Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности курса
«Занимательная информатика» (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Занимательная информатика» составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ с изменениями и дополнениями; ст. 12 «Образовательные программы».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г. (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) ;Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
Устав МБОУ Средней школы № 6 им. И.Н. Ульянова;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Средней школы № 6 им. И.Н. Ульянова;
Учебный план МБОУ Средней школы № 6 им. И.Н. Ульянова на 2020-2021 учебный год.
На изучение курса «Занимательная информатика» в 1 классе - 32 часа в год; 1 ч в неделю.
2. Цели изучения курса «Занимательная информатика»
Основной целью начального обучения информатике является:
• Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности.
Задачи изучения курса – научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности
Программа имеет интегративный, межпредметный характер.
3. Результаты освоения программы «Занимательная информатика» 1 класс:
Планируемый результат обучения – формирование умений, отвечающих как обязательным требованиям к подготовке выпускников начальной школы, так и содержанию математической информатики. Многие осваиваемые умения при этом являются общеинтеллектуальными и предполагается возможность их переноса на более широкий жизненный (в том числе – учебный) контекст деятельности учащегося.
Результаты изучения информатики в 1 классе:
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета информатика;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые задания.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. ИКТ-компетентность..
Учащиеся должны знать:
знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;
знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;
иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.
Учащиеся должны уметь:
правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;
войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока;
при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);
при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»).
2. Базисные объекты и их свойства.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;
строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)
правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);
выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш», «ластик», «галочка», «лапка» и др.;
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанному параметру.
3. Цепочка.
Учащиеся должны знать:
иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
иметь представление об индуктивном построении цепочки;
иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).
Учащиеся должны уметь:
строить и достраивать цепочку по системе условий;
выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.;
оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
строить цепочки по индуктивному описанию;
строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи инструментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.
4. Мешок.
Учащиеся должны знать:
иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
иметь представление о мешке бусин цепочки;
иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.
Учащиеся должны уметь:
организовывать полный перебор объектов (мешка);
оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
строить и достраивать мешок по системе условий;
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
выделять из набора одинаковые и разные мешки;
использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
сортировать объекты по одному и двум признакам;
строить мешок бусин цепочки;
в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.
«Занимательная информатика»
класс (1 ч. в неделю; 32 часа)
I. Правила игры (2 ч.)
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
II. Базисные объекты и их свойства (14 ч.)
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, по-разному определяемое на разных видах объектов: фигурках, буквах и цифрах, бусинах). Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно. Совокупность объектов, в которой все объекты разные (нет двух одинаковых). Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне.
III. Цепочка (8 ч.)
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
IV. Мешок (8 ч.)
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).
ИКТ-компетентность. Решение практических задач.
Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Мое имя», специальная среда).
Совместное заполнение базы данных о всех учениках класса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка», специальная среда).
Изготовление изображения животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастическое животное», специальная среда).
Изготовление открытки с использованием набора готовых изображений и графического редактора (проект «Новогодняя открытка», Перволого или графический редактор).
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности курса «Занимательная информатика»
( 1 класс)
на 2020 -2021 учебный год (1 час в неделю, всего 32 часа)
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 безопасности - 4 часа | Правила игры | 2ч |
2 | Базисные объекты и их свойства | 14ч |
3 | Цепочка | 8ч |
4. | Мешок | 8ч |
| ИТОГО | 32 часа |
МБОУ «Губернаторский лицей № 101 при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»»
Приложение к рабочей программе
курса внеурочной деятельности
«Занимательная информатика»
Календарно-тематическое планирование
Учебный предмет: «Занимательная информатика»
Классы: 1 «А»
Составитель: Сизова Татьяна Валентиновна
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 32 часа в год, в неделю 1 час
Календарно – тематическое планирование «Занимательная информатика» 1 класс
№п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата | Формы организации внеурочной деятельности | Примечание |
планируемые | фактические |
1 | Раскрась, как хочешь. Правило раскрашивания. Цвет. | 1 | | | Практическое занятие | |
2 | Области. | 1 | | | Игра.Поисковые исследования | |
3 | Одинаковые (такая же), разная. | 1 | | | Игра.Поисковые исследования | |
4 | Обведи, соедини. | 1 | | | Практическое занятие | |
5 | Бусины. Одинаковые бусины, разные бусины. | 1 | | | Занятие- диспут | |
6 | Нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно. | 1 | | | Практическое занятие | |
7 | Все, каждый. Буквы и цифры. | 1 | | | Игра.Поисковые исследования | |
8 | Цепочка. | 1 | | | Практическое занятие | |
9 | Сколько всего областей. | 1 | | | Практическое занятие | |
10 | Истинные и ложные утверждения. | 1 | | | Игра.Поисковые исследования | |
11 | Есть – нет. | 1 | | | Занятие- диспут | |
12 | Одинаковые цепочки, разные цепочки. | 1 | | | Игра.Поисковые исследования | |
13 | Бусины в цепочке (следующая, предыдущая, отсчет от конца). | 1 | | | Занятие- диспут | |
14 | Проект «Разделяй и властвуй». | 1 | | | Круглый стол. Проект. | |
15 | Решение дополнительных трудных задач. | 1 | | | Практическое занятие | |
16 | Решение дополнительных трудных задач. | 1 | | | Практическое занятие | |
17 | Алфавитная цепочка. Слово. | 1 | | | Игра.Поисковые исследования | |
18 | Раньше – позже. | 1 | | | Игра.Поисковые исследования | |
19 | Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет. | 1 | | | Занятие- диспут | |
20 | Проект «Буквы и знаки в русском тексте». | 1 | | | Круглый стол. Проект. | |
21 | Словарь. | 1 | | | Конференция. | |
22 | Бусины в цепочке (отсчет от любой бусины). | 1 | | | Практическое занятие | |
23 | Мешок. | 1 | | | Конференция. | |
24 | Одинаковые и разные мешки. | 1 | | | Игра.Поисковые исследования | |
25 | Мешок бусин цепочки. | 1 | | | Конференция. | |
26 | Понятия все/каждый для элементов мешка. | 1 | | | Занятие- диспут | |
27 | Таблица для мешка (одномерная). | 1 | | | Игра.Поисковые исследования | |
28 | Решение дополнительных трудных задач. | 1 | | | Практическое занятие | |
29 | Решение дополнительных и трудных задач. | 1 | | | Практическое занятие | |
30-31 | Дерево. Следующие, предыдущие, корневые бусины. | 2 | | | Занятие- диспут | |
32 | Уровни дерева. | 1 | | | Игра. Поисковые исследования. Круглый стол. | |
| Итого | 32 часа | | | | |