СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»





УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «СОШ с УИОП №2»

_________________ Е.А. Голева

«29» августа 2022 г.









Рабочая программа

курсавнеурочной деятельности

«Умники и умницы»

(общеинтеллектуальное направление)

7«А» класс








Составитель: Лихой-Ман Анна Денисовна

учитель математики



















2022-2023 учебный год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2». Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» реализуется в соответствии с рабочей программой воспитания.

Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» ориентирован на развитие математических способностей обучающихся, формирование у них культуры умственного труда на основе многовековой истории математики как науки.

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 7 «А» класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.


Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.

Актуальность курса «Умники и умницы» - необходимость реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей. Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут обучающимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Программа «Умники и умницы» строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Необходимо сделать акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую и исследовательскую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.



Цель данного курса:

  • развитие познавательных способностей обучающихся, на основе системы развивающих и интегрированных занятий;

  • создание условия для побуждения и развития устойчивого интересаобучающихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.

Задачи данного курса:

  1. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

  2. создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  3. развитие математического кругозора, мышления, способностей, исследовательских умений;

  4. формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;



  1. развитие умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.

  2. воспитание настойчивости, инициативы;

  3. формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;

  4. формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания.

  5. развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;

  6. развитие самостоятельности, самоконтроля;

  7. развитие коммуникативности;

  8. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  9. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

  10. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  11. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не освоение каких-то конкретных знаний и умений.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности


  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • иметь опыт публичного выступления перед обучающимися своего класса и на научно-практической ученической конференции;

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);


Метапредметные результатыосвоения курса внеурочной деятельности



Познавательные УУД:

  • осуществление поиска нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использование знаков, символов, моделей, схем для решения познавательных задач и представления их результатов;

  • умение высказываться в устной и письменной формах;

  • умение ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  • владение основами смыслового чтения текста;

  • умение анализировать объекты, выделять главное;

  • умение осуществлять синтез (целое из частей);

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • умение оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
    осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • фиксирование информации с помощью инструментов ИКТ.

Регулятивные УУД:

  • планирование своих действий;

  • осуществление итогового и пошагового контроля;

  • адекватное восприятие оценки своей работы;

  • умение различать способ и результат действия;

  • умение вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • проявление познавательной инициативы;

Коммуникативные УУД:

  • умение допускать существование различных точек зрения;

  • умение учитывать разные мнения, стремиться к координации;

  • формулирование собственного мнения и позиции;

  • умение договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдение корректности в высказываниях;

  • умение задавать вопросы по существу;

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • контролирование действия партнера;

  • владение монологической и диалогической формами речи, учитывание разных мнений и обоснование своей позиции;

  • аргументирование своей позиции и координирование ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • умение с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществление взаимного контроля и оказания партнерам в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;

  • использование доброжелательного стиляобщения для планирования и регуляции своей деятельности.


В результате освоения курса внеурочной деятельности


Обучающийся научится:


  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать со­ответствующие знаково-символические средства для моделирования ситу­ации;

  • конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения проблемы;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с конкретным материалом.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою деятельность в команде, действовать в соответствии с заданными правилами;

  • включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное зат­руднение в пробном действии;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с задан­ным условием;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

  • осознавать ответственность за свои действия;

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

  • уметь работать в группе.



3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и

видов деятельности

п/п

Название разделов

Форма деятельности

Вид деятельности

Геометрия

1.

Из истории вопроса. Геометрия вокруг нас.


Работа с научно-популярной литературой

Дискуссия

Интерактивное занятие

Познавательная деятельность

Исследовательская деятельность

Уравнения


2.

Уравнения, сводящиеся к линейным. Уравнения с модулем, с параметром.

Практикум;

Работа с раздаточным материалом;

интерактивное занятие

Познавательно-практическая деятельность


Работа с многочленами

3.

Многочлены. Деление многочленов.

Практикум;

Работа с раздаточным материалом;


Познавательно-практическая деятельность


Формулы сокращенного умножения

4.

Из истории вопроса. Различные способы разложения многочленов на множители.



Работа с научно-популярной литературой

Дискуссия

Интерактивное занятие

Познавательная деятельность

Исследовательская

деятельность



Функции

5.

Способы задания функций. Кусочно-линейные функции. Функции, содержащие модуль.

Практикум

Интерактивное занятие

Познавательная деятельность


Системы уравнений

6.

Различные способы решения систем уравнений.

Практикум

Проект Интерактивное занятие

Познавательная деятельность

Проектная деятельность

Элементы комбинаторики

7.

Комбинаторные задачи.


Практикум-игра Интерактивное занятие

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

4. Календарно –тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

Сроки изучения

план

факт

план

факт


I триместр (11 часов)


Геометрия (6 часов )

1/1

Евклид и его великая книга «Начала»

1


01.09-02.09


2/2

Геометрия и искусство

1


05.09-09.09


3/3

Ножницы в руках геометра

1


12.09-16.09


4-5/4-5

Три знаменитых задачи древности -трисекция угла, квадратура угла, удвоение куба.

2


19.09-23.09

26.09-30.09


6/6

Задания с элементами информатики.

1


03.10-07.10


Уравнения (10 часов)

7/1

Линейные уравнения. От простого к сложному.

1


17.10-21.10


8/2

Модуль. Алгебраический и геометрический смысл.

1


24.10-28.10


9/3

Некоторые свойства модуля. Выражения с модулем.

1


31.10-04.11


10/4

Решение уравнений с модулем.

1


07.11-11.11


11/5

Параметр в математике и в жизни.

1


14.11-18.11


II триместр (11 часов)


12/6

Аналитический способ решения уравнений с параметром.

1


28.11-02.12


13/7

Графический способ решения уравнений с параметром.

1


05.12-09.12


14-15/8-9

Проектная работа по теме «Уравнения»

2


12.12-16.12

19.12-23.12


16/10

Задания с элементами информатики.

1


26.12-30.12


Работа с многочленами (2 часа)

17/1

Деление во множестве многочленов.

1


09.01-13.01


18/2

Деление многочленов.

1


16.01-20.01


Формулы сокращенного умножения. (3часа)

19/1

Из истории математики о формулах сокращенного умножения.

1


23.01-27.01


20/2

Треугольник Паскаля.

1


30.01-03.02


21/3

Задания с элементами информатики.

1


06.02-10.02


Функции. (4часа)

22/1

Функции и их графики в нашей жизни.

1


13.02-17.02


III триместр (12 часов)


23/2

Модуль и графики.

1


27.02-03.03


24/3

Графики кусочно-заданных функций.

1


06.03-10.03


25/4

Задания с элементами информатики.

1


13.03-17.03



Системы уравнений. (5часов)

26/1

Исследование систем линейных уравненийразными методами.

1


20.03-24.03


27/2

Решение систем уравнений с помощью определителей.

1


27.03-31.03


28/3

Системы уравнений, содержащих модуль.

1


10.04-14.04


29/4

Системы уравнений, содержащих параметр.

1


17.04-21.04


30/5

Задания с элементами информатики.

1


24.04-28.04


Элементы комбинаторики (4 часа)

31/1

Комбинаторные задачи. Метод перебора.

1


01.05-05.05


32-33/2-3

Комбинаторные задачи. Размещения. Перестановки. Сочетания.

2


08.05-12.05

15.05-19.05


34/4

Задания с элементами информатики.

1


22.05-31.05







СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

протокол № 1

от «29» августа 2022 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по воспитательной работе

___________________

«29» августа 2022 г.