СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности социального направления «Школа безопасности» (АООП, 2 вариант)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности социального направления «Школа безопасности» (АООП, 2 вариант)»



Оглавление



  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  3. Содержание учебного предмета

  4. Тематическое планирование учебного предмета с указанием видов учебной деятельности и программы воспитания


Приложение

  • Календарно-тематическое планирование

  • Контрольно-измерительные материалы






































1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа безопасности» составлена на основе нормативных документов федерального и регионального уровней, локальных актов МОУ школы-интерната №8 Копейского городского округа.

Рабочая программа разработаны с целью организации получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющими заключения психолого-медико-педагогической комиссии, сохранения и совершенствования единого образовательного процесса. Рабочие программы составлены на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программыобразования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2),(далее - ФАООП), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 года № 1026 и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 1599 от 19.12.2014 г.

ФАООП УО (вариант 2) адресованы обучающимся с умеренной
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.

Рабочие программы адресованы обучающимся с умеренной умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализацииособых образовательных потребностей.

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2024 г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, в Москве, рег. № 79163 от 15.08.2024 г.);

- Приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 года № 1026 «О б утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ, регистрационный №72654 от 21.03.2023 г.);

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 №115;

- Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 «Об утверждении Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющим образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ, регистрационный № 70799 от 01 ноября 2022 г.);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603);

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 №28;

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 №2;

- Уставом МОУ школы-интерната №8, утвержденный Постановлением администрации КГО № 1881-п от 25.05.2023 г.;

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) МОУ школы-интерната №8 (приказ № 318 – од от 30.08.2024 г);

- Положением о рабочих программах МОУ школы-интерната № 8 № 233-од от 31.05.2022 г.;

-Учебным планом МОУ школы-интерната № 8 на 2024 – 2025 учебный год;

- Календарным учебным графиком МОУ школы-интерната № 8 на 2024 – 2025 учебный год.






























Цель программы внеурочной деятельности создание и функционирование системы безопасности образовательного учреждения, направленной на сохранение жизни и здоровья обучающихся; формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.


Задачи программы внеурочной деятельности:

- организация правового всеобуча на всех стадиях образования в школе, направленного на формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- формирование у детей ценностно-смыслового подхода к организации безопасности жизнедеятельности;

- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Программа предназначена для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и гигиены и безопасности окружающих, приобретения ими знаний и умений в прогнозировании опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания и различных видов деятельности человека, для определения способов защиты от них, а также приобретения привычек здорового образа жизни. Для младших школьников даются рекомендации по поведению на улицах и

дорогах, рассматриваются необходимые меры безопасности при обращении с огнем, газом, в общении с животными и во многих других ситуациях.

Занятия носят комплексный теоретический и практический характер. Теоретические занятия проводятся в начальной школе преимущественно в игровой форме с использованием дидактического материала и технических средств обучения.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане МОУ школы-интерната № 8

Рабочая программа по внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа безопасности» рассчитана на 1 час в неделю, всего за год 34 часа (34 учебные недели).

Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете.

Процесс обучения детей, которым рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 носит коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Отбор материала к занятиям для таких детей строится на принципе минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

Учебный материал к занятиям отбирается таким образом, чтобы объяснение было доступным.

Ввиду психологических особенностей учащихся, которым рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с целью усиления практической направленности обучения на уроках проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

- коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие памяти; развитие внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;

- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

- развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;

- формирование умения анализировать свою деятельность, воспитание правильного отношения к критике;

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Школа безопасности» на этапе начального общего образования являются:

•использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

• выделение характерных причинно-следственных связей;

• творческое решение учебных и практических задач;

• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

• соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

• использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

В основу программы положены следующие принципы:

• принцип актуальности;

• принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);

•принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);

• принцип доступности и наглядности;

• принцип практической направленности;

• принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

•принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: - обсудить, что получилось и что не получилось,

- изучить мнение детей, определить перспективу действий).

Формы занятий

• беседа-диалог,

• игры, экскурсии,

• практические занятия,

• встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,

• просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.

Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей учащихся.

Основные методы обучения:

-словесный метод (беседа, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, информацию из средств массовой информации и др.);

-наглядные методы (наблюдение, схемы и адаптированные изображения по теме, стихи, аудио и видео материалы, компьютерные технологии и др.);

-практические (сюжетно-ролевые игры, показ необходимого действия и др.).



  1. Планируемые результаты освоения программы


Личностные и предметные результаты:

Личностные результаты

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.


Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.


Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;

- оформлять свои мысли в устной речи;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.


Познавательные учебные действия:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

- ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;

- уметь слушать; участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

- составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия;

- названия и свойства изученных предметов и их частей, обобщающие названия изученных групп предметов;

- использовать знако-символические средства с помощью учителя;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.






Система оценки

достижения планируемых результатов освоения программы


Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.

Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на занятиях ритмикой состоит из практических заданий, коррекционно-развивающих упражнений на каждом уроке; организации ритмических игр; проведении творческих выступлений. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

        • по оценке творческой продукции ребенка -исполнению им комплексов упражнений по ритмической гимнастике, танцев, песен; игре на простых музыкальных инструментах, участию в различных сценических представлениях;

        • по повышению уровня общей и физической культуры;

        • по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;

        • по отношениям в коллективе.

Система оценки достижения возможных результатов освоения программы обеспечивает связь между требованиями стандарта и образовательным процессом. Она адекватно отражает требования стандарта, передает специфику образовательного процесса и соответствует возможностям обучающихся.

Целью оценочной деятельности является установление динамики развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): на начало учебного года, в середине, в конце и по итогам учебного года в целом. Освоение рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Ритмика» обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, проявляющийся в регулярном посещении занятий каждым учеником.
Основанием для выставления зачета является: отсутствие пропусков занятий без уважительной причины, результаты устных опросов, наблюдений учителя за повседневной работой ученика, активность учащегося на уроке (с учетом его психофизических возможностей).

Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

  1. баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

  2. балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

  3. балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  4. балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  5. балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

  6. баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Система контроля и оценки предметных результатов

Отметки по данному курсу внеурочной деятельности не выставляются, так как данный предмет относится к внеурочной деятельности. За каждый триместр и по итогам учебного года выставляется «зачет».


Перечень обязательных практических, контрольных, лабораторных, самостоятельных и других видов работ.

Перечень обязательных видов работ по курсу внеурочной деятельности «Школа безопасности» для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не предусмотрен АООП (вариант 2).


3. Содержание курса внеурочной деятельности


1. Основы здорового образа жизни

1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Понятие о здоровье и факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений.

1.2. Инфекционные болезни.

Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний.

1.3. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика

Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека.

2. Основы медицинских знаний н оказание первой медицинской помощи

2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Первая медицинская помощь. Переломы вывихи и растяжение связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова.

Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясение мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран.

Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой медицинской помощи при отравлении.

2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти руки, бедра, колена).

3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

3.1. Безопасное поведение на улицах и дорогах

Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Правила перехода улиц и дорог. Перекрестки.

Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

3.2. Безопасное поведение на природе

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам.

Безопасная переправа через водную преграду.

Умение вязать узлы.

Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

Основные спасательные средства.

4.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

п/п

Название раздела программы

Количество часов

1

Опасные ситуации природного характера

5

2

Опасные ситуации техногенного характера

5

3

Опасные ситуации социального характера

6

4

Дорожно-транспортная безопасность

11

5

Подготовка к активному отдыху на природе

7

Итого

34






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ



п/п

Содержание учебного курса внеурочной деятельности

Основные виды учебной деятельности

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата план/ факт

I

Опасные ситуации природного характера.

5





Личностные УД:

-понимает и соблюдает простую и составную инструкцию при выполнении учебных заданий с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;



Регулятивные УД: 
 -применять установленные правила в планировании способа решения;
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
-составлять план и последовательность действий;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;



Познавательные УД:

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;




Коммуникативные УД: 

-определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

1

Знакомство с опасными ситуациями в современных условиях жизнедеятельности.

1

.

2

Погодные явления и безопасность человека.

1


3

Безопасность на водоемах.

1


4

Чрезвычайные ситуации природного характера.

1


5

Мир и безопасность.

1


II


Опасные ситуации техногенного характера.

5


1

Что такое огонь. Пожар как явление.

1


2

Отчего происходят пожары.

1


3

Правила пожарной безопасности в школе и быту.

1


4

5

Правила пожарной безопасности в школе и быту. Рассказы о некоторых характерных пожарах.

2


III


Опасные ситуации социального характера.

6


1

Мир и безопасность.

1


2

Опасность у тебя дома. Электричество.

1


3

Опасность у тебя дома. Открывать ли дверь.

1


4

Один дома. Звонок по телефону.

1


5

Как вести себя с домашними питомцами.

1


6

Как вести себя с незнакомыми людьми.

1


IV


Дорожно-транспортная безопасность.

11


1

Безопасность на улицах. Переход и светофор

1


2

Переходим улицу

1


3

Дорожные знаки. Виды дорожных знаков

1


4

Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»

1


5

Пешеходная дорожка и езда на велосипеде

1


6

Мы – пешеходы! Практическое занятие.

Правила движения группой по улицам поселка

1


7

Внимание! Авария! Как защитить себя во время аварии

1


8

Виды транспорта. Правила для пассажиров

1


9

Встреча с сотрудником ГИБДД

1


10

Экскурсия по улице, на которой расположена школа

1


11

Игра «Мы едем по городу»

1


V

Подготовка к активному отдыху на природе.


7


1

Мы – путешественники. Отдыхаем без опасности

1


2

Съедобные грибы и ягоды

1


3

Лесные пожары. Как их избежать

1


4

С кем дружат болезни

1


5

Если хочешь быть здоров

1


6

О здоровом образе жизни

1


7

Двигательная активность и закаливание организма

1



ИТОГО:

34