Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №7
имени маршала авиации А. Н. Ефимова
РАССМОТРЕНА Методическим Объединением «Начальная школа» МБОУ лицея №7 Протокол №1 от 28.08.2018 г. | ПРИНЯТА Педагогическим Советом МБОУ лицея №7 Протокол № 1 от 29.08.2018 г. |
| УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МБОУ лицея №7 № 228 от 29.08 .2018 г. __________________ /В. А. Жириков/ |
Рабочая программа
по курсу
«Разговор о правильном питании»
4 класс
на 2017 – 2018 учебный год
(«Две недели в лагере здоровья»
Автор-М.М.Безруких)
Составитель:
М.А.Макарова
учитель
первой квалификационной
категории
г. Миллерово
2018 г.
Пояснительная записка
Программа "Разговор о правильном питании" разработана в 1998 году специалистами Института возрастной физиологи Российской академии образования под руководством Безруких М.М., кандидатом биологических наук Т.А.Филипповой; кандидатом педагогических наук А.Г.Макеевой.
По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30 – 35% детей поступающих - в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта.
Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату – это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами. Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребёнок, но как организовано его питание.
Для успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, необходимо умение вести здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание.
Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса, компания “Нестле” приняла решение о создании и внедрении программы, которая в доступной и интерактивной форме обучала бы младших школьников правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Такая программа, направленная на формирование у детей основ здорового образа жизни, была разработана в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. В рамках данной программы, посвященной вопросам здорового питания, обучающиеся получают основные сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относиться к правильному питанию, а также знания о влиянии питания на физическое и умственное развитие человека. При изучении программы обучающиеся приобретают умение принимать самостоятельные решения, а также смогут научиться выбирать здоровую пищу, составлять индивидуальное меню и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с питанием и здоровьем людей разных национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности.
Цель программы:
- формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни
- сформировать у учащихся здоровьеразвивающую компетентность: необходимость сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
- формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи программы:
расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
формирование навыков правильного питания как составнойчасти здорового образа жизни;
формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об историях и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
Особенности построения курса
Программа включает в себя не только вопросы соблюдения режима питания, но и культуры поведения за столом, навыкам сервировки стола, с особенностями правил приготовления пищи.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.
Все занятия составлены, с учётом постепенного накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия проходят в виде: бесед, оздоровительных минуток, деловых игр.
Беседы включают вопросы культуры и гигиены питания, общих сведений о питании и приготовлении здоровой пищи, истории русской кухни, витаминах на грядках и в саду и др.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Отбор содержания программы «Разговор о правильном питании» осуществлён на основе следующей ведущей ценности: ценность заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Осознание здоровья как главной человеческой ценности;
Важность правильного питания как составная часть сохранения и укрепления здоровья;
Необходимость и важность регулярного питания, соблюдения режима питания;
Разнообразная пища – залог того, что организм получит необходимые вещества для его развития.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.
Предметными результатами освоения программы являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
В трудовой сфере:
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
планирование технологического процесса труда.
В мотивационной сфере:
В эстетической сфере:
В коммуникативной:
Регулятивные УУД:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителей;
- планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
- смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;
- выделение существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
- формулирование собственного мнения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Ожидаемые результаты изучения курса
В результате изучения курса «Две недели в лагере здоровья» младшие школьники получат представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания;
о полезных продуктах питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
умения:
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные.
Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Место в учебном плане
Программа курса рассчитана на год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не превышает 35 минут. Всего 35 часов в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
Давайте познакомимся
-обобщить имеющиеся у школьников представления о правилах питания
- развивать представление о роли правильного питания для здоровья человека
Здоровье, питание, правила питания. Знакомство с новыми героями программы в игровой форме
Из чего состоит наша пища
формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах — источниках питательных веществ
формировать представления о важности разнообразного питания для здоровья человека
Белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества, рацион. Игра «Меню сказочных героев»
Что нужно есть в разное время года
формировать представление о сезонности питания — рационе питания в жаркое и холодное время года
расширять представление о значимости разнообразного питания
расширять представление о традиционных кухнях народов нашей страны
Питание, блюда, погода, кулинарные традиции
Как правильно питаться, если занимаешься спортом
Физическая активность, спорт, рацион Повторение материала «Что надо делать, если хочешь стать сильнее».
Конкурс «Мама, папа, я — спортивная семья».
Где и как готовят пищу
формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи
развивать интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне
Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника.
Как правильно накрыть стол
Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда. Игра «Накрываем стол».Конкурс «Салфеточка».
Молоко и молочные продукты
развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона
расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе
Молоко, молочные продукты, кисломолочные продукты. Игра-исследование «Это удивительное молоко». Кроссворд «Молоко».
Блюда из зерна
развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона
развивать представление о пользе и значении продуктов и блюд, приготавливаемых из зерна
расширять представление об ассортименте зерновых продуктов и блюд
Зерно, злаки, зерновые продукты и блюда, хлебобулочные изделия. Игра «Объяснялки». Игра-демонстрация «Как можно приготовить бутерброды».
Какую пищу можно найти в лесу
формировать представление о дикорастущих съедобных растениях, их полезности
расширять представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений
расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края или области
Дикорастущие растения, съедобные растения, растительные ресурсы. Игра «Походная математика». Игра-спектакль «Там, на неведомых дорожках».
Что и как приготовить из рыбы
развивать представление о пользе и значении рыбных блюд
расширять представление об ассортименте блюд из рыбы
формировать представление о природных ресурсах своего края
Рыба, рыбные блюда. Конкурс рисунков «В подводном царстве».
Дары моря
формировать представление о морских съедобных растениях и животных, о многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены.
формировать представление о пользе морепродуктов, важности включения их в рацион
Морепродукты. Викторина «В гостях у Нептуна».Экскурсия в магазин.
«Кулинарное путешествие» по России
формировать представление о кулинарных традициях и обычаях как составной части культуры народа
расширять представление о кулинарных традициях и обычаях края или области, в которой проживает ученик, а также о традициях и обычаях, сложившихся в других регионах нашей страны
Кулинария, кулинарные традиции и обычаи. Конкурс рисунков «Вкусный маршрут».Игра-проект «Кулинарный глобус».
Что можно приготовить, если набор продуктов ограничен
расширять представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов
развивать интерес к приготовлению пищи
Кулинария, питание, здоровье, блюда. Конкурс «На необитаемом острове».
Как правильно вести себя за столом
развивать представление об этикете как норме культуры, важности соблюдения правил поведения за столом
формировать представление о праздничной сервировке стола
Этикет, правила поведения за столом, сервировка. Правила этикета за столом. Правила подачи разных блюд на стол.
Перечень и название разделов и тем курса с указанием необходимого количества часов для их изучения
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Давайте познакомимся | 1 |
2 | Из чего состоит наша пища | 3 |
3 | Здоровье в порядке -спасибо зарядке | 2 |
4. | Закаляйся, если хочешь быть здоров | 2 |
5. | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 3 |
6. | Где и как готовят пищу | 2 |
7. | Блюда из зерна | 2 |
8. | Молоко и молочные продукты | 2 |
9. | Что можно съесть в походе? | 3 |
10. | Вода и другие полезные напитки | 3 |
11 | Что и как можно приготовить из рыбы | 2 |
12. | Дары моря | 2 |
13. | Кулинарное путешествие по России | 3 |
14. | Спортивное путешествие по России | 2 |
15 | Олимпиада здоровья | 2 |
16. | Итоговое занятие | 1 |
Всего | 35 ч |
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата |
План | Факт |
I четверть (8ч) |
1. | Давайте познакомимся! | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника; -работать по предложенному учителем плану; - отличать верно выполненное задание от неверного; - давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками | 04.09 | |
2 | Из чего состоит наша пища. | 11.09 | |
3 | Из чего состоит наша пища.Влияние состава пищи на здоровье. | 18.09 | |
4 | Полезные составляющие пищи. | 25.09 | |
5 | Здоровье в порядке, спасибо зарядке! | определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; | 02.10 | |
6 | Здоровье в порядке, спасибо зарядке! | | 09.10 | |
7 | Закаляйся, если хочешь быть здоров! | | 16.10 | |
8 | Закаляйся, если хочешь быть здоров! | | 23.10 | |
| | II четверть( 8ч) | | |
9 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | Развивать представление о зависимости рациона питания от физической активности человека. Развивать представление о важности занятий спортом для здоровья. | 06.11 | |
10 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | 13.11 | |
11 | Рацион питания при занятиях спортом. | Развивать представление о зависимости рациона питания от физической активности человека. Развивать представление о важности занятий спортом для здоровья. | 20.11 | |
12 | Где и как готовят пищу. | Формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи Развивать интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне | 27.11 | |
13 | Мое участие в приготовлении пищи. | 04.12 | |
14 | Блюда из зерна. | Развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона. Развивать представление о пользе и значении продуктов и блюд, приготавливаемых из зерна. Расширять представление об ассортименте зерновых продуктов и блюд. | 11.12 | |
15 | Блюда из зерновых культур. | 18.12 | |
16 | Молоко и молочные продукты. | развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона. расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе. | 25.12 | |
III четверть (10ч) |
17 | Молоко и молочные продукты. | Развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона. Расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе. | 15.01 | |
18 | Что можно съесть в походе? | Формировать представление о дикорастущих съедобных растениях, их полезности. Расширять представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений. | 22.01 | |
19 | Употребление пищи в походных условиях. | 29.01 | |
20 | Приготовление еды в походе. | Расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края или области. | 05.02 | |
21 | Вода и другие полезные напитки. | Формировать представление о значении воды в жизни человека. Расширять представление о натуральных напитках. Развивать интерес к здоровому питанию. | 12.02 | |
22 | Польза воды. Холодные и теплые напитки. | 19.02 | |
23 | Польза питья полезных напитков. | 26.02 | |
24 | Что и как приготовить из рыбы. | Развивать представление о пользе и значении рыбных блюд. Расширять представление об ассортименте блюд из рыбы. Формировать представление о природных ресурсах своего края. | 05.03 | |
25 | Блюда из рыбы. | 12.03 | |
26 | Дары моря. | Формировать представление о морских съедобных растениях и животных, о многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены. Формировать представление о пользе морепродуктов, важности включения их в рацион. | 19.03 | |
IV четверть( 8ч) |
27 | Дары моря. | Формировать представление о морских съедобных растениях и животных, о многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены. Формировать представление о пользе морепродуктов, важности включения их в рацион. | 02.04 | |
28 | «Кулинарное путешествие» по России. | Формировать представление о кулинарных традициях и обычаях как составной части культуры народа. Расширять представление о кулинарных традициях и обычаях края или области, в которой проживает ученик, а также о традициях и обычаях, сложившихся в других регионах нашей страны. | 09.04 | |
29 | «Кулинарное путешествие» по России. | 16.04 | |
30 | Кулинарные традиции России. | 23.04 | |
31 | Спортивное путешествие по России. | Расширять представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов. Развивать интерес к приготовлению пищи и здоровому образу жизни. | 30.04 | |
32 | Спортивное путешествие по России. | 07.05 | |
33 | Олимпиада здоровья. | Развивать представление об этикете как норме культуры, важности соблюдения правил поведения за столом. Формировать представление о праздничной сервировке стола. | 14.05 | |
34 | Итоговый урок. | Выставка фотографий «Мы – за здоровое питание» | 21.05 | |
Литература:
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» «ОЛМА-ПРЕСС» М., 2003;
М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева рабочая тетрадь «две недели в лагере здоровья»
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильной питании / Методическое пособие – М, Олма-Медиа Групп, 2007 г.;
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильной питании» – М., Олма-Медиа Групп, 2004 г.;
Брехман И. И. «Введение в Валеологию – науку о здоровье»
Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
Витамины. Под редакцией Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974 г.
Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008
Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО «Образование и здоровье», М., 2007.
СОГЛАСОВАНА Протоколом Методического Объединения «Начальная школа» МБОУ лицея №7 от 28.08.2018 г. № 1 Руководитель _______/М.В.Зайцева/ | СОГЛАСОВАНА с заместителем директора по воспитательной работе 29.08.2018г. ___________/И.В. Кузнецова/ |