Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Имекская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Заместитель директора по УВР ______________/Старикова Н.В./ | Утверждена Приказ №_____от___________2020г Директор школы _________________/Сагалакова М.И./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Интересная география»
(интеллектуальное направление)
8 класс
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Тартынская Л.В.
Должность:
учитель географии
1 квалификационная
категория
Имек 2020г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по географии «Интересная география » для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования.
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Программы основного общего образования по географии.
Учебного плана МБОУ «Имекская СОШ» на 2020-2021 учебный год.
Программа предназначена для учащихся 8 классов, у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с картой. Создание программы «Интересная география» » позволяет учесть индивидуальные запросы его участников, помогает обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Программа состоит из двух частей: теоретической (изучение новой занимательной географической информации) и практической (закрепление и применение знаний). Теоретическая часть предполагает повторение и углубленное изучение отдельных географических тем. Вторая часть способствует развитию способностей, умений, навыков работы с географическими картами различного содержания, другими источниками информации.
Цели изучения курса внеурочной деятельности:
- расширение географических знаний учащихся, формирование умений работать с географическими картами, развитие интереса к изучению географии.
- воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи программы:
Образовательные:
расширить знания учащихся о своей стране и о других странах;
знакомство с интересными и загадочными уголками нашей планеты содействовать в формировании и развитии географического мышления.
Развивающие:
развивать умение поисковой работы;
умение систематизировать информацию; развивать логическое мышление, умение работать в малых группах, грамотно излагать свои мысли;
совместно решать поставленные задачи.
Личностные:
воспитание ответственности при выполнении любой работы, усидчивости и трудолюбия, целеустремлённости и самостоятельности, вежливого обращения друг к другу, культуры общения.
Формы обучения:
Программой предусматривается фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, интерактивная формы обучения.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Формы проведения занятий:
практические работы, игры, электронные презентации, заочные путешествия, викторины, конкурсы, творческие проекты.
Методы и приемы:
овладение основами исследовательской и проектной деятельности, умение выделять проблему, умение классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения,
умение работать с разными источниками географической информации, находить географическую информацию из различных источников (интернет, научно-популярной литературе, словарях, справочниках), чтение и анализ географических карт; анализ и синтез статистических материалов; составление схем и комментариев к ним; составление таблиц; выдвижение гипотез; участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях; подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов.
Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности: презентации, коллажи, газеты, плакаты, интерактивные игры, буклеты, фотоальбомы, учебные пособия.
Срок реализации программы: 1 год. Объём программы составляет 34 часа, 1 час в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Интересная география »
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебные задачи;
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемы ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Источники информации для подготовки занятий:
1. О. В. Крылова «Интересный урок географии», М.: Просвещение, 2007 .
2. Н. Н. Петрова «Школьный практикум по географии», М.: Дрофа, 2006.
3. Скарлато Г. « Занимательная география для детей и взрослых»: Киев, Альтерпрес, 1996 г.
4. «География. Справочник школьника»/сост. Т.С. Майорова/, М.: «АСТ», 2012.
5. Энциклопедия для детей. География : М. «АВАНТА», 2007.
6. «Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М.: «АСТ», 2011.
7. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
8. Б.Б. Вагнер «Сто великих чудес природы»: М, «Вече», 2000
9. Интернет-ресурсы
Содержание программы.
Основные источники географической информации: глобус, справочники, интернет. Карта – величайшее творение человечества, второй язык географии. Виды географических карт. История возникновения географической карты, глобуса.- 3 часа
История географических открытий.
Великие учёные, путешественники древности и современности, внёсшие вклад в изучение Земли и развитие науки географии. Необычные географические открытия и «закрытия». – 3 часа
Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.
Интересные факты о природе материков и океанов. Рекорды каждого материка. Составления визитных карточек материков. Океаны Земли: особенности природы. Тайны океанических глубин. – 7 часов.
Страны мира
Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Разработка маршрута путешествия по странам мира.-7 часов
Россия на карте мира
Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны. Природные уникумы нашей страны. Разработка проектов путешествий по нашей стране с посещением уникальных объектов природы. – 10 часов
Человек и природа
Изменения природы человеком и их последствия. Охрана природы. Наш вклад в решение данной проблемы- 4 часа
Итого: 34 часа.