СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Речеведение" 33 часа для 11 класса (подготовка к сочинению в формате ЕГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данного элективного курса заключается, прежде всего, в том, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ ( в части сочинения) по русскому языку в 11 классе, а также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Речеведение" 33 часа для 11 класса (подготовка к сочинению в формате ЕГЭ)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.





«Утверждаю»

Директор МБОУ Донской СОШ

Приказ от 30.08.2017 №199__

_____________ С.А. Гордиенко




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по РЕЧЕВЕДЕНИЮ

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 11 класс

Количество часов 33

Учитель Петренко Лиана Эстатьевна


Пояснительная записка


Написание сочинения-рассуждения в структуре Государственной итоговой аттестации – одно из сложных заданий для современных школьников. Именно оно позволяет в полном объёме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменуемых, их практическую грамотность, уровень сформированности речевых умений и навыков: понимание содержания предложенного текста и его проблемы; формулирование собственной точки зрения; выстраивание композиции письменного высказывания, соблюдая нормы русского языка.

Многолетний опыт подготовки выпускников к Единому государственному экзамену показывает, что основные трудности в выполнении третьей части работы связаны с ограничением времени на экзамене, за которое им нужно проанализировать исходный текст и создать собственное развернутое высказывание, опираясь на авторскую позицию, выраженную, как правило, не прямо, а опосредованно, при помощи средств языка. Также не все выпускники хорошо знакомы с критериями оценивания части сочинения, которыми будут руководствоваться проверяющие при разборе экзаменационной работы, анализируя не работу в целом, а отдельно каждую составляющую.

Именно поэтому возникла необходимость введения данного курса при подготовке к сочинению-рассуждению, благодаря которому обучающиеся могли бы добиться максимально предельных результатов на итоговой аттестации.

Актуальность данного элективного курса заключается, прежде всего, в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ ( в части сочинения) по русскому языку в 11 классе, а также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Новизна программы учебного курса «Речеведение» заключается в том, что она создана на основе критериев оценивания задания с развернутым ответом Демонстрационного варианта ЕГЭ 2015 г. Русский язык, 11 класс, составленного на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней.

Ценность данной программы заключается в соединении доступности, глубины и широты подачи учебного материала по русскому языку, что поможет старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ и вступительным экзаменам. Курс нацелен на достижение обучающимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей, поможет обеспечить эффективную подготовку обучающихся к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Программа предназначена для обучения обучающихся 11 класса как базового, так и гуманитарного профилей, рассчитана на 33 часа, базируется на программно-методических материалах: « А.Балясникова «Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (задание 25 ) 10-11 классы ; В.Я.Рыбникова «Готовим учащихся к выполнению задания «25»; Т.И.Павлова ,Т.В.Белоусова «Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении рассуждении на ЕГЭ по русскому языку»; Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах и анализе результатов части «С»предыдущих лет.

Цели курса:

  • создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности;

  • развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.


Задачи курса:

  • развитие коммуникативной компетенции обучающихся;

  • формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;

  • формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;

  • обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;

  • воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.



  • Познакомить обучающихся с критериями оценивания части «С» ЕГЭ.

  • Совершенствовать умение понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей.


  • Развивать навыки грамотного владения письменной речью.

  • Совершенствовать умение передавать в письменной форме индивидуальное восприятие поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений.

  • Формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Исходя из задач преподавания курса «Как написать сочинение на ЕГЭ», программа предусматривает формирование следующих

умений и навыков:

- умение анализировать содержание читаемого текста;

- умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

- умение аргументировано доказывать собственное мнение;

- умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

- умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

- использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;

- соблюдать нормы современного русского языка;

- пользоваться справочной и лингвистической литературой.

Курс « Речеведение» базируется на концепции профильного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность, расширяет возможности социализации учащихся.

Курс связан со всеми разделами языкознания, а также с теорией литературы.


Общая характеристика предмета


Элективный курс по русскому языку «Речеведение» предназначен для учащихся 10-11 классов.


Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.


Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.


Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.


Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ ( сочинение) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.


Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.


Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Данная рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется работе с текстами публицистического и художественного стиля речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с обучающимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

  • уроки-лекции;

  • уроки применения знаний на практике;

  • уроки навыков (тренировочные);

  • уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);

  • самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);

  • работа в группах;

  • индивидуальная работа.

Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.



МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


КТП курса рассчитано на 34учебных недели при 1уроке в неделю . При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество составило 33 часа . Если вследствие непредвиденных причин количество уроков измениться , то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала .


Кл.

Полное

название курса, предмета, дисциплины (модуля)

инвариантная или вариативная часть учебного плана

Количество часов

11



в неделю

в год




по программе

фактически


Речеведение

вариативная

1

33

33

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВЕДЕНИЕ» 11 КЛАСС


Введение. Знакомство с критериями оценивания ответа на задание 25 ЕГЭ. Входной контроль (сочинение)


Теоретическая часть

Критерии оценивания ответа на задание 25 ЕГЭ.

Практическая часть

Вводное сочинение-рассуждение (задание 25 ЕГЭ)

Смысловой анализ текста. Смысловой анализ текстов с доминированием описания, рассуждения, описания. Формулировка проблем исходного текста


Теоретическая часть

Определение темы и проблематики текста . Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы Что такое проблема текста? Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.


Практическая часть

Как сформулировать проблему? Приемы формулировки проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Работа с текстами.



Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста


Теоретическая часть

Что такое комментарий? Отличие комментария от пересказа. Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо. Объяснение текста с опорой на вопросы: 1. Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2. На чём заостряет внимание? 3. Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? 4. Как выражено авторское отношение к изображаемому? 5. Какие эмоции автора выражены в тексте?

Практическая часть

Как оформить комментарий? Два способа изложения материала. От формулировки проблемы к комментарию. От комментария к формулировке проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

Отражение позиции автора исходного текста

Теоретическая часть

Что такое позиция автора? Осмысление авторской позиции текста

Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

Языковые средства, выражающие авторскую позицию.

Практическая часть

Как выявить позицию автора? Как сформулировать позицию автора?

Работа с текстами.

Аргументация собственного мнения по проблеме

Теоретическая часть

Что такое аргументация? Приёмы логического мышления. Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические Виды Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники а аргументов». Работа с текста

Типы аргументации в изложении собственной позиции

Речевое оформление сочинения

Практическая часть

Способы ввода аргументов. «Банк аргументов».

Композиция сочинения в формате ЕГЭ

Теоретическая часть

Работа с текстом. Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов) Речевые ошибки.

Практическая часть

Речевое оформление текста.


Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

Теоретическая часть

Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Речевое оформление сочинения.Практическая часть

Оформление развернутого ответа в соответствии с композиционной стройностью, связностью, логичностью


Теоретическая часть Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.

Выразительные средства языка. Анализ языковых средств выразительности.Тропы(эпитет,метафора, олицетворение, гипербола и т.д.) Анализ языковых средств выразительности. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия Стилистические фигуры.

Практическая часть

Речевое оформление текста.

Орфографические нормы сочинения

Теоретическая часть

Орфографические нормы. Типичные орфографические ошибки в экзаменационных сочинениях.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание 25 ЕГЭ с учетом орфографических норм.

Пунктуационные нормы сочинения

Теоретическая часть

Пунктуационные нормы. Типичные пунктуационные ошибки в экзаменационных сочинениях.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание 25 ЕГЭ с учетом пунктуационных норм.


Языковые нормы

Теоретическая часть

Языковые нормы. Их классификация.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание 25 ЕГЭ с учетом языковых норм.

Речевые нормы.

Теоретическая часть

Речевые нормы. Классификация речевых ошибок.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание 25 ЕГЭ с учетом речевых норм.

Теоретическая часть

Этические нормы.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание 25 ЕГЭ с учетом этических норм.


Теоретическая часть

Фактологические точности. Фоновый материал. Классификация фактических ошибок.

Практическая часть

Развернутый ответ на задание 25 ЕГЭ с учетом фактологических точностей.


Практическая часть

Сочинение-рассуждение задание 25 ЕГЭ)




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВЕДЕНИЕ» 11 КЛАСС

Наименование темы

Всего

1.

Введение.


1

2.

Смысловой анализ текста.

13


3.

Композиция сочинения в формате ЕГЭ

2



4.

Речевое оформление сочинения.


17



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВЕДЕНИЕ» 11 КЛАСС




урока

Дата

по плану

Дата

фактически

Название раздела, темы, урока

К /

ч

Виды контроля

(мониторинг)

I полугодие-16 часов

1

5.09


Введение.

Знакомство с критериями оценивания ответа на задание «С» ЕГЭ.

Входной контроль сочинение в формате ЕГЭ


1





2



3



4


5


12.09



19.09



26.09


3.10



Смысловой анализ текста.

Формулировка проблем исходного текста в формате ЕГЭ.


Групповой практикум: смысловой анализ текста с доминированием описания


Групповой практикум: смысловой анализ текста с доминированием рассуждения

Групповой практикум: смысловой анализ текста с доминированием повествования


1


1



1



1


6


7

10.10


17.10


Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста


Групповой практикум: составление комментария к текстам

1


1

8


9


10

24.10


7.11


14.11


Отражение позиции автора исходного текста


Анализ текстов, выявление позиции автора


Анализ текстов, выявление позиции автора

1


1


1

11 12

21.11

28.11


Аргументация собственного мнения по проблеме

Проверочная работа по теме: «Аргументация собственного мнения по проблеме»

1

1

Проверочная работа по теме: «Аргументация собственного мнения по проблеме»

13 14

5.12

12.12


Речевое оформление сочинения

Написание пробного сочинения по прочитанному тексту

1

1

Сочинение в формате ЕГЭ

15 16

19.12

26.12


Композиция сочинения в формате ЕГЭ

Вступление к сочинению

Заключение к сочинению


1

1


II полугодие- часов

17 18

16.01

23.01


Речевое оформление сочинения.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2

Сочинение по

прочитанному тексту в формате ЕГЭ

19

20

30.01

06.02


Точность и выразительность речи

Речевые нормы

1

1


Таблица ИВС

21

22

13.02

20.02


Орфографические нормы

2

Сочинение в формате ЕГЭ

23

24

27.02

06.03


Пунктуационные нормы

2


25

26

13.03

20.03


Языковые нормы

2


27

28

3.04

10.04


Практикум :редактирование сочинений.

2


29

17.04




Этические нормы

1


30

31

24.04

8.05


Фактологические точности в фоновом материале

2


32


33

15.05

22.05


Итоговый практикум.

Сочинение-расуждение в формате ЕГЭ

2

Сочинение в формате ЕГЭ







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Литература

Обязательная

  • Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004.

Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах

  • Т.А.Балясникова «Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С ) 10-11 классы

  • Т.И.Павлова ,Т.В.Белоусова «Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении рассуждении на ЕГЭ по русскому языку»

  • В.Я.Рыбникова «Готовим учащихся к выполнению задания «С»

  • Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.

  • Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 1999.

  • 2. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. — М., 2003.

  • Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С, 2006 г. / О. В. Загоровская, О. В. Григоренко, Т. И. Канина, Е. В. Васильева. — Воронеж, 2006.


Дополнительная


  1. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: сочинение-рассуждение: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2005.

  2. Власенков А. И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 2004.

  3. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.

Интернет-ресурсы


  1. http://www.ege.edu.ru

  2. http://rustest.ru

  3. http://www.prosa.ru

  4. http://www.pritchi.nm.ru




























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны


ЗНАТЬ:

  • критерии оценивания части «С» ЕГЭ по русскому языку;

  • теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;

  • особенности понятий: проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы, абзацное членение, композиционная стройность;

  • классификацию логических, грамматических, речевых, стилистических, фактических и этических ошибок.


УМЕТЬ:

  • читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

  • передавать в письменной форме индивидуальное восприятиепоставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений;

  • подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

  • стройно и последовательно излагать свои мысли.

      • применять такие коммуникативные умения , как умение:

      • интерпретировать содержание исходного текста;

      • последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;

      • выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;

      • создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;

      • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

  • владеть:

  • коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.