Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, основного общего образования
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
ценностное отношение к России, к своей малой Родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
ценностное отношение к природе;
умения видеть красоту в окружающем мире;
умения видеть красоту в поведении, поступках людей.
Метапредметные результаты:
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в своем коллективе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Предметные результаты:
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
знание традиций своей семьи и лицея, бережное отношение к ним;
элементарные представления о различных профессиях;
представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России;
знания о нормах экологической этики;
представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
Учащиеся получат возможность развивать в себе такие личностные характеристики:
самостоятельность и уверенность;
мотивация «на удачу» и оптимизм
вежливость и отзывчивость;
любовь к своему народу, краю и Отечеству;
признание ценностной толерантности и уникальности каждого человека;
готовность к выбору как осознание своей ответственности за результаты и последствия своего поведения и деятельности (в том числе и будущей профессиональной);
активность и скромность;
самопознание и самоконтроль;
настойчивость в достижении целей и стремление к улучшению своих результатов;
самосовершенствование.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
общие представления о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении;
понимание и одобрение правил поведения в обществе;
осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;
представление о единстве народов нашей страны, героев и важнейших событий отечественной истории;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
Примерные темы классных часов |
Классные часы, посвящённые Дню Победы |
5 | Дети войны |
6 | Военный путь моей семьи |
7 | Памяти узников концлагерей посвящается… |
8 | Фильмы о войне, на которых воспитывались мои родители |
9 | Книги о войне, которые читали мои родители |
Классные часы, посвящённые Дню народного единства |
5 | День народного единства |
6 | В единстве наша сила |
7 | Люди сильны друг другом |
8 | В единении народа сила России |
9 | Едино государство, когда един народ |
Классные часы, посвящённые Дню космонавтики |
5 | Мы первые! |
6 | Он сказал: «Поехали!» |
7 | Женщины – космонавты |
8 | Выход в открытый космос (Алексей Леонов) |
9 | Труден путь до тебя, небо! |
Классные часы, посвящённые Дню защитника Отечества |
5 | Праздник армии родной |
6 | Есть такая профессия – Родину защищать |
7 | Героями не рождаются |
8 | Российская армия во все времена |
9 | Служить Отечеству – это честь? |
Классные часы в рамках недели прав и ответственности |
5 | Каждый школьник имеет право… |
6 | Права, обязанности и ответственность |
7 | Имею право, но обязан… |
8 | Социальные нормы и асоциальное поведение |
9 | Уроки Фемиды |
Воспитание социальной ответственности и компетентности
осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
освоение норм и правил общественного поведения;
приобретение опыта взаимодействия и общения со сверстниками в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту: социальные роли в семье, в классе, в обществе;
формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
освоение норм и правил общественного поведения;
приобретение опыта взаимодействия и общения со сверстниками в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту: социальные роли в семье, в классе, в обществе;
формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
Примерные темы классных часов |
Классные часы по организации самоуправления |
5 – 9 | Организация классного самоуправления |
5 – 9 | Итоги работы органов классного самоуправления |
Классные часы по ПДД |
5 | Где можно и где нельзя играть |
6 | Ответственность пешеходов за нарушение ПДД |
7 | Культура дорожного движения |
8 | Вело-мототранспорт. Опасные ситуации на дорогах |
9 | Ответственность за нарушение ПДД |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
сознательное принятие базовых ценностей;
любовь к краю, народу, России, героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;
понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми поступать по законам совести, добра и справедливости;
понимание значения нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умения выполнять их независимо от внешнего контроля;
понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов;
понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
Примерные темы классных часов |
Классные часы о хобби, увлечениях |
5 | Мир моих увлечений |
6 | Мои способности и достижения |
7 | Увлечения людей знаменитых и не очень… |
8 | Интересы и увлечение, определившие выбор профессии |
9 | Творческий человек. Какой он? |
Классные часы, посвящённые семье |
5 | Моя семья – моя радость |
6 | Праздники и традиции моей семьи |
7 | Моя семья – моя крепость |
8 | Семья и семейные ценности |
9 | Что такое «семья»? |
Классные часы, посвященные Дню матери |
5 | Святое имя МАТЬ |
6 | Мама – ближе человека нет |
7 | Имя ангела – МАМА! |
8 | Материнское сердце |
9 | Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках |
Классные часы, посвященные 8 марта |
5 | День, пахнущий мимозой |
6 | Весенняя капель |
7 | Славный день 8 марта |
8 | И хорошее настроение не покинет больше вас |
9 | Великая сила красоты |
Классные часы о межличностных взаимоотношениях |
5 | Учимся взаимопониманию |
6 | Как избежать конфликтных ситуаций |
7 | Эти вредные конфликты |
8 | Как научиться слушать и слышать другого человека |
9 | Как не потерять доверие и уважение близких тебе людей |
Классные часы о дружбе |
5 | Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много |
6 | Друг познаётся в беде |
7 | О друзьях настоящих и не очень |
8 | Друг познаётся в радости |
9 | О дружбе, которая вынесла жизненные испытания |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, репродуктивного; их значимости;
знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональная организация режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ;
отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики.
Примерные темы классных часов |
Классные часы по ЗОЖ |
5 – 9 | Режим дня школьника |
5 – 9 | Твоё здоровье и питание |
Классные часы о гигиене |
5 | Гигиена школьника |
6 | Правила личной гигиены |
7 | Рост и развитие организма |
8 | Рост и развитие организма |
9 | Здоровые дети в здоровой семье |
Классные часы по профилактике вредных привычек |
5 | Здоровые привычки – здоровый образ жизни |
6 | Привычки и здоровье |
7 | Береги здоровье смолоду |
8 | В плену иллюзий |
9 | Подросток в мире вредных привычек. Умей сказать: «Нет!» |
Классные часы по безопасности |
5 – 9 | Час безопасности |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
осознание нравственных основ образования;
осознание важности непрерывного образования и самообразования;
осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, создание материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте;
сформированость позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности;
готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе;
общее знакомство с трудовым законодательством;
нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.
Примерные темы классных часов |
Классные часы по профориентации |
5 | Слава рукам золотым! Путешествие в Город мастеров |
6 | Труд в нашей жизни Чем пахнут ремёсла |
7 | Я в мире профессий Сто дорог - одна твоя |
8 | Мир профессий и твоё место в нём Влияние темперамента на выбор профессии |
9 | Разделение труда. Классификация профессий Новое время - новые профессии |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры
ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
представление об искусстве народов России.
Примерные темы классных часов |
Классные часы, посвященные искусству |
5 | Музыка и мы |
6 | Юные дарования |
7 | Человек и творчество. Великие творения человечества |
8 | Что такое духовное богатство человека |
9 | Владимир Высотский. Любимые песни |
Классные часы по формированию основ эстетической культуры |
5 | Культура чаепития |
6 | Гость в доме – хозяину радость |
7 | Сервировка праздничного стола |
8 | Язык, мимика, жесты как средства общения |
9 | Как стать интересным собеседником |
Формы организации внеурочной деятельности
Наиболее часто используемые формы занятий: презентация, круглый стол, проект, диспут, творческая мастерская, библиотечные уроки и литературные гостиные, встречи.
Виды деятельности
Для того, чтобы занятия были интересными, предусмотрены следующие виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Гражданство, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека | 5 |
2 | Социальная ответственность и компетентность | 2 – 7 |
3 | Нравственные чувства, убеждения, этическое сознание | 6 |
4 | Экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни | 5 – 9 |
5 | Трудолюбие, сознательное, творческое отношение к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | 2 - 7 |
6 | Ценностное отношение к прекрасному, формирование основ эстетической культуры | 2 |
Итого | 33 |
6