СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Родная (русская) литература" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Родная (русская) литература" с тематическим планированием для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Родная (русская) литература" 7 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ВЕРХ-ТУЛИНСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14





ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей русского языка и литературы

протокол № 1 от 30.08.2019г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. дир. по УВР

Калинина Т.С.

____________г.

Рабочая программа

предмета «Родная ( русская) литература»

для основного общего образования



Составитель(и):

ФИО учитель

Дутова Е.И. - учитель русского языка и литературы (первая кв. категория)























2017-2022

Пояснительная записка

Примерная программа учебного курса «Родная литература» для 5-9 классов разработана в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Белгородской области;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.

Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.

Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII в.

  • Русская литература первой половины XIX в.

  • Русская литература второй половины XIX в.

  • Русская литература первой половины XX в.

  • Русская литература второй половины XX в.

  • Творчество писателей и поэтов Новосибирской области.

  • Контроль уровня литературного образования.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 90 часов.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

7

0,5

18

8

0,5

18

9

0,5

18

Итого

1,5

54

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.

Виды и формы контроля:

  • письменный ответ на вопрос;

  • сочинение на литературоведческую тему;

  • проект.

Планируемые результаты

освоения учебного курса «Родная литература»

5-9 класс (в связи с тем, что предмет «Родная литература» изучается интегрировано с предметом «Литература», планируемые результаты по классам не делятся в области «Родной литературы», а считаются аналогичными для каждой параллели с 5 по 9 класс).

Личностные результаты должны отражать:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты должны отражать:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты должны отражать:

- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;


Методы обучения

При выработке стратегии освоения программы по родной литературе следует иметь в виду основной принцип: изучение родной литературы базируется на чтении. Все усилия учителя должны быть направлены прежде всего на то, чтобы обучающийся прочел произведение – вне чтения невозможны ни эмоциональные реакции на произведение, ни развитие интеллектуальных и творческих навыков.

Второй базовый принцип – знание произведения важнее, чем знание того, что от него нужно получить. Урок литературы бессмыслен, если в процессе подготовки к нему или непосредственно на нем не происходит чтения, если он не сводит ученика и книгу. Отсюда главный методический ход для урока – медленное чтение.

На уроке родной литературы особую роль играет учебная дискуссия. Литературное произведение открыто различным интерпретациям. Их обсуждение может быть исключительно продуктивным для формирования диалоговой культуры учеников и повышения их мотивации к чтению. При изучении родной литературы исключительно важны проектные и учебно-исследовательские методы работы. Они позволяют индивидуализировать обучение и интенсифицировать процесс обучения.

Следует помнить о роли письменных работ при изучении родной литературы. Систематический отчет в разных формах и жанрах о прочитанном и понятом способствуют формированию у учащихся культуры высказывания.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Родная русская литература»

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках родной русской литературы, относятся DVD-плеер, компьютер, мультимедиа.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.






Содержание учебного предмета

7 класс

Введение (1)

Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы


Из литературы XX – XXI века (17)

А. К.Д.Воробьёв. Очерк жизни и творчества. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе «Настя»

В.А.Солоухин Тайна гармонии мира природы в стихотворении «Букет»

В.А.Солоухин Рассказ «Мститель». Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира

Е.И.Носов Очерк жизни и творчества. Рассказы «Кукла», «Тринадцать зёрен» Размышления автора о человечности, о природе творчества

Е.И.Носов «Живое пламя», «Покормите птиц» - призыв писателя к состраданию и ми И.Кожухов «Рождественская сказка», «Поздний подарок»(сиб автор с. Береговое) милосердию

Е.Н.Косенков «Товарищ Миша» (сиб. Автор с.Боровое)

Е.В.Габова «Не пускайте рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внешняя и внутренняя

Л.Улицкая «Бумажная победа»

В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведений. Подвиг речников

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."

С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».

Творчество поэтов Новосибирской области по выбору учителя и учащихся.

Песни на слова русских поэтов XX века






8 класс


Из литературы XIX века (2)


Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков.


Из литературы XX века (14)


А.А. Блок. Историческая тема в творчестве поэта. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». «Россия».

А. Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему.

Русские поэты 20 века о родине, родной природе. И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов

Л. Пантелеев «Республика Шкид». Анализ главы.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Человек и война. Образ главного героя. Особенности композиции поэмы. Юмор.

Л.А. Кассиль «Улица младшего сына». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский, Б. Окуджава, Л. Ошанин, А. Фатьянов, Б. Богатков. Величие духа народа-победителя.

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Картины военного детства, образ главного героя.

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Уроки нравственности.

В.П. Крапивин «Мушкетер и фея». Поступок героя как отражение его характера. Дружба.

Ю. М. Магалиф Рассказы. Связь человека с обществом. Ответственность за судьбы людей, живущих рядом.

Творчество поэтов Сибири и Новосибирской области (2)


Е. Стюарт, К. Лисовский, Л. Решетников и другие. Бескорыстная любовь к родной земле.


9 класс


Из русской литературы XVIII века (1)

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.


Из литературы XIX века (2)

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.

Из литературы XX века (4)

В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.

Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

К.Д.Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).


Из современной русской литературы (9)

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).

В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

Сочинение " Диалог поколений".

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).


Творчество поэтов Новосибирской областиобласти (1) (по выбору). Основные мотивы лирики. Любовь к малой родине.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

7 КЛАСС ФГОС (18 часов – 0,5 часа в неделю )

урока

Наименование раздела/ темы

Кол-во часов

Дата

1

Введение. Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1


2

Литература XX-XXI в. К.Д.Воробьёв. Очерк жизни и творчества. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе «Настя»

1


3

В.А.Солоухин Тайна гармонии мира природы в стихотворении «Букет»

1


4

В.А.Солоухин Рассказ «Мститель». Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира

1


5

Е.И.Носов Очерк жизни и творчества. Рассказы «Кукла», «Тринадцать зёрен» Размышления автора о человечности, о природе творчества

1


6

Е.И.Носов «Живое пламя», «Покормите птиц»-призыв писателя к состраданию и милосердию

1


7

Творчество поэтов земли сибирской

1


8

И.Кожухов «Рождественская сказка», «Поздний подарок»(сиб автор с. Береговое)

1


9

Е.Н.Косенков «Товарищ Миша» (сиб. Автор с.Боровое)

1


10

Е.В.Габова «Не пускайте рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внешняя и внутренняя

1


11

Л.Улицкая «Бумажная победа»

1


12

В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведений. Подвиг речников

1


13

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ-притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении

1


14

В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин»

1


15

РР Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе»

1


16

С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

1


17

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».

1


18

Песни на слова русских поэтов XX века

1








Список литературы

  1. Литература. 5 класс. Учебн. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 8-е изд. – М:Просвещение, 2018.

  2. Литература. 6 класс. Учебн. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 8-е изд. – М:Просвещение, 2018.

  3. Литература. 7 класс. Учебн. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 5-е изд. – М:Просвещение, 2016.

  4. Литература. 8 класс. Учебн. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 4-е изд. – М:Просвещение, 2016.

  5. Литература. 9 класс. Учебн. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский.7-е изд. – М:Просвещение, 2019.

  6. Тексты художественных произведений


9