Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП №2»
_________________ Е.А. Голева
«29» августа 2022 г.
Рабочая программа
курсавнеурочной деятельности
«Умники и умницы»
(общеинтеллектуальное направление)
7«А» класс
Составитель: Лихой-Ман Анна Денисовна
учитель математики
2022-2023 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2». Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» реализуется в соответствии с рабочей программой воспитания.
Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» ориентирован на развитие математических способностей обучающихся, формирование у них культуры умственного труда на основе многовековой истории математики как науки.
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 7 «А» класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.
Актуальность курса «Умники и умницы» - необходимость реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей. Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут обучающимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Программа «Умники и умницы» строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Необходимо сделать акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую и исследовательскую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.
Цель данного курса:
развитие познавательных способностей обучающихся, на основе системы развивающих и интегрированных занятий;
создание условия для побуждения и развития устойчивого интересаобучающихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Задачи данного курса:
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
развитие математического кругозора, мышления, способностей, исследовательских умений;
формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
развитие умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
воспитание настойчивости, инициативы;
формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания.
развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;
развитие самостоятельности, самоконтроля;
развитие коммуникативности;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не освоение каких-то конкретных знаний и умений.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
иметь опыт публичного выступления перед обучающимися своего класса и на научно-практической ученической конференции;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
Метапредметные результатыосвоения курса внеурочной деятельности
Познавательные УУД:
осуществление поиска нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использование знаков, символов, моделей, схем для решения познавательных задач и представления их результатов;
умение высказываться в устной и письменной формах;
умение ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владение основами смыслового чтения текста;
умение анализировать объекты, выделять главное;
умение осуществлять синтез (целое из частей);
умение устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
умение оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксирование информации с помощью инструментов ИКТ.
Регулятивные УУД:
планирование своих действий;
осуществление итогового и пошагового контроля;
адекватное восприятие оценки своей работы;
умение различать способ и результат действия;
умение вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
проявление познавательной инициативы;
Коммуникативные УУД:
умение допускать существование различных точек зрения;
умение учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулирование собственного мнения и позиции;
умение договариваться, приходить к общему решению;
соблюдение корректности в высказываниях;
умение задавать вопросы по существу;
использование речи для регуляции своего действия;
контролирование действия партнера;
владение монологической и диалогической формами речи, учитывание разных мнений и обоснование своей позиции;
аргументирование своей позиции и координирование ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
умение с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществление взаимного контроля и оказания партнерам в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;
использование доброжелательного стиляобщения для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате освоения курса внеурочной деятельности
Обучающийся научится:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения проблемы;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с конкретным материалом.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою деятельность в команде, действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
осознавать ответственность за свои действия;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
уметь работать в группе.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
№п/п | Название разделов | Форма деятельности | Вид деятельности |
Геометрия |
1. | Из истории вопроса. Геометрия вокруг нас. | Работа с научно-популярной литературой Дискуссия Интерактивное занятие | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность |
Уравнения |
2. | Уравнения, сводящиеся к линейным. Уравнения с модулем, с параметром. | Практикум; Работа с раздаточным материалом; интерактивное занятие | Познавательно-практическая деятельность |
Работа с многочленами |
3. | Многочлены. Деление многочленов. | Практикум; Работа с раздаточным материалом; | Познавательно-практическая деятельность |
Формулы сокращенного умножения |
4. | Из истории вопроса. Различные способы разложения многочленов на множители. | Работа с научно-популярной литературой Дискуссия Интерактивное занятие | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность |
| Функции |
5. | Способы задания функций. Кусочно-линейные функции. Функции, содержащие модуль. | Практикум Интерактивное занятие | Познавательная деятельность |
Системы уравнений |
6. | Различные способы решения систем уравнений. | Практикум Проект Интерактивное занятие | Познавательная деятельность Проектная деятельность |
Элементы комбинаторики |
7. | Комбинаторные задачи. | Практикум-игра Интерактивное занятие | Познавательная деятельность Игровая деятельность |
4. Календарно –тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Сроки изучения |
план | факт | план | факт |
I триместр (11 часов) |
Геометрия (6 часов ) |
1/1 | Евклид и его великая книга «Начала» | 1 | | 01.09-02.09 | |
2/2 | Геометрия и искусство | 1 | | 05.09-09.09 | |
3/3 | Ножницы в руках геометра | 1 | | 12.09-16.09 | |
4-5/4-5 | Три знаменитых задачи древности -трисекция угла, квадратура угла, удвоение куба. | 2 | | 19.09-23.09 26.09-30.09 | |
6/6 | Задания с элементами информатики. | 1 | | 03.10-07.10 | |
Уравнения (10 часов) |
7/1 | Линейные уравнения. От простого к сложному. | 1 | | 17.10-21.10 | |
8/2 | Модуль. Алгебраический и геометрический смысл. | 1 | | 24.10-28.10 | |
9/3 | Некоторые свойства модуля. Выражения с модулем. | 1 | | 31.10-04.11 | |
10/4 | Решение уравнений с модулем. | 1 | | 07.11-11.11 | |
11/5 | Параметр в математике и в жизни. | 1 | | 14.11-18.11 | |
II триместр (11 часов) |
12/6 | Аналитический способ решения уравнений с параметром. | 1 | | 28.11-02.12 | |
13/7 | Графический способ решения уравнений с параметром. | 1 | | 05.12-09.12 | |
14-15/8-9 | Проектная работа по теме «Уравнения» | 2 | | 12.12-16.12 19.12-23.12 | |
16/10 | Задания с элементами информатики. | 1 | | 26.12-30.12 | |
Работа с многочленами (2 часа) |
17/1 | Деление во множестве многочленов. | 1 | | 09.01-13.01 | |
18/2 | Деление многочленов. | 1 | | 16.01-20.01 | |
Формулы сокращенного умножения. (3часа) |
19/1 | Из истории математики о формулах сокращенного умножения. | 1 | | 23.01-27.01 | |
20/2 | Треугольник Паскаля. | 1 | | 30.01-03.02 | |
21/3 | Задания с элементами информатики. | 1 | | 06.02-10.02 | |
Функции. (4часа) |
22/1 | Функции и их графики в нашей жизни. | 1 | | 13.02-17.02 | |
III триместр (12 часов) |
23/2 | Модуль и графики. | 1 | | 27.02-03.03 | |
24/3 | Графики кусочно-заданных функций. | 1 | | 06.03-10.03 | |
25/4 | Задания с элементами информатики. | 1 | | 13.03-17.03 | |
Системы уравнений. (5часов) |
26/1 | Исследование систем линейных уравненийразными методами. | 1 | | 20.03-24.03 | |
27/2 | Решение систем уравнений с помощью определителей. | 1 | | 27.03-31.03 | |
28/3 | Системы уравнений, содержащих модуль. | 1 | | 10.04-14.04 | |
29/4 | Системы уравнений, содержащих параметр. | 1 | | 17.04-21.04 | |
30/5 | Задания с элементами информатики. | 1 | | 24.04-28.04 | |
Элементы комбинаторики (4 часа) |
31/1 | Комбинаторные задачи. Метод перебора. | 1 | | 01.05-05.05 | |
32-33/2-3 | Комбинаторные задачи. Размещения. Перестановки. Сочетания. | 2 | | 08.05-12.05 15.05-19.05 | |
34/4 | Задания с элементами информатики. | 1 | | 22.05-31.05 | |
СОГЛАСОВАНО
на методическом совете
протокол № 1
от «29» августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
___________________
«29» августа 2022 г.