СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Арт-терапия»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-терапия с детьми направлена на поддержку их творческогои эмоционального развития.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Арт-терапия»»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА





Дополнительная образовательная программа по учебному предмету

«Арт-терапия»

на 2024-2025 учебный год



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Направленность программы

Рабочая программа учебного предмета «Арт-терапия»

разработана в соответствии с Федеральным законодательством Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ вступивших в силу с 01.09. 2013г., на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 г., №191-01-39/06-ГИ, приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Рабочая программа «Арт-терапия»

формирует необходимые теоретические знания, практические умения и навыки овладения основами графики и композиции в декоративном изображении предметов.

В начале каждого занятия, учащиеся получают информацию о графических приёмах и средствах, используемых в предлагаемом задании. Основными формами обучения на уроках являются практические работы под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся.

К каждому композиционному заданию выполняются предварительные упражнения. Важную роль в теоретическом осмыслении материала играет показ и разбор иллюстраций, а также выполненных ранее работ учащихся.

      1.2 Актуальность программы

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Поэтому, большое внимание уделено организации внеурочной дополнительной деятельности, как  условия для расширения  среды развития обучающегося.

Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких  видов является рисунок и живопись

1.3 Отличительные особенности программы

Программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Она ориентирует школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов создания художественного произведения в виде графической работы.

1.4 Адресат

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов обучаемых ориентирована на обучающихся 8-11 классов и может быть реализована в работе педагога с группой обучающихся из разных классов.

1.5 Срок освоения

Программа работы рассчитана на 1 год.

1.6 Объем и режим занятий

Занятия проходят 2 раза в неделю во внеурочное время (136 часов в год)

1.7 Формы обучения и виды

Учебные занятия по учебному предмету проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме групповых занятий.

Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок 1 год обучения» общеразвивающей программы составляет:

  • аудиторные занятия:

по 2часа 2 раза в неделю;

  • самостоятельная работа:

Продолжительность занятия составляет – 160 минут.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

  • практический;

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.


2. Цель и задачи программы

Цель данной программы художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету. Обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, а так же овладение знаниями и представлениями о графике, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета:

- обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление графического языка, его особенностей и условности;

- ознакомлением с историей развития графического искусства, его видами и техническими приёмами;

- создание условий для творческой самореализации личности, развитие потенциальных способностей ребёнка;

- воспитание у учащихся эстетических взглядов и критериев в восприятии явлений и предметов окружающего мира;

- развитие интереса к графическому искусству;

- воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;

- формирование личности, творчески относящейся к любому делу

- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению графических работ

- обучение навыкам самостоятельной работы с материалами;

-обучение умению изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

- развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству.

2.3. Учебно-тематический план и содержание занятий




1 год обучения


№ темы

Часов на тему

Задание

Что изучается, какие знания и навыки приобретаются

1-2

8

Изотерапия.

  • Позволяет выразить свои чувства, мысли и опыт на бумаге, не используя слова. Рисовать можно карандашами мелками, акварелью и гуашью и т. д., используя также и экспериментальные техники: кляксографию;; пальчиковое рисование и рисование ладошками; ниткографию;.

.

3-4

8

  • Лепка..

  • Работа с глиной или пластилином может помочь выразить чувства и эмоции через трехмерные объекты.


5-6

8

  • Создание коллажей.

.

Можно делать работы из журнальных вырезок, ткани, фотографий и т. д. Этот способ подходит для тех, кто боится или стесняется рисовать. Особенно он эффективен в группе: вырезание картинок из журналов уравнивает уровень участников и делает процесс более доступным

7-8

8

  • Маскотерапия.

  • Маски создаются и используются для исследования различных аспектов личности и эмоций.


9-10

8

  • Музыкальная терапия.

  • С помощью музыки можно выражать и обрабатывать чувства. Человек может как слушать музыку, так и создавать ее сам.


11-12

8

  • Психодрама..

  • Это ролевые игры, где участники взаимодействуют друг с другом, чтобы пережить или разобрать определенные сценарии или ситуации.


13-14

8

  • Куклотерапия..

  • Это терапия с помощью театрализованных постановок с куклами (или пальчиковыми куклами).

.

15-16

8

  • Танцевально-двигательная терапия,.

.

движение и танец используются для выражения чувств и эмоций

17-18

8

  • Сказкотерапия.

  • Терапия, в которой с помощью сказок обсуждаются и обрабатываются проблемы, чувства и ситуации.


19-20

8

  • Песочная терапия.

  • Для нее используется песочница и миниатюрные фигурки для создания сцен, отражающих внутренний мир ребенка

.

21-22

8

  • Фототерапия.

  • Для обсуждения и анализа чувств, воспоминаний и отношений используются фотографии.

.

23-24

8

  • Письменные методы.


С помощью записи стихов или коротких рассказов человек может лучше выразить свои чувства и эмоции.

25-26

8

  • Цветотерапия.

  • С помощью цветов учитель определяет и корректирует эмоциональное состояние ребенка

.

27-28

8

  • Метафорические карты.

  • Работа над проблемой при помощи готовых ассоциативных карт. Изображения на них могут быть самыми разными — природа, люди и ситуации, еда и т. д.

.

29-30

8

Изотерапия.

«рисование» крупой»

31-32

8

Изотерапия.

«рисование» крошкой из сухих листьев»

33-34

8

Изотерапия..

рисование солью по мокрому

И того:

136 ч











2.4.Планируемые результаты


Результатом прохождения дополнительной предпрофессиональной программы «Арт-терапия»

программы в области искусства является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, установленных Федеральными государственными требованиями. Согласно Образовательным программам школы выпускник научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

• различать произведения разных эпох, художественных стилей;

• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).


Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.


Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, графике;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

•  анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.



3. Комплекс организационно-педагогических условий

3.1 Календарный учебный график.

Занятия проводятся 1 раз в учебную неделю. Дни занятий:

пятница начало в 15-30, окончание 18-10.

3.2 Условия реализации программы.

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по живописи оснащена школьной мебелью, мольбертами, компьютером, предметами натурного фонда. Средства обучения включают

- материальные: учебную аудиторию, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.

Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя

- посещение выставок;

- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;

- чтение дополнительной литературы;

- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;

- посильное копирование шедевров мирового искусства;

- выполнение аудиторных заданий по памяти.

3.3 Формы аттестации

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Рабочая программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию.

Видами контроля по учебному предмету «Арт-терапия»

являются текущая и промежуточная аттестация.

Через творчество арт-терапия дает возможность ребенку выразить свои чувства, мысли и опыт, часто в форме, которую непросто выразить словами. Это помогает проработать, осознать и переработать травматические воспоминания, развивает навыки борьбы со стрессом.

Арт-терапия с детьми, имеющими ментальные особенности, направлена на поддержку их психоэмоционального развития, социальной интеграции и улучшение качества жизни.

Она предоставляет безопасное пространство для самовыражения, где дети могут взаимодействовать со своим внутренним миром, развивать навыки коммуникации и творчества.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!