СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я - гражданин!" для 5 - 9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит направления воспитательной работы с классом и примерные темы классных часов по каждому направлению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я - гражданин!" для 5 - 9 классов»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, основного общего образования


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:

  • ценностное отношение к России, к своей малой Родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • трудолюбие;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • ценностное отношение к природе;

  • умения видеть красоту в окружающем мире;

  • умения видеть красоту в поведении, поступках людей.


Метапредметные результаты:

  • опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в своем коллективе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.


Предметные результаты:

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

  • знание традиций своей семьи и лицея, бережное отношение к ним;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России;

  • знания о нормах экологической этики;

  • представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.


Учащиеся получат возможность развивать в себе такие личностные характеристики:

  • самостоятельность и уверенность;

  • мотивация «на удачу» и оптимизм

  • вежливость и отзывчивость;

  • любовь к своему народу, краю и Отечеству;

  • признание ценностной толерантности и уникальности каждого человека;

  • готовность к выбору как осознание своей ответственности за результаты и последствия своего поведения и деятельности (в том числе и будущей профессиональной);

  • активность и скромность;

  • самопознание и самоконтроль;

  • настойчивость в достижении целей и стремление к улучшению своих результатов;

  • самосовершенствование.


Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности


Содержание курса внеурочной деятельности


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • общие представления о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении;

  • понимание и одобрение правил поведения в обществе;

  • осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

  • представление о единстве народов нашей страны, героев и важнейших событий отечественной истории;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.


Примерные темы классных часов

Классные часы, посвящённые Дню Победы

5

Дети войны

6

Военный путь моей семьи

7

Памяти узников концлагерей посвящается…

8

Фильмы о войне, на которых воспитывались мои родители

9

Книги о войне, которые читали мои родители

Классные часы, посвящённые Дню народного единства

5

День народного единства

6

В единстве наша сила

7

Люди сильны друг другом

8

В единении народа сила России

9

Едино государство, когда един народ

Классные часы, посвящённые Дню космонавтики

5

Мы первые!

6

Он сказал: «Поехали!»

7

Женщины – космонавты

8

Выход в открытый космос (Алексей Леонов)

9

Труден путь до тебя, небо!

Классные часы, посвящённые Дню защитника Отечества

5

Праздник армии родной

6

Есть такая профессия – Родину защищать

7

Героями не рождаются

8

Российская армия во все времена

9

Служить Отечеству – это честь?

Классные часы в рамках недели прав и ответственности

5

Каждый школьник имеет право…

6

Права, обязанности и ответственность

7

Имею право, но обязан…

8

Социальные нормы и асоциальное поведение

9

Уроки Фемиды


Воспитание социальной ответственности и компетентности

  • осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

  • усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

  • освоение норм и правил общественного поведения;

  • приобретение опыта взаимодействия и общения со сверстниками в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

  • осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту: социальные роли в семье, в классе, в обществе;

  • формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

  • осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

  • усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

  • освоение норм и правил общественного поведения;

  • приобретение опыта взаимодействия и общения со сверстниками в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

  • осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту: социальные роли в семье, в классе, в обществе;

  • формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.


Примерные темы классных часов

Классные часы по организации самоуправления

5 – 9

Организация классного самоуправления

5 – 9

Итоги работы органов классного самоуправления

Классные часы по ПДД

5

Где можно и где нельзя играть

6

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

7

Культура дорожного движения

8

Вело-мототранспорт. Опасные ситуации на дорогах

9

Ответственность за нарушение ПДД


Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

  • сознательное принятие базовых ценностей;

  • любовь к краю, народу, России, героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;

  • понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми поступать по законам совести, добра и справедливости;

  • понимание значения нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умения выполнять их независимо от внешнего контроля;

  • понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

  • умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов;

  • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.


Примерные темы классных часов

Классные часы о хобби, увлечениях

5

Мир моих увлечений

6

Мои способности и достижения

7

Увлечения людей знаменитых и не очень…

8

Интересы и увлечение, определившие выбор профессии

9

Творческий человек. Какой он?

Классные часы, посвящённые семье

5

Моя семья – моя радость

6

Праздники и традиции моей семьи

7

Моя семья – моя крепость

8

Семья и семейные ценности

9

Что такое «семья»?

Классные часы, посвященные Дню матери

5

Святое имя МАТЬ

6

Мама – ближе человека нет

7

Имя ангела – МАМА!

8

Материнское сердце

9

Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках

Классные часы, посвященные 8 марта

5

День, пахнущий мимозой

6

Весенняя капель

7

Славный день 8 марта

8

И хорошее настроение не покинет больше вас

9

Великая сила красоты

Классные часы о межличностных взаимоотношениях

5

Учимся взаимопониманию

6

Как избежать конфликтных ситуаций

7

Эти вредные конфликты

8

Как научиться слушать и слышать другого человека

9

Как не потерять доверие и уважение близких тебе людей

Классные часы о дружбе

5

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много

6

Друг познаётся в беде

7

О друзьях настоящих и не очень

8

Друг познаётся в радости

9

О дружбе, которая вынесла жизненные испытания


Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

  • осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, репродуктивного; их значимости;

  • знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

  • профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;

  • устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональная организация режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

  • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ;

  • отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики.


Примерные темы классных часов

Классные часы по ЗОЖ

5 – 9

Режим дня школьника

5 – 9

Твоё здоровье и питание

Классные часы о гигиене

5

Гигиена школьника

6

Правила личной гигиены

7

Рост и развитие организма

8

Рост и развитие организма

9

Здоровые дети в здоровой семье

Классные часы по профилактике вредных привычек

5

Здоровые привычки – здоровый образ жизни

6

Привычки и здоровье

7

Береги здоровье смолоду

8

В плену иллюзий

9

Подросток в мире вредных привычек. Умей сказать: «Нет!»

Классные часы по безопасности

5 – 9

Час безопасности


Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

  • осознание нравственных основ образования;

  • осознание важности непрерывного образования и самообразования;

  • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, создание материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

  • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте;

  • сформированость позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности;

  • готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе;

  • общее знакомство с трудовым законодательством;

  • нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

Примерные темы классных часов

Классные часы по профориентации

5

Слава рукам золотым!

Путешествие в Город мастеров

6

Труд в нашей жизни

Чем пахнут ремёсла

7

Я в мире профессий

Сто дорог - одна твоя

8

Мир профессий и твоё место в нём

Влияние темперамента на выбор профессии

9

Разделение труда. Классификация профессий

Новое время - новые профессии


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

  • ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

  • эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

  • представление об искусстве народов России.


Примерные темы классных часов

Классные часы, посвященные искусству

5

Музыка и мы

6

Юные дарования

7

Человек и творчество. Великие творения человечества

8

Что такое духовное богатство человека

9

Владимир Высотский. Любимые песни

Классные часы по формированию основ эстетической культуры

5

Культура чаепития

6

Гость в доме – хозяину радость

7

Сервировка праздничного стола

8

Язык, мимика, жесты как средства общения

9

Как стать интересным собеседником


Формы организации внеурочной деятельности

Наиболее часто используемые формы занятий: презентация, круглый стол, проект, диспут, творческая мастерская, библиотечные уроки и литературные гостиные, встречи.

Виды деятельности

Для того, чтобы занятия были интересными, предусмотрены следующие виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.


Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

1

Гражданство, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека

5

2

Социальная ответственность и компетентность

2 – 7

3

Нравственные чувства, убеждения, этическое сознание

6

4

Экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни

5 – 9

5

Трудолюбие, сознательное, творческое отношение к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

2 - 7

6

Ценностное отношение к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

2

Итого

33






6