предметы, группы предметов и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры, знаки действия. Соотносить цифру и число. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий. Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства. Выполнять сложение и вычитание. Объяснять и основывать действие, выбранное для решения Различать, называть геометрические фигуры.

1


12.04


32

Найди отличия.

1


19.04


33

Повторяем числа и цифры от 0 до 10.

1


26.04


34

Тестирование.

Принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять: отвечать на итоговые вопросы, внимательно слушать и выполнять задания, предложенные учителем после объяснения.

1


17.05












Список литературы:

Основной:

1. С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2012 г.

2. Н. А. Федосова. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение, 2007 г.

Дополнительной:

1. В.В. Волина. Праздник числа. (Занимательная математика для детей)– М.: Знание, 1994 г.

2. В.В. Волина. Праздник числа. (Занимательная математика для детей)– М.: Знание, 1994 г.










































«Зелёная тропинка»

Пояснительная записка. 

Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению.

Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях.

Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
       В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Планируемые результаты:

Неживая природа:

Дети должны:

-иметь представление о сезонных изменениях в природе;

-определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

-уметь вести календарь природы с помощью взрослых.

Живая природа:

Дети должны иметь представление:

-о домашних животных;

-о перелётных и зимующих птицах;

-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир:

Дети должны иметь представление:

-об условиях необходимых для роста растений;

-о лесных ягодах и грибах;

-об овощах и фруктах;

- о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:

-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.




Календарно-тематический план по содержанию курса «Зеленая тропинка»



п/п

Название раздела, темы

Характеристика деятельности обучающихся



Дата




Запланировано часов

Дано часов

плановая

фактическая


Звезды, солнце и луна.


3



1

Звездное небо.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд. Работать в паре: моделировать созвездия: Большая Медведица, Кассиопея. Работать с взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нем созвездии: Большая Медведица, Кассиопея. Отвечать на вопросы.

1

05.10


2

Солнце и луна.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца, Луны, Земли. Анализировать схемы движения Луны, Солнца вокруг Земли. Формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны. Моделировать из пластилина форму Солнца, Луны.

1

12.10


3

Радуга.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника. Запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма. Работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку. Работать с взрослыми: наблюдать, затем проверить исполнение народных примет. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

1

19.10



Зеленое чудо – растения.


15



4

Экскурсия в школьный сад.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Описывать растения школьного сада. Получать информацию от учителя, извлекать из неё нужную информацию. Практическая работа: рассказывать об увиденном и услышанном, рисовать рисунок.

1


26.10


5

Как узнать растения?

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Практическая работа: находить у растений части, показывать и называть их.

1

02.11


6

Травянистые растения.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Работать в паре: узнавать по картинкам травянистые растения, осуществлять самопроверку.

1

05.11


7

Кустарники.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Определять кустарники, растущие в лесу и в саду. Различать изученные кустарники. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о кустарниках, осуществлять самопроверку.

1

06.11


8

Деревья.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Работать в паре: узнавать листья различных деревьев, показывать и называть их. Сравнивать и группировать листья по различным признакам. Практическая работа: различать лиственные и хвойные деревья. Сравнивать ель и сосну.

1

07.11


9

Экскурсия по школе.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Прослушать правила поведения в школе. Практическая работа: рассказывать о правилах поведения в школе.

1


08.11


10

Декоративные растения.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Работать в паре: узнавать по картинкам декоративные растения. Работать с взрослыми: рассказывать о декоративных растениях, растущих воле дома. Рисовать понравившееся растение.

1

09.11


11

Овощи и фрукты.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Практическая работа: определять овощи с помощью картинок. Угадывать по фрагментам овощи. Работать в паре: составлять картинку из фрагментов, называть её, осуществлять взаимопроверку.

1

16.11


12

Овощи и фрукты.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Практическая работа: определять фрукты с помощью картинок. Угадывать по фрагментам фрукты. Работать в паре: составлять картинку из фрагментов, называть её, осуществлять взаимопроверку. узнавать по картинкам плоды различных деревьев.

1

23.11


13

Съедобнее и ядовитые растения.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Распознавать съедобные и ядовитые растения Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о съедобных и ядовитых растениях. Распознавать по веточки ягоды.

1

30.11


14

Лекарственные растения.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о лекарственных растениях. Работать с взрослыми: узнавать о лекарственных растениях, применяемых для лечения в семье. Рисовать лекарственное растение своей семьи.

1

07.12


15

Мхи и папоротники.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о мхах и лишайниках. Сравнивать и группировать мхи и лишайники по различным признакам. Рисовать мхи и лишайники, увиденные в природе.

1

14.12


16

Грибы.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о съедобных и ядовитых грибах. Сравнивать и группировать съедобные и ядовитые грибы по различным признакам. Формулировать предложения о грибах, не являющими растениями.

1

21.12


17

Твоя мастерская.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о природных материалах. Мастерить поделки из природного материала.

1

28.12


18

Экскурсия по школьной территории.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Прослушать правила поведения на школьной территории. Практическая работа: рассказывать о правилах поведения на школьной территории, рисовать рисунок.

1

11.01



Наши друзья животные.


10




19

Как узнать животных?

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Практическая работа: узнавать животных на рисунке, рисовать животных леса. Определять части тела различных животных. Сравнивать покров тел различных животных.

1


18.01


20

В живом уголке.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Практическая работа: рисовать животных, живущих в живом уголке. Рассказать о любимом питомце живого уголка.

1


25.01


21

Домашние животные.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Практическая работа: называть домашних животных, изображенных на рисунках, выделять тех, за которыми приходилось ухаживать. Обсуждать уход за домашними животными. Работать в паре: лепить из пластилина домашнее животное, рассказать о нем.

1


01.02


22

Породы собак.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о породах собак. Различать породы собак по внешним признакам. Рассказывать об известных породах. Практическая работа: рисовать собаку или любое домашнее животное. Участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца.

1


08.02


23

В мире насекомых.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о строении насекомых, сравнивать части тела разных насекомых. Работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, осуществлять взаимопроверку, приводить примеры насекомых. Практическая работа: раскрашивать, вырезать, склеивать изображения бабочек. Работать с взрослыми: определять названия бабочек.

1


15.02


24

В мире рыб.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о рыбах. Практическая работа: отмечать аквариумных рыбок, отгадывать спрятавших, находить рыб на картинке по их названию, рисовать незнакомую рыбу. Отвечать на вопросы по картинке.

1


22.02


25

В мире птиц.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о птицах. Практическая работа: узнавать птиц на рисунках, называть их, рисовать, узнавать птиц, живущих рядом с человеком. Работать в паре: описать птицу по рисунку. Работать с взрослыми: проверить знания названий птиц.

1


01.03


26

В мире зверей.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о зверях. Практическая работа: располагать карточки в порядке увеличения размеров зверей, вырезать зверей и находить природный дом каждого зверя, осуществлять самопроверку. Работать с взрослыми: проверить знания названий зверей.

1


15.03


27

Какие еще бывают животные?

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о новых животных. Практическая работа: узнавать животных на рисунках, раскрашивать их, помочь животным найти свои кормушки. Наблюдать зимующих птиц, обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц. Запомнить правила подкормки птиц. Работать с взрослыми: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного, подходящий для них корм, рисовать изготовленную кормушку.

1


22.03


28

Весенняя экскурсия.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Анализировать смену времён года, наблюдать сезонные изменения в природе. Практическая работа: рисовать рисунок.

1


28.03


Круглый год.


6




29

Времена года.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о весенних и осенних цветах. Практическая работа: анализировать схему смены времён года, называть времена года в правильной последовательности, вырезать карточки: времена года, смена времён года, растения времен года, делить карточки по заданию. Работать с взрослыми: проверить знания о временах года, смене времён года.

1


29.03


30

Осень.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию об осени. Практическая работа: анализировать признаки осени, раскрашивать картинку после анализа, собирать букет из облетевших листьев, находить их на рисунке и раскрашивать по цвету времени года осени.

1


05.04


31

Зима.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о зиме. Практическая работа: анализировать признаки зимы, раскрашивать картинку после анализа, наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе, находить спрятавших птиц на картинках

1


12.04


32

Весна.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о весне. Практическая работа: анализировать признаки вены, раскрашивать картинку после анализа, узнавать растения, птиц по картинкам, отмечать увиденных, находить по фрагментам спрятавших птиц на картинках.

1


19.04


33

Лето.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять ее под руководством учителя. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о лете. Практическая работа: анализировать признаки лета, раскрашивать картинку после анализа, узнавать растения по картинкам, отмечать увиденные. Рисовать своё любимое время года.

1


26.04


34

Тестирование.

Принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять: отвечать на итоговые вопросы, внимательно слушать и выполнять задания, предложенные учителем после объяснения.

1


17.05



















Список литературы:

Основной:

  1. С. И. Волкова. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2012.

2. А.А. Плешаков. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2012 г.

3. Н. А. Федосова. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение, 2007 г.

4. Н.А. Федосова. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013 г.

Дополнительной:

1. В.В.Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991 г.

2. В.В. Волина. Праздник числа. (Занимательная математика для детей)– М.: Знание, 1994 г.

3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010 г.

4. Ю. Соколова. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка. – М.: Эксмо, 2010 г.

5. Т.А. Ткаченко. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2010 г.


9