СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Решение нестандартных задач" 5-6 кл

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Решение нестандартных задач" 5-6 кл»





  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Важнейшей задачей курса «Решение нестандартных задач» является развитие математического мышления и творческой активности учащихся. Систематическая работа по решению нестандартных задач будет способствовать не только более глубокому усвоению знаний, но и отработке умений пользоваться эвристическими приемами - все это является необходимыми и достаточными условиями успешной учебы обучающихся, а также подготовки их к выступлению на математических олимпиадах различного уровня.

Личностными результатами изучения курса «Решение нестандартных задач по математике» являются формирование следующих умений и качеств:

  • развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

  • креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие;

  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;

  • стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы (задачи);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости в развитии цивилизации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), анализировать найденную информацию и оценивать её достоверность;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  • познакомиться с вариативными способами решения нестандартных задач по математике;

  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;

  • рассуждать при решении задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию, логических задач;

  • познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков;

  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;

  •  познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;

  • познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;

  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;

  • приобрести опыт презентации собственного продукта.

2.Содержание учебного предмета, курса.

5 класс

Решение нестандартных задач (34 часа)

6 класс

Решение нестандартных задач (34 часа)

3. Тематическое планирование.

5 класс

урока

Раздел

Темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД)

Решение нестандартных задач (34 часа)

Плюс-минус один

1

Обучающийся научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации»

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию» от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


Чётность

1


Логические задачи

1


Затруднительные ситуации

1


Обратный ход

1


Про деньги

1


Разрезания

1


Принцип Дирихле

1


Переливания

1


Удивительный остров

1


Урок-игра

1


Арифметика и весы

1


Можно или нельзя

1


Пары и чередование

1


Комбинаторика

1


Перебор вариантов

1


Разрезания – II

1


Взвешивания

1


Про время

1


Разные задачи

1


Идущие порознь

1


Разные задачи – II

1


Урок-игра

1


Составление уравнений

1


Геометрические конструкции

1


Принцип крайнего

1


Клетчатые задачи

1


Примеры и контрпримеры

1


Логика – II

1


Расстановки ладей

1


Длины и расстояния

1


Города и дороги

1


Урок-игра

1


Заключительный урок

1


6 класс

урока

Раздел

Темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД)

Решение нестандартных задач (34 часа)

Можно или нельзя

1

Обучающийся научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации»

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию» от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


Сложные вычисления

1


Города и дороги

1


Делимость

1


Пары и чередования

1


Задачи с n

1


Длины и расстояния

1


Простые и составные числа

1


Логика

1


Принцип крайнего

1


Урок-игра

1


Дроби

1


Ребусы

1


Включения-исключения

1


Неравенство-треугольника

1


Шахматы и доски

1


Площадь

1


Примеры и контр=примеры

1


Графы

1


Симметрия

1


Четность и графы

1


Урок-игра

1


Расстановка ладей

1


Отрицательные числа

1


Клетчатые задачи

1


Кубики

1


Признаки делимости

1


Периметры

1


Игры

1


Разрезания

1


Квадраты

1


Инвариант

1


Урок-игра

1


Заключительный урок

1