СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Знатоки КЛИО"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Знатоки КЛИО"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Новочановская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области



СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО классных руководителей

Протокол № 1

«31» августа 2023 г.

ПРИНЯТО решением педагогического совета

Протокол №

от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Новочановской СОШ

_____________И.А.Женгульдинова

Приказ № от « 31 » августа 2023 г.






Рабочая программа

курса по внеурочной деятельности

«ЗНАТОКИ КЛИО»

уровень ООП и СОО

классы 6-11

направление - общеинтеллектуальное







Составитель:

Драгунова Олеся Сергеевна

учитель истории и обществознания

высшей кв. категории









2023-2024 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность курса:

Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах научных работ и проектов. Главная их задача, по моему мнению, заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учащихся.

Программа курса по подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию представляет интегрированный курс истории, обществознания, экономики и права для учащихся 5 -11 классов, ориентированных на участие во всероссийских олимпиадах по истории и обществознанию. Необходимость углубленного изучения образовательных областей «История» и «Обществознание» связана с повышением интереса учащихся к социальным проблемам жизни общества, увеличением количества выпускников, ориентированных на получение классического гуманитарного образования, выбирающих для итоговой аттестации обществознание и историю и активно участвующих в конкурсах и олимпиадах по предметам.

Курс учит применять полученные знания и умения при решении задач в повседневной жизни, готовит к сознательному выбору профессии связанной с предметом. Курс рассматривает взаимосвязь различных предметов. Данный курс является средством дифференциации и индивидуализации обучения, которое более полно учитывает способности обучающихся в соответствии с их профильными предпочтениями и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории. Курс ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие их интеллектуальных способностей. Предполагается повысить мотивацию учащихся, а также интерес к различным наукам.

Бесспорным преимуществом индивидуального или группового  обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем и индивидуальный подход преподавателя к каждому ученику.

Рабочая программа разработана на основе программы курса «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова (и др.), «История» под редакцией А.О. Торкунова


Цели и задачи курса.

Цель: выявление одаренных детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию и развитию школьного олимпиадного движения

Воспитательные: воспитать понимание ценности образования, как средства развития  культуры личности. Научить, ответственно, оценивать свои учебные достижения, черты своей личности, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции в самооценке. Воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Курс помогает выработать навыки организации и участия в коллективной деятельности, умению постановки общей цели и определения средств её достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальности партнёров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат. Воспитывает умение отстаивать свои гражданские позиции, формировать свои мировоззренческие взгляды, умение осознанно выбрать путь продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Образовательные: коррекция и углубление имеющихся знаний по предмету, ликвидация пробелов, обучение решению олимпиадных задач, систематизация знаний, выработка целостного взгляда на предмет, усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности, повышение ИКТ компетенции.

Развивающие: создать условия для подготовки учащихся к олимпиадам;

Предоставить учащимся возможность реализации предметных способностей;

Способствовать развитию логического мышления;

Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно  добывать знания. Выбирать наиболее удобный способ выполнения задания.


Общая характеристика курса


Инвариантность содержания

  • курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами профильного обучения;

  • как правило, при таком обучении от учеников не требуется всё время находиться в школе. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков.

  • при индивидуальном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации, в том числе и дистанционные, при которых учитель и ученик в системе общаются в режиме оn-lain.

Практическая направленность содержания

Курс обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих готовить школьников к тому, чтобы они могли осуществить осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Решение олимпиадных задач одна из наиболее сложных разделов любого предмета, так как на изучение данного вопроса очень мало времени уделяется в процессе обучения. Этот курс поможет в приобретение знаний и умений, необходимых при подготовке к поступлению в институт или колледж, где необходимы знания по данному предмету. Содержание курса обеспечивает развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.


Систематичность содержания

 Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.

Классические предметные олимпиады проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный (районный, городской), региональный (краевой, областной), федеральный окружной, заключительный (всероссийский, международный). Конечным результатом олимпиады является комплекс выполненных заданий обучающимися с заранее известными ответами для жюри.

В программе по подготовке учащихся к олимпиадам работа определиться стратегией обучения решению нестандартных заданий и задач повышенной сложности и соответствует следующим характеристикам:  

1. Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету.

2. Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний.

3. Обогащение. Данный тип стратегии  ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами.

4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 34 часа в течение года.



Место курса в системе школьного  образования.


Программа рассчитана на 34 часа: один час в неделю, в форме индивидуально-группового, а также дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти.

Аудитория: 9-11 классы

Предлагается курс, который изучается в ходе индивидуальных или групповых занятиях, при подготовке к олимпиадам по предмету.

Данный образовательный курс является источником знаний, который углубляет и расширяет базовый компонент.

Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней и выбору профессиональной деятельности.

Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.


Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера, выход в классы.


Особенности проведения:

Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.


Виды деятельности:

  • Познавательная

  • Игровая

  • Проблемно-ценностное общение

  • Час общения, познавательные беседы, диспуты, конкурсы, викторины, интеллектуальные и творческие марафоны, олимпиады, исследовательская деятельность, интеллектуально-творческие проекты, участие в школьном научном обществе


Методы работы:

поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование способностей учащихся.

Групповое и индивидуальное обучение делает акцент, прежде всего на методе совместного обучения в группах. Совместные групповые семинары, дискуссии и диалоги обеспечивают  поддержу и понимание каждому члену группы.

Метод обучения в дистанционных группах также способствует накоплению знаний, так как учащиеся постоянно обмениваются информацией.

Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопроса и заданий, позволяющих учителю и учащимся проверить уровень усвоения основных терминов и степень сформированности умений, приобретённых в процессе изучения курса. Это различные виды тестовых заданий и задания творческого характера.


Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов работы, творческие задания, экономические и юридические задачи.







Предполагаемые результаты изучения курса.


Предполагаемый курс по предмету должен помочь учащимся решить конкретные проблемы из числа тех, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, усвоить основные  понятия, расширить базовый компонент. Этот курс должен ознакомить учащихся с ролью предмета в жизни общества, в особенностях его содержания. Он научит добывать информацию в интернете и использовать её для решения олимпиадных задач.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется на основе требований к образовательным результатам ФГОС выпускников основной школы по следующим направлениям:


предметные результаты

включающие освоенные обучающимися в ходе изучения программы  умения, специфические для данной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках данной программы, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного (критического, системного, прогностического, проектного) типа мышления, владение специальной  терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, творческие (предметные) достижения обучающегося, в том числе результаты предпрофессиональных проб;


метапредметные результаты

включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, ИКТ-компетентность, построение индивидуальной образовательной траектории;


личностное развитие 

обучающегося (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме).


Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

-овладеть умением характеризовать отдельные понятия и явления;

-уметь понимать смысл поставленного вопроса;

   -развивать познавательные интересы;

-применять полученные знания и умения;

-уметь решать задачи с производственным содержанием;

-уметь пользоваться справочным материалом для нахождения нужных знаний.

-уметь пользоваться интернет источниками










Тематический план, содержание


Тема занятия, содержание

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Анализ результативности участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня по предмету за прошлые годы.

1



2

Решение олимпиадных заданий за прошлые годы по истории. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет на сайте Всероссийских предметных олимпиад школьников rosolymp.ru

1



3

Решение олимпиадных заданий за прошлые годы по обществознанию. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет на сайте Всероссийских предметных олимпиад школьников rosolymp.ru

1



4-5

Участие в онлайн-олимпиадах Уникум, Эрудит, Знанио, Рубикон, Инфоурок и др.

2



6-7

Подготовка к участию в школьном туре всероссийской олимпиады.

2



8

Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады. Работа над ошибками.

1



9-11

Подготовка к участию в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников.

3



12-13

Анализ участия в муниципальном туре всероссийской олимпиады.

2



14

Викторина "30 лет Конституции РФ"

1



15

Государственная символика России: история страны через историю гербов субъектов

1



16

Круглый стол «Новый год в разных странах мира»

1



17

Подводим итоги первого полугодия

1



18-19

Подготовка и участие в предметной неделе гуманитарных наук

2



20-21

Подготовка материала ко Дню снятия блокады

1



22

Проведение недели гуманитарных наук

1



23-25

Участники ВОВ в моей семье. Работа с поисковыми форумами Память народа и Великая война 1914-1918

3



26-27

Моя малая родина. Работа по краеведению.

2



28-29

Моя семейная реликвия.

2



30-31

Памятники ВОВ и тыла

2



32

Викторина ко дню Победы в ВОВ

1



33

Итоговое занятие

1



34

Промежуточная аттестация

1



ИТОГО

34 часа



Список литературы.


1.Человек и общество: учеб. пособие для 10,11 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.

2. Никитин А.Ф. Основы государства и права: Для 10-11 кл. М., 1999.
3. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие/под ред. С.И. Козленко - М.:АПКиППРО, 2006.
4. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып.1 или 2 -М.: Просвещение, 2008.
Обществознание: Учеб пособие для абитуриентов /Отв. ред. В.И.Черный. Краснодар, 1998.
5. Липсиц И.В. Экономика: Учеб. для 10-11 кл. М., 2000. В 2 т.
6. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций: Учебник для 10-11 кл. М., 2000.
7. Кулаков А.Е. Религии мира: Учеб. пособие для 10-11 кл. М., 1996.
8. Обществознание: Пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. М.Н.Марченко. М., 2000.
9. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1998

10. История России: учебное пособие для 6-10 классов/ под ред Торкунова

11. От Руси до России

12.Горяйнов С.Г. Задачник по истории России, Ростов-на-Дону, Феникс, 1997

13.Уткина Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории 8-11 классы, М, Айрис-пресс, 2006



Интернет ресурсы

http://www.eidos.ru/olymp/index.htm

http://www.farosta.ru/

http://www.unikru.ru

https://erudyt.ru/

https://smartolimp.ru/

https://rosolymp.ru

https://znanio.ru/konkurs/list

https://rubikon.cerm.ru/

https://infourok.ru/konkurs

https://center-intellect.ru задания всероссийской олимпиады школьников

https://mos.olimpiada.ru задания московской олимпиады школьников

https://co8a.me/moshist/ задания московской олимпиады школьников 2009-2020














Приложение 1

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;

  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Особенности подготовки школьников к олимпиадам

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  • подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года;

  • курсы по выбору  целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

  • индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики до творчества;

  • использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы по предмету);

  • уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

  • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;

  • организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

Создание творческих групп, команд школьников, готовящихся к олимпиадам, которые позволяют:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;

  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

Планирование работы.

  • при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности;

  • оптимально выстроить индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);

  • предусмотреть возможность отдыха, релаксации;

  • основная  форма работы на занятиях -  различные формы индивидуальной и парной работы.

Расширение кругозора учащихся:

  • чтение книг, журналов

  • работа в Интернете

  • дистанционная подготовка

  • участие в интенсивных школах и т.д.


К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности

  • имеют доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную потребность

  • испытывают радость от умственного труда

  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нестандартность мышления

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.

  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

Приложение 2

Методические рекомендации

для проведения отдельных занятий

Начать работу целесообразно с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре учитель организует анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.

Вопросы могут быть иметь следующие формулировки: Интересно ли вам участвовать в  интеллектуальном соревновании? Любите ли вы решать задания повышенной сложности? Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по _________? Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?

После анализа ответов анкеты выявляются ученики, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.

На школьном этапе олимпиады рекомендуется делать акцент на тестовые задания закрытого типа.

Для решения тестовых заданий необходимо первоначально выработать умения по работе с содержанием «за пределами» школьной образовательной программы.

1) Формирование умений учащихся работать по ознакомительному изучению содержания различных информационных ресурсов. Приводим примерный перечень заданий для развития данной группы умений:

А) Подберите несколько литературных и электронных источников информации, которые будут вам необходимы при подготовке реферата (доклада, сообщения, выступления и.т.д.) по определенной теме.

Эффективность и привлекательность олимпиады по предмету возрастает, когда при подготовке учащихся используются средства мультимедийных технологий.

Б) Оцените по 10-балльной шкале степень целесообразности использования указанных источников информации при подготовке по теме: учебник, энциклопедия, словарь, журнал, газета, Интернет-сайт готовых рефератов, видеофильм, телепередача, реклама на телеканале, Интернет-журнал, компьютерная энциклопедия, радиопередача.

В) Составьте план реферата по данной теме.

Г) Из доступных вам источников подберите информацию по данной теме в соответствии с планом реферата.

2) Развитие умений учащихся по обработке и интерпретации информации.

А) Работа с терминами, которая предполагает задания по нахождению и выписыванию терминов и определений понятий, выявление этимологии термина, составление словарика терминов, тренировочные умения на соотнесение термина с понятием, использование терминов в различных нестандартных ситуациях и др. Следует помнить, что такие задания могут успешно выполняться не только с помощью литературных источников информации (учебников, словарей, определителей, энциклопедий, научно-популярной литературы и др.), электронными учебников, виртуальных энциклопедий, но и в поисковых системах Интернет-ресурсов.

Б) Работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания. На первый взгляд такой тип заданий широко используется в практике работы учителей. Однако он важен для закрепления изученного материала в памяти, помогает вырабатывать навыки и умения краткого или развернутого ответа в письменной форме.

В) Заполнение простых и комбинированных таблиц. Этот тип заданий способствует развитию умений отбора необходимой информации и обобщенного, системного, краткого изложения.

Г) Работа с иллюстрациями (рисунками, фотографиями, «опорными конспектами», схемами, диаграммами, картами и т.п.). Данный тип заданий предполагает самостоятельный подбор и систематизацию информации по заданным признакамспособствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли, способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Д) Сравнительно-аналитическая работа с информацией включает задания с использованием иллюстраций или таблиц разных источников. В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал, творчески использовать полученные знания в новой ситуации.

Вопросы открытого и закрытого типа

Олимпиадные вопросы представляют собой различные варианты тестовых вопросов закрытого и открытого вида, где участнику олимпиады требуется выбрать правильный ответ из предложенных (закрытые вопросы) либо сформулировать его самостоятельно (открытые вопросы).

Применительно ко всем вопросам необходимо вчитаться в вопрос и правильно его понять. Огромное количество ошибок совершается из-за неверной трактовки абитуриентами смысла вопросов.

Открытые вопросы могут носить фактографический характер В этом случае от школьника ожидается точный ответ, который необходимо знать либо логически вывести из имеющихся знаний. Если участник олимпиады не знает ответа на вопрос, все же следует попробовать ответить, воспользовавшись имеющимися знаниями и попытавшись вывести ответ из них, задействовав такие операции, как метод исключения (отбросить ответы, о которых известно, что они неправильные) и аналогию (поискать похожие вопросы, ответы на которые известны). В значительном числе случаев такой подход к проблеме позволяет выводить правильные ответы.

Вторая большая группа открытых вопросов – вопросы, предполагающие вариативность ответа, например: «дайте определение понятию», «впишите подходящий термин и обоснуйте свой выбор», «проанализируйте предложенную ситуацию в контексте российского законодательства и оцените, может ли (должен ли)…» и т.п. Все вопросы такого рода предполагают точность и лаконичность ответа, поэтому следует избегать вводных конструкций и абстрактных рассуждений, а сразу переходить к делу. Определение должно быть формально и содержательно правильным, не содержать комментариев и рассуждений по поводу (данный вопрос не предполагает выражение собственного мнения). Обоснование выбора термина может представлять собой ссылку на источник, краткое содержательное объяснение того, почему другие термины со сходным значением не годятся. Анализ правоприменительной ситуации должен содержать формализацию ситуации (предмет, стороны, нормы и т.д.), ссылки на нормативные акты и мотивированное решение. Очень важно воздержаться от пространных рассуждений, выражений личного мнения (особенно оценок и эмоций), не имеющих прямого отношения к поставленному вопросу. Точность, краткость, релевантность – основные критерии качества текста письменных ответов на открытые вопросы.

Все закрытые вопросы представляют собой различные виды задач на соотнесение (выбрать один ответ из списка; сопоставить поэлементно список вопросов и ответов; выбрать более одного ответа; сопоставить элементы двух и более неравновеликих списков и др.). Как бы ни был сформулирован закрытый вопрос, в основе ответа будет лежать процедура сопоставления двух и более множеств данных разного типа (дат, имен, названий, мест, концептов, понятий, цитат и т.д.).

Такая конструкция закрытых вопросов позволяет оптимизировать алгоритм подготовки, использовав схему запоминания, соответствующую типовой структуре закрытых вопросов.

Работа над заданиями, требующими развёрнутого ответа

При подготовке развернутого письменного ответа на вопрос целесообразно придерживаться следующего алгоритма организации работы.

  1. Внимательно прочитать и проанализировать формулировку темы. Чрезвычайно важно правильно выделить смысловое ядро задания (которое может быть подано в метафорической форме – например, в виде цитаты из первоисточника). Неверно расшифрованная тема приведет к неудовлетворительной оценке за данный вопрос с формулировкой «ответ не соответствует теме».

  1. Проанализировав и формализовав содержание темы необходимо отнести ее к предметной области одного или нескольких (желательно) разделов предмета. Это позволит выбрать материал для раскрытия темы и сформировать сюжет.

  2. Поскольку участник олимпиады должен продемонстрировать знания, определившись с темой и предметной областью необходимо проанализировать собственные возможности в части насыщения текста содержательной информацией – понятиями, концептами, ссылками на авторов и работы. Ни в коем случае не следует рассматривать задания с развернутыми ответами на вопрос в качестве призыва к свободному рассуждению, перед школьником стоит совершенно другая задача: используя тему, продемонстрировать свой уровень владения предметом, включая фактографию, владение терминологией, знание основных персоналий, понимание основных проблем и т.д. Поскольку участник очного тура вынужден действовать в стрессовых условиях и жесткого временного лимита, необходимо, поняв тему, быстро оценить наиболее выигрышный способ подачи из тех, к которым абитуриент готов. При этом критерием «выигрышности» будет именно подробность и глубина владения соответствующим разделом обществознания.

  3. Так как одним из критериев оценки решения олимпиадных задач является демонстрация творческого подхода и самостоятельности мышления, решив задачу использования темы для демонстрации знаний, школьнику необходимо подумать над собственной точкой зрения на содержащуюся в теме проблему. При этом собственная точка зрения приобретает ценность только тогда, когда она содержательно обоснована и является дополнением к максимально более полному и содержательному изложению проблемы в традиционном ключе. В том случае, если абитуриент сводит свой ответ к выражению личной позиции, нерешенными остаются основные задачи, и ответ на вопрос не может быть оценен выше, чем «удовлетворительно».

 

19