Согласовано Руководитель МО _______ Ермаков В.Л. Протокол № 182 от 01.09.2017 | Согласовано Заместитель директора по УВР _________Крыловецкая Л.В. 01.09.2017 | Утверждаю Директор ГБОУ СОШ № 3 _________ Евгущенко А.М. 01.09.2017 |
Рабочая программа
По курсу «Страноведение» в 11-х классах
на 2019-2020 учебный год
Сметанюк А.А.
Государственного бюджетного образовательного учреждения
города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением английского языка им. А.Невского»
2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………….........3
2. Цели и задачи обучения………………………………………………………………........5
3. Планируемые результаты………………………….............................................................7
4. Основное содержание курса………………………………………………………………9
5. Основные формы контроля……………………………………………… ………..….......10
6. Календарно-тематическое планирование………………………………………………..12
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая рабочая программа предназначенадля 11 классов с углублённым изучением английского языка ГБОУ СОШ №3 и составлена на основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,в соответствии с Образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ №3 и учебным планом школы. В учебном процессе в качестве базового учебника используется учебное пособие “AcrossCultures” издательства Лонгман - пособия нового поколения по страноведению и культуре англоязычного мира, имеющего ярко выраженную социо-культурную и коммуникативную направленность по всем видам речевой деятельности. Содержание включает знания, представляющие высокую степень актуальности для школьников при выполнении заданий ЕГЭ, международных экзаменов формата Кембридж PET и FCE, связанных с чтением, аудированием, письмом, использованием языка. Лексический материал отражает современные реалии английского языка в его британском варианте. Профильный уровень изучения английского языка представляет собой расширение и углубление базового уровня с учётом профильной ориентации школьников. В основе его создания лежат основополагающие документы современного российского образования: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, новый базисный учебный план, примерные программы по английскому языку для основного общего образования. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов. Предлагаемый курс также отвечает требованиям европейских стандартов (CommonEuropeanFramework – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за учебный год. Формы обучения активные, интерактивные, с элементами дифференцированного обучения (дискуссии, ролевая игра, создание и презентация 2 проектных работ, самостоятельная поисковая деятельность, организация работы с текстом). Используемые технологии: технология критического мышления, обучение в сотрудничестве, метод проектов, здоровьесберегающие технологии. Данная программа предполагает использование информационно- коммуникационных технологий для развития коммуникативно-речевого, когнитивного потенциала учащихся, их творческих возможностей и способностей, создания условий для их самообразования в интересующих областях знания с использованием иностранного языка. В этом ключе наиболее важными видами учебной работы с иноязычными Интернет-ресурсами представляются следующие:
- обогащение их гуманитарных знаний, в том числе о культуре стран изучаемого языка;
- развитие умений ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, используя мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для поиска, обработки, передачи, систематизации и обобщения страноведческой информации и создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа курса расширит возможность социализации учащихся, обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием. Приобретенный общекультурный уровень должен обеспечить выпускника способностью к продолжению образования в учреждениях высшей школы и к использованию информационно- коммуникационных умений в профессиональной сфере.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Основная цель программы курса - формирование межкультурной коммуникативной компетенции учащихся, т.е. развитие способности понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях через:
• совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию, расширение и углубление страноведческих и лингвострановедческих знаний об англо-говорящих странах;
• совершенствование умения адекватно строить свое речевое и неречевое поведение с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, в том числе, в рамках межкультурного взаимодействия;
• расширение общекультурного кругозора учащихся в области страноведения. Программа курса заключает в себе задачи следующих четырёх компонентов: 1.Воспитательный компонент:
• формировать у учащихся интерес к культуре и народу страны изучаемого языка и своей собственной страны;
• воспитывать толерантное отношения к иной культуре, культуре взаимодействия, понимания общности задач в гуманитарной области;
• воспитывать культуру общения;
• поддерживать познавательной активности и интереса изучаемому языку;
• воспитывать осознанное отношение к будущей профессии, потребность в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.
2.Развивающий компонент:
• развивать различные способности (в том числе произвольное внимание, память, аналитическое мышление, познавательные способности);
• развивать ценностные ориентации;
• развивать творческие способности ученика;
• развивать гуманитарные способности учащихся.
3. Образовательный компонент;
• приобщить школьников к истории, культуре, традициям и реалиям Великобритании и других англо-говорящих стран; расширять представления о социокультурном портрете этих стран в различных её проявлениях (искусство, национальные традиции и т.д.) в сопоставительном плане с родной культурой;
• расширить эрудицию учащихся;
• расширять лингвистический, филологический, страноведческий и общий кругозор;
• актуализировать межпредметные знания и умения в условиях изучения данного курса;
• расширить содержание образования по английскому языку информацией страноведческого характера англоговорящих стран (географическое положение, экономика, история, образование, быт и т.д.).
4. Практический компонент;
• совершенствовать коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний о странах англо-говорящего мира;
• развивать и совершенствовать все навыки речевой деятельности учащихся (говорение, чтение, аудирование, письмо) на предлагаемом страноведческом материале;
• формировать умения представлять свою Родину и достопримечательности стран изучаемого языка в условиях межкультурного общения;
• углублять лингвистические знания учащихся;
• развивать умения ориентироваться в повседневном языковом окружении и совершенствовать ООУН при организации учебного процесса, работе с различными источниками информации.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню сформированностисоциокультурных умений.
По окончанию изучения данного курса учащиеся должны уметь:
• систематизировать и углубить страноведческие знания о странах англо-говорящего мира на базе пройденного материала;
•уметь оперировать приобретёнными страноведческими знаниями в ходе построения собственных высказываний;
• уметь собирать, систематизировать и интерпретировать культуроведческую информацию, используя разнообразную информационно-справочную литературу (включая файлы Интернета и электронную справочную литературу), газетно- журнальные материалы, художественную литературу и использовать их при выполнении культуроведческих проектов;
• уметь обрабатывать информацию и проводить сравнительный анализ изученного страноведческого материала: проводить аналогии, находить противопоставления и делать обобщения при сравнении фактов, явлений культуры и науки, событий и культурной жизни англо-говорящих стран и России; • уметь представлять свою Родину и достопримечательности стран изучаемого языка в условиях межкультурного общения;
Требования к уровню сформированности коммуникативных умений.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
В области аудирования:
• понимать на слух основное содержание высказываний носителей языка в стандартных ситуациях общения;
• понимать на слух детальное содержание высказываний в рамках изученной тематики;
• выполнять задания с вариантом ответа “да”, ”нет”, на установку соответствия; выбирать правильный вариант ответа из предложенных опций; заполнять недостающую информацию.
В области говорения уметь:
• вести разговор в стандартных ситуациях общения, поддержать его, соблюдая нормы речевого этикета, расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свою просьбу, мнение, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
• рассказать о реалиях своей страны и стран изучаемого языка, их географии, истории, экономике, технологии, искусстве, традициях, культуре, достопримечательностях, знаменитых людях и достижениях науки и техники;
• делать краткие и развернутые сообщения в рамках изученных тем,
давать оценку прочитанного, делать сравнительный анализ увиденного или прочитанного;
•развернуто, аргументировано обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их с помощью примеров;
• уметь участвовать в дискуссиях при обсуждении культурных аспектов жизни народов англо-говорящих стран и России;
• представить результаты индивидуально-групповой работы (защита проекта, реферата, доклады);
В области чтения и письма уметь:
•работать с текстами страноведческого содержания, понимать их специфику; отделять основную информацию от второстепенной; критически оценивать достоверность воспринимаемой информации;
•выбирать вид чтения в соответствии с поставленной задачей (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• передавать информацию адекватно поставленной цели в виде конспекта, тезисов, плана;
• излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме (уметь сформулировать суть проблемы, выражать свое мнение, давать критическую оценку);
•выполнять письменные коммуникативные задания: писать официальные и личные письма, мини- сочинения, эссе, анализы, описания, газетные статьи. Требования к овладению основными общеучебными навыками
•уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) при работе с материала на иностранном языке;
• совершенствовать ООУН при организации учебного процесса, работе с различными источниками информации: учебные пособия, справочная литература, газеты и журналы на английском и русском языках, интернет;
•уметь участвовать в проектной деятельности и проведении учебно- исследовательской работы, создавать страноведческие проекты для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.
В качестве объектов контроля и оценивания выделяются:
1) знание содержания страноведческого материала;
2) лингвистическая компетентность (знание лексики / грамматики и правильное ее употребление, произносительные навыки);
3) речевая компетентность (владение навыками аудирования, говорения, чтения, письма, перевода);
4) социолингвистическая компетентность (владение конвенциями устной и письменной речи).
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | Тема | Количество часов |
1. | Общие сведения о стране. | 4 часа |
2. | Политическая система страны. | 2 часа |
3. | Экономика страны. | 2 часа |
4. | Наука. | 2 часа |
5. | Система образования. | 4 часа |
6. | Культура, досуг, развлечения, спорт. | 9 часов |
7. | Государственные и национальные праздники США. | 4 часа |
8. | Семья. Молодое поколение страны. | 2 часа |
9. | Англо-говорящие страны. | 5 часов |
| Всего | 34 часа |
5. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В процессе обучения на заключительном уроке каждой темы учащимся предлагаются тесты, с помощью которых осуществляется контроль усвоения содержания лингвострановедческого материала. Помимо текущего тестирования учащиеся должны подготовить презентации (работа в парах или тройках)
на заданную тему. В рамках промежуточной аттестации в 10 классе
помимо тестирований проводится собеседование с целью контроля сформированности коммуникативных навыков межкультурного общения на лингвострановедческом материале.
Технология оценивания:
Задания по чтению и аудированию оцениваются объективно: за каждый правильный ответ дается определенное количество баллов. Проверка осуществляется с помощью ключей. В заданиях, требующих письменного ответа, орфографические ошибки не учитываются, если они не препятствуют пониманию. Задания по практическому использованию языкового материала оцениваются объективно: за каждый правильный ответ дается определенное количество баллов. Проверка осуществляется с помощью ключей, содержащих все возможные варианты допустимых ответов. Оценивание устных ответов учащихся производится в соответствии соследующими критериями:
Содержание:
• соответствие содержания поставленной задаче;
• полнота раскрытия предложенной темы, логичность и связность высказываний; • выбор правильного стиля речи (официальный, полуофициальный, неофициальный).
Взаимодействие с собеседником:
Уметь
• начинать и завершать беседу;
• поддерживать беседу, соблюдая очередность в обмене репликами;
• реагировать на смену темы беседы; • переключать ход беседы на другую тему;
• восстанавливать беседу в случае сбоя.
Лексическое оформление устной речи:
• точность, адекватность использования лексических единиц в соответствии с ситуацией общения и заданными функциями;
• богатство и разнообразие;
• объем высказывания.
Грамматическое оформление устной речи:
• точность, адекватность использования грамматических конструкций в соответствии с ситуацией общения и заданными функциями;
• разнообразные, сложные грамматические конструкции;
• объем высказывания (количество реплик в случае диалогической речи – от 5 до 10; количество фраз в случае монологической речи – от 10 до 25).
Календарно-тематическое планирование
№ | тема | Формы организации деятельности учащихся | Дата | Факт |
1. | Общие сведения о стране.(4часа) | США. Общие сведения о стране. Работа с картой: штаты и столицы . | | |
2. | География страны – обзор. Географические зоны. Климат. Просмотр видео. Работа с текстом по данной теме, работа по карте, лексико-грамматические упражнения. | | |
3. | География страны – обзор. Животный и растительный мир. Водные ресурсы. Великие озера. Просмотр видео. Работа с текстом по данной теме, работа по карте, лексико-грамматические упражнения. | | |
4 | Кто такие американцы. Население, языки. Работа с текстом по данной теме, лексико-грамматические упражнения. | | |
5. | Политическая система страны(2 часа) | Политическая система страны. Конституция. Три ветви власти. Работа с текстом. | | |
6 | Политическая система. Две основных партии страны. Работа с текстом. Просмотр презентации. | | |
7 | Экономика страны.(2 часа) | Промышленность. | | |
8 | Экономика и бизнес. | | |
9 | Наука(2 часа) | Наука и ее роль в жизни страны. | | |
10 | Великие изобретения. | | |
11 | Система образования.(4 часа) | Типы школ. Частное образование. Работа над текстом по данной теме. Лексико-грамматические упражнения. | | |
12 | Университеты. Работа над текстом по данной теме. Лексико-грамматические упражнения. | | |
13 | Экзамены. Предметы. Степени. Работа над текстом по данной теме. Лексико-грамматические упражнения. | | |
14 | Обобщающий урок по пройденному материалу темы. | | |
15 | Культура, досуг, развлечения, спорт.(9 часов) | Средства массовой информации. Прошлое американской прессы. Влияние радио и телевидения на американское общество. | | |
16 | Культурная жизнь страны. Известные представители культуры. | | |
17 | | Возникновение театра в Америке. Театр в наши дни. | | |
18 | Музыка: от национальных религиозных песен до рока и джаза. | | |
19 | Изобразительное искусство. Художественные галереи. Музеи. | | |
20 | Кино индустрия .Уолт Дисней. Голливуд. | | |
21 | Спорт в стране. Его развитие. Популярные виды спорта среди американцев. | | |
22 | Обобщающий урок по пройденному материалу темы. | | |
23 24 25 26 | Государственные и национальные праздники США.(4 часа) | Новый год и Рождество. День Колумба. День Благодарения. День Ветеранов. День Памяти. День Независимости. День Труда. и др. | | |
27 28 | Семья. Молодое поколение страны.(2 часа) | Типичные подростки. Семейные ценности. Свободное времяпровождение. | | |
29 | Англо-говорящие страны.(5 часов) | Канада. Просмотр презентаций по теме. Устная речь | | |
30 | Канада. Тестирование. | | |
31 | Австралия . Просмотр презентаций по теме. Устная речь | | |
32 | Новая Зеландия. Просмотр презентаций по теме. Устная речь | | |
33 | | Австралия и Новая Зеландия. Тестирование. | | |
34 | | Обобщающий урок по теме «Англо-говорящие страны» | | |
4