ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дополнительная образовательная программа по учебному предмету
«Арт-терапия»
на 2024-2025 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Направленность программы
Рабочая программа учебного предмета «Арт-терапия»
разработана в соответствии с Федеральным законодательством Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ вступивших в силу с 01.09. 2013г., на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 г., №191-01-39/06-ГИ, приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Рабочая программа «Арт-терапия»
формирует необходимые теоретические знания, практические умения и навыки овладения основами графики и композиции в декоративном изображении предметов.
В начале каждого занятия, учащиеся получают информацию о графических приёмах и средствах, используемых в предлагаемом задании. Основными формами обучения на уроках являются практические работы под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся.
К каждому композиционному заданию выполняются предварительные упражнения. Важную роль в теоретическом осмыслении материала играет показ и разбор иллюстраций, а также выполненных ранее работ учащихся.
1.2 Актуальность программы
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Поэтому, большое внимание уделено организации внеурочной дополнительной деятельности, как условия для расширения среды развития обучающегося.
Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких видов является рисунок и живопись
1.3 Отличительные особенности программы
Программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Она ориентирует школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов создания художественного произведения в виде графической работы.
1.4 Адресат
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов обучаемых ориентирована на обучающихся 8-11 классов и может быть реализована в работе педагога с группой обучающихся из разных классов.
1.5 Срок освоения
Программа работы рассчитана на 1 год.
1.6 Объем и режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю во внеурочное время (136 часов в год)
1.7 Формы обучения и виды
Учебные занятия по учебному предмету проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме групповых занятий.
Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок 1 год обучения» общеразвивающей программы составляет:
по 2часа 2 раза в неделю;
Продолжительность занятия составляет – 160 минут.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
2. Цель и задачи программы
Цель данной программы художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету. Обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, а так же овладение знаниями и представлениями о графике, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
- обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление графического языка, его особенностей и условности;
- ознакомлением с историей развития графического искусства, его видами и техническими приёмами;
- создание условий для творческой самореализации личности, развитие потенциальных способностей ребёнка;
- воспитание у учащихся эстетических взглядов и критериев в восприятии явлений и предметов окружающего мира;
- развитие интереса к графическому искусству;
- воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;
- формирование личности, творчески относящейся к любому делу
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению графических работ
- обучение навыкам самостоятельной работы с материалами;
-обучение умению изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству.
2.3. Учебно-тематический план и содержание занятий
| | 1 год обучения | |
№ темы | Часов на тему | Задание | Что изучается, какие знания и навыки приобретаются |
1-2 | 8 | Изотерапия. | Позволяет выразить свои чувства, мысли и опыт на бумаге, не используя слова. Рисовать можно карандашами мелками, акварелью и гуашью и т. д., используя также и экспериментальные техники: кляксографию;; пальчиковое рисование и рисование ладошками; ниткографию;. . |
3-4 | 8 | | |
5-6 | 8 | . | Можно делать работы из журнальных вырезок, ткани, фотографий и т. д. Этот способ подходит для тех, кто боится или стесняется рисовать. Особенно он эффективен в группе: вырезание картинок из журналов уравнивает уровень участников и делает процесс более доступным |
7-8 | 8 | | |
9-10 | 8 | | С помощью музыки можно выражать и обрабатывать чувства. Человек может как слушать музыку, так и создавать ее сам. |
11-12 | 8 | | Это ролевые игры, где участники взаимодействуют друг с другом, чтобы пережить или разобрать определенные сценарии или ситуации. |
13-14 | 8 | | . |
15-16 | 8 | Танцевально-двигательная терапия,. . | движение и танец используются для выражения чувств и эмоций |
17-18 | 8 | | Терапия, в которой с помощью сказок обсуждаются и обрабатываются проблемы, чувства и ситуации. |
19-20 | 8 | | Для нее используется песочница и миниатюрные фигурки для создания сцен, отражающих внутренний мир ребенка . |
21-22 | 8 | | Для обсуждения и анализа чувств, воспоминаний и отношений используются фотографии. . |
23-24 | 8 | | С помощью записи стихов или коротких рассказов человек может лучше выразить свои чувства и эмоции. |
25-26 | 8 | | . |
27-28 | 8 | | Работа над проблемой при помощи готовых ассоциативных карт. Изображения на них могут быть самыми разными — природа, люди и ситуации, еда и т. д. . |
29-30 | 8 | Изотерапия. | «рисование» крупой» |
31-32 | 8 | Изотерапия. | «рисование» крошкой из сухих листьев» |
33-34 | 8 | Изотерапия.. | рисование солью по мокрому |
И того: | 136 ч | | |
2.4.Планируемые результаты
Результатом прохождения дополнительной предпрофессиональной программы «Арт-терапия»
программы в области искусства является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, установленных Федеральными государственными требованиями. Согласно Образовательным программам школы выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Календарный учебный график.
Занятия проводятся 1 раз в учебную неделю. Дни занятий:
пятница начало в 15-30, окончание 18-10.
3.2 Условия реализации программы.
Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по живописи оснащена школьной мебелью, мольбертами, компьютером, предметами натурного фонда. Средства обучения включают
- материальные: учебную аудиторию, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
3.3 Формы аттестации
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Рабочая программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию.
Видами контроля по учебному предмету «Арт-терапия»
являются текущая и промежуточная аттестация.
Через творчество арт-терапия дает возможность ребенку выразить свои чувства, мысли и опыт, часто в форме, которую непросто выразить словами. Это помогает проработать, осознать и переработать травматические воспоминания, развивает навыки борьбы со стрессом.
Арт-терапия с детьми, имеющими ментальные особенности, направлена на поддержку их психоэмоционального развития, социальной интеграции и улучшение качества жизни.
Она предоставляет безопасное пространство для самовыражения, где дети могут взаимодействовать со своим внутренним миром, развивать навыки коммуникации и творчества.