| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области» имени заслуженного учителя школы РСФСР Ривгата Рашитовича Ибрагимова |
Форма-Рабочая программа по учебному предмету, курсу |
| УТВЕРЖДАЮ |
| Директор МБОУ МПЛ |
| | | Д.А. Дырдин |
| | | | | | | « | 29 | » | августа | 20 | 24 | г. |
| | Приказ № | 218-од | от | « | 29 | » | августа | 20 | 24 | г. |
| | | | |
| | | | |
Рабочая программа по учебному предмету, курсу
Название учебного предмета, курса | Математическая грамотность |
Класс | 7 |
Уровень образования | Основное общее образование |
Срок реализации программы | 1 год |
Количество часов | всего | 34 | часа в год; в неделю | 1 | час |
Рабочая программа составлена на основе | ФГОС основного общего образования, |
| рабочей программы воспитания МБОУ МПЛ |
Рабочую программу составил (а) | Кожухарь Елена Дмитриевна, учитель математики |
| Первой квалификационной категории |
Город | Димитровград |
Год разработки программы | 2024 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание учебного предмета 3
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 4
3. Тематическое планирование с указанием количества академических часов 6
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для обучающихся 7 классов на уровне основного общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС ООО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Количество часов, отведённых на курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» в 7 классе — 34 ч. (1 ч в неделю).
Содержание учебного предмета
Диаграммы
Реальные числовые данные. Анализ таблиц, диаграмм. Сбор информации. Столбчатые и круговые диаграммы. Определение и вычисление величин по графику, таблице, диаграмме.
Умение планировать бюджет
Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана. Задачи на покупку товара. Задачи на вклад в банк. Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
Математика в реальной жизни
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Создание проекта «Комната моей мечты»: расчет сметы на ремонт, расчет сметы на обстановку. Составление расчетов коммунальных услуг своей семьи, планирование расходов на отпуск семьи, учет расходов на питание.
Наглядная геометрия
Начальные понятия геометрии. Основные построения с помощью циркуля и линейки. Решение задач на нахождение неизвестных элементов простых геометрических фигур, многоугольников, окружностей. Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
Занимательные задачи
Решение математических задач, требующих от учащихся логических рассуждений. Решение обратных задач, используя круговую схему. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
выраженная устойчивая учебно-познавательной мотивация и интерес к учению;
готовность к самообразованию и самовоспитанию;
адекватная позитивная самооценка и Я-концепция;
компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
моральное сознание на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентация на их мотивы и чувства;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатия, как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные:
1) Регулятивные.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно контролировать свое время и планировать управление им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия;
определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
предполагать развитие будущих событий и развития процесса.
2) Коммуникативные
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
3) Познавательные
выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);
проводить доказательные рассуждения;
самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера;
синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
использование приемов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для решения задач;
умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации, сериации объектов;
осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
устанавливать причинно-следственные связи;
проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих стандартное применение одного из них;
исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике;
самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.
Предметные:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Диаграммы | 5 |
2 | Умение планировать бюджет | 4 |
3 | Математика в реальной жизни | 12 |
4 | Наглядная геометрия | 8 |
5 | Занимательные задачи | 5 |
Всего: | 34 |
Тематическое планирование с указанием количества академических часов