СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Занимательная математика" предназначена для учащихся 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 класс»







Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

1-4 классы





Автор-составитель:

Тищенко Светлана Борисовна








Кемерово, 2018 г



Оглавление


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………………..……2

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………………………........................................................................................6

3.Тематическое планирование…………..……………………………….……..……….... 27



































1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. 2.формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению; истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и ч\увств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать ( записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением: соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.










2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс (33 ч)


Раздел, содержание

Формы

деятельности

Виды деятельности

Математика – это интересно

Решение нестандартных задач.

Индивидуальная работа.

Парная работа


Решение нестандартных задач путём построения устной цепочки рассуждений. Игра «Муха»

Танграм: древняя китайская головоломка


Парная работа

Индивидуальная работа


Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. Фронтальный опрос.

Путешествие точки

Индивидуальная работа


Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Фронтальный опрос. Решение задач построением графа.

Игры с кубиками


Индивидуальная работа

Парная работа


Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. Знакомство с правилами несложных игр, тренировки в парах.

Танграм: древняя китайская головоломка


Парная работа

Индивидуальная работа




Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Устное составление задач – аналогов.

Волшебная линейка


Индивидуальная работа


Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Счет по линейке.

Праздник числа 10


Групповая работа.


Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Игра «Русское лото».

Конструирование многоугольников из деталей танграма


Групповая работа

Индивидуальная работа


Составление многоугольников. Проверка выполненной работы. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.

Игра-соревнование «Весёлый счёт»


Групповая работа

Индивидуальная работа




Игра: Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Решение задач на равновесие. Составлением  простейших равенств и действий над равенствами.

Игры с кубиками


Парная работа

Индивидуальная работа


Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Рубик» Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Сравнение кубиков по форме, цвету. Взаимный контроль.

Конструкторы лего


Индивидуальная работа


Игры с лего. Знакомство с деталями конструктора, схемами инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

Весёлая геометрия


Парная работа

Индивидуальная работа

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Решение олимпиадных задач.

Математические игры


Индивидуальная работа


Знакомство с правилами несложных игр, тренировки в парах, проведение групповых турниров. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

«Спичечный» конструктор


Парная работа

Индивидуальная работа


Построение конструкции по заданному образцу. Проверка выполненной работы. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Задачи-смекалки


Парная работа

Индивидуальная работа


Задачи с некорректными данными. Поиск методов проб и ошибок оптимального решения задачи на планирование действий и схематическое изображение найденного плана действий.

Прятки с фигурами


Парная работа

Индивидуальная работа

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей. «Поиск треугольников в заданной фигуре»

Математические игры


Групповая работа

Индивидуальная работа

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

Числовые головоломки


Индивидуальная работа

Групповая работа

Заполнение числового кроссворда. Тест. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Математическая карусель


Групповая работа

Индивидуальная работа

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Уголки


Индивидуальная работа


Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Игра в магазин. Монеты


Групповая работа

Парная работа

Индивидуальная работа

Игры Сложение и вычитание в пределах 20. Устное составление задач- аналогов.

Конструирование фигур из деталей танграма


Парная работа

Индивидуальная работа

Составление фигур.

Проверка выполненной работы.

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Игры с кубиками


Парная работа

Индивидуальная работа


Сложение и вычитание в пределах 20. Взаимный контроль. Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.

Математическое путешествие


Групповая работа

Индивидуальная работа

Сложение и вычитание в пределах 20. Работа с таблицей.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – = 7  7 + = 9  9 – = 6  6 + = 11
2-й раунд: 11 – = 8 и т. д.

Математические игры


Групповая работа

Индивидуальная работа

Конкурсы «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками»

Секреты задач


Индивидуальная работа

Парная работа

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач

Математическая карусель


Групповая работа

Индивидуальная работа

Выполнение различных заданий. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.


Числовые головоломки


Групповая работа

Индивидуальная работа

Выполнение различных заданий: Решение и составление ребусов, Заполнение числового кроссворда Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Математические игры


Групповая работа

Индивидуальная работа

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

КВН

«Математика – Царица наук»

Групповая работа

Индивидуальная работа

Выполнение различных заданий



2 класс (34 ч)



Раздел, содержание

Формы

деятельности

Виды деятельности

Математика это интересно

«Удивительная снежинка»

Индивидуальная работа

Парная работа

Геометрические узоры. Симметрия.

Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия». Беседа по данной теме.

Математические игры


Парная работа

Индивидуальная работа

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20. Иrpa «Крестики-нолики»

Математические игры


Групповая работа

Индивидуальная работа

Решение ребусов.

Конкурсы «Числа от 1 до 100». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»

Прятки с фигурами


Групповая работа

Индивидуальная работа

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Беседа по данной теме.

Секреты задач


Индивидуальная работа


Решение нестандартных

и занимательных задач.

Задачи в стихах. Определение секретов некоторых видов задач

«Спичечный» конструктор


Парная работа

Индивидуальная работа

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек. Проверка выполненной работы.

«Спичечный» конструктор


Парная работа

Индивидуальная работа

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек. Проверка выполненной работы.

Геометрический калейдоскоп


Групповая работа

Индивидуальная работа

Доставление картинки. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Доставление картинки без разбиения на части и представленной в умень­шенном масштабе.

Числовые головоломки


Групповая работа

Индивидуальная работа

Заполнение чи­слового кроссворда. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи­слового кроссворда(судоку).

«Шаг в будущее»

Парная работа

Индивидуальная работа


Знакомство с правилами несложных игр, тренировки в парах, проведение групповых турниров. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Геометрия вокруг нас


Парная работа

Индивидуальная работа

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Путешествие точки


Парная работа

Индивидуальная работа


Построение геометрической фигуры. Проверка работы. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соот­ветствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

«Шаг в будущее»


Групповая работа

Индивидуальная работа

Знакомство с правилами несложных игр, тренировки в парах, проведение групповых турниров. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

Тайны окружности


Индивидуальная работа


Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля. Распознавание (нахожде­ние) окружности на орнаменте. Беседа по данной теме. Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахожде­ние) окружности на орнаменте.

Математическое путешествие


Групповая работа

Индивидуальная работа


Вычисления по цепочке. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; вто­рой — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд:

34 - 14 = 20

20 + 18 = 38

38 - 16 = 22 22+ 15 = 37

«Новогодний серпантин»


Групповая работа

Индивидуальная работа




Мате­матические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

Математические игры


Групповая работа

Индивидуальная работа

Построение математических пирамид. Выполнение вычислений. Презентация Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».

«Часы нас будят по утрам...»


Индивидуальная работа


Определение времени по часам. Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. Опрос по данной теме.

Геометрический калейдоскоп

Индивидуальная работа


Задания на разрезание и составление фигур. Ребусы, кроссворды, головоломки.

Головоломки


Индивидуальная работа

Расшифровка закодированных слов.

Секреты задач


Парная работа

Индивидуальная работа

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

«Что скрывает сорока?»


Групповая работа

Индивидуальная работа

Решение и составление ребусов.

Интеллектуальная разминка


Групповая работа

Индивидуальная работа

Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи

Дважды два — четыре


Парная работа

Индивидуальная работа

Таблица умножения. Проверочная работа «Таблица умножения однозначных чисел». Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

Дважды два — четыре


Парная работа

Индивидуальная работа

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный конт­роль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел»

Дважды два — четыре


Групповая работа

Парная работа

Индивидуальная работа

Игры с кубиками. Взаимный конт­роль. Головоломки, занимательные задачи. Игры с кубиками (у каждого два кубика). Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

В царстве смекалки


Групповая работа

Индивидуальная работа

Сбор информации и выпуск математической газеты. Ребусы, кроссворды, головоломки.

Интеллектуальная разминка


Групповая работа

Индивидуальная работа

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате­матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Составь квадрат


Индивидуальная работа


Повторение геометрических фигур. Задания на составление прямоугольников. Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей

Мир занимательных задач


Индивидуальная работа

Парная работа

Решение задач, имеющих несколько решений. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и за­дания. Задача «о волке, козе и капусте».

Мир занимательных задач


Индивидуальная работа

Парная работа


Решение задач. Опрос по данной теме. Кроссворды, ребусы. Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и за­дания. Задача «о волке, козе и капусте».

Математические фокусы


Парная работа

Индивидуальная работа

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

Математическая эстафета


Индивидуальная работа

Решение олимпиадных задач.




3 класс (34 ч)


Раздел, содержание

Формы

деятельности

Виды деятельности

Интеллектуальная разминка


Индивидуальная работа

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

«Числовой» конструктор


Индивидуальная работа

Парная работа


Составление трёхзначных чисел. Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

Геометрия вокруг нас


Индивидуальная работа

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

Волшебные переливания


Парная работа

Задачи на переливание. Головоломки.

В царстве смекалки


Групповая работа

Индивидуальная работа

Решение нестандартных задач. Взаимоконтроль.

Сбор информации и выпуск математической газеты. Решение нестандартных задач (на «отношения»).

В царстве смекалки


Групповая работа


Решение нестандартных задач. Сбор информации и выпуск математической газеты. Решение нестандартных задач (на «отношения»).

«Шаг в будущее»


Групповая работа

Парная работа


Взаимопроверка. Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты
и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

«Спичечный» конструктор


Индивидуальная работа

Парная работа

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек. Проверка выполненной работы.

«Спичечный» конструктор


Индивидуальная работа

Парная работа


Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек. Проверка выполненной
работы.

Числовые головоломки


Групповая работа


Заполнение числового кроссворда. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Интеллектуальная разминка


Групповая работа


Работа на компьютере. Математические головоломки,
занимательные задачи. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере).

Интеллектуальная разминка


Групповая работа

Парная работа


Работа на компьютере. Математические головоломки,
занимательные задачи. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере).

Математические фокусы


Индивидуальная работа


Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,
со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы
в ответе получилось 1, 2, 3, 4, , 15.

Математические игры


Индивидуальная работа

Парная работа


Построение математических пирамид. Взаимопроверка.

Математические головоломки,
занимательные задачи. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

Секреты чисел


Индивидуальная работа


Числовой палиндром.

Математические головоломки,
занимательные задачи. Презентация Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.

Математическая копилка


Групповая работа


Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Математическое путешествие


Групповая работа

Индивидуальная работа

Парная работа


Вычисления в группах.

Взаимопроверка. Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 +
150= 670

Выбери маршрут


Индивидуальная работа

Парная работа


Составление карты путешествия.

Взаимопроверка.

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например, «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

Числовые головоломки


Парная работа


Заполнение числового кроссворда Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

В царстве смекалки


Групповая работа

Индивидуальная работа

Сбор информации и выпуск математической газеты. Конкурсы Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

В царстве смекалки


Групповая работа

Индивидуальная работа

Сбор информации и выпуск математической газеты Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Мир занимательных задач


Индивидуальная работа


Задачи со многими возможными решениями. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Геометрический калейдоскоп


Индивидуальная работа


Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

Интеллектуальная разминка


Групповая работа


Работа на компьютере. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Разверни листок


Индивидуальная работа

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

От секунды до столетия


Индивидуальная работа


Работа с единицами времени. Сбор информации. Составление различных задач.Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за
одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? 
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

От секунды до столетия


Индивидуальная работа


Работа с единицами времени. Сбор информации. Составление различных задач. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за
одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? 
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.

Числовые головоломки


Парная работа


Заполнение числового кроссворда.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

Конкурс смекалки


Индивидуальная работа


Решение старинных задач. Работа с таблицей. Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. 
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

Математические фокусы


Индивидуальная работа


Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное
число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Опрос Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное
число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

Энциклопедия математических развлечений


Групповая работа


Составление сборника занимательных заданий.

Использование
разных источников информации. Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.)

Энциклопедия математических развлечений


Групповая работа


Составление сборника занимательных заданий.

Использование разных источников информации. Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.).

Математический лабиринт


Индивидуальная работа

Парная работа

Выполнение олимпиадных заданий.

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».


4 класс (34 ч)



Раздел, содержание

Формы

деятельности

Виды деятельности

Интеллектуальная разминка


Индивидуальная работа

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Числа-великаны


Индивидуальная работа

Работа с браузером. Тест Как велик миллион? Что такое гугол?

Мир занимательных задач


Парная работа

Индивидуальная работа




Задачи со многими возможными решениями. Задачи и задания на развитие пространственных представлений Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Римские цифры


Индивидуальная работа

Занимательные задания с римскими цифрами. Презентация

Числовые головоломки


Парная работа

Индивидуальная работа

Заполнение числового кроссворда Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Секреты задач


Индивидуальная работа


Задачи в стихах повышенной сложности. Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

В царстве смекалки


Групповая работа

Индивидуальная работа

Сбор информации и выпуск математической газеты. Конкурсы.

Математический марафон


Индивидуальная работа

Решение задач международного конкурса «Кенгуру». Объяснение. Опрос. Конкурсы

«Спичечный» конструктор


Индивидуальная работа

Парная работа

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

«Спичечный» конструктор


Индивидуальная работа

Парная работа

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичекв соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Выбери маршрут


Индивидуальная работа


Составление карты путешествия. Объяснение. Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

Интеллектуальная разминка


Групповая работа


Работа на компьютере, математические головоломки,
занимательные задачи. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере.

Математические фокусы


Индивидуальная работа


Открытие быстрого способа поиска суммы. Мозговой штурм. Опрос. «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Занимательное моделирование


Индивидуальная работа

Парная работа


Моделирование. Создание объёмных фигур. Опрос. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Занимательное моделирование


Индивидуальная работа

Парная работа


Моделирование. Создание объёмных фигур. Опрос. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Занимательное моделирование


Индивидуальная работа

Парная работа


Моделирование. Создание объёмных фигур. Опрос. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Математическая копилка


Групповая работа


Составление сборника числового материала. Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Какие слова спрятаны в таблице?


Индивидуальная работа


Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

«Математика — наш друг!» 


Индивидуальная работа

Парная работа


Задачи, решаемые перебором различных вариантов Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Решай, отгадывай, считай


Индивидуальная работа

Парная работа


Вычисления. Конкурсы. Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

В царстве смекалки


Индивидуальная работа

Групповая работа

Сбор информации и выпуск математической газеты.

В царстве смекалки


Индивидуальная работа

Групповая работа

Сбор информации и выпуск математической газеты.

Числовые головоломки


Индивидуальная работа

Парная работа

Заполнение числового кроссворда. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Мир занимательных задач


Индивидуальная работа


Задачи со многими возможными решениями. Мозговой штурм. Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.

Мир занимательных задач


Индивидуальная работа

Парная работа


Задачи со многими возможными решениями. Мозговой штурм. Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.

Математические фокусы


Групповая работа

Индивидуальная работа

Отгадывание задуманных чисел.

Мозговой штурм. Головоломки. Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

Интеллектуальная разминка


Групповая работа

Индивидуальная работа


Математические головоломки,
занимательные задачи. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Интеллектуальная разминка


Групповая работа


Математические головоломки,
занимательные задачи. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Блиц-турнир по решению задач


Индивидуальная работа

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.

Математическая копилка


Групповая работа


Создание сборника числового материала для составления задач. Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

Геометрические фигуры вокруг нас


Индивидуальная работа


Поиск квадратов в прямоугольнике2 ×5 см. Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

Математический лабиринт


Индивидуальная работа

Парная работа

Выполнение олимпиадных заданий

Взаимоконтроль Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Математический праздник

Индивидуальная работа

Групповая работа

Парная работа

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».





















3.Тематическое планирование

1 класс (33 ч)


п/п

Раздел, тема




Формы контроля

Всего

Тео

рия

Прак

тика


1.

Математика – это интересно


1

1


опрос

2.

Танграм: древняя китайская головоломка 

1


1

анализ результатов деятельности.

3.

Путешествие точки

1


1

конкурс

4.

Игры с кубиками

1


1

анализ результатов деятельности.

5.

Танграм: древняя китайская головоломка

1


1

анализ результатов деятельности.

6

Волшебная линейка

1


1

конкурс

7

Праздник числа 10

1


1

опрос

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма


1


1

анализ результатов деятельности.

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1


1

игра

10

Игры с кубиками

1


1

игра

11-12

Конструкторы лего

2

1

1

анализ результатов деятельности.

13

Весёлая геометрия

1

1


опрос

14

Математические игры

1

1


анализ результатов деятельности.

15-16

«Спичечный» конструктор

2

1

1

анализ результатов деятельности.

17

Задачи-смекалки

1


1

опрос

18

Прятки с фигурами

1


1

опрос

19

Математические игры

1


1

анализ результатов деятельности.

20

Числовые головоломки

1


1

тест

21-22

Математическая карусель

2

1

1


23

Уголки

1


1


24

Игра в магазин. Монеты

1


1

анализ результатов деятельности.

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1


1

анализ результатов деятельности.

26

Игры с кубиками

1


1


27

Математическое путешествие

1


1

Выполнение заданий

28

Математические игры

1


1

конкурсы

29

Секреты задач

1

1


опрос

30

Математическая карусель

1


1


31

Числовые головоломки

1


1


32

Математические игры

1


1

анализ результатов деятельности.

33

КВН

«Математика – Царица наук»

1


1

Выполнение задний




2 класс (34ч)


п/п

Раздел, тема




Формы контроля

Все

го

теория

Прак

тика


1.

«Удивительная снежинка»


1

1



2.

Иrpa «Крестики-нолики»

1


1


3.

Математические игры


1


1

Конкурсы

4.

Прятки с фигурами


1


1

анализ результатов деятельности.

5.

Секреты задач



1

1


опрос

6-7

«Спичечный» конструктор


2

1

1

анализ результатов деятельности.

8.

Геометрический калейдоскоп


1


1

анализ результатов деятельности.

9.

Числовые головоломки


1


1

опрос

10.

«Шаг в будущее»


1


1


11.

Геометрия вокруг нас



1

1


Решение задач

12.

Путешествие точки


1


1

анализ результатов деятельности.

13.

«Шаг в будущее»


1


1


14.

Тайны окружности


1

1



15.

Математическое путешествие


1


1

кроссворд

16-17

«Новогодний серпантин»


2

1

1

ребусы, кроссворды

головоломки

18

Математические игры


1


1

защита презентации

19.

«Часы нас будят по утрам...»


1


1

опрос

20.

Геометрический калейдоскоп


1


1

ребусы, кроссворды, головоломки

21.

Головоломки


1


1


22.

Секреты задач


1

1


анализ результатов деятельности.

23.

«Что скрывает сорока?»


1


1


24.

Интеллектуальная разминка


1


1

опрос

25.

Дважды два — четыре


1


1

Проверочная работа

26-27.

Дважды два — четыре


2

1

1


28.

В царстве смекалки


1


1

Ребусы, кроссворды, головоломки

29.

Интеллектуальная разминка


1


1

опрос

30.

Составь квадрат

.


1


1

анализ результатов деятельности.

31-32.

Мир занимательных задач


2

1

1

анализ результатов деятельности.

33.

Математические фокусы


1


1


34.

Математическая эстафета

1


1

Конкурсы


3 класс (34 ч)


п/п

Раздел, тема




Формы контроля

Всего

теория

Прак

тика


1.

Интеллектуальная разминка

1


1

опрос

2.

«Числовой» конструктор

1


1


3.

Геометрия вокруг нас

1


1

анализ результатов деятельности.

4.

Волшебные переливания

1


1


5-6

В царстве смекалки

2

1

1

конкурсы

7

«Шаг в будущее»

1


1


8-9

«Спичечный» конструктор

2

1

1

анализ результатов деятельности.

10

Числовые головоломки

1


1


11-12

Интеллектуальная разминка

2

1

1

опрос

13

Математические фокусы

1


1


14

Математические игры

1


1

игры

15

Секреты чисел

1

1


Защита презентации

16

Математическая копилка

1

1


кроссворды

17

Математическое путешествие

1


1


18

Выбери маршрут

1


1

анализ результатов деятельности.

19

Числовые головоломки

1


1


20 -21

В царстве смекалки

2

1

1

конкурсы

22

Мир занимательных задач

1


1


23

Геометрический калейдоскоп

1


1

конкурсы

24

Интеллектуальная разминка

1


1

опрос

25

Разверни листок

1


1


26-27

От секунды до столетия

2

1

1


28

Числовые головоломки

1


1

анализ результатов деятельности.

29

Конкурс смекалки

1


1

конкурсы

30

Это было в старину

1


1

анализ результатов деятельности

31

Математические фокусы

1

1



32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

1

1

конкурсы

34

Математический лабиринт

1


1

Конкурсы



4 класс (34 ч)

п/п

Раздел, тема




Формы котроля

Всего

теория

Прак

тика


1.

Интеллектуальная разминка

1


1

опрос

2.

Числа-великаны

1


1

тест

3.

Мир занимательных задач

1


1

анализ результатов деятельности.

4.

Кто что увидит?

1


1


5

Римские цифры

1


1

Защита презентации

6

Числовые головоломки

1


1


7

Секреты задач

1

1


опрос

8

В царстве смекалки

1


1

конкурсы

9

Математический марафон

1


1

конкурсы

10-11

«Спичечный» конструктор

2

1

1


12

Выбери маршрут

1


1


13

Интеллектуальная разминка

1


1

опрос

14

Математические фокусы

1


1


15-17

Занимательное моделирование

2

1

1

анализ результатов деятельности.

18

Математическая копилка

1


1


19

Какие слова

спрятаны в таблице?

1


1

анализ результатов деятельности.

20

«Математика — наш друг!» 

1


1


21

Решай, отгадывай, считай

1


1

конкурсы

22-23

В царстве смекалки

2

1

1


24

Числовые головоломки

1


1

анализ результатов деятельности.

25-26

Мир занимательных задач

2

1

1

опрос

27

Математические фокусы

1


1


28-29

Интеллектуальная разминка

2

1

1

опрос

30

Блиц-турнир по решению задач

1


1

конкурсы

31

Математическая копилка

1


1


32

Геометрические фигуры вокруг нас

1


1

анализ результатов деятельности.

33

Математический лабиринт

1


1


34

Математический праздник

1


1

















  





23