МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ВЕРХ-ТУЛИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей русского языка и литературы протокол № 1 от 30.08.2019г. | СОГЛАСОВАНО Зам. дир. по УВР Калинина Т.С. ____________г. |
Рабочая программа
предмета «Родная ( русская) литература»
для основного общего образования
Составитель(и):
ФИО учитель
Дутова Е.И. - учитель русского языка и литературы (первая кв. категория)
2017-2022
Пояснительная записка
Примерная программа учебного курса «Родная литература» для 5-9 классов разработана в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Белгородской области;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.
Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII в.
Русская литература первой половины XIX в.
Русская литература второй половины XIX в.
Русская литература первой половины XX в.
Русская литература второй половины XX в.
Творчество писателей и поэтов Новосибирской области.
Контроль уровня литературного образования.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 90 часов.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
7 | 0,5 | 18 |
8 | 0,5 | 18 |
9 | 0,5 | 18 |
Итого | 1,5 | 54 |
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.
Виды и формы контроля:
письменный ответ на вопрос;
сочинение на литературоведческую тему;
проект.
Планируемые результаты
освоения учебного курса «Родная литература»
5-9 класс (в связи с тем, что предмет «Родная литература» изучается интегрировано с предметом «Литература», планируемые результаты по классам не делятся в области «Родной литературы», а считаются аналогичными для каждой параллели с 5 по 9 класс).
Личностные результаты должны отражать:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты должны отражать:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты должны отражать:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Методы обучения
При выработке стратегии освоения программы по родной литературе следует иметь в виду основной принцип: изучение родной литературы базируется на чтении. Все усилия учителя должны быть направлены прежде всего на то, чтобы обучающийся прочел произведение – вне чтения невозможны ни эмоциональные реакции на произведение, ни развитие интеллектуальных и творческих навыков.
Второй базовый принцип – знание произведения важнее, чем знание того, что от него нужно получить. Урок литературы бессмыслен, если в процессе подготовки к нему или непосредственно на нем не происходит чтения, если он не сводит ученика и книгу. Отсюда главный методический ход для урока – медленное чтение.
На уроке родной литературы особую роль играет учебная дискуссия. Литературное произведение открыто различным интерпретациям. Их обсуждение может быть исключительно продуктивным для формирования диалоговой культуры учеников и повышения их мотивации к чтению. При изучении родной литературы исключительно важны проектные и учебно-исследовательские методы работы. Они позволяют индивидуализировать обучение и интенсифицировать процесс обучения.
Следует помнить о роли письменных работ при изучении родной литературы. Систематический отчет в разных формах и жанрах о прочитанном и понятом способствуют формированию у учащихся культуры высказывания.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Родная русская литература»
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках родной русской литературы, относятся DVD-плеер, компьютер, мультимедиа.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Содержание учебного предмета
7 класс
Введение (1)
Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
Из литературы XX – XXI века (17)
А. К.Д.Воробьёв. Очерк жизни и творчества. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе «Настя»
В.А.Солоухин Тайна гармонии мира природы в стихотворении «Букет»
В.А.Солоухин Рассказ «Мститель». Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира
Е.И.Носов Очерк жизни и творчества. Рассказы «Кукла», «Тринадцать зёрен» Размышления автора о человечности, о природе творчества
Е.И.Носов «Живое пламя», «Покормите птиц» - призыв писателя к состраданию и ми И.Кожухов «Рождественская сказка», «Поздний подарок»(сиб автор с. Береговое) милосердию
Е.Н.Косенков «Товарищ Миша» (сиб. Автор с.Боровое)
Е.В.Габова «Не пускайте рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внешняя и внутренняя
Л.Улицкая «Бумажная победа»
В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведений. Подвиг речников
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».
Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."
С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».
Творчество поэтов Новосибирской области по выбору учителя и учащихся.
Песни на слова русских поэтов XX века
8 класс
Из литературы XIX века (2)
Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков.
Из литературы XX века (14)
А.А. Блок. Историческая тема в творчестве поэта. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». «Россия».
А. Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему.
Русские поэты 20 века о родине, родной природе. И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов
Л. Пантелеев «Республика Шкид». Анализ главы.
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Человек и война. Образ главного героя. Особенности композиции поэмы. Юмор.
Л.А. Кассиль «Улица младшего сына». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский, Б. Окуджава, Л. Ошанин, А. Фатьянов, Б. Богатков. Величие духа народа-победителя.
В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Картины военного детства, образ главного героя.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Уроки нравственности.
В.П. Крапивин «Мушкетер и фея». Поступок героя как отражение его характера. Дружба.
Ю. М. Магалиф Рассказы. Связь человека с обществом. Ответственность за судьбы людей, живущих рядом.
Творчество поэтов Сибири и Новосибирской области (2)
Е. Стюарт, К. Лисовский, Л. Решетников и другие. Бескорыстная любовь к родной земле.
9 класс
Из русской литературы XVIII века (1)
Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.
Из литературы XIX века (2)
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.
Из литературы XX века (4)
В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.
Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
К.Д.Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).
Из современной русской литературы (9)
А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).
В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
Сочинение " Диалог поколений".
Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Творчество поэтов Новосибирской областиобласти (1) (по выбору). Основные мотивы лирики. Любовь к малой родине.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
7 КЛАСС ФГОС (18 часов – 0,5 часа в неделю )
№ урока | Наименование раздела/ темы | Кол-во часов | Дата |
7г |
1 | Введение. Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | 1 | |
2 | Литература XX-XXI в. К.Д.Воробьёв. Очерк жизни и творчества. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе «Настя» | 1 | |
3 | В.А.Солоухин Тайна гармонии мира природы в стихотворении «Букет» | 1 | |
4 | В.А.Солоухин Рассказ «Мститель». Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира | 1 | |
5 | Е.И.Носов Очерк жизни и творчества. Рассказы «Кукла», «Тринадцать зёрен» Размышления автора о человечности, о природе творчества | 1 | |
6 | Е.И.Носов «Живое пламя», «Покормите птиц»-призыв писателя к состраданию и милосердию | 1 | |
7 | Творчество поэтов земли сибирской | 1 | |
8 | И.Кожухов «Рождественская сказка», «Поздний подарок»(сиб автор с. Береговое) | 1 | |
9 | Е.Н.Косенков «Товарищ Миша» (сиб. Автор с.Боровое) | 1 | |
10 | Е.В.Габова «Не пускайте рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внешняя и внутренняя | 1 | |
11 | Л.Улицкая «Бумажная победа» | 1 | |
12 | В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведений. Подвиг речников | 1 | |
13 | Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ-притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении | 1 | |
14 | В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин» | 1 | |
15 | РР Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе» | 1 | |
16 | С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет». | 1 | |
17 | А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча». | 1 | |
18 | Песни на слова русских поэтов XX века | 1 | |
| | | |
Список литературы
Литература. 5 класс. Учебн. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 8-е изд. – М:Просвещение, 2018.
Литература. 6 класс. Учебн. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 8-е изд. – М:Просвещение, 2018.
Литература. 7 класс. Учебн. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 5-е изд. – М:Просвещение, 2016.
Литература. 8 класс. Учебн. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 4-е изд. – М:Просвещение, 2016.
Литература. 9 класс. Учебн. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский.7-е изд. – М:Просвещение, 2019.
Тексты художественных произведений
9