СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления Футбол (5,6, 7 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления Футбол (5,6, 7 класс)»

Рабочая программа

по курсу

внеурочной деятельности

спортивно – оздоровительного направления

Футбол

5-6 класс

7 класс



Пояснительная записка

Целью занятий по данной программе являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой игры в мини-футбол.

Задачи:

обучающие

  • обучить техническим приёмам, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, основам индивидуальной, групповой и командной тактике игры в мини-футбол;

  • освоить элементарные теоретические сведения о личной гигиене, истории мини-футбола, технике и тактике, процесс игры в соответствии с правилами мини-футбола;

  • знать правила игры в мини-футбол.

  • укреплять здоровье

развивающие

  • развивать физическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;

воспитательные

  • формировать интерес к систематическим занятиям мини-футболом;


Программа рассчитана на детей 5-7 класса на 2 учебных года. По 1 часу в неделю, 34 часа в год в 5-6 классе. По 1 часу в неделю, 34 часа в год в 7 классе

1.Результаты освоения курса

Данная программа курса внеурочной деятельности предусматривает достижение следующих результатов:

Личностные результаты

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Метапредметные результаты

5-6класс

•Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

•оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

•принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

7класс

•Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

•анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

•наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

•организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

•делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Предметные результаты

5-6 класс

Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

используя базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками;

тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами;

выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);

выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, в условиях учебной и игровой деятельности;

выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

7 класс

Применять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками;

тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами;

выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);

выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, в условиях учебной и игровой деятельности;

выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

2.Формы организации деятельности

Секция

3. Содержание курса внеурочной деятельности ( 5 -6класс)

Содержание программного материала

Количество часов

Теоретические основы

5 часов

Общая физическая подготовка

Практические занятия

10 часов

Специальная физическая подготовка

Практические занятия

19 часов


Теоретические основы - 5 часов .

Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития людей.

Развитие мини-футбола в России.  История возникновения мини-футбола и развитие его в России.

Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта.

Правила игры в мини-футбол. Разбор и изучение правил игры в мини-футбол.

Места занятий оборудование. Площадка для игры в мини-футбол, её устройство, разметка.

Общая физическая подготовка. 

Практические занятия - 10 часов

Общеразвивающие упражнения без предметов.  Лёгкоатлетические упражнения.  Бег медленный до 20 мин. Прыжки с места в длину.

Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему», «Квадрат». Эстафеты с бегом, преодолением препятствий, переноской набивных мячей.

Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5-10 м. из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа.

Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега быстро резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении.

Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом».

Специальная физическая подготовка.

Практические занятия- 19 часов.

1.Техника игры в мини-футбол. 

Классификация и терминология технических приёмов игры в мини-футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча после удара.

Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги).

Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны.

Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние.

Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для последующих действий.

Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом.

Обманные движения (финты). Обучение финтам

Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча.

Введение мяча из-за боковой линии. Введение мяча на точность (с ограничением по времени): под правую и левую ногу партнёру, на ход партнёру.

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.

Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега).

Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.

Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.

2.Тактика игры в мини-футбол.

Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря, защитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в мини-футбол.

Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу Несколько игроков на ограниченной площади водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнёрами, чтобы не столкнуться друг с другом.

Тактика нападенияИндивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на мини-футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу

Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, введении мяча (не менее одной по каждой группе).

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е. осуществлять «закрывание».

Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.

Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара».

Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материл.


4.Тематическое планирование 1 год (5-6 класс)

Тема занятия

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

Физическая культура и спорт в России. Вводное занятие. Объяснение техники безопасности, правил игры, основ игры в футбол.


1

Стойки футболистов, передвижение на поле.


1

Обучение: передачи мяча внутренней частью стопы, остановка мяча.


1

Повторение: передачи мяча внутренней частью стопы, остановка мяча.

Подвижная игра с мячом (Точная передача).


1

Подвижные игры и эстафеты Обучение передача мяча подъемом. Совершенствование: передачи мяча внутренней частью стопы, остановка мяча.


1

Обучение передача мяча навесом. Совершенствование ранее изученного материала.


1

Игра в квадрат двумя-тремя касаниями мяча.


1

Игра в квадрат одним касанием мяча. Игра в футбол по упрощенным правилам.


1

Правила игры в мини-футбол. Учебно-тренировочная игра в футбол.


1

Удары по воротам с 12 метров по катящемуся мячу. Удары по неподвижному мячу.


1

Подвижные игры и эстафеты Удары по летящему мячу. Учебно-тренировочная игра в футбол.


1

Повторение раннее изученного материала. Двухсторонняя игра в футбол по основным правилам.


1

Обучение: навесная передача и прием летящего мяча (грудью, головой, бедром, стопой).


1

Развитие мини-футбола в России. Повторение: навесная передача и прием летящего мяча (грудью, головой, бедром, стопой).

Обучение: угловой удар (расстановка игроков).


1

Совершенствование раннее изученного материала.

Обучение: удар головой по воротам.


1

Изучение технико-тактических действий. Учебно-тренировочная игра в футбол.


1

Подвижные игры и эстафеты Групповые действия в атаке (игра в одно касание, забегания игроков).


1

Индивидуальные действия в атаке (финты, обманные движения, игра корпусом). Учебно-тренировочная игра.


1

Повторение технико-тактических действий в атаке. Игра в квадрат.


1

Групповые действия в защите (игра в линию, подстраховка игроков и вратаря, опека игроков).


1

Быстрый переход из обороны в атаку (расстановке игроков, выход со своей половины поля). Игра в баскетбол.


1

Индивидуальные действия игроков в защите (персональная игра, обманные действия).


1

Гигиенические знания и навыки. Закаливание Повторение технико-тактических действий в защите. Учебно-тренировочная игра в футбол.


1

Изучение игры вратаря (стойки, перемещения). Учебно-тренировочная игра в футбол.


1

Подвижные игры и эстафеты Игра вратаря (ловля, отбивание, парирование мяча, игра ногами).

Игра в пас через вратаря. Выходы на мяч.


1

Технико-тактические действия вратаря. Игра в футбол по основным правилам.


1

Развитие скоростно-силовых качеств (челночный бег 5 x 10 метров).


1

Повторение раннее изученного материала. Учебно-тренировочная игра в футбол.


1

Развитие координационных способностей (жонглирование мячом, резкие развороты). Игра в квадрат.


1

Изучение розыгрыша стандартных положений (штрафной, угловой, свободный удары).


1

Повторение раннее изученного материала. Обучение игре в меньшинстве – большинстве. Игра в футбол по определенному сюжету.


1

Совершенствование различных ударов приемов мяча, технических и тактических действий. Игра в футбол.


1

Товарищеская игра в футбол.


1

Подведение итогов.


1


5. Содержание программного материала ( 7 класс).

Содержание программного материала

Количество часов

Теоретические основы

5 часов

Общая физическая подготовка

Практические занятия

12 часов

Специальная физическая подготовка

Практические занятия

17 часов

Теоретические основы - 5 часов .

Физическая культура и спорт в России. . Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой деятельности и защите Родины.

Развитие мини-футбола в России.  Чемпионат и кубок Росси по мини-футболу.

Гигиенические знания и навыки. Закаливание.  Общий режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена.

Правила игры в мини-футбол. Разбор и изучение правил игры в мини-футбол. Роль капитана команды, его права и обязанности.

Общая и специальная физическая подготовка.  Меры предупреждения несчастных случаев при плавании. Подготовка к сдаче контрольных испытаний.

Общая физическая подготовка. 

Практические занятия - 12 часов

Практические занятия. Общеразвивающие упражнения без предметов.  Лёгкоатлетические упражнения.  Прыжки с места в длину.

Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу рывки на 5-10 м. из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа.

Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой

Специальная физическая подготовка.

Практические занятия- 17 часов.

1.Техника игры в мини-футбол. 

Техника передвижения

Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру.

Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру.

Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.

Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом.

Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнёру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону.

Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде.

Введение мяча из-за боковой линии. Введение мяча на точность (с ограничением по времени): под правую и левую ногу партнёру, на ход партнёру.

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега).Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.

2.Тактика игры в мини-футбол.

Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле».

Тактика нападенияИндивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на мини-футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных способов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.

Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».

Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, введении мяча (не менее одной по каждой группе).

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.

Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.

Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», ввести мяч в игру открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материал.

6.Тематическое планирование 2 год (7 класс)

Тема занятия

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

Физическая культура и спорт в России. Вводное занятие. Объяснение техники безопасности, правил игры, основ игры в футбол.


1

Общеразвивающие упражнения без предметов. Стойки футболистов, передвижение на поле.


1

Обучение: передачи мяча внутренней частью стопы, остановка мяча.


1

Специальные упражнения для развития быстроты. Повторение: передачи мяча внутренней частью стопы, остановка мяча.

Подвижная игра с мячом (Точная передача).


1

Общеразвивающие упражнения без предметов. Обучение передача мяча подъемом. Совершенствование: передачи мяча внутренней частью стопы, остановка мяча.


1

Обучение передача мяча навесом. Совершенствование ранее изученного материала.


1

Игра в квадрат двумя-тремя касаниями мяча.


1

Специальные упражнения для развития быстроты. Игра в квадрат одним касанием мяча. Игра в футбол по упрощенным правилам.


1

Правила игры в мини-футбол. Учебно-тренировочная игра в футбол.


1

Общеразвивающие упражнения без предметов. Удары по воротам с 12 метров по катящемуся мячу. Удары по неподвижному мячу.


1

Удары по летящему мячу. Учебно-тренировочная игра в футбол.


1

Специальные упражнения для развития быстроты. Повторение раннее изученного материала. Двухсторонняя игра в футбол по основным правилам.


1

Общеразвивающие упражнения без предметов. Обучение: навесная передача и прием летящего мяча (грудью, головой, бедром, стопой).


1

Развитие мини-футбола в России. Повторение: навесная передача и прием летящего мяча (грудью, головой, бедром, стопой).

Обучение: угловой удар (расстановка игроков).


1

Общеразвивающие упражнения без предметов. Лёгкоатлетические упражнения. Совершенствование раннее изученного материала.

Обучение: удар головой по воротам.


1

Специальные упражнения для развития быстроты и ловкости. Изучение технико-тактических действий. Учебно-тренировочная игра в футбол.


1

Групповые действия в атаке (игра в одно касание, забегания игроков).


1

Лёгкоатлетические упражнения. Индивидуальные действия в атаке (финты, обманные движения, игра корпусом). Учебно-тренировочная игра.


1

Специальные упражнения для развития ловкости. Повторение технико-тактических действий в атаке. Игра в квадрат.


1

Специальные упражнения для развития ловкости. Групповые действия в защите (игра в линию, подстраховка игроков и вратаря, опека игроков).


1

Быстрый переход из обороны в атаку (расстановке игроков, выход со своей половины поля). Игра в баскетбол.


1

Индивидуальные действия игроков в защите (персональная игра, обманные действия).


1

Гигиенические знания и навыки. Закаливание Повторение технико-тактических действий в защите. Учебно-тренировочная игра в футбол.


1

Изучение игры вратаря (стойки, перемещения). Учебно-тренировочная игра в футбол.


1

Специальные упражнения для развития ловкости. Игра вратаря (ловля, отбивание, парирование мяча, игра ногами).

Игра в пас через вратаря. Выходы на мяч.


1

Технико-тактические действия вратаря. Игра в футбол по основным правилам.


1

Лёгкоатлетические упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств (челночный бег 5 x 10 метров).


1

Специальные упражнения для развития ловкости. Повторение раннее изученного материала. Учебно-тренировочная игра в футбол.


1

Развитие координационных способностей (жонглирование мячом, резкие развороты). Игра в квадрат.


1

Изучение розыгрыша стандартных положений (штрафной, угловой, свободный удары).


1

Лёгкоатлетические упражнения. Повторение раннее изученного материала. Обучение игре в меньшинстве – большинстве. Игра в футбол по определенному сюжету.


1

Совершенствование различных ударов приемов мяча, технических и тактических действий. Игра в футбол.


1

Товарищеская игра в футбол.


1

Подведение итогов.


1

7.Формы оценки результатов

Тестирование, результаты соревнований.

Наименование

Возраст

11

12

13

1. Общая физическая подготовка

1.

Бег 15 м (сек)

2,7

2,6

2,5

2.

Бег 30 м (сек)

5,0

4,7

4,5

3.

Челночный бег 10х30 м (сек)

58,0

56,0

54,0

4.

Бег 6 мин.

1300

1400

1500

5.

Подтягивание (раз)

5

6

7

6.

Десятикратный прыжок с ноги на ногу (м)

17

19

21

7.

Прыжок с места (м)

1,70

1,90

2,10

2. Специальная физическая подготовка

1

Бег 30 м (с мячом, сек)

5,6

5,4

5,2

2

Челночный бег 30 м х 5 раз (с мячом)

33,0

31,0

29,0

3

Удары на дальность (м)

30-25

35-30

40-35

3. Техническая подготовка

1

Удары на точность 30/40м по 10 раз

13

14

15

2

Жонглирование

70

100

130

3

Ведение 30 м, обводка 5-ти стоек через 6 м (сек)

12,0

10,5

10,0