СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»»



Департамент социальной политики Администрации города Кургана муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Кургана


Принята (согласована) на заседании

методического (педагогического) совета*

от «__» ______________ 20__ г.

протокол № __

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ № 40»

______________Плешивцева Е.С.

приказ от «__» ________ 20__ г. № ____

 

 

  



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»


Возраст обучающихся: 14–15 лет

Срок реализации: 1 год






 

Автор-составитель: Дмитриева Анастасия Андреевна, педагог дополнительного образования

 

 

 

 


 

 

 

 

 








г. Курган

2025 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский языка» предназначена для учащихся 8 класса. Данный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 8 классе.



Нормативная база рабочей программы основана:

  • Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;

  • Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

  • Концепцию развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14)

  • Устав МБОУ «СОШ № 40»

  • Учебный план МБОУ «СОШ № 40»


В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «СОШ № 40» на 2023 – 2024 учебный год, расписанием учебных занятий МБОУ «СОШ № 40» в условиях пятидневной рабочей недели, наличием выходных и праздничных дней в 2022 – 2023 учебном году данная программа в 8 классе в 2023 – 2024 учебном году будет реализована в объеме 35 часов. Программа будет выполнена в полном объеме. Срок реализации рабочей программы – один год.


Данный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 8 классе.

Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться. Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.

Основной целью данного курса является качественная подготовка учащихся 8 класса по русскому языку, упорядочив процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.

 Задачи:

  1. Совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа.

  2. Дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки.

обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий.

  1. Освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка.

  2. Совершенствование лингвистической компетенции выпускников.


В современной школе, когда приоритеты отда­ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце­нивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, те­зисов, объединения нескольких источников, кото­рые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея­тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ОГЭ  также яв­ляется элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.

Программа включает также работу над заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля­ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает воспитанника к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние воспитанники в бу­дущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове­ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово­рить.  Развитие личнос­ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос­ти — это необходимая предпосылка решения соци­альных и экономических задач.

Таким образом, научить решать задания ОГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.


Общая характеристика учебного курса

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для воспитанников классов и рассчитан на 35 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения воспитанники должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Технология организации кружковой работы


    Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ОГЭ по русскому языку  предыдущих лет.

  Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  воспитанника главной фигурой образовательного процесса.

  Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого воспитанника при его взаимодействии с учителем и другими воспитанниками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы.

Основные организационные формы вовлечения воспитанников в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ОГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года.


Место учебного предмета в учебном плане

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения кружка в 9 классе выделяется 1 час в неделю.


Требования к уровню подготовки воспитанников 8 класса


К концу изучения курса учащиеся должны знать:

·основные функции языка;

·основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь;

·основные нормы русского литературного языка.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

·оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;

·анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;

·проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;

·использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

·извлекать необходимую информацию из различных источников;

·владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;

·применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;

·применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

·определять позицию автора;

·высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт).



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 «Занимательный русский язык»» для 8 класса и система его оценки


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.





Содержание программы


Введение. Речь. 2ч.

Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел.1ч. (Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История

некоторых слов).

Тема 2. Типы речи или типы в речи. 1ч. (Работа с текстами, определение типов речи).

Орфография. 6ч.

Тема 3. Необычные правила.1ч. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил).

Тема 4. Н+Н=НН 1ч. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки

есть не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)

Тема 5. Путеводные звѐзды орфографии. 1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю

развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).

Тема 6. Слитно, раздельно или через дефис? 1ч. (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)

Тема 7. Не и Ни бывают в слове. 1ч. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках.).

Тема 8. Различай и отличай. 1ч. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).

Морфология. 5 ч.

Тема 9. Морфологическая семейка.1ч. (Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс

«Кто больше?»).

Тема 10. Тайна в имени твоѐм. 1ч. (Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в

предложении. Сочинения миниатюры «Осенняя симфония»).

Тема 11. Именная родня. 1ч. (Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и

местоимение. Их

основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)

Тема 12. Братство глагольное.1ч. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в

предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова).

Тема 13. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. 1ч. (Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их

применение и

употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов».)

Синтаксис и пунктуация. 18 ч.

Тема 14. Сочетание или словосочетание?1ч. (Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с

реформированными текстами. Лингвистическое лото.)

Тема 15. Примыкай, управляй, согласуй…1ч..(Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование

различных названий.)

Тема 16. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

Тема 17. Это непростое простое предложение. 1ч. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов

в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)

Тема 18. Главнее главного. 1ч. (Подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач.)

Тема 19. Действую по-разному.1ч. (Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?»).

Тема 20. Определяй и дополняй. 1ч. (Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении.

Частота

употребления определений в загадках.

Тема 21. Где? Когда? Куда? Откуда? 1ч. (Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с

деформированным текстом).

Тема 22. Назывные именные. 1ч. (Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические

упражнения).

Тема 23. Личные отличные.1ч. (Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом

сказуемым.

Работа с текстом.)

Тема 24. Тройное доказательство родства. 1ч. (Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление

однородных членовв географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)

Тема 25. Соединю родных и разделю.1ч. (Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и

неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие»).

Тема 26. Обратись ко мне красиво!1ч. (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.)

Тема 27. Водные или вводные.1ч. (Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте. Конкурс на восстановление деформированного

текста. Игры на внимание.)

Тема 28. Сочетай, конструируй и вставляй.1ч. (Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте

предложения.

Использование при них знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..»

Тема 29. Обособим мы тебя.1ч. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления.

Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом).

Тема 30. Квадратное обособление.1ч. (Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов

предложения.)

Тема 31. Распространѐнные одиночки. Проектная работа. 1ч. ( Обособление приложения, распространѐнного и нераспространѐнного.

Решение кроссвордов.)

Прямая и косвенная речь. 4 ч.

Тема 32. Скажи прямо, не молчи…1ч. ( Строение прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.)

Тема 33. Косвенно чужая речь. Проектная работа. 1ч. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с

текстами, определение видов речи).

Тема 34. Косвенно чужая речь. Проектная работа. 1ч. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи).

Тема 35. Итоговое занятие за год. Защита проектов. 1ч.





Календарно-тематическое планирование кружка

«Занимательный русский язык»

в 8 классе

Наименование раздела программы и количество часов на раздел

Тема урока

Дата проведения


плановая

фактическая

1

Введение.

Заговори, чтоб я тебя увидел.



2

Речь

Типы речи или типы в речи.



3

Орфография

Необычные правила



4

Н+Н=НН. Одна н и нн в разных частях речи



5

Путеводные звѐзды орфографии



6

Слитно, раздельно или через дефис?



7

Не и Ни бывают в слове



8

Различай и отличай



9

Морфология


Морфологическая семейка




10

Тайна в имени твоѐм



11

Именная родня



12

Братство глагольное



13

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме



14

Синтаксис и пунктуация

Сочетание или словосочетание?




15

Примыкай, управляй, согласуй…



16

Работа над проектом



17

Это непростое простое предложение




18

Главнее главного



19

Действую по-разному



20

Определяй и дополняй



21

Где? Когда? Куда? Откуда?




22

Назывные именные



23

Личные отличные



24

Тройное доказательство родства



25

Соединю родных и разделю



26

Обратись ко мне красиво!




27

Водные или вводные



28

Сочетай, конструируй и вставляй



29

Обособим мы тебя



30

Квадратное обособление



31

Распространѐнные одиночки



32

Прямая и косвенная речь

Скажи прямо, не молчи…



33

Косвенно чужая речь



34

Косвенно чужая речь



35

Итоговое занятие. Защита проектов