Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Донской СОШ
Приказ от 30.08.2017 №199__
_____________ С.А. Гордиенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РЕЧЕВЕДЕНИЮ
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование 11 класс
Количество часов 33
Учитель Петренко Лиана Эстатьевна
Пояснительная записка
Написание сочинения-рассуждения в структуре Государственной итоговой аттестации – одно из сложных заданий для современных школьников. Именно оно позволяет в полном объёме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменуемых, их практическую грамотность, уровень сформированности речевых умений и навыков: понимание содержания предложенного текста и его проблемы; формулирование собственной точки зрения; выстраивание композиции письменного высказывания, соблюдая нормы русского языка.
Многолетний опыт подготовки выпускников к Единому государственному экзамену показывает, что основные трудности в выполнении третьей части работы связаны с ограничением времени на экзамене, за которое им нужно проанализировать исходный текст и создать собственное развернутое высказывание, опираясь на авторскую позицию, выраженную, как правило, не прямо, а опосредованно, при помощи средств языка. Также не все выпускники хорошо знакомы с критериями оценивания части сочинения, которыми будут руководствоваться проверяющие при разборе экзаменационной работы, анализируя не работу в целом, а отдельно каждую составляющую.
Именно поэтому возникла необходимость введения данного курса при подготовке к сочинению-рассуждению, благодаря которому обучающиеся могли бы добиться максимально предельных результатов на итоговой аттестации.
Актуальность данного элективного курса заключается, прежде всего, в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ ( в части сочинения) по русскому языку в 11 классе, а также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Новизна программы учебного курса «Речеведение» заключается в том, что она создана на основе критериев оценивания задания с развернутым ответом Демонстрационного варианта ЕГЭ 2015 г. Русский язык, 11 класс, составленного на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней.
Ценность данной программы заключается в соединении доступности, глубины и широты подачи учебного материала по русскому языку, что поможет старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ и вступительным экзаменам. Курс нацелен на достижение обучающимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей, поможет обеспечить эффективную подготовку обучающихся к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Программа предназначена для обучения обучающихся 11 класса как базового, так и гуманитарного профилей, рассчитана на 33 часа, базируется на программно-методических материалах: « А.Балясникова «Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (задание 25 ) 10-11 классы ; В.Я.Рыбникова «Готовим учащихся к выполнению задания «25»; Т.И.Павлова ,Т.В.Белоусова «Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении рассуждении на ЕГЭ по русскому языку»; Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах и анализе результатов части «С»предыдущих лет.
Цели курса:
создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности;
развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи курса:
развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;
формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.
Развивать навыки грамотного владения письменной речью.
Совершенствовать умение передавать в письменной форме индивидуальное восприятие поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений.
Формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Исходя из задач преподавания курса «Как написать сочинение на ЕГЭ», программа предусматривает формирование следующих
умений и навыков:
- умение анализировать содержание читаемого текста;
- умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
- умение аргументировано доказывать собственное мнение;
- умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;
- умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;
- использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;
- соблюдать нормы современного русского языка;
- пользоваться справочной и лингвистической литературой.
Курс « Речеведение» базируется на концепции профильного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность, расширяет возможности социализации учащихся.
Курс связан со всеми разделами языкознания, а также с теорией литературы.
Общая характеристика предмета
Элективный курс по русскому языку «Речеведение» предназначен для учащихся 10-11 классов.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ ( сочинение) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Данная рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется работе с текстами публицистического и художественного стиля речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с обучающимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
уроки-лекции;
уроки применения знаний на практике;
уроки навыков (тренировочные);
уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
работа в группах;
индивидуальная работа.
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
КТП курса рассчитано на 34учебных недели при 1уроке в неделю . При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество составило 33 часа . Если вследствие непредвиденных причин количество уроков измениться , то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала .
Кл. | Полное название курса, предмета, дисциплины (модуля) | инвариантная или вариативная часть учебного плана | Количество часов |
11 | | | в неделю | в год |
| | | | по программе | фактически |
| Речеведение | вариативная | 1 | 33 | 33 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВЕДЕНИЕ» 11 КЛАСС
Введение. Знакомство с критериями оценивания ответа на задание 25 ЕГЭ. Входной контроль (сочинение)
Теоретическая часть Критерии оценивания ответа на задание 25 ЕГЭ.
Практическая часть
Вводное сочинение-рассуждение (задание 25 ЕГЭ)
Смысловой анализ текста. Смысловой анализ текстов с доминированием описания, рассуждения, описания. Формулировка проблем исходного текста
Теоретическая часть Определение темы и проблематики текста . Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы Что такое проблема текста? Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Практическая часть
Как сформулировать проблему? Приемы формулировки проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Работа с текстами.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Теоретическая часть Что такое комментарий? Отличие комментария от пересказа. Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо. Объяснение текста с опорой на вопросы: 1. Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2. На чём заостряет внимание? 3. Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? 4. Как выражено авторское отношение к изображаемому? 5. Какие эмоции автора выражены в тексте?
Практическая часть
Как оформить комментарий? Два способа изложения материала. От формулировки проблемы к комментарию. От комментария к формулировке проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Отражение позиции автора исходного текста
Теоретическая часть
Что такое позиция автора? Осмысление авторской позиции текста
Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Языковые средства, выражающие авторскую позицию.
Практическая часть
Как выявить позицию автора? Как сформулировать позицию автора?
Работа с текстами.
Аргументация собственного мнения по проблеме
Теоретическая часть
Что такое аргументация? Приёмы логического мышления. Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические Виды Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники а аргументов». Работа с текста
Типы аргументации в изложении собственной позиции
Речевое оформление сочинения
Практическая часть
Способы ввода аргументов. «Банк аргументов».
Композиция сочинения в формате ЕГЭ
Теоретическая часть
Работа с текстом. Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов) Речевые ошибки.
Практическая часть
Речевое оформление текста.
Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
Теоретическая часть
Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Речевое оформление сочинения.Практическая часть
Оформление развернутого ответа в соответствии с композиционной стройностью, связностью, логичностью
Теоретическая часть Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.
Выразительные средства языка. Анализ языковых средств выразительности.Тропы(эпитет,метафора, олицетворение, гипербола и т.д.) Анализ языковых средств выразительности. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия Стилистические фигуры.
Практическая часть
Речевое оформление текста.
Орфографические нормы сочинения
Теоретическая часть
Орфографические нормы. Типичные орфографические ошибки в экзаменационных сочинениях.
Практическая часть
Развернутый ответ на задание 25 ЕГЭ с учетом орфографических норм.
Пунктуационные нормы сочинения
Теоретическая часть
Пунктуационные нормы. Типичные пунктуационные ошибки в экзаменационных сочинениях.
Практическая часть
Развернутый ответ на задание 25 ЕГЭ с учетом пунктуационных норм.
Языковые нормы
Теоретическая часть
Языковые нормы. Их классификация.
Практическая часть
Развернутый ответ на задание 25 ЕГЭ с учетом языковых норм.
Речевые нормы.
Теоретическая часть
Речевые нормы. Классификация речевых ошибок.
Практическая часть
Развернутый ответ на задание 25 ЕГЭ с учетом речевых норм.
Теоретическая часть
Этические нормы.
Практическая часть
Развернутый ответ на задание 25 ЕГЭ с учетом этических норм.
Теоретическая часть
Фактологические точности. Фоновый материал. Классификация фактических ошибок.
Практическая часть
Развернутый ответ на задание 25 ЕГЭ с учетом фактологических точностей.
Практическая часть
Сочинение-рассуждение задание 25 ЕГЭ)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВЕДЕНИЕ» 11 КЛАСС
№ | Наименование темы | Всего |
1. | Введение. | 1 |
2. | Смысловой анализ текста. | 13 |
3. | Композиция сочинения в формате ЕГЭ | 2 |
4. | Речевое оформление сочинения. | 17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РЕЧЕВЕДЕНИЕ» 11 КЛАСС
№ урока | Дата по плану | Дата фактически | Название раздела, темы, урока | К / ч | Виды контроля (мониторинг) |
I полугодие-16 часов |
1 | 5.09 | | Введение. Знакомство с критериями оценивания ответа на задание «С» ЕГЭ. Входной контроль сочинение в формате ЕГЭ | 1 | |
2 3 4 5 | 12.09 19.09 26.09 3.10 | | Смысловой анализ текста. Формулировка проблем исходного текста в формате ЕГЭ. Групповой практикум: смысловой анализ текста с доминированием описания Групповой практикум: смысловой анализ текста с доминированием рассуждения Групповой практикум: смысловой анализ текста с доминированием повествования | 1 1 1 1 | |
6 7 | 10.10 17.10 | | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Групповой практикум: составление комментария к текстам | 1 1 | |
8 9 10 | 24.10 7.11 14.11 | | Отражение позиции автора исходного текста Анализ текстов, выявление позиции автора Анализ текстов, выявление позиции автора | 1 1 1 | |
11 12 | 21.11 28.11 | | Аргументация собственного мнения по проблеме Проверочная работа по теме: «Аргументация собственного мнения по проблеме» | 1 1 | Проверочная работа по теме: «Аргументация собственного мнения по проблеме» |
13 14 | 5.12 12.12 | | Речевое оформление сочинения Написание пробного сочинения по прочитанному тексту | 1 1 | Сочинение в формате ЕГЭ |
15 16 | 19.12 26.12 | | Композиция сочинения в формате ЕГЭ Вступление к сочинению Заключение к сочинению | 1 1 | |
II полугодие- часов |
17 18 | 16.01 23.01 | | Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 | Сочинение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ |
19 20 | 30.01 06.02 | | Точность и выразительность речи Речевые нормы | 1 1 | Таблица ИВС |
21 22 | 13.02 20.02 | | Орфографические нормы | 2 | Сочинение в формате ЕГЭ |
23 24 | 27.02 06.03 | | Пунктуационные нормы | 2 | |
25 26 | 13.03 20.03 | | Языковые нормы | 2 | |
27 28 | 3.04 10.04 | | Практикум :редактирование сочинений. | 2 | |
29 | 17.04 | | Этические нормы | 1 | |
30 31 | 24.04 8.05 | | Фактологические точности в фоновом материале | 2 | |
32 33 | 15.05 22.05 | | Итоговый практикум. Сочинение-расуждение в формате ЕГЭ | 2 | Сочинение в формате ЕГЭ |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Обязательная
Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. В 2-х Книгах
Т.А.Балясникова «Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С ) 10-11 классы
Т.И.Павлова ,Т.В.Белоусова «Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении рассуждении на ЕГЭ по русскому языку»
В.Я.Рыбникова «Готовим учащихся к выполнению задания «С»
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 1999.
2. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. — М., 2003.
Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С, 2006 г. / О. В. Загоровская, О. В. Григоренко, Т. И. Канина, Е. В. Васильева. — Воронеж, 2006.
Дополнительная
Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: сочинение-рассуждение: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2005.
Власенков А. И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 2004.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.
Интернет-ресурсы
http://www.ege.edu.ru
http://rustest.ru
http://www.prosa.ru
http://www.pritchi.nm.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны
ЗНАТЬ:
критерии оценивания части «С» ЕГЭ по русскому языку;
теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
особенности понятий: проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы, абзацное членение, композиционная стройность;
классификацию логических, грамматических, речевых, стилистических, фактических и этических ошибок.
УМЕТЬ:
читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
передавать в письменной форме индивидуальное восприятиепоставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений;
подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
стройно и последовательно излагать свои мысли.
применять такие коммуникативные умения , как умение:
интерпретировать содержание исходного текста;
последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.