Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2» г. Ярославль
Согласовано Зам. директора по ВР /______________________________/ (подпись) Ярушкина Г.В. _____________________________ (ФИО) 31.08.2022г. | Утверждаю Директор «гимназия №2» /_____________________________/ (подпись) Маслеников Н.В. _____________________________ (ФИО) Приказ №_______ от 31.08.2022 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Практикум решение задач по информатике»
9 класс
учителя Шульгина А. Е.
34 часа
г. Ярославль
Результаты освоения курса
Личностные результаты Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Сформированность ответственного отношения к учению.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи;
составлять план решения проблемы;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
Познавательные УУД
строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Коммуникативные УУД
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения,
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач.
Предметные результаты
Ученик научится
формировать умение формализации и структурирования информации;
умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы;
переводить заданное натуральное число из одной системы счисления в другую;
записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном языке программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Ученик овладеет:
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.).
Содержание курса
Количественное измерение информации. Скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Дискретная форма представления информации. Файловая система организации данных. ИКТ. Построение алгебры высказываний. Логические выражения. Поиск в готовой базе данных. Осуществление поиска информации в Интернете. Математические инструменты электронной таблицы. Анализ информации, представленной в виде схем. Формальные описания реальных объектов и процессов. Алгоритм, записанный на естественном языке. Учебные исполнители: робот, делитель, автомат. Линейный алгоритм в языке программирования Паскаль. Разветвляющиеся алгоритмы в языке программирования Паскаль. Циклические алгоритмы в языке программирования Паскаль. Циклический алгоритм обработки массива чисел в языке программирования Паскаль. Обработка большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы. Короткий алгоритм в среде формального исполнителя. Короткий алгоритм на языке программирования Паскаль.
Календарно-тематическое планирование
Занятие | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Количественные параметры информационных объектов | 1 |
2 | Кодирование и декодирование информации | 1 |
3 | Значение логического выражения | 1 |
4 | Формальные описания реальных объектов и процессов | 1 |
5 | Простой линейный алгоритм для формального исполнителя | 1 |
6 | Программа с условным оператором | 1 |
7 | Информационно-коммуникационные технологии | 1 |
8 | Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений | 1 |
9 | Анализирование информации | 1 |
10 | Сравнение чисел в различных системах счисления | 1 |
11 | Диагностическая работа по 1 части | 1 |
12 | Использование поиска операционной системы и текстового редактора | 1 |
13 | Использование поисковых средств операционной системы | 1 |
14-15 | Создание презентации в MS Office | 2 |
16-17 | Форматирование текста в MS Office | 2 |
18-19 | Создание презентации в LibreOffice | 2 |
20-21 | Форматирование текста в LibreOffice | 2 |
22-23 | Обработка большого массива данных в MS Office через формулы | 2 |
24-25 | Обработка большого массива данных в MS Office через сортировку и фильтр | 2 |
26-27 | Обработка большого массива данных в LibreOffice | 2 |
28-29 | Короткий алгоритм в различных средах исполнения (Робот) | 2 |
30-31 | Короткий алгоритм в различных средах исполнения (программирование) | 2 |
32 | Диагностическая работа по 2 части | 1 |
33 | Резервный час | 1 |
34 | Резервный час | 1 |