Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №7»
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №7»
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №7»
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Психологическая Азбука»
для 1-4 классов
Программу составила: педагог-психолог Р.С. Зайнуллина
![]()
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Психологическая азбука» разработана в соответствии с Законом РоссийскойФедерации от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7», утвержденной приказом №______ от ________ 2016 г. И обеспечена УМК по психологической азбуке для 1-3 кл., авторов Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова.
Цель курса: развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «болисамопознания».
Основные задачи:
помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
учить методам и приемам познания себя;
учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
научить детей осознавать и называть собственные переживания;
помочь осознать свои задатки и способности;
ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
По задачам и используемым методам уроки «Психологической азбуки» представляют собой развивающие групповые занятия. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.
Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, — принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.
Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию. В программу каждого года обучения включено по пять разделов. Количество занятий внутри разделов позволяет приурочить завершение важнейших тем к окончаниям четвертей.
Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:
введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала — введение нового содержания — его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала — повторение — углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала).
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Занятие может включать следующие типы работы: рассказ учителя, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, лепка из пластилина, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда учитель читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.
Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:
а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;
г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;
д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами — ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры;
е) событийны: методы программы должны давать возможность событию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:
традиционные обучающие приемы;
ритуалы знакомства, представления, прощания;
«ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;
приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
техники релаксации;
психотехники самооценки и взаимооценки;
упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
экспрессивные техники (приемы самовыражения);
развивающе-тренировочные упражнения;
сказкотерапевтические упражнения;
иллюстрационно-демонстрационные задачи;
подвижные игры.
Формы контроля:
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях
Виды личностных УУД:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
У выпускника начальной школы будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
способность к оценке своей учебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей — партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Виды регулятивных УУД:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Формулирование проблемы.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 – класс
Базовое содержание курса «Психологическая азбука» в пять тематических блока- Я теперь школьник. Введение в мир психологии. Психика и познание мира. Темперамент и характер. Я и мои эмоции.
| Название занятия. | Ключевые задачи, решаемые на занятии. | Формы организации и видов деятельности |
Я теперь школьник | Знакомство | познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу | Беседы, игры, артерапевнические приемы, элементы тренинга, развивающие упражнения |
Знакомство продолжается | создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание. |
Я теперь школьник | познакомить с правилами школьной жизни и занятий |
Что значит быть школьником? | помочь в осознании социальной позиции школьника |
Знакомство с Пси-Магом | создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности |
Введение в мир психологии | Королевство Внутреннего мира | поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности | Сказки, беседы, игры, элементы тренинга, артерапевнические приемы, развивающие упражнения, психогимнастические элементы. |
Сказка о волшебных зеркалах-1 | укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию |
Сказка о волшебных зеркалах-2 |
Что я знаю о себе? | актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии |
Что я знаю о себе и о других? | помочь посмотреть на себя глазами других людей |
Название занятия | Ключевые задачи, решаемые на занятии |
Я — это кто? | помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии. |
Психика и познание мира | Мои ощущения | показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений | Сказки, обсуждение, беседы, развивающие упражнения, игры, психогимнастические элементы, артерапевнические приемы |
Мое восприятие мира | содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира |
Мое внимание | содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность |
Как быть внимательным? | развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания |
Развиваем свое внимание | помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание |
Я умею быть внимательным | мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность |
Темперамент и характер | Что такое темперамент? | содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента | Сказки, обсуждение, беседы, развивающие упражнения, игры, психогимнастические элементы, артерапевнические приемы |
Типы темперамента | способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы |
Разные люди — разные типы темперамента | закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности |
Разные люди — разные характеры | обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения |
Какой у меня характер? | мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе |
Какой характер у других? |
Мой характер: оценим недостатки | содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей |
Я и мои эмоции | | мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций | Сказки, беседы, игры, элементы тренинга, артерапевнические приемы, упражнения, психогимнастические элементы. |
Какие бывают эмоции? | показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций |
Конкурс чувствоведов |
Что я знаю о своих эмоциях? | способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок |
Королевство внутреннего мира | стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию |
2 – класс
Базовое содержание курса «Психологическая азбука» в пять тематических блока- Введение в мир психологии. Я и мой желания. Кладовая памяти. Лабиринты мышления.
| Название занятия. | Ключевые задачи, решаемые на занятии. | Формы организации и видов деятельности |
Введение в мир психологии. | Мои летние впечатления | научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобрази- тельных средств, содействовать развитию умения слушать, создать мотивацию на совместную работу | Умение работать в паре. Беседы, игры. |
Какой Я? | помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, происшедшие за лето, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества |
Психология - знакомая незнакомка | актуализировать имеющиеся у детей психологические знания, показать ценность и пользу психо- логических знаний для школьной и повседневной жизни, способство- вать развитию умений коллектив- ного сотрудничества |
Я и мой желания | Мои желания | познакомить детей с понятиями «желания» И «потребности», содействовать осознанию детьми своих желаний и развитию рефлексии | Беседы, игры, элементы тренинга. |
Сказка о борьбе мотивов | показать разнообразие мотивов, познакомить детей с феноменом борьбы мотивов; содействовать осознанию детьми своих мотивов; способствовать развитию у детей рефлексии |
Мои мотивы | содействовать осознанию детьми мотивов своего поведения; способ- ствовать развитию позитивных мотивов |
Какие мотивы у других? | содействовать осознанию детьми мотивов своего поведения, учить анализировать мотивы поведения других людей |
Кладовая памяти | Загадка Психо-очистителя | помочь осознать значимость для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций, развивать рефлексивные способно- сти и навыки коллективной работы | Беседы, игры. элементы тренинга, развивающие упражнения |
Что такое память? | содействовать осознанию особен- ностей своей памяти, развивать мнемические способности, упоря- дочить представления о памяти, познакомить с видами памяти |
Виды памяти |
Какая у меня память? | дать детям возможность изучить особенности собственной памяти, осознать ее сильные и слабые стороны, развивать мнемические способности |
Эмоциональная память | познакомить с особенностями эмоциональной памяти, развивать рефлексию переживаний и мнеми- ческие способности |
Как лучше запоминать? | мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти, познако- мить с некоторыми способами эффек тивного запоминания и с преимуще- ствами смыслового запоминания |
Я умею запоминать! |
Что я знаю о памяти? | мотивировать на дальнейшую тренировку памяти, закрепить способы эффективного запомина- ния, обобщить сведения о памяти |
Лабиринты мышления. | Сказка о профессоре Мышлении | познакомить с содержанием понятия «мышление», развивать умения ана- лизировать, сравнивать, обобщать | Беседы, игры, элементы тренинга, артерапевнические приемы, развивающие упражнения, психогимнастические элементы. |
Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых | развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать |
Учимся думать вместе! |
Учимся обобщать и находить закономерности | Развивать логическое мышление |
Учимся находить противоположности | развивать логическое мышление и диалектический взгляд на действи- тельность, актуализировать само- оценочную деятельность |
Учимся думать логично | развивать логическое мышление, содействовать осознанию своих умственных возможностей, актуа- лизировать самооценочную деятельность |
Учимся думать творчески | развивать у детей способность гиб- ко и оригинально мыслить, стиму- лировать проявления креативности |
Что я знаю о мышлении | закрепить умения обобщать, мыслить логично, развивать рефлексию способов умственной деятельности, обобщить сведения о мышлении |
Как стать талантливым | Фантазируем с Фантузей | стимулировать креативные способ- ности, развивать навыки совмест- ной творческой деятельности, упо- рядочить представления о фанта- зии и воображении, познакомить детей с понятием «способности» | Сказки, беседы, игры, элементы тренинга, артерапевнические приемы, развивающие упражнения, психогимнастические элементы. |
Что такое способности? |
Я знаю, что я…. | стимулировать интерес к самопоз- нанию, содействовать осознанию своих способностей, развивать интерес к собственному внутренне- мумиру |
Королевство внутреннего Мира: поиск сокровищ | стимулировать интерес к самопоз- нанию и психологии, обобщить полученный на занятиях в течении двух лет опыт |
3 – класс
Базовое содержание курса «Психологическая азбука» в пять тематических блока- Введение в мир психологии. Я и мой желания. Кладовая памяти. Лабиринты мышления.
Название занятия | Ключевые задачи, решаемые на занятии. | Формы организации и видов деятельности |
Раздел I. Введение в психологию общения |
Новая встреча с психологией | Пробудить интерес к психологии общения, самопознанию и рефлексии, способствовать развитию навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества | Сказки, беседы, игры, элементы тренинга, артерапевнические приемы, психогимнастические элементы. |
Начало путешествия в Страну Общения | Показать важность развития навыков взаимодействия и сотрудничества; настроить учащихся на осмысление своих отношений с одноклассниками, на развитие собственных коммуникативных возможностей |
Что взять с собой в путешествие? | Помочь в развитии умения осознавать свои желания, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества; формировать умениедействовать согласованно |
Что я знаю о себе? | Пробудить интерес к своему Я, содействовать развитию рефлексивной позиции в сфере общения |
Раздел II. Психология отношений: Ты-Я-Он/Она=Мы |
Как и почему начинаются ссоры? | Научить учащихся осознавать причины своих ссор; развивать экспрессивные способности, умение действовать согласованно | Сказки, беседы, игры, элементы тренинга, артерапевнические приемы, упражнения, психогимнастические элементы. |
Сказка о конфликте и контакте | Дать учащимся представление о содержании понятий «конфликт» и «контакт», развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества. |
Качества, важные для общения | Содействовать осознанию качеств, необходимых для эффективного взаимодействия, развивать экспрессивные способности, навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества |
Какие мы в общении? | Научить понимать разницу между тем, как воспринимает себя сам учащийся и как его воспринимают другие, помочь учащимся осознать, как к ним относятся родители и одноклассники, содействовать развитию реалистичной самооценки и самовосприятия |
Я общительный или замкнутый? | Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей; дать представление об индивидуальных различиях в этой сфере |
Королевство Разорванных Связей | Помочь осознать ценность глубоких и содержательных контактов между людьми, развивать навыки невербального взаимодействия |
Свои и чужие | Помочь осознать ценность глубоких и содержательных контактов между людьми, развивать навыки невербального взаимодействия |
Девчонки+мальчишки=… | Помочь учащимся осознать особенности своего отношения к представителям противоположного пола, способствовать Формированию у девочек и мальчиков позитивных установок по отношению друг к другу в ходе совместного принятия группового решения |
Друзья и недруги | Содействовать осознанию ценности дружеских отношений между людьми, помочь осознать, как воспринимают друзей и недругов мальчики и девочки, развивать толерантное отношение к другому мнению в ситуации совместного принятия группового решения |
Раздел III Сокровища и тайны дружбы |
Дружба - это… | Познакомить с содержанием понятия «дружба», развивать навыки совместной деятельности | Беседы, игры, элементы тренинга, артерапевнические приемы, упражнения, психогимнастические элементы. |
Мы – дружная команда! | Развивать навыки взаимодействия и Сотрудничества в команде, содействовать возникновению у членов команды чувства «Мы», создавать условия для самовыражения в команде, разработать с учащимися правила доброжелательного и эффективного общения |
Правила доброжелательного общения | Закрепить правила доброжелательного и эффективного общения, помочь учащимся понять, кто составляет круг их ближайшего общения, развивать способности самовыражения |
Дружная страна | Развивать стремление к самопознанию, помочь увидеть сходные черты у разных людей и осознать важность этого сходства для общения, содействовать осознанию своего сходства сдругим, развивать умение учитывать мнения разных людей |
Как мы все похожи! | Развивать способности к самопознанию и интерес к познанию других людей, помочь увидеть психологические различия людей и осознать важность наличия этих различий для общения, содействовать осознанию своих отличий от других, развивать умение учитывать разные мнения |
Какие мы все разные! | Способствовать развитию взаимопонимания, показать ценность уникальности и индивидуальности каждого человека, содействовать осознанию того, что собственная точка зрения и точки зрения других людей могут различаться, развивать толерантное отношение к другой точке зрения |
Сказка о другой Точке Зрения | Помочь учащимся осмыслить ценность дружеских отношении, осознать качества, присущие другу, показать значимость различий и сходств в дружеских отношениях, развивать умения представлять себя в общении, выражать невербально свое Я, действовать согласованно |
Скажи мне, кто твой друг… | Помочь учащимся осмыслитьценность дружеских отношении, осознать качества, присущие другу, показать значимость различий и сходств в дружеских отношениях, развивать умения представлять себя в общении, выражать невербально свое Я, действовать согласованно |
Раздел IV. Поддержка в общении |
Комплемент-это… | Познакомить учащихся с понятием «комплимент», показатьзначимость комплиментов для поддержания комфортных взаимоотношений, познакомить с «формулами» комплимента; развивать стремление к освоению навыков оказания психологической поддержки | Сказки, беседы, игры, элементы тренинга, артерапевнические приемы, развивающие упражнения, психогимнастические элементы. |
Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? | Развивать навыки оказания пси- хологической поддержки, помочь учащимся осознать и раскрыть в общении собственные достоинства, способности, достижения; актуализировать чувства самоценности и самоуважения |
Давайте говорить друг другу комплименты! | Развивать навыки оказания пси- хологической поддержки, помочь учащимся осознать и раскрыть в общении собственные достоинства, способности, достижения; осознать отношение к ним других людей; способствовать получению опыта самопринятия и принятия других |
Давайте говорить друг другу комплименты! (продолжение) | Ориентировать учащихся на осознание роли эмоций в общении, содействовать осознанию смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения, расширить моциональный словарь общения учащихся что нет |
Как мы переживаем эмоции? | Содействовать осознанию динамики своих эмоций и влияния других людей на этот процесс, помочь осознать актуальные эмоции, развивать чувствительность. К восприятию эмоций других людей, умение выражать свои эмоции |
Мы умеем выражать свои эмоции! | Развивать уучащихся умение понимать эмоции других людей, выражать эмоции и чувства |
Как мы понимаем эмоции других? | Развивать умение понимать эмоции других людей, выражать эмоции; формировать способность к сопереживанию и сочувствию; обобщить изученный в течение учебного года материал |
Мы умеем сопереживать! | Развивать умение понимать эмоции других людей, выражать эмоции; формировать способность к сопереживанию и сочувствию; обобщить изученный в течение учебного года материал. |
4. Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Название занятия | Количество часов |
|
1 | Знакомство | 1 |
2 | Знакомство продолжается | 1 |
3 | Я теперь школьник | 1 |
4 | Что значит быть школьником | 1 |
5 | Знакомство с Пси-Магом | 1 |
| РАЗДЕЛ II. Введение в мир психологии |
6 | Королевство Внутреннего мира | 1 |
7 | Сказка о волшебных зеркалах - 1 | 1 |
8 | Сказка о волшебных зеркалах- 2 | 1 |
9-10 | Что я знаю о себе? | 2 |
11 | Что я знаю о себе и других? | 1 |
12 | Я- это кто? | 1 |
РАЗДЕЛ III. Психика и познание мира |
13-14 | Мои ощущения | 2 |
15 | Мое восприятие мира | 1 |
16 | Мое внимание | 1 |
17 | Как быть внимательным? | 1 |
18-19 | Развиваем внимание | 2 |
20 | Я умею быть внимательным | 1 |
РАЗДЕЛ IV. Темперамент и характер |
21 | Что такое темперамент? | 1 |
22-23 | Типы темперамента | 2 |
24 | Разные люди - разные типы темперамента | 1 |
25 | Разные люди - разные характеры | 1 |
26 | Какой у меня характер? | 1 |
27 | Какой характер у других? | 1 |
28 | Мой характер: оценим недостатки | 1 |
| РАЗДЕЛ V. Я и мои эмоции | |
29 | Что такое эмоции? | 1 |
30 | Какие бывают эмоции? | 1 |
31 | Конкурс чувствоведов | 1 |
32 | Что я знаю о своих эмоциях? | 1 |
33 | Королевство внутреннего Мира | 1 |
2 класс
№ п/п | Название занятия | Количество часов |
РАЗДЕЛ I. Введение в мир психологии |
1 | Мои летние впечатления | 1 |
2 | Какой Я? | 1 |
3 | Психология - знакомая незнакомка | 1 |
| РАЗДЕЛ II. Я и мои желания | 1 |
4 | Мои желания | 1 |
5 | Сказка о борьбе мотивов | 1 |
6-7 | Мои мотивы | 2 |
8 | Какие мотивы у других? | 1 |
РАЗДЕЛ III. Кладовая памяти |
9 | Загадка Психоочистителя-l | 1 |
10 | Загадка Психоочистителя-2 | 1 |
11 | Что такое память? | 1 |
12-13 | Виды памяти | 2 |
14 | Какая у меня память? | 1 |
15 | Эмоциональная память | 1 |
16 | Как лучше запоминать? | 1 |
17 | Я умею запоминать! | 1 |
18 | Что я знаю о памяти? | 1 |
РАЗДЕЛ IV. Лабиринты мышления |
19 | Сказка о профессоре Мышлении | 1 |
20 | Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых | 1 |
21-22 | Учимся думать вместе! | 2 |
23 | Учимся обобщать и находить закономерности закономерности | 1 |
24 | Учимся находить противоположности | 1 |
25 | Учимся думать логично- 1 | 1 |
26 | Учимся думать логично-2 | 1 |
27 | Учимся думать творчески | 1 |
28-29 | Что я знаю о мышлении? | 2 |
| РАЗДЕЛ V. Как стать талантливым | |
30 | Фантазируем с Фантузей | 1 |
31 | Что такое способности? | 1 |
32-33 | Я знаю, что я ... | 2 |
34 | Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ | 1 |
3 класс
№ п/п | Название занятия | Количество часов |
| РАЗДЕЛ I Введение в психологию общения |
1 | Новая встреча с психологией | 1 |
2 | Начало путешествия в Страну Общения | 1 |
3 | Что взять с собой в путешествие? | 1 |
4-5 | Что я знаю о себе? | 2 |
РАЗДЕЛ II. Психология отношений: Ты - Я - Он/Она = Мы |
6 | Как и почему начинаются ссоры? | 1 |
7 | Сказка о конфликте и контакте | 1 |
8 | Качества, важные для общения | 1 |
9 | Какие мы в общении? | 1 |
10 | Я общительный или замкнутый? | 1 |
11 | Королевство Разорванных Связей | 1 |
12-13 | Свои и чужие | 2 |
14 | Девчонки + мальчишки = ... | 1 |
15 | Друзья и недруги | 1 |
| РАЗДЕЛ III. Сокровища и тайны дружбы |
16-17 | Дружба - это ... | 2 |
18 | Мы - дружная команда! | 1 |
19 | Правила доброжелательного общения | 1 |
20-21 | Дружная страна | 2 |
22 | Как мы все похожи! | 1 |
23 | Какие мы все разные! | 1 |
24 | Сказка о Другой Точке Зрения | 1 |
25 | Скажи мне, кто твой друг ... | 1 |
| РАЗДЕЛ IV. Поддержка в общении | |
26-27 | Комплимент - это ... | 2 |
28 | Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? | 1 |
29 | Давайте говорить друг другу комплименты! | 1 |
| РАЗДЕЛ V.Сочувствие и сопереживание | |
30 | Как мы переживаем эмоции? | 1 |
31 | Мы умеем выражать свои эмоции! | 1 |
32 | Как мы понимаем эмоции других? | 1 |
33-34 | Мы умеем сопереживать! | 2 |
5. Описание учебно–методического комплекта и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
для педагога-психолога:
Литература
Вачков, И. В. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-м классе: Методическое пособие / И. В. Вачков, Т. А. Аржакаева, А. Х. Попова. – М.: Генезис, 2012. – 136 с.
Вачков, И. В. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе: Методическое пособие / И. В. Вачков, Т. А. Аржакаева, А. Х. Попова. – М.: Генезис, 2012. – 144 с.
Вачков, И. В. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2 класс / И. В. Вачков, Т. А. Аржакаева, А. Х. Попова.– М.: Генезис, 2012. – 64 с.
Вачков, И. В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей / И. В. Вачков. – М.: Генезис, 2012. – 416 с.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2011. – 24 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / Под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. – 39 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М.: Просвещение, 2008. - 21 с.
Интернет - ресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
http://school-collection.edu.ru/ (Коллекция цифровых образовательных ресурсов)
Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа» (ПРОЕКТ) /Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/5233/
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
Наглядные пособия:
Кукла Пси-Маг;
Карточки с психологическими понятиями;
Изобразительные наглядные пособия – таблицы;
Аудиозапись эмоционально-насыщенных музыкальных фрагментов.
Техническое обеспечение:
Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон.
Раздаточный материал: набор карточек с названиями черт характера, набор карточек с названиями эмоций, конверт с набором картинок и набор из 24 палочек, карточки с логическими задачами т.д.